Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Применение игровых технологий на уроках развития речи в коррекционной школе

Применение игровых технологий на уроках развития речи в коррекционной школе

0 подписчиков
Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автор: Лисина Елена Юрьевна,

учитель МБОУ «Школа-интернат № 9»

г. Саров Нижегородской области

 Использование игровых технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе    

 Предмет, который в школе называется «русский язык»,письмо и развитие речи» часто оказывается у детей в числе самых нелюбимых.   Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, обусловлена особенностями их общего и речевого развития. 

Неразвитая речь, сниженная эмоциональность,    ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся с трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием на пути развития их познавательных интересов.

Игровые технологии , являются одной из уникальных форм познания и обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными учебные предметы.

Игра самое любимое, самое естественное занятие детей. Она приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемого предмета, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.


Ради чего!?

Какие цели преследует учитель обращаясь именно к игровым технологиям на уроке.?Ради чего он это делает?

………..

Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт.

По виду деятельности игровые технологии можно разделить:

Физические; ; Интеллектуальные; ; Трудовые; Социальные.

По характеру игровой методики: Предметные; Сюжетные; Ролевые; Деловые; Имитационные; Игры-драматизации . Что мы часто используем в совей работе.

По форме использования на уроке и содержанию: Настольные; Дидактические; Подвижные; Деловые; Интеллектуальные.    

       Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки.

По характеру педагогического процесса:

* * Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

* Познавательные, воспитательные, развивающие;

((• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

*Репродуктивные-помогают закрепить пройденный материал.продуктивные,-рисование, конструирование. Есть продукт деятельности.

творческие; ))

* Профориентационные, коммуникативные, диагностические. 

По игровой среде игровые технологии делят: С предметами; Без предметов; Компьютерные; С использованием ТСО. 


Требования к подбору игр:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения. 

Виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения.

2. Игры-путешествия.

3. Игры-соревнования.

4. Орфоэпические минутки. 

1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 
2.Игры-путешествия.  (Путешествие в страну Лингвинию, Состав слова) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, творческих заданий. 
3.Игры-соревнования. (На предметной неделе) Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Орфоэпические минутки 

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

 Тётка Фёкла ела свёклу.

Я беру свой инструмент, Быстро развожу цем Ент.

Брёл я долго и устал, Перешёл седьмой кварт Ал.

Что за странный носорог Ел и тв Орог, и творОГ.

Орфоэпические рифмовки (для физминуток) 


 Дрем Ота и зев Ота уходят за ворота. (потягивание)

Если прикоснёшься к иве,

Станешь ты ещё крас Ивее. (наклоны)

Лексико-фразеологические игры «Собери пословицу» 


 Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

Волков бояться -- в лес (не)ходить

(Не)стыдно знать - стыдно (не)учиться.

Лексико-фразеологические игры.

Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках письма и чтения

Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:

Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я

Ответы: ива гимн глава рот тигр влага том торг волан 

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

Игры для закрепления темы ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ:

«Наборщики» На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.

Команда составляет из слогов имена мальчиков,

а др. команда – имена девочек. Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя. 

« Подумайте – назовите»

На доске записаны слов:

город … река … деревня … имя … отчество … фамилия …

Каждый по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название.

«Клички» Образовать клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). 

   Мыслительные операции, которые осуществляются учащимися коррекционной школы, должны быть подготовлены и дозированы. В противном случае игра становится для них либо утомительной, либо вообще недоступной. Игра и игровые упражнения на уроках письма реализуют познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения

Несколько игр на тему « части речи». Если просто скучно рассказывать о них, то Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением и эмоциями, не становятся полезными – это «лишний груз».Ребенок никогда не использует его в будущем. А если вы предложите поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

«Найди ошибку»

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

Например: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п. 

«Конструктор».

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, Раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Например: -Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема). 

«Четвёртый лишний»

Например: Метель, вьюга, честь, мать. «Лишними» могут быть:

Вьюга – 1 скл., остальные 3 скл.,

Честь – 1 слог, остальные двусложные.

Мать – одушевленное, остальные неодушевленные. 

«Составь слово»

Например: Корень тот же, что и в слове СКАЗКА,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК 

Стихотворные упражнения (при изучении частей речи)

МЕСТОИМЕНИЕ Наберись, дружок, терпения!

Заучи местоимения. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они.

НАРЕЧИЕ Всем известно, что наречие – Постоянная часть речи.

Оно не изменяется. Его вопросы без труда Можно выучить, друзья: Где? Откуда? Как? Куда? Почему? Зачем? Когда?

 

Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Выводы:

1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.

3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память, стимулирует интерес к предмету.

4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей и создают более прочную базу знаний на данном этапе обучения 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Добрый день. Делюсь опытом работы с детьми с РАС в коррекционной школе. третий год обучения. 4 человека из 5 аутисты. Воспитанники разного уровня развития и социализации. Все не говорящие. Потребовалось много времени на адаптацию. Какие приемы и методы использовала описала в своем материале.
0 ₽
Опыт работы с детьми с тяжелыми умственными нарушениями. Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов: массажных мячиков Су джок, прищепок, счетных палочек, крышек, зубных щеток, бус, резинок для волос, трехгранных карандашей, липучек Банчемс.
0 ₽
Опыт работы применения мультфильмов в учебном процессе с детьми с ОВЗ Союз мультфильм в помощь учителю в учебном и воспитательном процессе. Мульт-терапия имеет здесь явные преимущества. В первую очередь, она решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры,человеческих ценностей, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. , Подборка мультфильмов по темам и тайминг просмотра.
0 ₽