муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №69»
305026, Российская Федерация, Курская область, город Курск,
улица Менделеева, дом №6-а. Телефон: (4712)24-00-70
e-mail:mdou69kursk@yandex.ru
ПРОЕКТ
Разработал воспитатель:
Анцупова Г.А.
Курск 2023г.
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном
летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск
воды и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание
слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В.А.Сухомлинский
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 15.101.23г. по 15.11.23г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Помочь детям увидеть многообразие осени; уточнить представление об основных признаках этого времени года, учить детей видеть эти изменения в окружающей природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- углубить представления об изменениях в природе осенью
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- учить детей узнавать деревья, кустарники, травянистые растения по листьям, плодам, семенам, коре;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи»,«Фрукты», «Лес», «Сад», «Парк», «Деревья».
Развивающие:
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
- развивать творческие и познавательные способности детей;
- развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой).
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- способствовать формированию интереса детей к самостоятельному наблюдению, пониманию необходимости помощи живому существу.
Возраст участников: дети 4-5 лет (средний возраст)
Сроки реализации проекта – краткосрочный (с 15.101.23г. по 15.11.23г.)
Предполагаемый результат:
В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Исследование и познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.
Актуальность темы:
Пятый год жизни – это возраст «почемучек» и время развития активного интереса к познанию мира. Но, учитывая, что у детей еще не сформированы самостоятельные способы познания, то задача воспитателя заключается в том, чтобы принимать самое активное, живое участие в детской познавательной деятельности и помогать находить ответы на все многочисленные детские вопросы. Оказываясь всегда рядом, воспитатель помогает детям освоить разные способы познания: приемы сенсорного обследования свойств и качеств предметов, создает условия для детского экспериментирования, умение вести наблюдение за близкими объектами окружающего нас мира. Такое участие воспитателя стимулирует не только интеллектуальное развитие детей пятого года жизни, но и помогает развить у них умение вглядываться и вслушиваться в природу, т.е. постепенно открывать для себя волшебный мир природы, быть добрыми и восприимчивыми к её красоте, бережно относиться к природе и ее объектам.
Этапы проекта:
1 этап. Предварительный этап:
1. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Составление плана на две недели, выбор форм работы.
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, методического и
демонстрационного материала, детской художественной литературы.
5. Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.
6. Украшение группы по теме «Золотая осень».
2 этап. Выполнение проекта:
1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы
«Осень золотая»
«Что такое листопад»
Рассматривание альбома «Осень»
2. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Вид деятельности:
- Рисование пейзаж «Золотая осень».
- Аппликация из бумаги: «Перелетные птицы».
- Лепка: «Мухоморы».
- Конструирование из конструктора: «Скворечник».
3. Образовательная область: «Речевое развитие»
Вид деятельности: «Развитие речи»
- Рассказывание по картине «Дети гуляют в лесу»
- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Режимные моменты:
Чтение художественной литературы об осени:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу»;
М. Ходякова «Осень»;
А. Плещеев «Осень наступила»;
М. Ивенсен «Падают листья»;
Игровая деятельность:
Пальчиковые игры: «Капуста», «Овощи»,«Дождик».
Речевые игры: «Угадай по описанию», «Чьи листья», «Осенние приметы»
Дидактические игры :«Времена года», «Когда это бывает», «С какого дерева листок».
Игры – драматизации: «Репка».
Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное», «Солнышко и дождик», «Вершки и корешки».
Наблюдения
- За деревьями осенью, листьями
- За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
- За перелетными птицами
Заключительный этап:
- Выставки детских рисунков, работ по аппликации и лепке.
- Выставка творческих поделок на тему: «Золотая осень» сделанных в совместной деятельности родителей с детьми.
- Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать».
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других.
Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.