Проект по ПДД «Правила дорожные детям знать положено»
Паспорт проекта
Краткая аннотация:
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Актуальность:
Исследование и статистика детского дорожно-транспортного травматизма “ДДТТ” в РФ выявила масштабные проблемы. Данные аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неутешительны, число детей , погибших в ДТП значительно растёт, имеет тенденцию к ухудшению, что связано с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличения скорости транспортного потока.
Основными причинами ДТП с участием детей дошкольного возраста в основном связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями такими как, неспособность правильно оценить ситуацию, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, специфические реакции на приближающийся транспорт.
Дошкольники не понимают опасности, автомобиля и дорог, поэтому и является потенциальными участниками ДТП.
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Проблема.
Актуальность и социальная острота этой проблемы диктует необходимость поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ДДТТ, проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе современных педагогических технологий таких как проектная деятельность поэтому в нашем дошкольном учреждении в тесном сотрудничестве с родителями был создан проект по теме “Правила дорожные детям знать положено”.
Участники проекта
Воспитанники подготовительной группы “Почемучки”.
Родители воспитанников группы “Почемучки ”.
Воспитатели группы “Почемучки ”.
Возраст воспитанников: 6-7 лет.
Особенности проекта:По характеру продукта: творческо-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (6 ноября по 18 ноября).
Образовательные области: задействованы все образовательные области.
По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МБДОУ
Цель проекта:Создание максимально эффективных условий для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных правил дорожно-транспортной безопасности в ходе реализации проекта “Правила дорожные детям знать положено” посредствам включения родителей воспитанников в образовательную деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей ПДД.
Задачи проекта:
Формирование у детей навыков безопасного поведения и развития познавательных процессов необходимых для правильной ориентации на дороге;
Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
Дать представление о правилах поведения пешехода на улицах города;
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения на дороге;
Закрепить с детьми знаний правил уличного движения;
Научить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
Методы проектной деятельности:
Познавательные бесед;
Чтение художественной литературы;
Занятие по безопасности;
Просмотр видеоматериалов;
Художественно – творческая деятельность ;
Игровая деятельность;
Исследовательская деятельность “Разработка и использование маршрута “Дом – детский сад””.
Предполагаемые результаты и продукты проекта:
Результат деятельности педагогов:
Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ДТП ;
Формирование у детей элементарных норм и правил дорожно-транспортной безопасности ;
Привитие дошкольникам умения ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
Этапы работы над проектом
I этап “Организационный ”
II этап “Основной”
III этап “Заключительный”
Организационный этап
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
Укрепление материально-технической базы:
Изготовление атрибутов по ПДД;
Оформление информационного стенда для родителей по ПДД.
Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
Пополнение уголка Безопасности дидактическими играми и пособиями;
Анкетирование родителей “Соблюдение дорожно-транспортной безопасности”.
Второй этап “Основной”
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.
Конкурс на лучший рисунок по ПДД “Светофорик” совместно с родителями на тему “Я пешеход”.
Проведение занятий по ПДД:
Занятие « Безопасное поведение на улице», Занятие «Правила дорожного движения», Беседа по картине «Улица города».
Проведение подвижных и дидактических игр.
Словесная игра «Что? Где? Откуда?», игра «Автошкола», сюжетно – ролевая игра «Шоферы», сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС»,
Решение игровых и проблемных ситуаций.
Проведение викторины по ПДД:
Викторина «Пешеход на улице».
Консультация для родителей на тему “Памятка пешеходам”.
Разработка с родителями и использование маршрута “Дом – детский сад”.
Воспитатели, музыкальный руководитель, родители.Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД,
Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово:
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: С. Михалкова “Бездельник светофор”, Дружинина М. “Наш друг светофор”; “Правила поведения на улице”; “Правила езды на велосипеде”; Иванов А. “Азбука безопасности”; Кривицкая А. “Тайны дорожных знаков”, Серяков И. “Улица полна неожиданностей” и т.д.
Закрепление детьми и родителями знаний ПДД,
Воспитание у детей интереса к изучению правил дорожного движения, развитие творческих способностей, закрепление знаний ПДД
Третий этап “Заключительный”
Подведение итогов проекта игра путешествие “ В страну дорожных знаков”,
Мониторинг
Вывод: По результатам проведённой диагностики мы видим, что у 68% детей высокий уровень развития по данному вопросу, 24 % - средний, 8% - низкий. Обучая детей правилам дорожного движения, использовались все доступные формы и методы работы.
Презентация проекта.
Список литературы:
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002.
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2008.
Данилова Т.И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М., 2006.
Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.
Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М.: ОО “Издательский образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2002.