Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАСТЕРСКАЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА"

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МАСТЕРСКАЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА"

Программа по курсу внеурочной деятельности «Мастерская кукольного театра» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Программа курса ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эртильская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Эртильского муниципального района

Воронежской области

«УТВЕРЖДАЮ»

директор школы

___________Н.Ю. Бычуткина

Приказ № 088 от 31.08.2021 год

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАСТЕРСКАЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА»

Уровень обучения:

основное общее образование (5-8 классы)

Количество часов:

35

Разработали:

Щетинина О.В., учитель технологии ВКК

Сорокина Т.В., учитель русского языка и литературы ВКК

г. Эртиль

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по курсу внеурочной деятельности «Мастерская кукольного театра» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.

Программа курсаориентировананаформированиеиразвитиетворческихспособностейучащихся,удовлетворениеиндивидуальныхпотребностейучащихсявинтеллектуальном,художественно-эстетическоми нравственномразвитии.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе.

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  • ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12. 2010 года;

  • Письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011года № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

  • Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011 N 2357 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18. 12.2015 года, № 40154);

  • Основной образовательной программы МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»;

  • Устава и локальных актов МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП».

В соответствии с требованиями ФГОС, по завершении обучения в школе, выпускник должен не только обладать обширными знаниями в различных областях, но и уметь применять, адаптировать эти знания к реальным жизненным ситуациям. Конкурентоспособность человека на рынке зависит от его активности, гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Именно поэтому в работе по ФГОС большое внимание проектированию образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности.

Актуальность программы заключается в том, что для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание.

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.

Детское творчество – одна из актуальных проблем школьной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплое, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Поэтому особое значение в образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Данная программа направлена:

  • на ценностное развитие успешной личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

  • на развитие активного интереса к различным формам и видам театрального искусства;

  • на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели (создания спектакля).

Педагогическая целесообразность

Введение театрального искусства, через внеурочную деятельность способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Новизна программы обусловлена следующим:

-деятельностным подходом к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

-принципом междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

-принципом креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Отличительные особенности программы

Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

МЕСТО ПРОГРАМЫ

В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа предназначена для подростков 10-15 лет (девочки и мальчики); наполняемость группы — 12-15 человек, в основе набора группы — принцип добровольности.Планом школы предусмотрено ведение курса в количестве 35 часов в рамках внеурочной деятельности. Предусмотрены занятия обучающихся 5 - 8 классов (по 17 часов каждая группа).

Программа курса направлена на реализацию развивающих технологий обучения, учитывающих индивидуальность обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.

Роль учителя сводится к роли консультанта, помощника, координатора, коллеги, разумного критика, создателя идеи.

Программа курса внеурочной деятельности разработана согласно учебному плану МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП» и в соответствии с требованиями работы центра «Точка роста».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная, театрализованная, деятельность программы – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Цель программы: развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников посредством кукольного театра, приобретение нового социального опыта. Воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяются следующие задачи:

•формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом и нравственном развитии;

•изучение и освоение театральной работы с куклой;

•формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;

•воспитание уважения и любви к народному творчеству;

•воспитание толерантности по отношению друг к другу;

•развитие воображения, фантазии, самостоятельности мышления учащихся;

•развитие коммуникативных навыков учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате освоения данной программы обучающимися будут достигнуты личностные, предметные и метапредметные результаты:

1. Личностные результаты:

  • проявление заботы о человеке при групповом взаимодействии;

  • правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;

  • правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;

  • анализ и сопоставление, обобщение, проявление настойчивости в достижении цели;

  • соблюдение правил игры и дисциплины;

  • взаимодействие с партнерами по команде (способность проявлять терпимость, взаимовыручку и т.д.);

  • выражение себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой и игровой деятельности;

  • подведение итогов занятия;

  • анализ и систематизация полученных умений и навыков.

2. Метапредметные результаты:

  • ценностное отношение театру как к культурному наследию народа;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • получение сведений о многообразии театрального искусства.

3. Предметные результаты:

  • развитие качеств помогающих импровизировать, работать в группе, в коллективе, выступать перед публикой, зрителями;

  • выбор и организация творческого проекта;

  • приобретение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности;

  • формирование потребности выражения себя в доступных видах творчества, игре.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Кукольный театр, как искусство, воздействует на обучающихся целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, декоратора, дирижера.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

В программе курса широко используются как активные, так и традиционные формы организации деятельности обучающихся: творческая мастерская, игра, работа с эскизами, обсуждение, изучение основ мастерства кукловода, репетиция, мастерская звука, инсценировка произведения, актёрский тренинг, индивидуальная работа, работа в малых группах выступление.

В процессе реализации программы используются групповая и индивидуальнаяформы организации работы. Одновременно с игровой технологией применяются сопутствующие методы: словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог); метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи; наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, презентациями, просмотр пьесы, показ образца движения куклы); работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему) сравнительный, поисковый. При реализации программы также используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы обучения. Для наиболее эффективного достижения поставленных целей программы реализуются принципы доступности, проблемности и целостности школьного образования.

Особое внимание уделяется постановке дыхания, развитию чёткости произношения. Развитие чёткого произношения осуществляется посредством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок. Параллельно с чистоговорками, скороговорками и пословицами включены упражнения для развития подвижности речевого аппарата. Такие речевые, фонетические разминки проводятся на каждом занятии. Этюды с куклами помогают в этом.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Форма проведения занятий может быть различной:

-учебное занятие;

-творческая мастерская;

-мастер-класс;

-посещение и участие в выставках, показах;

-посещение музеев, театров.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

-текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

-промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

-итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов можно считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьес для свободного просмотра.

Оценить результаты театрально-игровой деятельности помогают этюды с куклой и выступления в спектаклях:

  • желание играть с куклой;

  • умение управлять ею;

  • способность импровизировать с куклой.

  • желание участвовать в спектаклях;

  • умение общаться с партнёром используя куклы театра;

  • способность создавать образ с помощью кукол театра.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

  1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии (1ч.)

Знакомство детей с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра. Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движения головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. Входная диагностика.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

  1. Устройство ширмы и декораций (12ч.)

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

  1. Виды кукол и способы управления ими (4ч.)

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол. Выставка кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Особенности работы кукловода (7ч.)

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста- кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

  1. Просмотр спектаклей кукольного театра. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки) (3ч.)

Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

  1. Речевая гимнастика (8ч.)

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

  1. Выбор пьесы (4ч.)

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

  1. Генеральная репетиция. Спектакль (29ч.)

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам. Анализ спектаклей. Диагностика.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Часы

1.

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

1

2.

Устройство ширмы и декораций

3

3.

Виды кукол и способы управления ими

4

4.

Особенности работы кукловода

5

5.

Просмотр спектаклей кукольного театра. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля.

2

6.

Речевая гимнастика

4

7.

Выбор пьесы

1

8.

Репетиции постановки. Спектакль

15

Итого:

35

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:

- инсценировки литературных произведений для детей школьного возраста;

- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.

В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

1) этюды (упражнения) на развитие внимания;

2) этюды на развитие памяти;

3) этюды на развитие воображения;

4) этюды на развитие мышления;

5) этюды на выражении эмоций;

6) этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

7) этюды на выразительность жеста;

8) этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

9) этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе со школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

- перчаточные куклы

- тростевые куклы;

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля. Занятия проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении.

Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

- театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):

-театральная ширма;

-декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение изготовлено самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  5. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

  6. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

  8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество - дети. (программа развития творческих способностей средствами театрального искусства) / М. : МИПКРО, 1995

  9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  10. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  13. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

  14. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

Электронные источники:

  1. Сайт «Библиотека театра» - http://www.theatre-studio.ru/library/

  2. Сайт «Дети создают театр» - http://teatr-detej.boom.ru./

  3. Сайт «Театр остров сокровищ» http://teatr-detej.boom.ru./

  4. Сайт «Театр детям» - http://www.teatrbaby.narod.ru/

Приложение№1

Словарьтеатральныхтерминов

Актер–деятельный,действующий

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты– одобрительныехлопки.

Афиша–объявленияопредставлении.

Бутафория–предметы,специальноизготовляемыеи употребляемыевместонастоящихвещейвтеатральныхпостановках( посуда,украшения).

Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на театральной сцене(лес,комната)

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Жест–движениерук,головы,передающиечувстваимысли.

Кулисы–вертикальныеполосыткани,обрамляющиесценупобокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.Монолог–речь одноголица, мысливслух.

Режиссер–управляющийактерами,раздающийроли;лицо,руководящеепостановкойспектакля.

Реквизит–вещиподлинныеилибутафорские,необходимыеактерампоходудействияспектакля.

Ремарка–пояснениенастраницахпьесы,которыеопределяютместо иобстановкудействия,указывают,какдолжнывести себядействующиелицавтехилииныхобстоятельствах. Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция –повторение,педварительноеисполнениеспектакля.

Реплика–фразадействующеголица,вследзакоторымвступаетдругоедействующеелицоилипроисходиткакое-либосценическоедействие.

Театр–местодлязрели

Приложение № 2

Список скороговорок

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел…

А вот белка не бела, белой даже не была…

Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Купи кипу пик.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Пришел Прокоп – кипит укроп.

Ушел Прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

У нас гость унес трость.

На дворе - трава, на траве - дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Мама Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Мама Милу мылом мыла.

Не жалела мама мыла.

Мила мыло не любила.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

чертили черными чернилами чертеж.

Сачок зацепился за сучок.

По семеро в сани уселись в сани.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шли шестнадцать мышей, нашли шесть грошей.

А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

У ежа ежата, у ужа – ужата.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Течет речка, печет печка.

Около колодца кольца не найдется.

Приложение № 3

Общие правила ведения кукол

В театре кукол есть несколько правил управления куклами, которые стали почти законами. Эти правила выполняют неукоснительно. Одно из правил касается основного положения куклы над ширмой.

Основное положение куклы над ширмой следующее: кукла повернута в сторону зрителей с небольшим наклоном вперед-вниз. Этот наклон нужен, чтобы зрители, сидящие ниже сцены, смогли увидеть лицо (или мордочку) куклы. При таком наклоне кукла будет смотреть как бы в глаза зрителям. Будьте внимательны, не отклоняйте локоть своей руки в сторону. И главное: ни в коем случае не сгибайте руку в запястье так, чтобы кисть отклонялась назад. В этом случае кукла «запрокинется».

Правило 1. Куклу показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители.

Правило 2. Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.

Правило 3. Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется, когда молчит- она неподвижна. Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать другую и обе они что-то кричат.

Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой. Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера.

Управление куклами-фигурками не требует специальных навыков. Нужно только не бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко.

Способы управления куклой

Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки, вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера.

Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие – либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы.

Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют перчаточной куклой двумя способами.

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ КУКЛАМИ

Рис. 1

Первый способ (самый простой) (рис. 1)

Головой куклы «руководит» указательный палец, а рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец пригибают к ладони.

При таком расположении пальцев у куклы получается очень подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение голова кукла может, только повернувшись всем туловищем сразу.

Второй способ (рис. 2)

В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы, большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем – другой.

Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить пальцами, вложенными в голову.

Рис. 2

Рис.3

Третий способ (рис. 3)

Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут.

В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало тренирована.

Четвертый способ (рис. 4)

Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе со средним

Рис. 4

Рис. 5

Пятый способ (рис. 5)

Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.

Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того, какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет изображать. Например, если куклу, изображающую маленького Зайчика, надеть так: голову – на средний палец, а лапки – на безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками

Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.

Упражнение с куклой

Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты.

С какой бы куклой вам не пришлось работать, помните: регулярные тренировки позволят уделить во время репетиций больше внимания выразительности поведения куклы, а не тому, как сделать определенный жест, с точки зрения техники.

Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными, продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол.

Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани.

Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений. Если невозможно воспользоваться зеркалом, можно обойтись и без него. Но следить за положением куклы над ширмой необходимо в любом случае. Вы можете попросить других посмотреть за действиями и поправить вас, когда потребуется.

Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой. Во – первых, может так случится, что работать с куклой можно будет только левой рукой. А во – вторых, во время спектакля часто приходится одновременно управлять двумя куклами. Поэтому выполняйте сначала на одной руке, потом на другой, а затем – на обеих сразу. Внимательно следите за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно.

Старайтесь делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна «трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к движениям более сложным.

Из всех верховых кукол у перчаточных жесты наиболее ограниченны. Но ни гапитная, ни тростевая, ни механическая кукла не могут так обнять друга, так крепко поколотить врага, как это может сделать перчаточная кукла.

Разминка

Начните разминку с самых простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.

Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

Наклон головы.

Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.

Сведение и разведение рук.

По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное положение.

Наклон туловища.

Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном соотношении.

Приседание.

Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите куклу в такой позе, затем верните в исходное положение.

Шаг.

Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверх-вниз и ни в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь – движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.

Игра с вещами.

Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это особенность очень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» - самое трудное для любой куклы.

Перчаточная кукла держит предмет обеими руками достаточно крепко и может уверенно с ним обращаться. Но это не значит, что можно обойтись без репетиций. Репетиции необходимы, причем проводить их лучше всего именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле.

Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за ширму целиком. Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик по цепочке. Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша.

В том случае, если кукла должна взять предмет одной рукой, делают дополнительные приспособления: крючки из проволоки сбоку или снизу предмета; углубление в предмете, в которое кукла может вставить руку, и т.п. С этой же целью к ладошкам куклы прикрепляют кнопки или крючки.

Хорошо удерживают предмет, руки с проволочным каркасом. Все перечисленные выше способы требуют усиленных репетиций, иначе во время спектакля движения куклы будут неуверенными и могут привести к неприятным неожиданностям.

В спектакле куклы не только берут и отдают предметы, но и выполняют более сложные действия, Например, одна кукла держит стакан, а другая наливает в этот стакан из кувшина воду. Или несколько кукол сначала строят пирамиду из кубиков, а затем разбирают ее. Общение и согласованные действия кукол очень важны, этому тоже надо учиться. Поэтому в разминку нужно вводить и упражнения-действия для нескольких кукол.

Танец.

Прежде чем научить куклу танцевать, внимательно последите за танцующими друзьями. Посмотрите, какие движения они выполняют руками, как двигается их туловище. Если сможете, то зарисуйте основные движения в танце. Не получится зарисовать – постарайтесь запомнить.

Конечно, выполнить все разнообразие движений танцующего человека перчаточной кукле не под силу, да этого никто и не требует. Кукла должна только изображать живое существо, создавать образ, а не копировать человека полностью.

Для начала попробуйте научиться танцевать вальс. Это, наверное, самый легкий танец для кукол. Основное движение в этом танце – плавное кружение при определенном положении фигур. Другими словами, сами куклы не делают никаких движений, кукловоду нужно лишь сохранить определенную позу кукол на протяжении всего танца. Наденьте на каждую руку по кукле, разверните кукол друг к другу. Соедините руки кукол следующим образом: левую руку куклы дамы положите на плечо куклы кавалера, правую руку куклы дамы отведите в сторону и вверх; правой рукой куклы кавалера обнимите куклу даму за талию, левую куклы кавалера соедините с правой рукой дамы (соедините большие пальцы своих рук). Внимательно следите за тем, чтобы во время танца уровень не менялся и положение кукол оставался прежним по отношению друг к другу. В этом случае зрителям будет понятно, что исполняется вальс.

Все остальные танцы требуют от актеров большего мастерства. Надо особо внимательно приглядываться к танцующим, чтобы правильно изобразить тот или другой танец при помощи кукол.

Речевые упражнения

Не секрет, что актер, будь то драматический или кукловод, должен четко, внятно и громко произносить слова своей роли. Актер-кукловод не может считаться истинным мастером своего дела, если он не владеет техникой речи.

Одним из наиболее употребляемых речевых упражнений является проговаривание скороговорок. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Важно не только быстро, но и четко произнести скороговорку: так, чтобы был слышен каждый звук.

Помните, что не только громкость и внятность важны при произнесении текста ролей. Интонация и выразительность – непременные составляющие актерской речи. Не забывайте об этом, когда будете произносить скороговорки. Попробуйте выразить голосом страх, радость, отчаяние надежду, удивление. Обратите внимание на то, как будет меняться смысл одной и той же фразы в зависимости от эмоционального оттенка, который вы ей придаете.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа по курсу внеурочной деятельности «Мастерская кукольного театра» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Программа курса ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе.
0 ₽
В статье представлен опыт организации инновационной деятельности с применением современных педагогических технологий в образовательной модели «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5-7 классов». По мнению авторов, развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий. Это даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, организации образовательного пространства с учетом новых требований. Занятия по самоопределению обучающихся проводятся на базе лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность, через модули в тематическом планировании по предметам.
0 ₽