Департамент Смоленской области по образованию и науке
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Рук. ММО______ Л.С.Щедрова | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 | Утверждаю Приказ № . Директор МБОУ «Хиславичская СШ» ___________ Е.Ю.Мушкадинова |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Социально-полезная активность»
направленность: социально-педагогическое
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 12-16лет
Срок реализации: 1год
Автор –составитель: Терещенкова Ирина Николаевна
пгтХиславичи
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Социально-полезная активность» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот4июля2014г.№41«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Устав образовательной организации.
Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной программы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"
Направленность программы «Социально-полезная активность»» по содержанию является социально-педагогической. По функциональному предназначению — социально гуманитарного направления.
Уровеньосвоения программы базовый .
По форме организации образовательного процесса программа групповая:
беседы, обсуждения; совместная разработка сценариев и разучивание музыкальных номеров;
выполнение творческих работ, создание презентаций, буклетов, памяток и стенгазет; выступление - музыкальное, танцевальное, театральное, профилактическое, спортивное и т.д.; проведение тематических мероприятий, постановок и т.д).
По времени реализации годичная.
Актуальность программы обусловлена тем, что интенсивное социально-экономическое развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы, организаторских способностей. Формирование этих и целого ряда других качеств, происходит, прежде всего, в детские годы через целенаправленную работу школы, учреждений дополнительного образования, досуговых учреждений, средств массовой информации. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В настоящее время на первый план выходят задачи развития и формирования индивидуальности ребенка, создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей и подростков, их самореализации, обеспечение полноценного отдыха детей. В свободное от учёбы время ребёнок удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усиливает знания в том темпе и объеме, которые соответствуют его индивидуальным способностям. Наилучшее самовыражение можно проявить в свое свободное время, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Объем свободного времени детей сегодня определяется, можно сказать, на основе остаточного принципа, в зависимости от насыщенности учебных программ. Современные школьники все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах, и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения, которые зачастую несут негативный характер. Подрастающее поколение стало меньше общаться между собой в реальности, не приспособлены работать в коллективе, не играют на улице, они больше предпочитают общение и игры в сети интернета, что уничтожает быть разносторонне-развитыми, мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты для достижения успеха.
Сегодня важно не только предоставление ребенку возможности для самореализации личности, но и приобретение опыта социального общения, повышения уровня культуры общения детей и подростков друг с другом, развитие навыков сотрудничества с взрослыми, формирование активной гражданской позиции в обществе, приобретение организаторских способностей.
Разработка дополнительной образовательной программы«Социально-полезная активность» предполагает создание условий для расширения знаний, нацеленных на развитие коммуникативных, творческих навыков, социально активной, всесторонне-развитой, эмоционально-устойчивой личности.
Разнообразие видов деятельности, используемые в процессе реализации программы социально-педагогической направленности, открывает огромные возможности создания и использования развивающих ситуаций и решения ситуативных задач. Всё это способствует разностороннему раскрытию индивидуальных, творческих способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна дополнительной образовательной программы «Социально-полезная активность» основана на комплексном подходе по подготовке молодого человека к активному, самостоятельному участию в общешкольных, классных и внеклассных мероприятиях, тем самым выявляет через КТД новые таланты у детей, развивает организаторские, творческие и познавательные способности, способствует к формированию и сплочённости коллектива, способствует правильному планированию досуга. А также подготовка: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию сложных решений, умеющего эффективно взаимодействовать с социальными партнёрами.
Данная программа направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации и интеллектуальной личности ученика.
Программа доступна для разных категорий детей, как для детей проживающих в сельской местности, из семей группы риска так и для детей с ограниченными возможностями(ОВЗ) при желании обучаться ДОО и не имея возможности дистанционного обучения, можно использовать заочное обучение с применением электронных ресурсов, используя различные мессенджеры, а также возможно использовать методические распечатки КТ заданиями и теоретическими материалами(творческие задания, проекты, написание сценариев по плану, презентационные работы и др.), которые можно рассылать через почту.
Педагогическая целесообразность программы заключается в овладении основ социально-культурных, организаторских и коммуникативных навыков подростков в совместной деятельности и представляется одним из эффективных средств формирования у молодежи социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей и социальной активности.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, выступления и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средствах обучения (музыкальное оборудования, материалы для творческих работ, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь и т.д. ).
Реализация задач деятельности программы идет через коллективную работу. Особое место в отношениях внутри коллектива занимает позиция активиста и организатора. Дополнительная общеобразовательная программа «СПА» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования организаторских и активистских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование социально-культурных, организаторских и коммуникативных навыков является педагогически целесообразным.
Одной из воспитательных технологий, заслуживающих внимание, как в советские годы, так и в сегодняшние дни, является технология коллективного творческого воспитания («педагогика общей заботы», «методика коллективных творческих дел»). Методика разработана и внедрена доктором педагогических наук, академиком, профессором И.П. Ивановым.
Данная технология представляет собой организацию определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающую все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
СКТД - форма работы, которая направлена на :
- развитие творческих и интеллектуальных способностей;
- реализацию коммуникационных потребностей;
- обучение правилам и формам совместной деятельности;
- расширение знаний об социально-культурной деятельности;
- приобретение актёрских и сценаристских навыков;
- проявление организаторских способностей;
- формирование способности к рефлексии.
На основе получаемых знаний и навыков проводится творческий проект «Вернисаж наших дел»: как индивидуальное, так и групповое выполнение творческих выступлений. Для учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, деятельность, позволяющая проявлять себя. Испробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности.
Отличительной особенностью программы ДОО «СПА» является подготовка учащихся к социально значимой роли: граждан России, активистов школы, руководителей своей жизни. Обучение учащихся по программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, игр, музыкальных постановок. Весь курс обучения в программе СПА поделён на мастерские: культурно-досуговая мастерская, культурно-творческая мастерская, театрально-творческой мастерской; музыкально-творческая мастерская. Все мастерские направлены на коллективную деятельность всех участников данной программы.
Коллективно-творческие дела – забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях. Любое совместное дело выступает в разных вариантах, выявляет разные возможности и интересы. Стремление делать любое дело интересным, праздничным, ведёт к постоянной импровизации, экспромту. Поэтому каждое дело – это форма творческого содружества педагога и воспитанника.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий. В структуру программы входят 2 образовательных блоков: (теория, практика).
Программа состоит из теоретической и практической частей включая в себя культурно-творческое направление.
Значительное место в практических занятиях отводится выполнению творческих заданий и упражнениям: на развитие творческих, импровизационных, коммуникативных, артистических, организаторских способностей. Реализация программы предполагает использование следующих методов: словесные (беседа, объяснение), наглядные (наблюдение, видеометод, метод художественного анализа), практические (упражнение, демонстрация), игра.
Принципиальным отличием разработанной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующей в данной области, является обращение к Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467 (для адаптированных программ -письмо Министерство Просвещения России от 01.08.2019 № ТС-1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ как организационно-правовым ориентирам решения масштабной задачи федерального проекта “Успех каждого ребенка»).
Цель программы это - Развитие социально-активной личности ребенка, способной самовыражаться и самореализовываться через культурно творческие дела.
Задачи:
обучающие задачи:
- Способствовать овладению организаторскими способностями.
- Повысить социальную активность подростков в совместной деятельности.
- Формировать творческие и социльно- активные навыки.
- Научить правильно организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели.
- Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
- Обучить навыкам музыкально-творческому мастерства.
- Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам КТД.
- Организовать обучающихся для совместных коллективно-творческих дел.
- Сформировать эстетические потребности, ценности и чувства.
- Научить навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- Обеспечить условия для сплочения коллектива.
развивающие задачи:
1. Развивать познавательные, эмоциональные, волевые навыки проектной, познавательной деятельности, конструктивного общения и взаимодействия, умения думать, умения создавать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
2.Развивать эмоционально-волевую сферу детей средствами игровых, музыкальных занятий.
3. Развивать артистические способности.
4.Развивать координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость.
5. Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию.
6. Развивать навыки самоконтроля и самооценки деятельности…
7. Создавать условия для самореализации детей.
8. Развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля.
воспитательные задачи:
1. Сформировать гражданскую позицию.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3.Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим, доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д..
4. Воспитание доброты и чуткости средствами художественно- эстетических видов деятельности;
5. Укрепление спортивно-массовой работы среди детей.
6. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы адресовандетям разных возрастов 12-16 лет. Категория детей, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах, звеньях иногда индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.Наполняемость в группе составляет: 10-15 человек.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения — 35 часов;
Возможные формы проведения занятий:
Акция, сказка, беседа, вернисаж, мастер-класс, конкурс, викторина, концерт, творческая мастерская, музыкальная мастерская, КТМ, гостиная, посиделки, творческий отчет, обсуждение, занятие-игра, праздник, турнир, практическое занятие, игра деловая, фестиваль, игровая мастерская, презентация, игра сюжетно-ролевая, развлекательно-игровая программа, репетиция, эстафета и другие.
Форма обучения:
– очная и очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или дистанционная (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий). В качестве ресурсов можно использовать работу в мессенджере (Vibir,whatsApp).
Формы организации деятельности обучающихся - групповая, всем коллективом ДОО СПА.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45мин.
К концу первого года обучения обучающиеся:
- будут знать основные направления СКД;
- будут иметь представление об организаторских и коммуникативных способностях;
- освоение, добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей ДОО;
- овладеют понятиями актёрского и музыкально-творческого мастерства;
- научатся проводить и выбирать тематические материалы (музыкальные, творческие, патриотические, профилактические);
- появится потребность участников образовательного процесса в оперативном получении информации, желание и умение создавать информационные материалы (газеты, листовки, буклеты);
- расширят представления о чувстве товарищества и о чувстве личной ответственности;
- приобретут личный социальный опыт;
- научатся делать тематические памятки, открытки информационные, поздравительные, профилактические
- приобретение опыта самоорганизации;
- проявление активности, творчества, инициативы, деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и желание придти на помощь людям;
- будет сформирована устойчивая потребность ксотрудничеству с взрослыми и сверстниками на основе общих взглядов, ценностей, интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена коллектива;
- появится мотивация к проявлению социальной активности;
- будут стремиться грамотно, применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения), ценить семью, Отечество, окружающих людей, труд, знания, мир, землю.
Личностные результаты:
-принятие и освоение познавательных, эмоциональных, волевых навыков проектной, познавательной деятельности, конструктивного общения и взаимодействия, умения думать, умения создавать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца
- освоение учащимися содержания программы по формированию творческих и социльно-активных способностей;
- приобретение опыта сознательного восприятия собственной деятельности, умение выбирать и использовать средства для достижения поставленной цели;
- воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за способность самовыражаться и самореализовываться в культурно творческих делах;
- развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания (разработка тематических программ (сценарии: развлекательные, познавательные, спортивные, патриотические, профилактические и др. программы; распределение обязанностей и ролей; написание сценариев; подготовка атрибутов, ориентироваться в информационном пространстве);
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие критического и творческого мышления;
- проявление и развитие своих разнообразных способностей через КТД;
- развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни;
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- развитие высокой мотивации учебного процесса;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижение поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
-освоения учащимися содержания программы по формированию творческих и социльно-активных способностей ;
- обучение умению ставить цели;
- развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия;
- выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- организовывать свою деятельность;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; способность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Участники ДОО «СПА» смогут реализовать свои творческие, режиссёрские, хореографические, артистические и музыкальные способности.
Данная программаподготавливает детей к активной и правильной жизненной позиции, активному участию в общешкольных и классных, районных мероприятиях, выявляет через КТД новые таланты у детей, развивает творческие и познавательные способности, способствует формированию коммуникативных навыков общения, способствует правильному планированию досуга.
Учебно-тематическое планирование
«Социально-полезная активность»
№ п\п | Наименование темы | Количество часов | |||||
Формы контроля | |||||||
Всего | теория | практика | |||||
Вводное занятие Входной контроль Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. | 1 | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование Определение уровня развития детей, их социально-творческих способностей | |||||
Музыкально-творческая мастерская Подборка музыкального патриотического произведения. Исполнение под плюс и минус. | 1 | 10 | 35 | ||||
Музыкально-творческая мастерская Подготовка музыкального номера | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-досуговая мастерская. Патриотическая программа «Дорогам Смоленщины» | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-творческая мастерская. Творим своими руками. Выполнение поздравительной открытки ко Дню учителя. Выбор формы выполнения, подбор материалов для открытки, выполнение работы. Обсуждение. | 1 | 15 | 30 |
Культурно-досуговая мастерская. Развлекательная программа «Праздник осени» разработка сценария для учащихся начальных классов. Контроль- наблюдение | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Азбука здоровья»Подбор материала, разработка и подготовка сценария. Распределение обязанностей, ролей по сценарию. Культурно-досуговая мастерская. Развлекательная программа «Праздник осени» работа по сценарию. | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-досуговая мастерская. Развлекательная программа «Праздник осени» работа по сценарию (репетиция),« Азбука здоровья» | 1 | 10 | 35 | ||||
КТМ творим своими руками Подарок к Дню матери. Подбор материалов, выполнение подарков. « Мы танцуем и поём» Новогодний калейдоскоп | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Здоровей-ка»Культурно-досуговая мастерская. | 1 | 15 | 30 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» Новогодний калейдоскоп | 1 | 10 | 35 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» Новогодний калейдоскоп | 1 | 15 | 30 | Промежуточный Контроль – наблюдение- обсуждение По окончании и итогам КТД выявление детей, активных и пассивных, достигших и не достигших результатов в участии КТД (наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, концерты видеозапись, фото, беседа, опрос,) | |||
Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Здоровей-ка»Культурно-досуговая мастерская. Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Театрально-творческая мастерская Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» Культурно-творческая мастерская Творим своими руками | 1 | 5 | 40 | ||||
Театрально-творческая мастерская Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Театрально-творческая мастерская Музыкально-творческаямастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 10 | 35 | ||||
Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 10 | 35 |
Культурно-досуговая мастерская Познавательная программа для начальных классов « Правила дорожного движения» Подбор материала, разработка и подготовка сценария. | 1 | 15 | 30 | Промежуточный Контроль – наблюдение- обсуждение По окончании и итогам КТД Выявление детей, активных и пассивных, достигших и не достигших результатов в участии КТД.Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | |||
Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Правила дорожного движения»Распределение обязанностей, ролей по сценарию. | 1 | 5 | 40 | ||||
Культурно-досуговая мастерская «Здоровейка» | 1 | 15 | 30 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Театрально-творческой мастерской Учимся- придумываем – воплощаем на сцене | 1 | 15 | 30 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | 1 | 5 | 40 | ||||
Творческий проект. Вернисаж наших дел. | 1 | 15 | 30 | ||||
Творческий проект. Вернисаж наших дел. | 1 | 5 | 40 | Итоговый Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Вернисаж наших дел: выставка, презентация, игра, концерт, конкурс, , презентация творческих работ; опрос-обсуждение, коллективный анализ КТД, тестирование, анкетирование и др. |
Содержание тематического плана
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1. | Содержание учебного (тематического)плана Алгоритм работы.
4.Разработка развлекательных программ и проведение КТД. 5.Участие и проведение в КТД. 6.Обсуждение проделанной работы. | Программа состоит из теоретической и практической частей включая в себя культурно-творческое направление. Многие занятия кружка посвящены тематическим датам(событиям). Теоретическая часть курса включает в себя беседы о предстоящем событии в жизни школы, поселка, страны; подбор стихотворной части, знакомство с музыкальным репертуаром, просмотр видеоматериалов (клипы, видеоролики, мультфильмы, театральные постановки, творческие проекты), прослушивание литературных постановок и т.д.). Практическая часть включает в себя реализацию своих способностей и демонстрацию их на деле, т.е. совместная разработка КТД, самостоятельная подготовка тематических КТД, распределение ролей и обязанностей, работа в творческих мастерских, разучивание текстов песен, танцевальных движений и театральных постановок, отработка номеров и выступление. По подготовленным и проведённым культурно-творческим номерам проводится коллективное обсуждение, выявление лучших номеров и творческих работ, а также в конце года проводится итоговое мероприятиетворческий проект «Вернисаж наших дел». Весь курс обучения в программе СПА поделён на мастерские:культурно-досуговой мастерской, культурно-творческая мастерская, театрально-творческой мастерской; музыкально-творческая мастерская. Все мастерские направлены на коллективную деятельность всех участников данной программы. Коллективно-творческие дела – забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях. Любое совместное дело выступает в разных вариантах, выявляет разные возможности и интересы. Оптимальное использование в данной программе подвижных игр (физических упражнений), музыкальных игр и участие в развлекательно-игровых программах, а также активного участия в КТД должно привести к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшит физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей. Участники СПА смогут реализовать свои творческие, режиссёрские, хореографические, артистические и музыкальные способности. Данная программаподготавливает детей к активному участию в общешкольных и классных мероприятиях, выявляет через КТД новые таланты у детей, развивает творческие и познавательные способности, способствует к формированию и сплочённости коллектива, способствует правильному планированию досуга. |
2 | Вводное занятие | Инструктаж Проверка Технология КТД Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. |
2.1 | Культурно-досуговая мастерская | Подбор, разработка и подготовка тематических сценариев, тематических развлекательных программ (сценарии: развлекательные, познавательные, спортивные, патриотические, профилактические и др. программы).. Планирование тематического мероприятия приуроченного к какому-либо празднику или школьному КТ мероприятию. Коллективное проведение праздников, конкурсов, соревнований, игр, выполнение творческих работ и т.д., предоставляют возможность каждому члену коллектива участвовать и добиваться успеха. Распределение обязанностей и ролей, а также репетиция сценария, подготовка для мероприятия реквизитов и костюмов, участие и проведение мероприятий по сценарию. |
2.3 | Культурно-творческая мастерская | Творим своими руками. Выбор темы, материала, формата. Выполнение творческих поделок на конкурсы своими руками, оформление различных тематических стендов для школы и класса, изготовление атрибутов к сценариям. |
2.4 | Театрально-творческая мастерская | Театральная игра – учимся, придумываем – воплощаем на сцене. Обучение направлено на развитие творческих навыков, развитию речевого аппарата, постановке голоса, развитию памяти, выразительности чтения, сценической культуре поведения.Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности. Просмотр театральных постановок, спектаклей, видеороликов. Постановки экспромтом. Обсуждение. |
2.5 | Музыкально-творческая мастерская | Даннаямузыкально-творческая мастерская состоит из двух направлений танцевальное и вокальное. По данной теме обучающиеся развивают свои вокальные и танцевальные данные. Учащиеся сами выбирают музыкальные произведения, придумывают композиции танцевальные, репетируют. Ученики учатся, не боясь выходить на публику, как коллективно, так и индивидуально. |
2.6 | Творческие проекты | Вернисаж наших дел. Выступление. |
Формы контроля и оценочные материалы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы возможны в форме - беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, концерты, конкурсы, соревнования, грамоты, дипломы, готовые работы, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, контрольные работы, концерт и др.
Анализ мероприятий, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатов участия детей в мероприятиях социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, отзывы (детей и родителей), маршрутные листы, портфолио (протоколы соревнований, грамоты за конкурсы, аудиозапись, видеозапись, фото,, защита творческих работ).
В конце года готовится творческий проект «Вернисаж наших дел», в котором участвуют все учащиеся ДОО «СПА».
Вид контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени восприятия, склонности и обученности. Выявление детей, активных, творческих. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, Участие в КТМ мероприятии, в подготовке. |
Промежуточный | По окончании КТД | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | КТД (выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос ) |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) развитие. | Вернисаж наших дел: выставка, презентация, игра, концерт, конкурс, , презентация творческих работ; опрос-обсуждение, коллективный анализ КТД, тестирование, анкетирование и др. Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. |
Организационно-педагогические условия
реализации Программы
В качестве учебно-методического и информационного обеспечения программы используется учебные пособия:
- Журнал «Сценарии и репертуар», -/Москва: Культурно-издательский центр «ФЕСТ»,2011г.,
- Журнал «Поём, танцуем и рисуем»;-/Москва: Изд. «ТиО», 2010, 2011г.,
- Нечаевой М.П. «Вожатый детского коллектива. Методика воспитательной работы»- М.:УЦ Перспетива, 2011г.,
-Праздничный калейдоскоп. Начальная школа/сост. Е.Ю.Давыдова.-М.:УЦ «Перспектива», 2012.-228с.,
- Кочергиной Г.Д. «Ключи творчества: мысли, суждения, примеры» Смоленск 1996г… и др..
А также применяются электронные ресурсы:http://dusadschool.ucoz.ru/dopolnitelnaja_obshheobrazovatelnaja_programma-,https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/02/03/vospitatelnaya-rabochaya- и т.д.
Материально-технические условия реализации программы
При реализации реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий :
- создают условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей независимо от места нахождения обучающихся;
Основной задачей программы является качественное обучение детей, которое зависит не только от высокопрофессионального преподавательского состава, правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения занятий:
- Наличие места для проведения занятий - кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиН, актовый зал, сцена.
- Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (магнитофон, проектор, ноутбук, экран), звуковая аппаратура, музыкальная аппаратура, колонки, видеотека, фонотека, сценические костюмы.
- Спортивный инвентарь, канцелярские принадлежности, материалы для творческих работ (клей, альбомы, пластилин, краски, ватман, цветная бумага и т.д.)
Календарно-тематическое планирование
«Социально-полезная активность»
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
10. | 02. | 15.00.-15.45 | 1 | Вводное занятие Входной контроль Обучение приемам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел. | Входной: Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. Определение уровня развития детей, их социально-творческих способностей | |
10. | 09. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская Подборка музыкального патриотического произведения. Исполнение под плюс и минус. | ||
10. | 16. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская Подготовка музыкального номера | ||
10. | 23. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Патриотическая программа «Дорогам Смоленщины» | ||
10. | 30. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-творческая мастерская. Творим своими руками. Выполнение поздравительной открытки ко Дню учителя. Выбор формы выполнения, подбор материалов для открытки, выполнение работы. Обсуждение. | ||
11. | 06. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Развлекательная программа «Праздник осени» разработка сценария для учащихся начальных классов. Контроль- наблюдение | ||
11. | 13. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Азбука здоровья»Подбор материала, разработка и подготовка сценария. Распределение обязанностей, ролей по сценарию. Культурно-досуговая мастерская. Развлекательная программа «Праздник осени» работа по сценарию. | ||
11. | 20. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Развлекательная программа «Праздник осени» работа по сценарию (репетиция),« Азбука здоровья» | ||
11. | 27 | 15.00.-15.45 | 1 1 | КТМ творим своими руками Подарок к Дню матери. Подбор материалов, выполнение подарков. | ||
12. | 04. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Здоровей-ка»Культурно-досуговая мастерская. |
12. | 11. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» Новогодний калейдоскоп | ||
12. | 25. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» Новогодний калейдоскоп | Промежуточный контроль – наблюдение- обсуждение. По окончании и итогам КТД Выявление детей, активных и пассивных, достигших и не достигших результатов в участии КТД | |
01. | 08. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов «Здоровей-ка»Культурно-досуговая мастерская. Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
01. | 15. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
01. | 22. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
01. | 29. | 15.00.-15.45 | 1 | Театрально-творческая мастерская Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
02. | 05. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» Культурно-творческая мастерская Творим своими руками | ||
02. | 12. | 15.00.-15.45 | 1 | Театрально-творческая мастерская Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
02. | 19. | 15.00.-15.45 | 1 | Театрально-творческая мастерская Музыкально-творческаямастерская « Мы танцуем и поём» | ||
02. | 26. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
03. | 05. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
03 | 12. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
03. | 19. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
03. | 26. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-творческая мастерская Творим своими руками Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
04. | 02. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская Познавательная программа для начальных классов « Правила дорожного движения» Подбор материала, разработка и подготовка сценария. | Промежуточный контроль – наблюдение- обсуждение. По окончании и итогам КТД Выявление детей, активных и пассивных, достигших и не достигших результатов в участии КТД (выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос ) | |
04. | 09. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская. Познавательная программа для начальных классов « Правила дорожного движения»Распределение обязанностей, ролей по сценарию. | ||
04. | 16. | 15.00.-15.45 | 1 | Культурно-досуговая мастерская «Здоровейка» | ||
04. | 23. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» |
04. | 30. | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
05. | 07. | 15.00.-15.45 | 1 | Театрально-творческой мастерская Учимся- придумываем – воплощаем на сцене | ||
05. | 14 | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
05. | 14 | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
05. | 21 | 15.00.-15.45 | 1 | Музыкально-творческая мастерская « Мы танцуем и поём» | ||
05. | 28. | 15.00.-15.45 | 1 | Творческий проект. Вернисаж наших дел. | ||
05. | 28. | 15.00.-15.45 | 1 | Творческий проект. Вернисаж наших дел. | Итоговый Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Вернисаж наших дел: выставка, презентация, игра, концерт, конкурс, , презентация творческих работ; опрос-обсуждение, коллективный анализ КТД, тестирование, анкетирование и др. |