«Самоопределение обучающихся
в современной образовательно-пространственной среде»
Н.Ю. Бычуткина, Т.С. Гаршина, И.А. Каширина,
Сорокина Т.В., О.В. Щетинина
МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»
Аннотация.В статье представлен опыт организации инновационной деятельности с применением современных педагогических технологий в образовательной модели «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5-7 классов». По мнению авторов, развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий. Это даёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, организации образовательного пространства с учетом новых требований. Занятия по самоопределению обучающихся проводятся на базе лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность, через модули в тематическом планировании по предметам.
Ключевые слова: самоопределение обучающихся, инновационные педагогические технологии,проектная и исследовательская деятельность, личностные УУД, деятельностный подход.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интерес. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно-ориентированном обучении. Первый — действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип — это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей. [1]
Реализация проекта «Организация комплекса лабораторий для самоопределения обучающихся 5 -7 классов» направлена на формирование компетенций, связанных с самоопределением школьников. Одной из групп планируемых результатов являются сформированные личностные УУД.
Работа по данному проекту проводилась в течение 2020 и 2021 годов в соответствии с дорожной картой мероприятий. Школьным психологом была проведена входная диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков, организаторских способностей, волевых характеристик и самоопределения школьников. По итогам учебного года был выявлен запрос от пятиклассников на продолжение работы по программам технического и творческого направлений.
В работе с обучающимися педагоги школы использовали инновационные педагогические технологии (личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, метод проектов, технологию сотрудничества, исследовательскую технологию, технологию развивающего обучения, технологию развития креативного мышления), которые ориентированы на творческое и интеллектуальное развитие личности ребенка. Применение современных образовательных технологий способствует формированию исследовательской, коммуникативной и информационной компетенций у обучающихся.
В сентябре 2020 года работой были охвачены обучающиеся 5-х классов. В соответствии с учебным планом школы занятия проводились на базе уже имеющихся и вновь созданных лабораторий через учебные курсы, внеурочную, проектную и внеаудиторную деятельность обучающихся.
На занятиях учебных курсов по истории проводились беседы за круглым столом, онлайн-экскурсии, проектирование маршрутов путешествия, квесты, которые помогают поддерживать и развивать познавательный интерес школьников к миру современных профессий. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. В результате работы обучающиеся познакомились с особенностями профессий археолога, краеведа, экскурсовода. Ребята подготовили и провели онлайн-экскурсию «Костёнки» и выпустили буклет по изученной теме.
В рамках предмета информатика были проведены уроки, направленные на формирование умений по работе в текстовом и графическом редакторах, поиск информации в сети Интернет. Созданы проекты на тему «Моя будущая профессия».
На занятиях по технологии через учебное сотрудничество и проектную деятельность обучающихся, дискуссию, рефлексию была организована работа по самоопределению обучающихся пятых классов. В учебной и внеурочной деятельности с использованием образовательных порталов «ПРОеКТОриЯ» и «Всероссийский проект «Открытые уроки» организованы просмотры видеоматериалов о самых востребованных профессиях и обсуждение причин их особой значимости в современном мире. Была проведена дискуссия по вопросу: какие предприятия и организации города и района известны обучающимся, а также проведен опрос родителей на тему, связанную с их профессиональной деятельностью. Результатом работы стали презентации и мини-проекты «Профессии в моей семье». Проведенная познавательная игра «Я в мире профессий» позволила обучающимся задуматься о своей возможной будущей профессии.
Работа курсов внеурочной деятельности организована на базе имеющихся и вновь созданных лабораторий.
Лаборатория проектной и исследовательской деятельности оснащена оборудованием для проведения исследований в естественно - научном направлении, что позволяет познакомиться обучающимся с профессиями «человек – природа» и «человек – человек».
В школе работает Научное общество учащихся «ТерНИИ» («Территория науки, исследований и искусства»). Для работы школьного научного общества разработаны критерии оценивания исследовательских работ. Реализуется программа «Введение в исследовательскую и проектную деятельность», которая знакомит учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружает их методами познания и формирует познавательную самостоятельность. Работа над проектами проходит при сотрудничестве с тьюторами - обучающимися старших классов. Индивидуальная, самостоятельная и групповая работа обучающихся позволяет формировать коммуникативные компетенции.
Важным является и то, что в работу над проектами вовлечены дети как с высокой мотивацией к обучению, так и слабоуспевающие обучающиеся.[2]
Проектирование дает возможность ученикам научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, распределять и планировать свою деятельность. Пятиклассники активно включились в деятельность, которая может способствовать их самоопределению. (Рис. 1)
Рисунок 1. Количество обучающихся, занятых в проектной и исследовательской деятельности.
Дети представляют свои проектные работы на ежегодной школьной научной конференции - «Фестиваль проектов», которая является основной и ключевой формой презентации достижений учащихся. В 2020-2021 учебном году на конкурс «Фестиваль проектов» пятиклассники представили работы по направлению «Профессии наших родителей». (Табл.1). В следующем году, для обучающихся 6 классов, главным направлением проектной деятельности станет «Профессии вокруг нас».
Таблица №1. Результаты участия пятиклассников
в «Фестивале проектов»
№ | Тема проекта | Форма работы | Результат |
1 | «Юные Экскурсоводы» | групповая | Победители |
2 | Я - дизайнер | индивидуальная | Победители |
3 | «Анализ вида профессиональной занятости родителей одноклассников» | коллективная (5 «А» класс) | Призеры |
4 | «Читать - это модно!» | групповая | Призеры |
5 | Брошюра «Человек- художественный образ» | групповая | Призеры |
6 | «Виртуальная экскурсия. Дивногорье» | групповая | номинанты |
7 | «Нутрициология-знания помогают питанию» | групповая | номинанты |
8 | «Моя будущая профессия» | групповая | номинанты |
9 | «В мире профессий» | групповая | номинанты |
Актуальность включения в систему проектной деятельности обусловлена ее комплексным характером — от выявления проблем до получения и анализа практических результатов.
Одной из лабораторий, в которой осуществляется взаимодействие обучающихся, является «Школьный музей». Сотрудничество происходит через литературные и исторические гостиные, проектную и исследовательскую деятельность, социальные акции. Обучающие на практике могут познакомиться с различными видами профессий: музеевед, экскурсовод, реставратор, искусствовед, куратор, художник.В этом учебном году работа организована на базе обучающихся 6 классов. Для обучающихся 5 классов были проведены экскурсии и мастер-классы, по итогам которых увеличилось количество желающих заниматься музейным делом.
Профессиональное самоопределение школьников в этой лаборатории происходит в направлении «Человек- художественный образ». Теоретическое и практическое знакомство с профессиями происходит через анкетирование учащихся, заполнение кластера профессий, конкурс рисунков «Кем я хочу быть». Обучающиеся приняли участие в онлайн – экскурсии «Самоопределение» в рамках образовательного проекта «Навигатум».
Для реализации инновационной деятельности в школе созданы новые лаборатории. Одна из них включает две мини-среды: «Мультстудия» и «Школьные медиа». В них обучающиеся знакомятся с профессиями типа «человек –техника» и «человек-знаковая система».
Занятия в «Мультстудии» предоставляют возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Приобретается опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и монтаж материала с использованием возможностей компьютерных программ. Отличительной особенностью занятий является то, что обучающиеся создают мультфильмы в различных техниках анимации (пластилиновой, рисованной, т.д.). Занятия дают возможность любому ученику побывать в роли сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и монтажера. У детей есть возможность освоить разные виды творческой деятельности. Каждый обучающийся может максимально проявить себя за время обучения в соответствии с его интересами и запросами. В мультстудии школьники создают не только мультфильмы, но и видеоролики различной тематики, участвуют в конкурсах разного уровня от школьного до всероссийского. (Табл.2)
Таблица 2. Результаты участия в конкурсах
№ | Кол-во мультфильмов | Уровень конкурса | Название конкурса | Результат |
1 | 3 | Школьный | «Фестиваль проектов» | победитель |
2 | 2 | Муниципальный | «Детство без границ» «Я снимаю выборы» | победитель |
3 | 2 | Региональный | Интернет – территория безопасности», «Наследники Гагарина» | Призер |
4 | 1 | Всероссийский | «Покоряя космос» | Призер |
Пресс-центр «Школьные медиа» занимается выпуском не только школьной газеты, но и необходимой печатной продукции. Он является интерактивной средой для апробации новых форм участия школьников в реализации и развитии своих индивидуальных запросов для самоопределения. Обучение детей специальным знаниям по созданию печатной продукции, видеоматериалов развивает у них умение видеть, выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, способности ответственно и критически анализировать информацию. Эти умения позволят определиться с правильным выбором своей профессиональной деятельности в будущем.[3]
В начале 2020-2021 учебного года для обучающихся 5 классов проведены мастер - классы и экскурсии с целью привлечения их для занятий в пресс-центре и студии создания мультфильмов. Теперь они активные участники этого творческого процесса.
Знакомство с профессиями типа «человек – творчество», развитие креативного мышления у обучающихся осуществляется через реализацию курса внеурочной деятельности в новой лаборатории «Творческая мастерская». Организована работа с различными конструкционными материалами в разных техниках рукоделия, в том числе с использованием компьютеризированных машин.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением сначала простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением. Происходит ознакомление с навыками, характерными для профессий дизайнера, конструктора, художника-оформителя, художника-модельера. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают точку зрения, развивают художественный вкус. Применение современного оборудования способствуетформированию у школьников компьютерной грамотности и умения использовать свое воображение для решения задач, с которыми они не сталкивались раньше.
В рамках сотрудничества с МКУК «Эртильская ЦБ им А.С. Пушкина» осваивается программа курса внеурочной деятельности «Библиотека- путеводитель по жизни», которая формирует читательскую грамотность. Каждый тематический блок предусматривает организацию событий с использованием цифровых образовательных ресурсов.Применяя технологию инфографики, школьники отбирают необходимый материал, связанный с прочтением, анализом и восприятием литературных произведений, и визуализируют в графической форме логические связи и ассоциативные образы.
Выполняя задания литературных квестов на платформе «Learnis», школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
Таким образом, интеллектуальные задания, организованные в целях развития информационно-библиографической грамотности школьников, способствуют увеличению интереса к литературе, информационным ресурсам. Цифровые приемы помогают обучающимся приобрести навыки самостоятельной работы с книгой и каталогом.
Система формирующего оценивания способствует получению не только внутренней, но и внешней оценки деятельности обучающегося, это придает значимость его работе через признание достижений в заявленных направлениях.
Современная образовательно-пространственная среда - комплекс лабораторий для самоопределения школьников - создает условия для выбора учеником траектории обучения, исходя из его интересов и запросов, формирует функциональную грамотность, способствует персонализации образования.
Диссеминация опыта осуществляется через работу педагогического совета, выступления на рабочих совещаниях и семинарах муниципального уровня, организацию конференций, мастер-классов. Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности является инструментом саморазвития педагогического коллектива и свидетельствует о развитии профессиональной компетентности.
Литература:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. — М.:Просвещение, 2010. – 159.
2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. От корпоративного обучения к проектной деятельности/С.В. Дендебер. О.В. Ключникова. -Воронеж: ВОИПКи ПРО,2007. - 64.
3. Сперанская Н.В. Методическое пособие для классных руководителей «Профориентация школьников»- Санкт-Петербург, 2012 г.