Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Проект«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающегося в общеобразовательной организации»

Проект«Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающегося в общеобразовательной организации»

Цель индивидуальной образовательной программы • Создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей у обучающегося; • Умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования. • Создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося. 4. Задачи индивидуальной образовательной программы • Определение предпочтительного вида деятельности обучающегося. • Организация учеником собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений. • Развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации. • Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. • Создание комфортной среды для эффективного обучения. • Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Проект

«Тьюторское сопровождение

проектно-исследовательской

деятельности обучающегося

в общеобразовательной организации»

Автор проекта: учитель технологии

Керш-Борковского филиала

МБОУ Сокольниковской СОШ

Кордяшова Наталия Васильевна

Проект тьюторского сопровождения

Ученика 8 класса Керш- Борковского филиала
МБОУ Сокольниковской СОШ Моршанского района Тамбовской области
Саяпина Вячеслава Сергеевича

1. Общая характеристика ребенка, в отношении которого осуществляется тьюторское сопровождение

Вячеслав учится в школе с 1 класса.

Физически здоров, патологий нет. Все нормативы по физкультуре сдает на «отлично».

Вячеслав проживает в многодетной семье с мамой и отчимом. Ребенок регулярно общается с родным отцом. Родители поддерживают связь с классным руководителем, учителями , регулярно посещают родительские собрания.

В классе у Вячеслава сложились хорошие межличностные отношения со всеми учащимися. Среди одноклассников пользуется авторитетом. Никогда не идет на конфликт, всегда готов прийти на помощь. К педагогам относится уважительно.

Основная группа здоровья. Занятия в школе пропускает очень редко.

Слава достаточно коммуникабельный и очень ответственный. Он обладает высокой работоспособностью, имеет хорошие творческие способности, чувствителен к мнению других людей.

Он дисциплинирован. Старательно выполняет поручения. Стиль поведения доброжелательный, спокойный. Вячеслав, уверенный в своих силах, оптимистично настроенный юноша. Он умеет поставить перед собой определенную цель и стремится достичь ее.

2. Характеристика познавательных интересов ребенка

Это ученик, который старательно осваивает программный материал.

На любом уроке Вячеслав один из самых активных помощников учителя. Его отличает активная жизненная позиция. Любознательный, он демонстрирует хорошие знания предметов, опираясь не только на материал учебника, но и используя дополнительную литературу.
Проявляет повышенный интерес к физической культуре и музыке. Занимается в музыкальной школе по классу гитара.

Для выявления особенностей познавательного интереса у школьника были использованы различные методики:  (Приложения 1-4)

  • определение интенсивности познавательных интересов путем анкетирования (тест В. С. Юркевича);

  • наблюдение за проявлениями познавательного интереса. Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса позволил собрать дополнительные сведения о проявлении познавательного интереса во время деятельности Вячеслава на уроке в естественных условиях (методика Г.И.Щукиной);

  • тест Торренса на креативность.

Анализ проведенных исследований позволили сделать вывод об уровне проявления познавательной активности школьника и креативности мышления (показатели "беглость" выполнения, "гибкость","уникальность") . Слава обладает средней самопроизвольной поисковой активностью, проявляет интерес к сущности явлений, стремится разобраться в трудных вопросах, к преодолению трудностей в сложных проблемных задачах. Преобладание среднего уровня развития интереса и средний уровень креативности обеспечивает хорошую поисковую активность к большинству учебных предметов. При разработке индивидуальной образовательной программы необходимо учитывать то, что познавательные интересы такого уровня развития, требуют для своего развития соответствующей благоприятной среды, обновляющей и углубляющей знания, обеспечивающей выход за пределы учебных программ и приобщающей к наукам с максимальным использованием поисковой активности.

3. Цель индивидуальной образовательной программы

  • Создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей у обучающегося;

  • Умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования.

  • Создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося.

4. Задачи индивидуальной образовательной программы

  • Определение предпочтительного вида деятельности обучающегося.

  • Организация учеником собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений.

  • Развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации.

  • Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.

  • Создание комфортной среды для эффективного обучения.

  • Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

  1. Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в Керш_борковском филиале МБОУ Сокольниковской СОШ

В МБОУСокольниковской СОШ функционирует научное общество обучающихся «Путь в науку». В рамках школьного объединения обучающиеся различных возрастных групп выполняют индивидуальные и групповые исследовательские работы и осуществляют проектную деятельность.

Модель тьюторского сопровождения научного общества обучающихся «Путь в науку» включает в себя четыре этапа, которые несколько изменяют классический порядок педагогического тьюторского сопровождения обучающихся общеобразовательной школы.

1 этап. Мотивирование и привлечение к проектно - исследовательскойдеятельности



2 этап. Диагностирование потребностей

и приоритетов обучающих


3 этап. Непосредственное обучение и исследовательская работа

4 этап. Презентация опыта и анализ достижений

Этапы реализации модели тьюторского педагогического сопровождения могут занимать различное время в зависимости от уровня подготовленности обучающегося или группы.

Результативность деятельности обучающихся оценивается по материалам портфолио достижений. Личные портфолио наиболее успешных тьюторантов служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что также повышает мотивированность других обучающихся.

5. Карта образовательных ресурсов

Этапы

Рефлексия

Тьюторская поддержка

Диагнос-

тический

Знаю-умею-достиг

1.Хороший уровень знаний по общеобразовательным предметам

2.Особый интерес вызывают предметы: музыка, ИЗО, история,технология, физическая культура.

3.Умею проводить элементарные исследования, писать рефераты, делать презентации, пользоваться Интернет-ресурсами.

4. Результаты в текущем учебном году:

Призер Международного конкурса «Безопасный интернет» от проекта internet-pravila.ru.

5. Призер городского конкурса по музыке.

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная.

Задачи тьютора:

1.Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.

2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.

3.Развивать навыки исследовательской деятельности.

4.Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества

5.Способствовать развитию творческих способностей.

Проектиро

вание

Хочу узнать – научиться-достичь

1.Заниматься исследовательской деятельностью в области технологии, ИЗО, истории.

2.Продолжить успешное участие в предметных олимпиадах и музыкальных конкурсах.

Для составления ИОП из «Матрицы возможностей» выбираются конкретные виды деятельности:

1.Работа в рамках научного школьного общества.

2.Участия в мероприятиях, проводимых в школе (музыкальные вечера, концерты, классные часы).

Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Организация

Мои шаги в достижении цели

1. Чтение дополнительной научной литературы по предметам и работа с интернет - ресурсами.

2. Работа в рамках научного школьного общества.

3. Участие в мероприятиях, проводимых в школе (музыкальные вечера, концерты, классные часы).

4. Участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня.

Октябрь: участие в концерте, посещенном Дню учителя, участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии, истории, физической культуре.

Декабрь: участие в проектах по истории.

Январь: участие в муниципальном этапе конкурса " Агробизнес -идей" .

Февраль: участие в акции военно патриотического марафона

Март: участие в концерте, посвященном Международному женскому дню.

Апрель:

участие в школьной научно-практической конференции "Первые шаги в науку".

Май:

участие в школьном концерте, посвященном 74-годовщине победы в ВОВ.

консультации тьютора.

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг

1. Мои открытия:

-разработал социальный проект « Наследие малой Родины»

2.Мои победы:

-победитель и призёр школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Мои достижения:

-закончил 8 класс общеобразовательной и 1класс музыкальной школы на «хорошо» и «отлично».

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, что позволило достичь хороших успехов в учебной деятельности.

Вячеслав принимал активное участие во всех предметных неделях конкурсах. Участвовал в муниципальной научно-практической конференции" Агробизнес-иннициатива";

Психодиагностика выявила положительную динамику уровня сформированности ряда показателей интеллектуальной одаренности.

6. Использование различных ресурсов.

А) Внутри школьные ресурсы:

- курсы по выбору ( история, технология , ИЗО и т. д. );

- программы дополнительного образования ( "Организация проектной деятельности" , " Робототехника " , и т. д. );

- внеурочная деятельность ( научное общество учащихся «Путь в науку»,студия, кружки : , музыкальный «Пой , играй, твори «и т.д. )

Б) Ресурсы непосредственного социального окружения :

- благоприятные взаимоотношения в семье , а так же со знакомыми и друзьями;

- материальная и информационная помощь родителей ( необходимые консультации и интернет , помощь в организации поездок в другие города и экскурсии ).

В) Ресурсы социокультурной среды " ближайшей доступности":

- краеведческий музей г. Моршанск;

- детская музыкальная школа г. Моршанска

- детская спортивная школа г. Моршанска

- центр детского творчества «Минимакс» г. Моршанск

- подростковый клуб " Сокол"на базе МБОУ Сокольниковской СОШ Моршанского района.

Г) " Удаленные " внешние ресурсы :

- агробизнес-центры ( Татаново );

-Кванториум- Технопарк на базе СОШ №22 г. Тамбова

- экскурсионные поездки в другие города , регионы , страны.

- научно-образовательные учреждения Тамбова, Мичуринска,.

Д) Важнейшие интернет-ресурсы :

Умник - http://www.childfest.ru - Детский российский интернет-фестиваль: новости, участники, организаторы, проекты.

Физтех-Информ-Бюро - консультационный пункт для школьников
http://www.abitu.ru/taskbook.esp - Возможность получить ответы на вопросы по новейшим достижениям науки и техники от ведущих ученых РАН, РАО; а также совместно со сверстниками участвовать в самостоятельном научном поиске.

Путеводитель В МИРЕ НАУКИ для школьников. - http://www.uic.ssu.samara.ru/
Благодаря этому каталогу ученики школ могут через компьютерную сеть найти для себя не только учебные материалы, но и другие полезные материалы методического, научно-популярного, информационного, библиографического характера.

Олимпиады на сайте 'Развивающее обучение"
http://maro.newmail.ru/olimp_ro/ - Задания олимпиад по различным предметам, организованных международной ассоциацией "Развивающее образование"

"Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" - http://vschool.km.ru/about.asp
Проект является аналогом общеобразовательной школы в сети Интернет.
Википедия — Википедия - ru.wikipedia.org›Википедия

«Википе́дия» — общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия. Расположена по адресу ww.wikipedia.org.

Инновационная образовательная сеть" Эврика ". - http://www.eurekanet.ru/ewww/info/14714.html

Информационный портал" ЯКласс" -  http://www.yaklass.ru

7. Перечень возможных тем проектов в рамках реализации ИОП.

  • проект по технологии: «Востребованные профессии моего региона";

  • " продолжение работы над социальным проектом по истории « Наследие»

  • Проект по физической культуре " Азбука здоровья ".

8.Планируемые образовательные события.

  • участие в предметных олимпиадах ;

  • участие в конкурсах и конференциях разного уровня;

  • участие в интернет-конкурсах , форумах ;

  • разработка новых проектов и создание презентаций.

Приложение №1

Анкета

Юркевич В.С. «Определение уровня познавательной потребности» (рассчитана только на старшеклассников)

  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) связаны очень тесно

б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности

в) никак не связаны

  1. Обращается ли ученик к серьёзным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями?

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) большинство занятий подчиненно этому принципу

б) ставит такие задачи, но редко выполняет

в) не ставит долговременных задач

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «чёрную», неинтересную для него интеллектуальную работу ( например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а) делает всегда столько, сколько нужно

б) делает периодически

в) не любит выполнять неинтересную для него работу

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом.

а) всегда, когда это нужно

б) только изредка

в) не способен

Ответы: «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности

«б» - об умеренной

«в» - о слабо выраженной

Приложение №2

Анкета

Юркевич В.С. «Определение интенсивности познавательной потребности»

  1. Как часто ученик подолгу занимается какой- нибудь умственной работой (час- полтора – для младшего школьника; несколько часов подряд, не отрываясь – для подростков и т.д.)

А) часто

Б) иногда

В) очень редко

2. Что предпочитает ребёнок, когда задан вопрос «на сообразительность»?

А) «Помучиться», но самому найти ответ

Б) Когда как

В) Получить готовый ответ от других

3. Много ли читает дополнительной литературы?

А) Постоянно много

Б) Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает

В) Мало или совсем ничего не читает

4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

А) Очень эмоционально

Б) Когда как

В) Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребёнка)

5. Часто ли задаёт вопросы?

А) Часто

Б) Иногда

В) Очень редко

Ответы: «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной потребности

«б» - об умеренной

«в» - о слабо выраженной

Приложение №3

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Автор методики — Элис Пол Торренс, известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из учащихся. В полной мере осознавая всю сложность оценки креативного потенциала, который не может быть измерен в количественных показателях (в отличие от уровня интеллекта), Торренс тем не менее стремился создать надёжную методику для его изучения. Результаты диагностики обладают высокой степенью надёжности, так как методика была разработана по итогам длительных исследований, проведённых на большом количестве испытуемых. Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

1.«Нарисуй картинку».

Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо). Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

Первый субтест предполагает работу испытуемого с простым овалом

2. «Закончи рисунок» является наиболее распространённым из приведённых субтестов и может использоваться в качестве сокращённого варианта диагностики креативности Торренса. Суть его довольно проста: тестируемому предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

Второй субтест — набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок.

3.«Повторяющиеся линии». Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.

На основе каждой пары линий тестируемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста .

Процедура проведения диагностики творческого мышления.

Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек.(можно индивидуально).

Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Оптимальное количество испытуемых — не более 5–10 человек

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом. Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры. Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

Экспериментатору следует обязательно поинтересоваться, не возникло ли вопросов. В случае замешательства понадобится повторить инструкцию простым и доступным языком с учётом возраста испытуемых. Но ни в коем случае нельзя предоставлять примеры выполнения теста, поскольку это может привести к снижению оригинальности работ.

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.(объединении).

Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним.

Обработка и интерпретация результатов

Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию. Ответ признаётся неадекватным в случае, если:

  • не был использован предложенный элемент;

  • рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию;

  • название картинки бессмысленное, не связанное с изображением;

  • та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

Беглость

Беглость(продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

Оригинальность

Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале: баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками.

Этот показатель является наиболее значимым.Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.

Рассматриваемый показатель можно анализировать в соотношении с беглостью: для этого полученные за оригинальность баллы следует разделить на количество завершённых заданий и умножить на 100%.

Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень.

Примерные ответы с низкой оригинальностью:

Овал: 0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.

1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2: 

0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.

1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Стимул №3:

0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.

1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

Стимул №4:

0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.

1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок. 

Стимул №5:

0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.

1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

Стимул №6:

0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступен, лицо человека.

1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

Стимул №7:

0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.

1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело.

1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы , животное и его уши, буква М;

1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

Стимул №10:

0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.

1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).

Параллельные линии:

0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

Гибкость

Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним). Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории :

  • Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.

  • Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.

  • Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа.

  • Бельевая верёвка, шнур.

  • Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.

  • Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.

  • Воздушный змей.

  • Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.

  • Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.

  • Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.

  • , радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.

  • Зонтик.

  • Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.

  • Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.

  • Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.

  • Снеговик. Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.

  • Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.

  • Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.

  • Тростник и изделия из него. Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.

  • Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.

  • Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. Цифры. одна или в блоке, математические знаки.

Разработанность

Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов. Дополнительный балл начисляется за:

  • каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).

  • цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения.

  • особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки.

  • каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.

  • поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.

  • подробный заголовок.

Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

Абстрактность названия

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);

3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

Пример расшифровки Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность.

Каждый рисунок оценивается по трём параметрам: номер категории ответа, оригинальность и разработанность.

Подсчёт баллов и их анализ.

Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:

  • 30 — плохо;

  • 0—34 — меньше нормы;

  • 35—39 — немного ниже нормы;

  • 40—60 — норма;

  • 61—65 — несколько лучше нормы;

  • 66—70 — выше нормы; >70 — отлично.

Таблица: Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.

классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1 — 2

9,0

7,5

10,3

22,4

3 — 4

8,9

7,6

9,7

31,7

5 — 6

9,0

6,8

9,2

30,4

7 — 8

9,1

7,4

9,6

11,8

9 — 11

9,7

8,1

10,7

40,4

1 — 11

9,2

7,6

10,0

31,3

Сам Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду. 


Приложение №4

Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности? 
Действительно ли вы можете судить об одаренности ребенка, понимать причины недостаточного развития способностей у здорового ребенка?

Все это может показать тест Юркевич В.С., который мы вам предлагает выполнить.
Дайте на каждый вопрос один из трех ответов: да, нет, не знаю.

1. Нельзя слишком рано учить ребенка читать, даже если он сам к этому стремится.
2. Память - это самое главное для развития способностей.
3. Пока ребенок мал, никаких жестких требований к нему нельзя предъявлять.
4. Нельзя одаренного ребенка учить точно так же, как обычного.
5. Одаренные дети иногда с трудом усваивают знания и навыки, не соответствующие их способностям.
6. Ребенку с ранних лет необходимо предоставить выбор везде, где это только можно: в еде, одежде, прогулках и даже выборе друзей.
7. Чувство долга нельзя воспитывать слишком рано, нельзя предъявлять маленькому ребенку слишком строгие требования - от этого страдает личность.
8. Любой урок в школе должен быть интересен ребенку - без этого не будут развиваться способности.
9. Одаренный ребенок часто имеет трудности в общении.
10. Математику до 12-13 лет должны достаточно полно изучать все дети, вне различий в способностях.
11. Нужно, чтобы с первых дней обучения в школе ребенок был ориентирован только на отличные отметки.
12. Нельзя к ребенку, пусть даже маленькому, постоянно проявлять свою любовь - можно избаловать.
13. Детей до 11 лет нельзя обучать в профилированных классах - математических, гуманитарных...
14. Нельзя наказывать ребенка за сломанную игрушку.
15. Ребенка нельзя заставлять читать, особенно художественную литературу.
16. Ребенка с малых лет необходимо приучать к обязанностям по дому.
17. У каждого ребенка должна быть уверенность в своих силах.
18. Нужно постоянно проявлять свою любовь, когда ребенок мал, любовью избаловать невозможно.
19. Нельзя наказывать ребенка за плохое выполнение интеллектуальной деятельности - плохо прочитал, неправильно сосчитал и т. п.
20. Если ребенок обыкновенный, нельзя чтобы он считал себя способным, это будет мешать ему в жизни.
21. Одаренность только от Бога.
22. Одаренного ребенка можно сразу определить - он поражает всех своими знаниями и суждениями.
23. Маленького ребенка нельзя постоянно брать на руки - этим его можно избаловать.
24. Хороший учитель - тот, на уроке которого детям всегда интересно и они не замечают, как идет время.
25. Нужно, чтобы с самого раннего детства ребенку поменьше запрещали, тогда он вырастет настоящей личностью.
26. Маленького ребенка нельзя наказывать, это ведет к подавлению личности.
27. От оценок в школе желательно совершенно избавляться.
28. Когда взрослые читают ребенку, очень важно, чтобы он сидел тихо и прислушивался к каждому слову.
29. Одаренным детям ни в коем случае нельзя говорить, что они - одаренные, они могут зазнаться.
30. Для того чтобы ребенок вы рос способным, с ним обязательно надо заниматься еще до школы чтением, счетом, иностранным языком.
31. Для развития способностей от ребенка необходимо требовать, чтобы он ежедневно читал хотя бы две-три страницы.

А теперь подсчитайте количество правильных ответов.

Итак, если у вас более половины ответов неправильных, то вам необходимо заняться своим самообразованием (либо сочинить свою педагогическую теорию). Работать с одаренными детьми вам пока рановато.

Если неправильных ответов всего 5-7 - очень неплохо, в целом вы чувствуете, что называется, истину, остается только реализовать ее на практике.

Если неправильных ответов всего 2-3 - это просто замечательно, вы настоящий гений педагогической интуиции - вам необходимо срочно найти себе дело, соответствующее вашим недюжинным педагогическим способностям.

ОТВЕТЫ НА АНКЕТУ.

верно - (+) не верно - (-)

1. (v) 6. (+) 11. (v) 16. (+) 21. (v) 26. (v) 31. (v) 2. (v) 7. (v) 12. (v) 17. (+) 22. (v) 27. (v) 3. (v) 8. (v) 13. (v) 18. (+) 23. (v) 28. (v) 4. (v) 9. (+) 14. (+) 19. (+) 24. (v) 29. (v) 5. (+) 10. (+) 15. (+) 20. (v) 25. (v) 30. (v)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
0 ₽
Цель индивидуальной образовательной программы • Создание условий для формирования и развития интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей у обучающегося; • Умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования. • Создание условий для самовыражения и самореализации обучающегося. 4. Задачи индивидуальной образовательной программы • Определение предпочтительного вида деятельности обучающегося. • Организация учеником собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, устремлений. • Развитие навыков самообучения, самовоспитания, самореализации. • Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. • Создание комфортной среды для эффективного обучения. • Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
0 ₽
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплину технология. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения , связанных с разработкой и внедрением в учебный процесс современных образовательных технологий. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю: - отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; - развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; - продуктивно использовать учебное время; - добиваться высоких результатов обученности учащихся. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Сегодня я вам представлю современные образовательные технологии, которые может применить любой учитель в учебном процессе. Это прежде всего программа Wizer.me. ( визер. Ми).и образовательной платформы LECTA ) Эта программа создает развивающую образовательную среду для ребенка. Она является инструментом создания интерактивных рабочих листов, которые можно использовать в дистанционном обучении, для выполнения обучающимися домашних работ. Интерактивный рабочий лист представляет собой веб-страницу, на которой можно разместить учебный материал и различного типа задания для учащихся. Например, это может быть видео, картинка, тесты, текст на основе которых учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания
0 ₽