Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. «Самоопределение обучающихся в современной образовательно-пространственной среде»

«Самоопределение обучающихся в современной образовательно-пространственной среде»

В статье представлен опыт организации инновационной деятельности с применением современных педагогических технологий в образовательной модели «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5-7 классов». По мнению авторов, развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий. Это даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, организации образовательного пространства с учетом новых требований. Занятия по самоопределению обучающихся проводятся на базе лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность, через модули в тематическом планировании по предметам.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Самоопределение обучающихся

в современной образовательно-пространственной среде»

Н.Ю. Бычуткина, Т.С. Гаршина, И.А. Каширина,

Сорокина Т.В., О.В. Щетинина

МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»

Аннотация.В статье представлен опыт организации инновационной деятельности с применением современных педагогических технологий в образовательной модели «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5-7 классов». По мнению авторов, развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий. Это даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, организации образовательного пространства с учетом новых требований. Занятия по самоопределению обучающихся проводятся на базе лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность, через модули в тематическом планировании по предметам.

Ключевые слова: самоопределение обучающихся, инновационные педагогические технологии,проектная и исследовательская деятельность, личностные УУД, деятельностный подход.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интерес. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении. Первый — действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип — это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей. [1]

Реализация проекта «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5 -7 классов» направлена на формирование компетенций, связанных с самоопределением школьников. Одной из групп планируемых результатов являются сформированные личностные УУД.

Работа по данному проекту проводилась в течение 2020 и 2021 годов в соответствии с дорожной картой мероприятий. Школьным психологом была проведена входная диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков, организаторских способностей, волевых характеристик и самоопределения школьников. По итогам учебного года был выявлен запрос от пятиклассников на продолжение работы по программам технического и творческого направлений.

В работе с обучающимися педагоги школы использовали инновационные педагогические технологии (личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, метод проектов, технологию сотрудничества, исследовательскую технологию, технологию развивающего обучения, технологию развития креативного мышления), которые ориентированы на творческое и интеллектуальное развитие личности ребенка. Применение современных образовательных технологий способствует формированию исследовательской, коммуникативной и информационной компетенций у обучающихся.

В сентябре 2020 года работой были охвачены обучающиеся 5-х классов. В соответствии с учебным планом школы занятия проводились на базе уже имеющихся и вновь созданных лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность обучающихся.

На занятиях учебных курсов по истории проводились беседы за круглым столом, онлайн-экскурсии, проектирование маршрутов путешествия, квесты, которые помогают поддерживать и развивать познавательный интерес школьников к миру современных профессий. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. В результате работы обучающиеся познакомились с особенностями профессий археолога, краеведа, экскурсовода. Ребята подготовили и провели онлайн-экскурсию «Костёнки» и выпустили буклет по изученной теме.

В рамках предмета информатика были проведены уроки, направленные на формирование умений по работе в текстовом и графическом редакторах, поиск информации в сети Интернет. Созданы проекты на тему «Моя будущая профессия».

На занятиях по технологии через учебное сотрудничество и проектную деятельность обучающихся, дискуссию, рефлексию была организована работа по самоопределению обучающихся пятых классов. В учебной и внеурочной деятельности с использованием образовательных порталов «ПРОеКТОриЯ» и «Всероссийский проект «Открытые уроки» организованы просмотры видеоматериалов о самых востребованных профессиях и обсуждение причин их особой значимости в современном мире. Была проведена дискуссия по вопросу: какие предприятия и организации города и района известны обучающимся, а также проведен опрос родителей на тему, связанную с их профессиональной деятельностью. Результатом работы стали презентации и мини-проекты «Профессии в моей семье». Проведенная познавательная игра «Я в мире профессий» позволила обучающимся задуматься о своей возможной будущей профессии.

Работа курсов внеурочной деятельности организована на базе имеющихся и вновь созданных лабораторий.

Лаборатория проектной и исследовательской деятельности оснащена оборудованием для проведения исследований в естественно - научном направлении, что позволяет познакомиться обучающимся с профессиями «человек – природа» и «человек – человек».

В школе работает Научное общество учащихся «ТерНИИ» («Территория науки, исследований и искусства»). Для работы школьного научного общества разработаны критерии оценивания исследовательских работ. Реализуется программа «Введение в исследовательскую и проектную деятельность», которая знакомит учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружает их методами познания и формирует познавательную самостоятельность. Работа над проектами проходит при сотрудничестве с тьюторами - обучающимися старших классов. Индивидуальная, самостоятельная и групповая работа обучающихся позволяет формировать коммуникативные компетенции.

Важным является и то, что в работу над проектами вовлечены дети как с высокой мотивацией к обучению, так и слабоуспевающие обучающиеся.[2]

Проектирование дает возможность ученикам научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, распределять и планировать свою деятельность. Пятиклассники активно включились в деятельность, которая может способствовать их самоопределению. (Рис. 1)

Рисунок 1. Количество обучающихся, занятых в проектной и исследовательской деятельности.

Дети представляют свои проектные работы на ежегодной школьной научной конференции - «Фестиваль проектов», которая является основной и ключевой формой презентации достижений учащихся. В 2020-2021 учебном году на конкурс «Фестиваль проектов» пятиклассники представили работы по направлению «Профессии наших родителей». (Табл.1). В следующем году, для обучающихся 6 классов, главным направлением проектной деятельности станет «Профессии вокруг нас».

Таблица №1. Результаты участия пятиклассников

в «Фестивале проектов»

Тема проекта

Форма работы

Результат

1

«Юные Экскурсоводы»

групповая

Победители

2

Я - дизайнер

индивидуальная

Победители

3

«Анализ вида профессиональной занятости родителей одноклассников»

коллективная

(5 «А» класс)

Призеры

4

«Читать - это модно!»

групповая

Призеры

5

Брошюра «Человек- художественный образ»

групповая

Призеры

6

«Виртуальная экскурсия. Дивногорье»

групповая

номинанты

7

«Нутрициология-знания помогают питанию»

групповая

номинанты

8

«Моя будущая профессия»

групповая

номинанты

9

«В мире профессий»

групповая

номинанты

Актуальность включения в систему проектной деятельности обусловлена ее комплексным характером — от выявления проблем до получения и анализа практических результатов.

Одной из лабораторий, в которой осуществляется взаимодействие обучающихся, является «Школьный музей». Сотрудничество происходит через литературные и исторические гостиные, проектную и исследовательскую деятельность, социальные акции. Обучающие на практике могут познакомиться с различными видами профессий: музеевед, экскурсовод, реставратор, искусствовед, куратор, художник.В этом учебном году работа организована на базе обучающихся 6 классов. Для обучающихся 5 классов были проведены экскурсии и мастер-классы, по итогам которых увеличилось количество желающих заниматься музейным делом.

Профессиональное самоопределение школьников в этой лаборатории происходит в направлении «Человек- художественный образ». Теоретическое и практическое знакомство с профессиями происходит через анкетирование учащихся, заполнение кластера профессий, конкурс рисунков «Кем я хочу быть». Обучающиеся приняли участие в онлайн – экскурсии «Самоопределение» в рамках образовательного проекта «Навигатум».

Для реализации инновационной деятельности в школе созданы новые лаборатории. Одна из них включает две мини-среды: «Мультстудия» и «Школьные медиа». В них обучающиеся знакомятся с профессиями типа «человек –техника» и «человек-знаковая система».

Занятия в «Мультстудии» предоставляют возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Приобретается опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и монтаж материала с использованием возможностей компьютерных программ. Отличительной особенностью занятий является то, что обучающиеся создают мультфильмы в различных техниках анимации (пластилиновой, рисованной, т.д.). Занятия дают возможность любому ученику побывать в роли сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и монтажера. У детей есть возможность освоить разные виды творческой деятельности. Каждый обучающийся может максимально проявить себя за время обучения в соответствии с его интересами и запросами. В мультстудии школьники создают не только мультфильмы, но и видеоролики различной тематики, участвуют в конкурсах разного уровня от школьного до всероссийского. (Табл.2)

Таблица 2. Результаты участия в конкурсах

Кол-во мультфильмов

Уровень конкурса

Название конкурса

Результат

1

3

Школьный

«Фестиваль проектов»

победитель

2

2

Муниципальный

«Детство без границ»

«Я снимаю выборы»

победитель

3

2

Региональный

Интернет – территория безопасности»,

«Наследники Гагарина»

Призер

4

1

Всероссийский

«Покоряя космос»

Призер

Пресс-центр «Школьные медиа» занимается выпуском не только школьной газеты, но и необходимой печатной продукции. Он является интерактивной средой для апробации новых форм участия школьников в реализации и развитии своих индивидуальных запросов для самоопределения. Обучение детей специальным знаниям по созданию печатной продукции, видеоматериалов развивает у них умение видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, способности ответственно и критически анализировать информацию. Эти умения позволят определиться с правильным выбором своей профессиональной деятельности в будущем.[3]

В начале 2020-2021 учебного года для обучающихся 5 классов проведены мастер - классы и экскурсии с целью привлечения их для занятий в пресс-центре и студии создания мультфильмов. Теперь они активные участники этого творческого процесса.

Знакомство с профессиями типа «человек – творчество», развитие креативного мышления у обучающихся осуществляется через реализацию курса внеурочной деятельности в новой лаборатории «Творческая мастерская». Организована работа с различными конструкционными материалами в разных техниках рукоделия, в том числе с использованием компьютеризированных машин.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением сначала простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Происходит ознакомление с навыками, характерными для профессий дизайнера, конструктора, художника-оформителя, художника-модельера. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают точку зрения, развивают художественный вкус. Применение современного оборудования способствуетформированию у школьников компьютерной грамотности и умения использовать свое воображение для решения задач, с которыми они не сталкивались раньше.

В рамках сотрудничества с МКУК «Эртильская ЦБ им А.С. Пушкина» осваивается программа курса внеурочной деятельности «Библиотека- путеводитель по жизни», которая формирует читательскую грамотность. Каждый тематический блок предусматривает организацию событий с использованием цифровых образовательных ресурсов.Применяя технологию инфографики, школьники отбирают необходимый материал, связанный с прочтением, анализом и восприятием литературных произведений, и визуализируют в графической форме логические связи и ассоциативные образы.

Выполняя задания литературных квестов на платформе «Learnis», школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Таким образом, интеллектуальные задания, организованные в целях развития информационно-библиографической грамотности школьников, способствуют увеличению интереса к литературе, информационным ресурсам. Цифровые приемы помогают обучающимся приобрести навыки самостоятельной работы с книгой и каталогом.

Система формирующего оценивания способствует получению не только внутренней, но и внешней оценки деятельности обучающегося, это придает значимость его работе через признание достижений в заявленных направлениях.

Современная образовательно-пространственная среда - комплекс лабораторий для самоопределения школьников - создает условия для выбора учеником траектории обучения, исходя из его интересов и запросов, формирует функциональную грамотность, способствует персонализации образования.

Диссеминация опыта осуществляется через работу педагогического совета, выступления на рабочих совещаниях и семинарах муниципального уровня, организацию конференций, мастер-классов. Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности является инструментом саморазвития педагогического коллектива и свидетельствует о развитии профессиональной компетентности.

Литература:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. — М.:Просвещение, 2010. – 159.

2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. От корпоративного обучения к проектной деятельности/С.В. Дендебер. О.В. Ключникова. -Воронеж: ВОИПКи ПРО,2007. - 64.

3. Сперанская Н.В. Методическое пособие для классных руководителей «Профориентация школьников»- Санкт-Петербург, 2012 г.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа по курсу внеурочной деятельности «Мастерская кукольного театра» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Программа курса ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе.
0 ₽
В статье представлен опыт организации инновационной деятельности с применением современных педагогических технологий в образовательной модели «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5-7 классов». По мнению авторов, развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий. Это даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, организации образовательного пространства с учетом новых требований. Занятия по самоопределению обучающихся проводятся на базе лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность, через модули в тематическом планировании по предметам.
0 ₽