Автор: Лисина Елена Юрьевна,
учитель МБОУ «Школа-интернат № 9»
г. Саров Нижегородской области
Использование игровых технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе
Предмет, который в школе называется «русский язык»,письмо и развитие речи» часто оказывается у детей в числе самых нелюбимых. Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, обусловлена особенностями их общего и речевого развития.
Неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.
Игровые технологии , являются одной из уникальных форм познания и обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными учебные предметы.
Игра самое любимое, самое естественное занятие детей. Она приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемого предмета, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Ради чего!?
Какие цели преследует учитель обращаясь именно к игровым технологиям на уроке.?Ради чего он это делает?
………..
Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт.
По виду деятельности игровые технологии можно разделить:
Физические; ; Интеллектуальные; ; Трудовые; Социальные.
По характеру игровой методики: Предметные; Сюжетные; Ролевые; Деловые; Имитационные; Игры-драматизации . Что мы часто используем в совей работе.
По форме использования на уроке и содержанию: Настольные; Дидактические; Подвижные; Деловые; Интеллектуальные.
Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.
По характеру педагогического процесса:
* * Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
* Познавательные, воспитательные, развивающие;
((• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
*Репродуктивные-помогают закрепить пройденный материал.продуктивные,-рисование, конструирование. Есть продукт деятельности.
творческие; ))
* Профориентационные, коммуникативные, диагностические.
По игровой среде игровые технологии делят: С предметами; Без предметов; Компьютерные; С использованием ТСО.
Требования к подбору игр:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения.
2. Игры-путешествия.
3. Игры-соревнования.
4. Орфоэпические минутки.
1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2.Игры-путешествия. (Путешествие в страну Лингвинию, Состав слова) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, творческих заданий.
3.Игры-соревнования. (На предметной неделе) Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Орфоэпические минутки
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Тётка Фёкла ела свёклу.
Я беру свой инструмент, Быстро развожу цем Ент.
Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой кварт Ал.
Что за странный носорог Ел и тв Орог, и творОГ.
Орфоэпические рифмовки (для физминуток)
Дрем Ота и зев Ота уходят за ворота. (потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё крас Ивее. (наклоны)
Лексико-фразеологические игры «Собери пословицу»
Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
Волков бояться -- в лес (не)ходить
(Не)стыдно знать - стыдно (не)учиться.
Лексико-фразеологические игры.
Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках письма и чтения
Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я
Ответы: ива гимн глава рот тигр влага том торг волан
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Игры для закрепления темы ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ:
«Наборщики» На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
Команда составляет из слогов имена мальчиков,
а др. команда – имена девочек. Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.
« Подумайте – назовите»
На доске записаны слов:
город … река … деревня … имя … отчество … фамилия …
Каждый по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название.
«Клички» Образовать клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Мыслительные операции, которые осуществляются учащимися коррекционной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Игра и игровые упражнения на уроках письма реализуют познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения
Несколько игр на тему « части речи». Если просто скучно рассказывать о них, то Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением и эмоциями, не становятся полезными – это «лишний груз».Ребенок никогда не использует его в будущем. А если вы предложите поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
«Найди ошибку»
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.
Например: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
«Конструктор».
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Например: -Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема).
«Четвёртый лишний»
Например: Метель, вьюга, честь, мать. «Лишними» могут быть:
Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,
Честь – 1 слог, остальные двусложные.
Мать – одушевленное, остальные неодушевленные.
«Составь слово»
Например: Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,
Приставка та же, что и в слове РАСХОД
Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК
Стихотворные упражнения (при изучении частей речи)
МЕСТОИМЕНИЕ Наберись, дружок, терпения!
Заучи местоимения. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они.
НАРЕЧИЕ Всем известно, что наречие – Постоянная часть речи.
Оно не изменяется. Его вопросы без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?
Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Выводы:
1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.
3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.
4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают более прочную базу знаний на данном этапе обучения