Пути формирования УУД на уроках в современной школе
Бочарникова Л.А.
Дроботова В.А.
г.Белгород
МБОУ «СОШ№47» г.Белгорода
Согласно требованиям ФГОС второго поколения главной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учеников умением учиться, способностью к саморазвитию, а также к самосовершенствованию.
Начало формирования универсальных учебных действий у школьников в современной школе предусматривается на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя является организация условий для формирования УУД с учетом предметного содержания учебного предмета. Современная система обучения характеризуется тем, что наряду со знаниевым компонентом в содержании обучения представлен деятельностный компонент: виды деятельности, которые включают конкретные универсальные учебные действия, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
К фукциям УУД относятся обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний в любой предметной области.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности выделяют- ичностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные действия обеспечивают учениками организацию их учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; коррекция.
Познавательные универсальные действия включают в себя самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации. Также необходимо учесть постановку и формулирование проблемы, самостоятельно создание алгоритмов деятельности.
Логические универсальные действия включают в себя анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, синтез – составление целого из частей,выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.