СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Бочарникова Л.А.
Дроботова В.А.
г.Белгород
МБОУ «СОШ№47» г.Белгорода
В современной школе все больше учеников с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим перед учителем возникает потребность в создании комфортных условий для обучающихся с ОВЗ, для их успешной адаптации среди сверстников и получении образовательного опыта.
Дети с особыми образовательными потребностями характеризуются нарушением психического развития и требуют особого построения учебного процесса. Чаще всего встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Данная группа детей испытывает трудности в усвоении учебных программ по причине расстройства психического развития, а также не способностью рационально организовать свою учебную и поведенческую деятельность.
Содержание предмета английского языка для детей с ОВЗ имеется в своей основе два аспекта, для формирования и развития навыков и умений: говорение и аудирование, которые помогают развивать такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение. Для совершенствования всех видов речевой деятельности необходимо учитывать репродуктивные способности учащихся.
На начальном этапе изучения английского языка в классах обучающихся с ОВЗ необходимо формировать навыки произношения, развивать речевые умения и регулярно пополнять словарных запас простыми лексическими единицами, доступными для запоминания.
На уроках английского языка необходимо учитывать психофизиологические особенности учащихся и следовать следующих принципам:
-частая смена деятельность,
-погружение в языковую среду,
-постоянное повторение изучаемого материала,
-развитие способностей.
Обучение чтению учащихся с ОВЗ является непростой задачей, требует изучения и регулярного повторения звуков, букв опираясь на зрительную опору. Самый эффективный способ запоминания является совместное изготовление цветных карточек со знаками транскрипции.
Наиболее эффективный вид деятельности –это работа с текстом, что позволяет сформировать навыки чтения учащихся. Данный вид работы имеет определенный алгоритм:
- ввод новой лексики,
-устное усвоение слов,
- демонстрация зрительной опоры.
Наибольшие трудности возникают с запоминанием новой лексики. Для преодоления трудностей обучающим с ОВЗ необходимо:
-прослушать диктора и воспроизвести слова,
-вставить пропущенные буквы в словах,
-расставить в правильном порядке буквы в новых словах,
-вставить по смыслу новые слова в предложения.
Для достижения максимального успеха в изучении лексики необходимо постоянное повторение материала во время урока. После многократного употребления новых слов (в речи, в текстах), новые слова переходят в активную лексику. Активное использование изученных слов в текстах помогает перейти к работе с текстом.
Работу с текстом необходимо осуществлять соблюдая следующие этапы:
-пред-текстовый,
-активное чтение,
-послетекстовый.
Каждый из этапов сопровождается различными заданиями. Так пред-текстовый этап может включать подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Активное чтение сопровождается чтением учителя или диктора, хоровое чтение, индивидуальное чтение отдельных отрывков. Трудные для произношения и понимания слова необходимо повторить 3-4 раза с иной интонацией и ритмическим постукиванием. Многократное чтение и повторение способствует непроизвольному запоминанию лексики. Для лучшего запоминания учащимся с ОВЗ необходимо давать несколько минут для чтения и перевода про себя. Во время повторения можно включать записи со звуком природы, что поможет снять напряжение и повысить мотивацию и настроение учащихся.
Послетекстовый этап может содержать следующие задания:
-определение верного высказывания,
-заполнение таблиц,
-соотнесение основной мысли и отрывков,
Завершающий этап работы снижает эмоциональный барьер и позволяет увеличит темп работы учащихся.
Для более эффективного усвоения материал можно использовать следующие упражнения:
-Повторение действий учителя. Учитель дает простые команды,
ученики за ним повторяют действия. Например:Open the book. Stand up. Stand down. Take your pen in your hand.
-Повторение фраз или предложений. Учитель произносит фразу, учащиеся должны без ошибок в темпе повторить. I reada book.
-Продолжение предложений. Учитель произносит простое предложение, а ученики по смыслу продолжают. I havea ball. I have a ball, a pen, a book.
-Изменение формы слова. Учитель произносит предложение, ученики изменяют его по лицам или числу.I am 10. You are 10. He is 10.
Такого вида коррекционное занятие поможет ученикам выработать умение работать по речевым образцам, используя изученные языковые единицы. Главной особенностью является правильная дозировка изучаемого материала. Необходимо учитывать склонность к торможению и быструю утомляемость учащихся.
Такие методы работы на уроке английского языка обеспечивают возможностью для самореализации, помогают приобрести уверенность, преодолеть языковой барьер. Ученики получают возможность погрузиться в языковую среду, почувствовать себя участниками образовательного процесса.