ПриложениекАООПобразованияобучающихсясумеренной,тяжёлойиглубокойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),тяжёлымиимножественныминарушениямиразвития
(Вариант2)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель МО: _____________/ Кузнецова Е. Н. Протокол №_____ от 30.08.2023 | «Согласовано» Зам. директора: ________________/ Грекова О. А. 30.08.2023 | «Утверждено» Директор школы: ________________ / Сергеев С.В. Приказ №_______ от 01.09.2023 |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Адаптивная физическая культура»
ПРЕДМЕТНАЯОБЛАСТЬ«Физическая культура»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯСУМЕРЕННОЙТЯЖЁЛОЙИГЛУБОКОЙУМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ(ВАРИАНТ 2)
7класс
для Рязанцевой Дарьи, Попова Владимира, Пичуева Ивана, Зимина Ивана
2023год
Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физкультура» для обучающихся7 класса составлена для обучающихся сумеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениямиразвития (вариант2), иявляетсяучебно-методическойдокументацией, определяющейрекомендуемые федеральным государственнымобразовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерныеусловияобразовательной деятельности.
Нормативно-правовуюбазурабочейпрограммыучебногопредмета«Адаптивнаяфизкультура»7классасоставляют:
Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012№273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями),утвержденный приказомМОРФот 19.12.2014 г.№1599);
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Обутверждениифедеральнойадаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммыобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)»от24ноября2022г.
№1026;
Федеральнаяадаптированнаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммаобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями);
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«ОбутвержденииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,основногообщегои среднегообщегообразования» от 22.03.2021 №115;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«ОвнесенииизмененийвПорядокорганизациииосуществленияобразовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22марта 2021г.№115» от 11.02.2022 №69;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодежи»;
УставГБУКО«Школа–интернат№7»;
КалендарныйучебныйграфикГБУКО«Школа-интернат№7»идр.
Однимизважнейшихнаправленийработысребенком,имеющимумственнуюотсталость,ТМНР,являетсяфизическоеразвитие,котороепроисходитназанятияхпоадаптивнойфизическойкультуре.Цельюзанятийпоадаптивнойфизическойкультуреявляетсяповышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи:формированиеисовершенствованиеосновныхиприкладныхдвигательныхнавыков;формированиетуристическихнавыков,уменияигратьвспортивныеигры;укреплениеисохранениездоровьядетей,профилактикаболезнейивозникновениявторичныхзаболеваний.
Для обучающихся, получающих образование по АООП (вариант2) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие вумеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательногоаппарата,расстройствамиаутистическогоспектра,эмоционально-волевойсферы,выраженнымивразличнойстепенитяжести.Унекоторыхдетейвыявляютсятекущиепсихическиеисоматическиезаболевания,которыезначительноосложняютихиндивидуальноеразвитиеи обучение.
Обучающиесясумереннойитяжелойумственнойотсталостьюотличаютсявыраженнымнедоразвитиеммыслительнойдеятельности,препятствующимосвоениюпредметныхучебныхзнаний.Детиодноговозрастахарактеризуютсяразнойстепеньювыраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции,практическогонавыкаможет бытьсущественно различен.
Нарядуснарушениембазовыхпсихическихфункций,памятиимышленияотмечаетсясистемноенедоразвитиеречи,котороепроявляетсяв своеобразном нарушении всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического.Специфика речевых нарушений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена комплексом причинорганического, функционального и социального характера. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено илиневозможноформированиеустнойиписьменнойречи.Дляниххарактерноограниченноевосприятиеобращеннойкнимречииееситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова идействия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровнеотдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого приобучениибольшейчасти данной категориидетейиспользуют разнообразныесредстваневербальнойкоммуникации.
Учитываяразнуюсложностьнарушений,можновыделитьтристепенивыраженностисистемногонедоразвитияречи(СНР)приумственнойотсталости:
СНРтяжелойстепени:полиморфноенарушениезвукопроизношения;грубоенедоразвитиефонематическоговосприятия,фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых исложныхформсловоизмененияисловообразования:употреблениипадежныхформсуществительныхиприлагательных;нарушениипредложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированностисловообразования;отсутствии связной речи.
СНР средней степени: полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия ифонематическогоанализаисинтеза;аграмматизмы,проявляющиесявсложныхформахсловоизменения(предложно-падежныхконструкциях, согласовании существительного и прилагательного в среднем роде именительного падежа, а также косвенных падежах);нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах пропуски и искажения, пропускисмысловыхзвеньев,нарушениепоследовательностисобытий); выраженнаядислексия, дисграфия.
СНР легкой степени: нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер; фонематическое восприятие ифонематический анализ, в основном, сформированы; имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложномречевомматериале;словарныйсловарьограничен;вспонтаннойречиотмечаютсялишьединичныеаграмматизмы,приспециальномобследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного вкосвенных падежах множественного числа; нарушения сложных форм словообразования; в пересказах отмечаются лишь незначительныепропускивторостепенныхсмысловыхзвеньев,неотраженылишьнекоторыесмысловыеотношения;нерезковыраженныедисграфии,дислексии.
Вниманиеобучающихсясумереннойитяжелойумственнойотсталостьюкрайненеустойчивое,отличаетсянизкимуровнемпродуктивностииз-забыстройистощаемости,отвлекаемости.Слабостьактивноговниманияпрепятствуетрешениюсложныхзадачпознавательногосодержания, формированиюустойчивых учебных действий.
Процессзапоминанияявляетсямеханическим,зрительно-моторнаякоординациягрубонарушена.Детямтруднопонятьситуацию,вычленить в ней главное и установитьпричинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Припродолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамикаобщегопсихического развитиядетей,особеннопри умеренномнедоразвитиимыслительнойдеятельности.
Психофизическоенедоразвитиехарактеризуетсятакженарушениямикоординации,точности,темпадвижений,чтоосложняетформирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умереннойумственнойотсталостьюотмечаетсязамедленныйтемп,вялость,пассивность,заторможенностьдвижений.Удругих–повышеннаявозбудимость,подвижность,беспокойствосочетаютсясхаотичнойнецеленаправленнойдеятельностью.Убольшинствадетейсинтеллектуальныминарушениями наблюдаютсятрудности, связанныесостатикой идинамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точныхдифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязываниеленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностьюзависятот помощиокружающихприодевании,раздевании,приприемепищи,совершениигигиеническихпроцедуридр.
Запасзнанийипредставленийовнешнеммиремали частоограниченлишьзнаниемпредметовокружающегобыта.
Обучающиесясглубокойумственнойотсталостьючастоневладеютречью,онипостояннонуждаютсявуходеиприсмотре.Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говоритьотяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложноекачественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитиечеловека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объемкоторой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном илифизическом.
Уровеньпсихофизическогоразвитиядетейстяжелымимножественныминарушенияминевозможносоотнестискакими-либовозрастнымипараметрами.Органическоепоражениецентральнойнервнойсистемычащевсегоявляетсяпричинойсочетанныхнарушенийи
выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупнопрепятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей даннойгруппы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений,характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом икачествомоказываемойкоррекционной помощи.
Всвязисвыраженныминарушениямии(или)искажениямипроцессовпознавательнойдеятельности,преждевсего:восприятия,мышления, внимания, памяти и др. у обучающихсяс глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия вусвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональнойсферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостьюволевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности,что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностныхоснованийи,какправило,носиткратковременный, неустойчивый характер.
НАРУШЕНИЯМИРАЗВИТИЯ(ТМНР).
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНРопределяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той илиинойформеосложненанарушениямиопорно-двигательныхфункций,сенсорными,соматическиминарушениями,расстройствамиаутистическогоспектраиэмоционально-волевойсферыилидругиминарушениями,различноесочетаниекоторыхопределяетособыеобразовательные потребности детей. Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребностивспециальныхусловиях,триусловныегруппы,каждаяизкоторыхвключаетдетейсумеренной,тяжелой,глубокойумственнойотсталостью, сТМНР.
ПерваягруппадетисДЦП,интеллектуальноеразвитиекоторыхможетбытьразличнопостепениумственнойотсталостииколеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности кразвитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерескобщениюивзаимодействиюсдетьмиивзрослыми,чтоявляетсяпозитивнойпредпосылкойдляобучениядетейвербальныминевербальнымсредствамкоммуникации.Способностьребенкаквыполнениюнекоторыхдвигательныхдействий:захват,удержаниепредмета,контролируемыедвиженияшеи,головыидр.создаетпредпосылкидляобучениянекоторымприемамиспособампосамообслуживаниюи развитиюпредметно-практической итрудовойдеятельности.
Особенностиразвитиядругойгруппыобучающихсяобусловленывыраженныминарушениямиповедения(чащекакследствиеаутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностяхкоммуникацииисоциальноговзаимодействия.Аутистическиепроявлениязатрудняютустановлениеподлиннойтяжестиинтеллектуального
недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когдаребёнкутребуетсяпомощьвудовлетворениипотребности.Особенностифизическогоиэмоционально-волевогоразвитиядетейсаутистическимипроявлениямизатрудняютихобучениевусловияхгруппы,поэтомунаначальномэтапеобученияонинуждаютсявиндивидуальнойпрограммеи индивидуальномсопровожденииспециалистов.
Утретьейгруппыдетейотсутствуютвыраженные нарушениядвиженийи моторики,онимогутпередвигатьсясамостоятельно.Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детейтакже наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми,описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости.Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности,сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. Обучающиеся могутвыполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а такженеустойчивостьвниманияинарушениепоследовательностивыполняемыхопераций,препятствуютвыполнениюдействиякакцелого.
Под особыми образовательными потребностями детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР следуетпонимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие выраженных нарушений интеллектуального развития, часто всочетанных формах с другими психофизическими нарушениями. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватныхусловий,способствующих развитиюличности обучающихся длярешения ихнасущныхжизненных задач.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНРопределяютспецификуихобразовательныхпотребностей.Учеттакихпотребностейопределяетнеобходимостьсозданияадекватныхусловий,способствующих развитию личностиобучающихся для решенияихнасущных жизненных задач.
Умственнаяотсталостьобучающихся7класса,втойилиинойформе,осложненанарушениямисенсорными,соматическими,речевыми,расстройствами аутистического спектра иэмоционально-волевой сферы.
Приразработкерабочейпрограммыучебногопредмета««Адаптивнаяфизкультура»(7класс)учитывалисьособыеобразовательныепотребности:
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционныхкурсов,которых нет всодержании образованияобычно развивающегося ребенка.
Создание специальных методов и средств обучения.Обеспечивается потребность в построении "обходных путей",использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требуетобучениеобычноразвивающегосяребенка.(Например,использованиепечатныхизображений,предметныхиграфическихалгоритмов,электронных средств коммуникации, внешних стимулови т.п.)
Особаяорганизацияобучения.Учитываетсяпотребностьвкачественнойиндивидуализацииобучения,вособойпространственной и временнойи смысловойорганизации образовательнойсреды.Например,детис умственнойотсталостью всочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповыхформобразования,вособомструктурированииобразовательногопространстваивремени,дающимимвозможностьпоэтапно
(«пошагово»)пониматьпоследовательностьивзаимосвязьявленийисобытийокружающейсреды.
Определениеграницобразовательногопространствапредполагаетучетпотребностив максимальномрасширенииобразовательногопространствазапределами образовательного учреждения.
Определениекругалиц,участвующихвобразованиииихвзаимодействие.Необходимоучитыватьпотребностьвсогласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работеспециалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, атакже родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать кругконтактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзейсемьи и д. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательнойявляетсяспециальнаяорганизациявсейегожизни,обеспечивающаяразвитиеегожизненнойкомпетенциивусловияхобразовательнойорганизациии всемье.
В основу разработки рабочей программы учебного предмета «Адаптивная физкультура» (образовательной области) 7 класса дляобучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественныминарушениямиразвития(ТМНР)заложеныдифференцированныйи деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородностивозможностейосвоениясодержанияобразования.Этообусловливаетнеобходимостьсозданияразныхвариантовобразовательнойпрограммы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированносформулированнымитребованиями вФГОСобразования обучающихся сумственной отсталостью к:
структуреобразовательнойпрограммы;
условиямреализацииобразовательнойпрограммы;
результатамобразования.
Применениедифференцированногоподходаобеспечиваетразнообразиесодержания,предоставляяобучающимсясумственнойотсталостьювозможностьреализоватьиндивидуальный потенциалразвития.
Деятельностныйподходосновываетсянатеоретическихположенияхотечественнойпсихологическойнауки,раскрывающихосновныезакономерности иструктуруобразованиясучетомспецификиразвитияличностиобучающегосясумственнойотсталостью.
Деятельностныйподходвобразованиистроитсянапризнаниитого,чторазвитиеличностиобучающихсясумственнойотсталостьюшкольноговозрастаопределяется характером организациидоступнойимдеятельности (предметно-практической иучебной).
Основнымсредствомреализациидеятельностногоподходавобразованииявляетсяобучениекакпроцессорганизациипознавательнойипредметно-практическойдеятельностиобучающихся,обеспечивающийовладениеимисодержаниемобразования.
В контексте разработки АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелой, глубокой умственной отсталостью(интеллектуальныминарушениями),тяжелымиимножественныминарушениямиразвития(ТМНР),учебногопредмета«Адаптивнаяфизкультура»реализация деятельностногоподходаобеспечивает:
приданиерезультатамобразованиясоциальноиличностнозначимогохарактера;
индивидуальноеусвоениеобучающимисязнанийиопытаразнообразнойдеятельностииповедения,возможностьихсамостоятельногопродвижения визучаемых образовательных областях;
повышениемотивациииинтересакучению,приобретениюновогоопытадеятельностииповедения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений,умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневнойжизни.
В основу рабочей программы учебного предмета «Адаптивная физкультура»» (образовательнойобласти «Физическая культура») дляобучающихсясумереннойумственнойотсталостью,тяжелой,глубокойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),тяжелымии множественными нарушениямиразвития (ТМНР)положеныследующиепринципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единствообразовательногопространстванатерриторииРоссийскойФедерации,светскийхарактеробразования,общедоступностьобразования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников идр.);
принципучетатипологическихииндивидуальныхобразовательныхпотребностейобучающихся;
принципкоррекционнойнаправленностиобразовательногопроцесса;
принципразвивающейнаправленностиобразовательногопроцесса,ориентирующийегонаразвитиеличностиобучающегосяи расширениеего«зоны ближайшегоразвития» сучетом особых образовательныхпотребностей;
онтогенетическийпринцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственнойотсталостьюнавсех ступенях (начальныеи старшиеклассы);
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено непонятиепредмета, а―«образовательной области».
принципнаправленностинаформированиедеятельности,обеспечиваетвозможностьовладенияобучающимисясумственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательнойиучебной деятельности, коммуникативнойдеятельностии нормативнымповедением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации,вразличныежизненныеситуации,чтообеспечитготовностьобучающегосяксамостоятельнойориентировкеиактивнойдеятельности вреальноммире;
принципсотрудничествассемьёй.
Из-засистемных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР дляданной категории детей показаниндивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОСварианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципыорганизациипредметно-развивающейсреды,оборудование,техническиесредства,программыучебныхпредметов,коррекционныхтехнологий,атакжесодержаниеиметодыобученияивоспитанияопределяютсяиндивидуальнымивозможностямииособымиобразовательнымипотребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиальноотличаютсяоттребованийкитоговымдостижениямдетейслегкойумственнойотсталостью(вариант1).Ониопределяютсяиндивидуальнымивозможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.Овладениезнаниями,умениямиинавыкамивразличныхобразовательныхобластях(«академический»компонент)регламентируетсярамками полезных и необходимыхинструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации,самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственнуюдеятельность(компонент«жизненнойкомпетенции»)готовитобучающегосякиспользованиюприобретенныхвпроцессеобразованияуменийдля активной жизни всемьеи обществе.
Итогомобразованиячеловекасумственнойотсталостью,сТМНРявляетсянормализацияегожизни.Поднормализациейпонимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решатьвопросыповседневнойжизнедеятельности,выполнятьполезнуютрудовуюдеятельность,определятьсодержаниесвоихувлеченийиинтересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такогообучающегосяможетстатьнаборкомпетенций,позволяющихсоразмернопсихическимифизическимвозможностяммаксимальносамостоятельнорешатьзадачи, направленныенанормализациюегожизни.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие,котороепроисходитназанятияхпоадаптивнойфизическойкультуре.Цельюзанятийпоадаптивнойфизическойкультуреявляетсяповышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи:формированиеисовершенствованиеосновныхиприкладныхдвигательныхнавыков;формированиетуристическихнавыков,уменияигратьвспортивныеигры;укреплениеисохранениездоровьядетей,профилактикаболезнейивозникновениявторичныхзаболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 2 раздела: «Коррекционные подвижные игры», «Физическая подготовка».Раздел«Коррекционныеподвижныеигры»включаетэлементыспортивныхигриспортивныхупражнений,подвижныеигры.
Основнымизадачамиявляютсяформированиеумениявзаимодействоватьвпроцессеигры,соблюдатьправилаигры.
Раздел«Физическаяподготовка»включаетпостроенияиперестроения,общеразвивающиеикорригирующиеупражнения.
Рабочаяпрограммаучебного предмета«Адаптивная физкультура»(7 класс) организуется в формеуроков, исходя из особенностейразвитияобучающихсясумственнойотсталостьюинаоснованиирекомендацийпсихолого-медико-педагогическойкомиссии/консилиума
ииндивидуальнойпрограммыреабилитацииинвалида.
Урокпроводитсядлясостававсегоклассаилидлягруппыобучающихся.
.
Основныможидаемымрезультатомосвоенияобучающимсяучебногопредмета«Адаптивнаяфизкультура»могутстать:
Восприятиесобственноготела,осознаниесвоихфизическихвозможностейиограничений.
Освоениедоступныхспособовконтролянад функциямисобственноготела:сидеть,стоять,передвигаться(вт.ч.сиспользованиемтехнических средств).
Освоениедвигательныхнавыков,последовательностидвижений,развитиекоординационныхспособностей.
Совершенствованиефизическихкачеств:ловкости,силы,быстроты,выносливости.
Умениерадоватьсяуспехам:вышепрыгнул,быстреепробежали др.
Соотнесениесамочувствияснастроением,собственнойактивностью,самостоятельностьюинезависимостью.
Умениеопределятьсвоесамочувствиевсвязисфизическойнагрузкой:усталость,болевыеощущения,др.
Освоениедоступныхвидовфизкультурно-спортивнойдеятельности:спортивныеигры.
Интерескопределеннымвидамфизкультурно-спортивнойдеятельности:спортивныеиподвижныеигры,физическаяподготовка.
Умениекататьсянасанках,игратьвподвижныеигрыидр.
Программасотрудничества ссемьейобучающегосяотражаетнаправленностьна обеспечениеконструктивноговзаимодействияспециалистоворганизациииродителей (законныхпредставителей)обучающегося винтересахособогоребенкаиегосемьи.
Программаучебногопредмета«Адаптивнаяфизкультура»(7класс)включаетследующиеформысотрудничества:
еженедельныеиндивидуальныеконсультации;
тематическиеконсультациипоразделамитемамзанятий(1развучебнуючетверть);
открытыезанятия(1развчетверть);
письменные рекомендации.Программанаправлена на:
психологическуюподдержкусемьи,воспитывающейребенка-инвалида;
повышениеосведомленностиродителейобособенностяхразвитияиспецифическихобразовательныхпотребностяхребенка;
обеспечениеучастиясемьивразработкеиреализациисодержанияпрограммы;
обеспечениеединстватребованийкобучающемусявсемьеиворганизации;
организациюрегулярногообменаинформациейоребенке,оходереализациипрограммыкурсаирезультатахегоосвоения;
организациюучастияродителейвовнеурочныхмероприятиях.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),тяжелымиимножественныминарушениямиразвитияориентируетобразовательныйпроцесснавведениевкультуруребенка,поразнымпричинамвыпадающегоизобразовательногопространства,достижениевозможныхрезультатов освоения содержания СИПРи АООП.
СистемаоценкирезультатоввключаетцелостнуюхарактеристикуосвоенияобучающимисяАООПиСИПР,отражающуювзаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и уменийон применяет на практике,насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обученияучитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета,но это не должно рассматриваться какпоказательнеуспешностиих обучения и развития вцелом.
Учитываютсяследующиефакторыипроявления:
−особенностипсихического,неврологическогоисоматическогосостояниякаждогообучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессевыполненияперцептивных, речевых, предметных действий, графическихработ;
−впроцессепредъявленияивыполнениявсехвидовзаданийобучающимсядолжнаоказыватьсяпомощь:разъяснение,показ,дополнительныесловесные,графическиеижестовыеинструкции;заданияпоподражанию,совместнораспределеннымдействиямидр.;
−приоценкерезультативностидостиженийучитываетсястепеньсамостоятельностиребенка.
Формы и способы обозначения выявленныхрезультатов обучениядетейосуществляютсяв качественных критериях по итогампрактическихдействий:
«выполняетдействиесамостоятельно»,
«выполняетдействиепоинструкции»(вербальнойилиневербальной),
«выполняетдействиепообразцу»,
«выполняетдействиесчастичнойфизическойпомощью»,
«выполняетдействиесозначительнойфизическойпомощью»,
«действиеневыполняет»;
«узнаетобъект»,«невсегдаузнаетобъект»,«неузнаетобъект».
СистемаоценкидостиженияпредметныхрезультатовАООП(вариант2)исключаетналичиешкалыбалльного(отметочного)оценивания.Промежуточная(годовая)аттестацияпредставляетсобойоценкурезультатовосвоенияСИПРиразвитияжизненных
компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы иставятсязадачидляСИПРнаследующийучебныйгод.Переводобучающегосянаследующуюступеньобразованияосуществляетсямаксимально приближённоквозрастуребёнка.
Основойдляразработкирабочейпрограммыучебногопредмета«Адаптивнаяфизкультура»(7класс)являетсяПрограммаформированиябазовыхучебныхдействийобучающихсясумственнойотсталостью(далеепрограммаформированияБУД),котораяконкретизируеттребования Стандартак личностнымипредметнымрезультатамосвоения АООП(вариант2).
ВосновеформированияБУДлежитдеятельностныйподходкобучению,которыйпозволяетреализовыватькоррекционно-развивающийпотенциалобразования школьников сумственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе состоит вформировании школьника с умственной отсталостьюкаксубъектаучебнойдеятельности,котораяобеспечиваетодноизнаправленийегоподготовкиксамостоятельнойжизнивобществе.
Задачамиреализациипрограммыв7классеявляются
Формированиеучебногоповедения:
направленностьвзгляда(наговорящеговзрослого,задание);
выполнениеинструкцииучителя;
использованиепоназначениюучебныхматериалов;
выполнятьдействияпообразцуипоподражанию.
Формированиеумениявыполнятьзадание:
втечениеопределенногопериодавремени
отначаладоконца,
сзаданнымикачественнымипараметрами.
Формированиеумениясамостоятельнопереходитьотодногозадания(операции,действия)кдругомувсоответствиисрасписаниемзанятий, алгоритму деятельности.
ВпроцессеобученияосуществляетсямониторингвсехгруппБУД,которыйотражаетиндивидуальныедостиженияобучающихсяипозволит делатьвыводыоб эффективностипроводимойвэтомнаправленииработы.
Для оценки сформированности каждого действия используетсясистемареально присутствующего опыта деятельности и егоуровня.
деятельностьосуществляетсянауровнесовместныхдействийспедагогом;
деятельностьосуществляетсяпоподражанию:
деятельностьосуществляетсяпообразцу;
деятельностьосуществляетсяпопоследовательнойинструкции;
деятельностьосуществляетсяспривлечениемвниманияребенкавзрослымкпредметудеятельности;
самостоятельнаядеятельность;
умениеисправитьдопущенныеошибки.
Дляоценкистепенидифференцированностиотдельныхдействийиоперацийвнутрицелостнойдеятельностииспользуютсяусловныеобозначения:
действие(операция)сформировано –«ДА»;
действиеосуществляетсяприсотрудничествевзрослого–«ПОМОЩЬ»
действиевыполняетсячастично,дажеспомощьювзрослого–«ЧАСТИЧНО»
действие(операция)поканедоступнодлявыполнения–«НЕТ».
Выявлениеуровнясформированностиидоступноститехилииныхвидовдеятельности,позволяетсудитьобуровнеразвитияпсихических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяютоценитьзону актуальногоразвития ребенкаи выбрать содержаниеиндивидуальнойпрограммы курса.
УЧЕБНЫЙПЛАН
№п/п | Наименованиеразделови тем | Всегочасов | Примечание |
1 | «Физическаяподготовка» | 54 | |
1четверть | 13 | ||
2четверть | 16 | ||
3четверть | 14 | ||
4четверть | 11 | ||
2 | «Коррекционныеподвижныеигры» | 14 | |
1четверть | 3 | ||
3четверть | 6 | ||
4четверть | 5 | ||
Всегочасов | 68 |
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА,КУРСА.
Дыхательные упражнения. Совершенствование умения правильно дышать в различных положениях и при выполнении движений.Формирование навыковпроизвольногоизмененияглубиныитемпадыханиявсоответствиисхарактеромдвижения.Согласованиедыханияидвиженийвразличномтемпе.
Построенияиперестроения.Закреплениенавыковпостроенийиперестроений,сформированныхранее.
Дальнейшееобучениеучащихсярассчитыватьсяна«первый-второй»,послечегоперестраиватьсяизоднойшеренгивдве.
Ходьба и упражнения в равновесии.Ходьба в разных построенияхпо полу и по опорам, приподнятым над полом в быстром имедленномтемпе(ориентируясьнаразличныесигналы).Ходьбапоперевернутойгимнастическойскамейкеи гимнастическомубревну.Ходьбав«Ленте-гусенице»по2-3человека:«Паровоз»«Шагаемдружно»ИДР.Ходьбавколоннепоодному,подва,четверками,покругу,вшеренгесразличнымидвижениямируками.Ходьбаобычнымгимнастическимскрестнымшагом,свыпадами,вприседе,спинойвперед.Закреплениенавыководновременногоокончанияходьбы.Соревновательныеупражнениявмешках,натренажерах.
Бег.Бегнаперегонки,наскорость.Бегнаместесиспользованиемнапольныхтренажеров.Медленныйбегзмейкойпонарисованнойлинии.Бег, наступаяв обручиразложенныепооднойлинии.См.содержание работыв 6классе
Прыжки.Закреплениенавыковучащихсявыполнятьразличныепрыжкисувеличениемколичествапрыжковвсерииисерийпрыжков.
Прыжкибокомсзажатымимеждуногамимешочкамиснаполнителем, «блинчиками»снаполнителем;наоднойногечерезлинию,веревкувперединазад,вправоивлево,наместеиспродвижениемвперед.Дальнейшееобучениеучащихсявспрыгиваниюсразбегавтришаганапредметвысотой40смиспрыгиваниюснего. Прыжки через скакалку разнымиспособами:надвухногахспромежуточнымипрыжкамиибезних,сногинаногу.Прыжкичерезбольшойобруч,какчерезскакалку.
Бросание, ловля, метание. Усложнение игр и игровых упражнений с мечами, летающими тарелками пластмассовыми), мешочками снаполнителями,балансировочнымиподушками:метаниевгоризонтальнуюиливертикальнуюцельсрасстояния4 -5м;движущуюсяцель с расстояния 2м;вдаль на расстоянии не менее5-7м. Обучение учащихся приемам бросания баскетбольного (облегченного)мяча вбаскетбольнуюкорзину,укрепленнуюнастойкесфиксациейвысоты.Игровыеупражненияснабором«Наброськольцо»:«Броськолечко»,«Разколечко,дваколечко»,«Добегидостойкиинаденьколечко»,«Слушайибросай(поцветуиколичеству)»идр.
Совершенствованиевыполненияприемовлазанияпогимнастическойстенке. Упражнения на формирование умения лазать погимнастической стенке: прямо и по диагонали, перешагивая через пролет. Упражнения в лазании по канату на доступную высоту спереходомнагимнастическуюстенку.Упражнения,сочетающиеползаниесперешагиваниемидругимидвижениями
Элементыспортивных игр и спортивных упражнений. Спортивныесоревнованияпо типу преодоленияпрепятствий:
«Дорогаизвалунов»,»Туннель»,«Прыжок»,«Скалолаз»,«Водопад»,«Чаща»идр.Городки.Футбол(поупрощеннымправилам),Игра«Бросайка»(Боче),Бадминтон.
Настольныйтеннис.Подготовительныеупражнениясракеткойимячом:подбрасываниеиловлямячаоднойрукой,ракеткойсударомопол,остенку,отбиваниемячачерезсеткупослеотскокаегоотстолаит.д.
Босохождениепосолянымдорожкамидругиезакаливающиепроцедуры.Упражнениянаформированиеправильнойосанки,профилактикаплоскостопия
№ | Наименование разделапрограммыитемурока | Количествочасов | Цельиэлементысодержания | Возможные результатыосвоения обучающимисяучебногопредмета,курса | Оборудование,дидактический материал,ТСОиИТ |
Физическаяподготовка | |||||
1 | Правила поведения вспортивном зале и наурокахАФК 1учитель | 1 | БеседаотехникебезопасностинаурокахАФК.Построениеиперестроение. Упражнениядляформированияправильнойосанки. | Выполнениеправилтехники безопасности,Повторупражненийпо показуисловеснойинструкции. | Презентация |
2 | Дыхательныеупражнения родитель | 1 | Построениеперестроение.Построениевколоннупо одному,парами, равнение в затылок. Ходьба ибег. Совершенствованиеумения правильнодышатьвразличныхположенияхипривыполнениидвижений.Формированиенавыковпроизвольногоизмененияглубиныитемпадыханиявсоответствиисхарактером движения.Надуваемшарики | Подражательныедействияпо построениюиперестроениювколонне. | Воздушныешары |
3 | Ходьба родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Упражнения на дыхание. Бег на перегонки, наскорость.Бегнаместесиспользованиемнапольных тренажеров. Побуждениеучащихсяклегкомустремительномубегу.Бег | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Спортивныймягкийинвентарь |
подвое-троеспреодолениемпрепятствий(барьеры,мягкиемодулицилиндры,кубыидр.),незадеваяних, сохраняяскорость.Стимулированиежеланияучащихсябегатьспреодолениемпрепятствийвестественныхусловиях.Упражненияначередованиебегасходьбой,прыжками,подлезанием.Формированиеуменийучащихсясочетатьбегсдвижениямисмячом.Расширениесредыдля двигательногоразвитияучащихся | |||||
4 | Упражнение наформирование правильнойосанки родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Упражнениенаразвитиемышцспины,брюшногопресса:вположениилежа,сидя,стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениювколонне. | Карточкимешочкиспеском,коврики |
5 | Бег Родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Упражнения на дыхание. Бег на перегонки, наскорость.Бегнаместесиспользованиемнапольных тренажеров. Побуждениеучащихсяклегкомустремительномубегу.Бегподвое-троеспреодолениемпрепятствий(барьеры,мягкиемодулицилиндры,кубыидр.),незадеваяних, сохраняяскорость.Стимулированиежеланияучащихсябегатьспреодолениемпрепятствийвестественныхусловиях.Упражненияначередованиебегасходьбой,прыжками,подлезанием.Формированиеуменийучащихсясочетатьбег с движениямисмячом.Расширение среды длядвигательногоразвитияучащихся | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Барьеры,мягкиемодулицилиндры,кубы |
6 | Развитиекоординациидвижений родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Прыжкинаоднойноге,надвухнаместе.Прыжкиспродвижениемвперед.Увеличениесериипрыжковиколичествапрыжковвсерияхдля | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки |
дальнейшегосовершенствованияучащихсявыполнятьразличныепрыжки.Закреплениенавыков:бокомсжатымимеждуногамимешочкамиснаполнителем,наоднойногечерезлинию,веревкувперед и назад,вправо и влево, на месте и с продвижением вперед.Прыжкичерезскакалкуразличнымиспособами: на двух ногах спромежуточнымипрыжкамиибезних,с ногинаногу.Прыжкичерезбольшойобруч,какчерезскакалку.. |
7 | Метание теннисногомяча родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Метаниемалогомячавцель3-4метров.Броскималогомячавстену.Обучениеучащихсяметаниюмяча(малогоисреднегоразмера,втомчислетеннисного)ввертикальную ,горизонтальнуюцель«ведущей»рукойПодвижнаяигра«Двамороза».Развитиескоростно-силовыхкачеств. | Подражательныедействияброскималогомячавстену. | Теннисныемячи,гимнастическиепалки |
8 | Ходьбаибег родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Построениеиперестроения,построениевколоннупоодномуспомощьюучителя,построениеводнушеренгувнарисованныхкружках, ходьба по линии на носках и пятках,ходьбасразличнымиположениямирук,Побуждениеучащихсяклегкомустремительномубегу.Бегподвое-троеспреодолениемпрепятствий(барьеры,мягкиемодулицилиндры,кубы идр.), незадеваяних, сохраняяскорость.Стимулированиежеланияучащихсябегатьспреодолением препятствийвестественныхусловиях. | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки |
9 | Метаниетеннисного | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами | Выполнение | Теннисныемячи |
Мяча 2учитель | Метаниемалогомячавцель3-4метров.Броскималогомячавстену.Подвижнаяигра«Двамороза».Обучениеучащихсяметаниюмяча(малогоисреднегоразмера,втомчислетеннисного)ввертикальную,горизонтальнуюцель«ведущей»рукойростно-силовыхкачеств. | подражательных действийходьбыподсчет,броскималогомячавстену. | |||||
10 | Ходьбаибег родитель | 1 | Сочетаниеразличныхвидовходьбы.ОРУ.П\И «Воробьи и вороны»Побуждениеучащихсяклегкомустремительномубегу.Бегподвое-троеспреодолениемпрепятствий(барьеры,мягкиемодулицилиндры,кубыидр.),незадеваяних, сохраняяскорость.Стимулированиежеланияучащихсябегатьспреодолениемпрепятствийвестественныхусловиях.Упражненияначередованиебегасходьбой,прыжками,подлезанием | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Барьеры,модули | мягкие | |
11 | Упражнение наформирование правильнойосанки родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Упражнениенаразвитиемышцспины,брюшногопресса:вположениилежа,сидя,стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениювколонне. | Коврики,камешки | кегли, | |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||||
12 | Игры с метанием,передачейиловлеймяча родитель | 1 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловлямячанаместе.Передачамячаснизунаместе.ОРУ.Эстафетысмячами.Игрысметанием,передачейиловлеймяча:Метков цель,Мячсоседу.Развитиекоординационныхспособностей | Подражательныедействияпопередачи,ловлемяча. | Мячи | ||
13 | Игра«Бросайка» родитель | 1 | Ходьба,бег.ОРУвдвижении.Уточнениесучащимисяпредставленияоцвете,величинемячей.Обучениеучащихсяопределятьвесмячейнаосновебарическогочувствасозрительнымконтролемибезнего.Обработкатехнике | Подражательныедействияпо бросанию мяча, бросатьихвцель | Мячивеличины | разной |
броска:броскимячаснизувверх,прокатываниемячейразноговесаиразмерапополу | |||||
Физическаяподготовка | |||||
14 | Развитиекоординациидвижений родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Прыжки на одной ноге, на двух на месте.Прыжкиспродвижениемвперед.Увеличение серии прыжков иколичествапрыжковвсерияхдлядальнейшегосовершенствованияучащихсявыполнятьразличныепрыжки.Закреплениенавыков:бокомсжатымимеждуногамимешочками снаполнителем,наоднойноге черезлинию,веревкувпереди назад, вправоивлево,наместеиспродвижениемвперед.Прыжкичерез скакалкуразличнымиспособами:надвухногахспромежуточнымипрыжкамиибезних,с ногинаногу.Прыжкичерезбольшойобруч,какчерезскакалку. | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Спортивныймягкийинвентарь |
15 | Упражнение наформирование правильнойосанки родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Упражнениенаразвитиемышцспины,брюшногопресса:вположениилежа,сидя, стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениюв колонне. | Коврики,кегли,камешки,карточки |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||
16 | Игры на развитиевнимания родитель | 1 | Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег,бегсускорением.Подвижнаяигра«Двамороза», «У ребят порядок строгий». «Станьправильно» | Выполнениеподражательныхдействийходьбыподсчет,вколоннупарами,поодному,покругу. | Спортивныймягкийинвентарь |
Физическаяподготовка |
17 | Построение иперестроение 3учитель | 1 | Построениеводнушеренгу,взявшисьзаруки,равнениепоначерченнойлини,размыканиенавытянутыерукипопоказуучителя.обучениеучащихсярассчитываться на «первый-второй»,послечегоперестраиватьсяизоднойшеренгивдве.П/И»Уребятпорядок строгий» | Выполнениеподражательныхдействийходьбыподсчет,вколоннупарами,поодному,покругу. | Кегли,обручи |
18 | Общеразвивающиеикорригирующиеупражнения родитель | 1 | Ходьба. Бег ОРУ с предметами. Основныеположенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющиеупражненияс предметами.Упражнениясобручами.П/И | Выполнениеподражательныхдействийходьбыподсчет,вколоннупарами,поодному,покругу. | Гимнастическиепалки,обручи |
19 | Лазание понаклоннойгимнастической Скамейке родитель | 1 | ОРУвдвижении.Лазаниепонаклоннойскамейке в упоре присев, в упорестоянаколенях.Игра«Иголочкаиниточка». Развитиекоординационныхспособностей | Гимнастическиескамейки | |
20 | Лазание иперелазание родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Совершенствованиевыполненияприемовлазанияпогимнастическойстенке.Упражнениянаформированиеумениялазатьпогимнастическойстенке:прямо иподиагонали,перешагиваячерезпролет.Упражнениявлазаниипоканатунадоступнуювысотуспереходомнагимнастическуюстенку.Упражнения,сочетающие ползание с перешагиванием идругимидвижениями П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиепалки,скамейки,канат |
21 | Равновесие родитель | 1 | Ходьба.Бег.Перестроениепозвеньям,позаранееустановленнымместам. ОРУ с предметами.Ходьбаполиниинарисованнойнаполу.Ходьбапо | Выполнениеподражательныхдействийходьбыполинии. | Гимнастическиепалки,скамейки |
гимнастическойскамейке. | |||||
22 | Лазание понаклоннойгимнастическойскамейке родитель | 1 | ОРУвдвижении.Лазаниепонаклоннойскамейке в упоре присев, в упорестоянаколенях.Игра«Иголочкаиниточка».Развитиекоординационныхспособностей | Выполнениеподражательныхдействийлазаниепонаклоннойскамейке. | Гимнастическиескамейки |
23 | Равновесие родитель | 1 | Ходьба.Бег.Перестроение позвеньям,позаранееустановленнымместам. ОРУспредметами.Ходьбаполиниинарисованнойнаполу.Ходьбапогимнастическойскамейке. | Выполнениеподражательныхдействийходьбыполинии. | Спортивныймягкийинвентарь,гимнастическиескамейки |
24 | Лазание иперелазание родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Совершенствованиевыполненияприемовлазанияпогимнастическойстенке.Упражнениянаформированиеумениялазатьпогимнастическойстенке:прямоиподиагонали,перешагиваячерезпролет.Упражнениявлазаниипоканатунадоступнуювысотуспереходомнагимнастическуюстенку.Упражнения,сочетающиеползаниесперешагиваниемидругимидвижениями П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиескамейки,канатпалки |
25 | Общеразвивающиеикорригирующиеупражнения 4учитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Основныеположенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющиеупражненияспредметами.Упражненияс обручами.П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиепалки |
26 | Лазание понаклоннойгимнастическойскамейке родитель | 1 | ОРУвдвижении.Лазаниепонаклоннойскамейке в упоре присев, в упорестоянаколенях.Игра«Иголочкаиниточка».Развитиекоординационныхспособностей | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиесамейки |
27 | Общеразвивающиеи | 1 | Ходьба.БегОРУ спредметами.Основные | Подражательные | Гимнастические |
корригирующиеупражнения родитель | положенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющиеупражненияс предметами. Упражнениясобручами.П/И | действия по построению,ходьбананосках ипятках, обычныйбег. | палки | ||
28 | Упражнение наформирование правильнойосанки родитель | 1 | Упражнениенаразвитиемышцспины,брюшного пресса: в положении лежа, сидя,стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениюв колонне. | Коврики,кубики,мешочки,кегли |
29 | Равновесие родитель | 1 | Ходьба.Бег.Перестроение позвеньям,позаранееустановленнымместам. ОРУспредметами.Ходьбаполиниинарисованнойнаполу.Ходьбапогимнастическойскамейке. | Выполнениеподражательныхдействийходьбыполинии. | Презентация |
30 | Лазание иперелазание родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Совершенствованиевыполненияприемовлазанияпогимнастическойстенке.Упражнениянаформированиеумениялазатьпогимнастическойстенке:прямо иподиагонали,перешагиваячерезпролет.Упражнениявлазаниипоканатунадоступнуювысотуспереходомнагимнастическуюстенку.Упражнения,сочетающие ползание с перешагиванием идругимидвижениями П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Карточки |
31 | Профилактикаплоскостопия родитель | 1 | Построениевшеренгу.Разновидностиходьбы. Медленный бег. Упражнения наполу | Выполнениеподражательныхдействийходьбыподсчет,вколоннупарами,поодному,покругу. | Коврики,кегли,камешки |
32 | Общеразвивающиеикорригирующиеупражнения Родитель | 1 | Ходьба. Бег ОРУ с предметами. Основныеположенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющие | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахи | Гимнастическиескамейки,обручи |
упражненияспредметами.Упражнениясобручами.П/И | пятках,обычныйбег. | ||||
Физическаяподготовка | |||||
33 | Лазание иперелазание 5учитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Совершенствованиевыполненияприемовлазанияпогимнастическойстенке.Упражнениянаформированиеумениялазатьпогимнастическойстенке:прямо иподиагонали,перешагиваячерезпролет.Упражнениявлазаниипоканатунадоступнуювысотуспереходомнагимнастическуюстенку.Упражнения,сочетающие ползание с перешагиванием идругимидвижениями П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиескамейки,канат |
34 | Общеразвивающиеикорригирующиеупражнения родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметам.Основныеположенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющие упражненияс предметами. Упражнениясмячами.П/И | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки,обручи |
35 | Комплексноеразвитие физическихкачеств родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Бегсускорением.Общеразвивающиеупражнения(ОРУ).Ходьбасвысокимподниманиембедра.Подвижная игра «Вызов номера». Развитиефизическихкачеств | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Спортивныймягкийинвентарь |
36 | Развитиекоординациидвижений родитель | 1 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте.Прыжкиспродвижениемвперед.ОРУ.Подвижнаяигра«Двамороза».Развитиекоординациидвижений | Выполнениеподражательныхдействийходьбыподсчет,вколоннупарами,поодному,покругу. | Спортивныймягкийинвентарь |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||
37 | Игры с метанием,передачейиловлей | 1 | Бросокмячаснизунаместевщит.Ловлямячанаместе.Передачамячаснизуна | Подражательныедействияпопостроению, | Мячи,мешочки |
Мяча родитель | месте.ОРУ.Эстафетысмячами.Игрысметанием, передачей и ловлей мяча: Метко вцель, Мяч соседуРазвитиекоординационныхспособностей | ходьбананоскахипятках, обычныйбег. |
38 | Игры на развитиевнимания родитель | 1 | Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег,бегсускорением.Подвижнаяигра«Двамороза», «Уребятпорядокстрогий».«Стань правильно» | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахи пятках,обычныйбег. | Карточки |
Физическаяподготовка | |||||
39 | Лазание иперелазание родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Совершенствованиевыполненияприемовлазанияпогимнастическойстенке.Упражнениянаформированиеумениялазатьпогимнастическойстенке:прямо иподиагонали,перешагиваячерезпролет.Упражнениявлазаниипоканатунадоступнуювысотуспереходомнагимнастическуюстенку.Упражнения,сочетающие ползание с перешагиванием идругимидвижениями П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиескамейки,палки,канат |
40 | Упражнение наформирование правильнойосанки родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Упражнениенаразвитиемышцспины,брюшного пресса: в положении лежа, сидя,стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениювколонне. | КарточкиГимнастическиепалки,мешочки,кубики |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||
41 | Элементыбаскетбола 6учитель | 1 | Обучениеучащихся: передачемячадруг другу: двумярукамиотгрудиоднойрукойотплеча;перебрасываниюмячадругдругудвумяруками отгрудивдвижении; ловлемяча, летящегонаразнойвысоте(от | Подражательныедействияпо бросанию мяча, бросатьихвцель | Мячиразнойвеличены |
уровня груди,надголовой,сбоку,внизуу пола и т. п.) и с разныхсторон;броскаммячавкорзинудвумярукамииз-заголовы,отплеча. | |||||
42 | Игра«Бросайка» родитель | 1 | Ходьба,бег.ОРУвдвижении.Уточнениесучащимисяпредставленияоцвете,величинемячей.Обучениеучащихсяопределятьвесмячейнаосновебарическогочувствасозрительнымконтролемибезнего.Обработкатехникеброска:броскимячаснизувверх,прокатываниемячейразноговесаи размерапополу | Подражательныедействияпо бросанию мяча, бросатьихвцель | Мячиразнойвеличины |
Физическаяподготовка | |||||
43 | Общеразвивающиеиорригирующие Пражнения родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Основныеположенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющиеупражненияс предметами.Упражнениясгимнастическимипалками.П/И | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Презентация |
44 | Упражнение наормирование равильнойосанки родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Упражнениенаразвитиемышцспины,брюшного пресса: в положении лежа, сидя,стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениювколонне. | Карточки |
45 | Лазание и перелезание родитель | 1 | Ходьба.Бег.Совершенствованиевыполнения приемов лазанияпогимнастическойстенке.Упражнениянаформированиеумениялазатьпогимнастическойстенке:прямоиподиагонали,перешагиваячерезпролет.Упражнения в лазании по канату на доступнуювысотуспереходомнагимнастическую стенку. Упражнения, | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиескамейки |
сочетающиеползаниесперешагиваниемидругимидвижениями Игрылазаниемиперелезанием:«Поезд», «Альпинисты». | |||||
46 | Лазание иерелазание.ыхательныепражнения. родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами.Лазаниевверхивнизпогимнастическойстенкеспомощью учителя приставными шагами подконтролемучителя.Переползаниеначетверенькахвмедленномтемпепокоридору15-25см.Перелезаниечерезпрепятствиевысотойдо70см.пролезаниечерезобручстоявшийвертикально. Перешагиваниечерезгимнастическуюпалку.П/И | Выполнениеподражательныхдействийлазание,переползание,пролезание | Гимнастическиескамейки,палки |
47 | Комплексноеазвитие физическихачеств родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Бегсускорением.Общеразвивающиеупражнения(ОРУ).Ходьбасвысокимподниманиембедра.Подвижнаяигра«Вызовномера».Развитие физическихкачеств | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Спортивныймягкийинвентарь |
48 | Развитиеоординациивижений родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Прыжки на одной ноге, на двух на месте.Прыжкиспродвижениемвперед.ОРУ.Подвижнаяигра«Двамороза».Развитиекоординациидвижений | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||
49 | Игры с метанием,передачейиловлеймяча 7учитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловлямячанаместе.Передачамячаснизунаместе.ОРУ.Эстафетысмячами.Игрысметанием, передачей и ловлей мяча: Метко вцель, Мяч соседуРазвитиекоординационныхспособностей | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Мячи.Гимнастическиепалки |
50 | Игрынаразвитие | 1 | Ходьбананосках,напятках.Обычныйбег, | Подражательные | Спортивныймягкий |
Внимания родитель | бегсускорением.Подвижнаяигра«Двамороза», «У ребят порядок строгий». «Станьправильно» | действия по построению,ходьбананосках ипятках, обычныйбег. | инвентарь | ||
Физическаяподготовка | |||||
51 | Развитие скоростно-силовыхспособностей родитель | 1 | Упражнениянадыхание.Ходьба,бег.ОРУ. «Ксвоимфлажкам»«Двамороза»Эстафеты.Развитиескоростно-силовых способностей | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахи пятках,обычныйбег. | Флажки |
52 | Общеразвивающиеикорригирующиеупражнения родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Основныеположенияидвиженияголовы,рук,туловища,ног,общеукрепляющиеупражненияс предметами. Упражнениясобручами.П/И | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки.Обручи |
53 | Прыжки родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Обычныйбег.Прыжки в длину с места в высоту (прыгнутьнагимнастическиймат),вглубинупрыжоксгимнастическойскамейки).Обучениеучащихсясериямпрыжковнаместесповоротомкругом,скрещиваяисмещаяноги. Обучение учащихся прыжкамчерезскамью,сопоройнаскамьюсо сменойног.Упражнениявсочетаниипрыжковсдругимивидамидвижений. | Выполнениеподражательныхдействийпрыжкисместаввысоту. | Спортивныймягкийинвентарь |
54 | Упражнение наформирование правильнойосанки родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Упражнениенаразвитиемышцспины, брюшногопресса:вположениилежа,сидя,стоя. | Подражательныедействияпо построениюиперестроениюв колонне. | Коврики,кегли,камешки |
55 | Прыжки родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Обычныйбег.Прыжки в длину с места в высоту (прыгнутьнагимнастическиймат),вглубинупрыжоксгимнастическойскамейки).Обучениеучащихсясериямпрыжковнаместесповоротомкругом,скрещиваяисмещая | Выполнениеподражательныхдействийпрыжкисместаввысоту. | Гимнастические:скамейки,маты |
ноги. Обучение учащихся прыжкамчерезскамью,сопоройнаскамьюсосменойног.Упражнениявсочетаниипрыжковсдругимивидамидвижений. | |||||
56 | Развитиекоординациидвижений родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Прыжки на одной ноге, на двух на месте.Прыжкиспродвижениемвперед.ОРУ.Подвижнаяигра«Двамороза».Развитие координациидвижений | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки |
57 | Метание теннисногомяча 8учитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Обучениеучащихсяметанию мяча(малогоисреднегоразмера,втомчислетеннисного)ввертикальную ,горизонтальнуюцель«ведущей»рукой. | Подражательныедействияброскималогомячавстену. | Теннисныемячи |
58 | Ходьбаибег родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Бегзмейкойпонарисованнойлинии.Обучениебегунаступаявобручи,разложенные«змейкой»Обучениеучащихсянепрерывномубегу,бегунаперегонки,бегупопересеченнойместности.Обучениеучащихсябегусостартомизразличныхисходных положений. Обычный бег. П/и «Пойдем напрогулку» | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки,обручи |
59 | Метание теннисногомяча родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Обучениеучащихсяметанию мяча(малогоисреднегоразмера,втомчислетеннисного)ввертикальную ,горизонтальнуюцель«ведущей»рукой. | Выполнениеподражательныхдействийходьбыподсчет,броскималогомячавстену.. | Мячи,мешочки |
60 | Ходьбаибег родитель | 1 | Сочетание различных видов ходьбы. Бег сизменениемнаправления,ритмаитемпа.Бегвзаданномкоридоре.Бег30м.ОРУ.П\И «Воробьиивороны» | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Спортивныймягкийинвентарь |
61 | Прыжки родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Обычныйбег.Прыжки в длину с места в высоту (прыгнутьнагимнастическиймат),вглубинупрыжоксгимнастическойскамейки).Обучениеучащихсясериямпрыжковнаместесповоротомкругом,скрещиваяисмещаяноги. Обучение учащихся прыжкамчерезскамью,сопоройнаскамьюсосменойног.Упражнениявсочетании прыжковсдругимивидамидвижений. | Выполнениеподражательныхдействийпрыжкисместаввысоту. | Спортивныймягкийинвентарь |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||
62 | Игры с метанием,передачейиловлеймяча родитель | 1 | Ходьба,бег.ОРУ.Бросокмячаснизунаместе в щит. Ловля мяча на месте. Передачамячаснизунаместе.Эстафетысмячами.Игры с метанием, передачей и ловлей мяча:Метковцель,Мячсоседу.Развитие координационныхспособностей | Подражательныедействияпопередачи,ловлемяча. | Мячи |
63 | Прыжки родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Обычныйбег.Прыжки в длину с места в высоту (прыгнутьнагимнастическиймат),вглубинупрыжоксгимнастическойскамейки).Обучениеучащихсясериямпрыжковнаместесповоротомкругом,скрещиваяисмещаяноги. Обучение учащихся прыжкамчерезскамью,сопоройнаскамьюсосменойног.Упражнениявсочетании прыжковсдругимивидамидвижений.Прыжкичерезскакалку. | Выполнениеподражательныхдействийпрыжкисместаввысоту. | Скакалки.Гимнастическиескамейки |
Физическаяподготовка |
64 | Развитиекоординациидвижений родитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами. Прыжки на одной ноге, на двух на месте.Прыжкиспродвижениемвперед.ОРУ.Подвижнаяигра«Двамороза».Развитиекоординациидвижений | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | ГимнастическиеСпортивныймягкийинвентарь |
65 | Ходьбаибег 9учитель | 1 | Ходьба.БегОРУспредметами Бегзмейкойпонарисованнойлинии.Обучениебегунаступаявобручи,разложенные«змейкой»Обучениеучащихсянепрерывномубегу,бегунаперегонки,бегупопересеченнойместности.Обучениеучащихсябегусостартомизразличныхисходных положений. Обычный бег. П/и «Пойдем напрогулку» | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках, обычныйбег. | Гимнастическиепалки |
Коррекционныеподвижныеигры | |||||
66 | Прыжки родитель | 1 | Разновидностиходьбы.Обычныйбег.Прыжки в длину с места в высоту (прыгнутьнагимнастическиймат),вглубинупрыжоксгимнастическойскамейки).Обучениеучащихсясериямпрыжковнаместесповоротомкругом,скрещиваяисмещаяноги.Совершенствованиеучащихсяпрыжкамчерезскамью,сопоройнаскамьюсосменойног.Упражнениявсочетаниипрыжковсдругимивидами движений. | Выполнениеподражательныхдействийпрыжкисместаввысоту. | Гимнастическиескамейки |
67 | Игры с метанием,передачейиловлеймяча родитель | 1 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Ловлямячанаместе.Передачамячаснизунаместе.ОРУ.Эстафетысмячами.Игрысметанием, передачей и ловлей мяча: Метко вцель,Мячсоседу.Развитиекоординационныхспособностей | Подражательныедействияпопередачи,ловлемяча. | Мячи |
68 | Игры на развитиевнимания родитель | 1 | Ходьбана носках, на пятках.Обычныйбег,бегсускорением.Подвижнаяигра«Двамороза», «У ребят порядок строгий». «Станьправильно» | Подражательныедействияпопостроению,ходьбананоскахипятках,обычныйбег. | Спортивныймягкийинвентарь |
Всегозаучебныйгод-68часов. |
ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник:МатвеевА.П.,Физическаякультура.ФГОС,5класс;АОИздательство«Просвещение»,2021год,https://catalog.prosv.ru/item/67627
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения(картинки,фото,пиктограммы)спортивногоинвентаря;альбомысдемонстрационнымматериаломвсоответствиистемамизанятий;спортивный инвентарь: маты,, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли,мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, пионербольные, баскетбольные мячи, бадминтон, рюкзаки,туристическиековрики,палатки,спальныемешки,кольца;мебель:шкафыдляхраненияспортивногоинвентаря,дляпереодевания.
Цифровыеобразовательныересурсы:
educont.ruцифровойобразовательный контент
https://uchi.ruПлатформа«Учи.ру»
Сборниккомпьютерныхигр«Несерьёзныеуроки»,обучающихнавыкамчтенияисчёта«Учимбуквыицифры».
http://all.edu.ru-ВсеобразованиеИнтернета
http://Iobraz.ru–Образование.
БаряеваЛ.Б.,БойковД.И.,ЛипаковаВ.И. идр.Программаобученияучащихся с умереннойитяжелойумственнойотсталостью:СПб:ЦДКпроф.Л.Б. Баряевой.-2018г.
БаряеваЛ.Б.,ГаврилушкинаО.П.Игры-занятиясприроднымирукотворнымматериалом:Методическоепособие.–СПб.:НОУ
«СВЕМА»,2018.–103с. [Сер.«Игрыдлядетей спроблемамивразвитии»]
Здоровьесберегающиетехнологиивобразовательномпроцессе/авт.-сост.С.А.Цабыбин.-Волгоград:Учитель.2020.
КатаеваА.А.,СтребелеваЕ.А.Дидактическиеигрыиупражнениявобученииумственноотсталыхдошкольников:Кн.дляучителя–М.:Просвещение, 2018,-191 с
Программыобучениядетейсумереннойитяжелойумственнойотсталостью,подредакциейЛ.Б.Баряевой,Н.Н.Яковлевой2016г.
Программаобразованияучащихсясумереннойитяжелойумственнойотсталостью,коллективавторов:Л.Б.Баряева,и.м.Бгажнокова,Д.И.Бойков, Е.Т. Логинова.2017г.
Современныетехнологиисохраненияиукрепленияздоровьядетей:Учеб.Пособие/Подобщ.ред.Н.В.Сократова.-М.:ТЦСфера,2018.
ШипицинаЛ.М.«Необучаемый» ребеноквсемье иобществе.Социализациядетей с нарушениеминтеллекта.– 2-еизд., переработаноидополн. – СПб.:Речь,2019. – 477с.
№п/п | Дата | Количество не проведённыхуроков | Причина | Согласование с курирующимзавучем |