Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Административная работа
  3. Принципы работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.Неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Административная работа

Категория

Административная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Принципы работы со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.

Актуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения. Более 20 % семилеток, начинающих учиться и имеющих нормальный интеллект, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. Если вовремя не помочь, не провести коррекционные воздействия, ребёнок станет неуспешным, неуспевающим.

Основные причины неуспеваемости:

  1. особенности организма школьника;

  2. особенности личности школьника;

  3. бытовые условия;

  4. гигиенические условия в школе;

  5. особенности воспитания в семье;

  6. особенности обучения и воспитания в школе;

  1. причины недостатков бытовых условий;

  2. причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;

  3. условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

  4. условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

  • отсутствие познавательного интереса

  • не сформированы элементарные организационные навыки

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

  • нет опоры на родителей как союзников учителя

  • дети, в основном, из асоциальных семей

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

  • частые пропуски уроков, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

    • Педагогическая запущенность.

    • Частые заболевания.

    • Пропуски занятий.

    • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

    • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

    • Учитывать все признаки предмета или явления.  Видеть общее и. д.

  1. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

    • работать с текстом;

    • выделять главное, существенное;

    • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

  1. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

    • отвлекаемостью;  подвижностью;

    • неусидчивостью и т. д.

  1. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

    • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

    • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

  1. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

  1. Конфликтные отношения

    • со сверстниками;  учителями;

    • отказ от усилий в учебной деятельности.

  2. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

    • в поддержке

    • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

  1. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

  1. Низкая работоспособность

    • В утомляемости

    • Истощаемости

    • Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивации.

Коррекционная работа с неуспевающими детьми.

В работе педагога необходима продуманная отлаженная система коррекционной работы. Она предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.

Цели этой работы :

  • помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы;

  • повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующегоразвития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Коррекционная работа должна осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:

-Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям. чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.

-Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.

-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.

-Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга.

Опрос занимает 5-7 минут.

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть, дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике, если были вопросы или затруднения.

В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках (ведутся с 1 класса, в них отображается вся теория по предмету), обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.

Работа с детьми, у которых возникают проблемы вследствие большого количествапропусков по болезни, строится иначе.

1. В данном случае провожу послеурочные консультации. Отрабатываем теорию и решаем по образцу задания. На закрепление даю карточку.

В своей работе я использую встречи и беседы с родителями неуспевающих детей. Считаю это - неотъемлемой частью работы по ликвидации проблем в учении. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Не всегда это бывает пробел в знаниях, может быть внимание, психологическое настроение, тревожность, семейные неурядицы и т.д. В ходе беседы мы вместе вырабатываем план помощи ученику по ликвидации причин пробелов в знаниях, внимании, труде.

Работа с неуспевающими детьми должна проводиться не только во время урока, но и в ходе индивидуальных занятий. Содержание этихзанятий должно исключить формальный механический подход, «натаскивание» в формировании отдельных навыков.

Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка:

задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. На этих занятиях царит дружеский микроклимат, они спрашивают, я вижу результаты сразу.

Основные методы и приёмы педагогических технологий, используемых в работе со слабоуспевающими.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться? Учителю не обойтись без применения методов и приёмов различных педагогических технологий.

Одна из таких технологий- ИСУД ( индивидуальный стиль учебной деятельности).

У учителя на каждого ученика составлена матрица учебного успеха, в которой отражены параметры инд.стиля ребёнка:

  • обученность ( объём и глубина знаний по предмету)

  • обучаемость ( уровень самостоятельности в уч. дея-сти)

  • внимание ( направленность и сосредоточенность сознания на определен. объектах)

  • память ( запоминание, сохранение, воспроизведение информации)

  • модальность ( наиболее комфортный канал приёма информации)

  • функцион. асимметрия полушарий головного мозга

  • организац. общеуч. умения и навыки ( самостоятельность действий и оптиматизация деясти)

-коммуникативные ОУУН ( формы и виды участия в коллект.учебн.дея-сти) -информац. ОУУН ( возможность самост.поиска и осмысления информации)

  • Мыслит. ОУУН ( психофизиологич.функции головн.мозга).

В окончательном виде матрица ИСУД ученика является основой для выбора комфортных для ученика заданий и развивающих форм заданий на каждом уроке.

Разумно и применение дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

    • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

    • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

    • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

    • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;  карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

    1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся) ( Приложение )

    2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

    3. Индивидуальные дифференцированные задания.

    4. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

В своей работе главное необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

    • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

    • слабому – выполнить посильный объем работы.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний– низкий, высокий–средний. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше.

В ходе этой работы создаются благоприятные условия для:

  • понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);

  • помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);

  • для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Здоровье сберегающие технологии в практической деятельности учителя начальных классов. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей систему образования, а именно учителей первой ступени, так как на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровье сберегающего фактора. Проводится очень много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряются современные здоровье сберегающие технологии.
0 ₽
Личностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе. Известно, что методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.
0 ₽
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. В работе рассмотрена проблема формирования читательской грамотности младших школьников. Представлены определения понятия «читательская грамотность». Описаны и обоснованы условия формирования читательской грамотности младших школьников.
0 ₽