ПриложениекАООПобразованияобучающихсясумеренной,тяжёлойиглубокойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),тяжёлымиимножественныминарушениямиразвития
(Вариант2)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель МО: _____________/ Кузнецова Е. Н. Протокол №_____ от 30.08.2023 | «Согласовано» Зам. директора: ________________/ Грекова О. А. 30.08.2023 | «Утверждено» Директор школы: ________________ / Сергеев С.В. Приказ №_______ от 01.09.2023 |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Домоводство»
ПРЕДМЕТНАЯОБЛАСТЬ«Окружающий мир»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯСУМЕРЕННОЙТЯЖЁЛОЙИГЛУБОКОЙУМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ(ВАРИАНТ 2)
7класс
для Рязанцевой Дарьи, Попова Владимира, Пичуева Ивана, Зимина Ивана
2023год
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» (предметная область «Окружающий мир») для обучающихся7 класса составлена в соответствии садаптированной основной общеобразовательнойпрограммой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), являетсяучебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовуюбазурабочейпрограммыдляобучающихся7классасоставляют:
Федеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29.12.2012№273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха иоздоровления детей и молодежи»;
УставГБУКО«Школа–интернат№7»;
КалендарныйучебныйграфикГБУКО«Школа-интернат№7»идр.
Цель реализации рабочей реализации рабочейпрограммы «Домоводство»: осуществление возможности посильногоучастия ребенка с умеренной умственной отсталостью и ТМНР в работе по дому.
Задачи:
воспитаниепотребностиустраиватьсвойбытвсоответствиисобщепринятыминормамии правилами;
овладениепростейшимихозяйственно–бытовыминавыками;
снижениезависимостиребёнкаотокружающих,укреплениеегоуверенностивсвоихсилах.
Занятияподомоводствунаправленынапрактическуюподготовкудетейксамостоятельнойжизниитруду,на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
МНОЖЕСТВЕННЫМИНАРУШЕНИЯМИРАЗВИТИЯ.
Для обучающихся, получающих образование по АООП (вариант2) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитиевумеренной, тяжелойили глубокой степени,котороеможет сочетаться слокальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаютсявыраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечаетсясистемное недоразвитие речи, которое проявляетсяв своеобразном нарушении всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Специфика речевых нарушений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченноевосприятиеобращеннойкнимречи и ееситуативноепонимание. Из-заплохого понимания обращенной книмречи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Учитывая разную сложность нарушений, можно выделить три степени выраженности системного недоразвития речи (СНР)при умственной отсталости:
СНР тяжелой степени: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых и сложных форм словоизменения и словообразования: употреблении падежных форм существительных иприлагательных; нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированности словообразования; отсутствии связной речи.
СНР средней степени: полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятияи фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно- падежныхконструкциях,согласованиисуществительногоиприлагательноговсреднемродеименительногопадежа,атакже
косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах пропуски и искажения, пропуски смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия,дисграфия.
СНР легкой степени: нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер; фонематическое восприятие и фонематический анализ, в основном, сформированы; имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложном речевом материале; словарный словарь ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном обследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного в косвенных падежах множественного числа; нарушения сложных форм словообразования; в пересказах отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения; нерезко выраженные дисграфии, дислексии.
Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивностииз-забыстройистощаемости,отвлекаемости.Слабостьактивноговниманияпрепятствуетрешениюсложныхзадач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительнойдеятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Обучающиесясглубокойумственнойотсталостьючастоневладеютречью,онипостояннонуждаютсявуходеиприсмотре.
Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияютнаразвитиечеловеканепоотдельности,авсовокупности,образуясложныесочетания.Всвязисэтимчеловектребует
значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихсяс глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
МНОЖЕСТВЕННЫМИНАРУШЕНИЯМИРАЗВИТИЯ(ТМНР).
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач. Умственная отсталость обучающихся7 класса, в той или иной форме, осложнена нарушениями сенсорными, соматическими, речевыми, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы.
При разработке рабочей программы учебного предмета «Домоводство» (7 класс)учитывались особые образовательные потребности:
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.
Создание специальных методов и средств обучения.Обеспечивается потребность в построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т. п.)
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
Определение границ образовательного пространствапредполагает учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и д. Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательнойявляетсяспециальнаяорганизациявсейегожизни,обеспечивающая развитиеегожизненнойкомпетенциивусловиях образовательной организации и в семье.
В основу разработки рабочей программы учебного предмета «Домоводство» (предметной области «Окружающий мир») АООПобучающихсяс умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениямиразвития (ТМНР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются всоответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью к:
структуреобразовательнойпрограммы;
условиямреализацииобразовательнойпрограммы;
результатамобразования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностныйподход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализациядеятельностногоподходаобеспечивает:
приданиерезультатамобразованиясоциальноиличностнозначимого характера;
индивидуальное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
повышениемотивациииинтересакучению,приобретениюновогоопытадеятельностииповедения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В основу формирования АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелой, глубокой умственной отсталостью(интеллектуальныминарушениями),тяжелымиимножественныминарушениямиразвития(ТМНР),предмета
«Домоводство»положеныследующиепринципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принципучетатипологическихииндивидуальныхобразовательныхпотребностейобучающихся;
принципкоррекционнойнаправленностиобразовательногопроцесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетическийпринцип;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, вразличныежизненныеситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировкеи активной деятельности в реальном мире;
принципсотрудничествассемьёй.
Цельобучения:повышениесамостоятельности детейввыполнениихозяйственно-бытовойдеятельности.
формированиеуменийобращатьсясинвентаремиэлектроприборами;
освоениедействийпоприготовлениюпищи;
формированиеуменияделатьпокупки;
формированияэлементарногонавыкауборкапомещенияи территории;
формированиеэлементарныхуменийинавыковуходазаличными вещамии обувью;
формированиеэлементарныхзнанийоличнойгигиене;
формированиеэлементарныхуменийуходазакомнатными растениями.
Программаподомоводствувключаетследующиеразделы:«Уборкатерритории»,«Уходзакомнатнымирастениями»,
«Уборкапомещений»,«Личнаягигиена»,«Обращениескухонныминвентарем»,«Уходзавещами»,«Уходзаобувью»,
«Покупки». Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы:моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно,если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Предмет «Домоводство»(7 класс) реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развитияобучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительностьурокаварьируетсясучетомпсихофизическогосостоянияребенкадо40минут.
Реализациярабочейпрограммыпредмета«Домоводство»для7классарассчитанана34недели,по5часоввнеделю.
Всего170часов.
Всоответствии стребованиями ФГОСк АООПдляобучающихсясумеренной,тяжелой,глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описаниеожидаемых личностных ивозможных предметныхрезультатов образования данной категории обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Освоениесодержания рабочей программы предмета «Домоводство», созданнойнаосновеФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных ивозможных предметных.
Ожидаемыеличностныерезультатыосвоенияпредмета«Домоводство»(7 класс):
оцениватьпоступкикакхорошиеили плохие;
определятьсамыепростыеобщиедлявсехлюдейправилаповедения(основыобщечеловеческихнравственных ценностей);
впредложенныхситуациях,опираясьнаобщиедлявсехпростыеправилаповедения,делатьвыбор,какой поступок совершить.
Возможныепредметныерезультатыосвоенияпредмета«Домоводство»: Уметь последовательно выполнятьдействия при подметании пола;
Уметьпоследовательновыполнятьспомощьюучителядействияприсгребаниитравыилистьев; Уметь вытирать пыль с поверхности парты, уметь выполнять доступные поручения;
Уметь ухаживать за мягкой мебелью; Уметьухаживатьзаковровымиизделиями;
Уметьвыполнятьгигиеническиеправилаинормы; Уметь пользоваться электрическим чайником; Уметь называть чайную посуду;
Уметьгруппироватьпредметы поихсвойствами признакам;
Уметьсоблюдатьправилатехникибезопасностиприработесхолодильником; Уметь соблюдать правилатехникибезопасности при работесгазовойплитой; Уметь протирать бытовые приборы;
Уметьсоблюдатьгигиену,чистотуипорядокнакухне; Уметь с помощью учителя работать с ножом;
Уметьспомощьюучителямытьпродукты,чиститьовощи,резатьножом; Уметь с помощью учителя нарезать простым способом овощи;
Уметьсоблюдатьправилатехникибезопасностиприприготовлениипростогобутерброда; Уметь выбрать одежду по назначению, иметь навыки самообслуживания;
Уметьнайтиформеннуюодеждудлялюдейразныхпрофессий(милиционер,врач,дворник,повар); Уметь выбрать приспособления и средства для стирки;
Уметьразличатьгрязноебельеотчистого; Уметь правильно ухаживать за обувью; Уметь правильно сушить обувь;
Уметьпользоватьсялопатойискребкомприуборкеснега; Уметь делать элементарныепокупки;
Уметьвзвешиватьтоварискладыватьвсумку; Уметь работатьпылесосом;
Уметьспомощьюучителяпользоватьсямашиннойстиркой;
Уметьухаживатьзакомнатными растениями;
Уметьутюжитьмелкиевещи,знатьТБприработес утюгом.
Программа сотрудничества с семьей обучающегосяотражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программасотрудничествассемьейнаправленана:
психологическуюподдержкусемьи,воспитывающейребенка-инвалида;
повышениеосведомленностиродителейобособенностяхразвитияиспецифическихобразовательныхпотребностяхребенка;
обеспечениеучастиясемьивразработкеиреализациисодержания программы;
обеспечениеединстватребованийкобучающемусявсемьеив организации;
организациюрегулярногообменаинформациейоребенке,оходереализациипрограммыкурсаирезультатахегоосвоения;
организациюучастияродителейвовнеурочных мероприятиях.
Программапредмета«Домоводство»(7класс)включаетследующиеформысотрудничествассемьей:
индивидуальныеконсультации(позапросуродителей);
тематическиеконсультациипоразделамитемамзанятий(позапросуродителей);
открытыезанятия(1развчетверть);
письменныерекомендации (понеобходимости).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ориентируетобразовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействиеследующих компонентов:чтообучающийся знает и умеет наконец учебногопериода, чтоизполученныхзнанийи уменийонприменяетнапрактике,насколькоактивно,адекватноисамостоятельноонихприменяет.Приоценкерезультативности обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении предмета,но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Учитываютсяследующиефакторыипроявления:
−особенностипсихического,неврологическогоисоматическогосостояниякаждогообучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
−приоценкерезультативностидостиженийучитываетсястепеньсамостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленныхрезультатов обучениядетейосуществляютсяв качественных критериях по итогам практических действий:
«выполняетдействие самостоятельно»,
«выполняетдействиепоинструкции»(вербальнойилиневербальной),
«выполняетдействиепообразцу»,
«выполняетдействиесчастичнойфизическойпомощью»,
«выполняетдействиесозначительнойфизической помощью»,
«действиеневыполняет»;
«узнаетобъект»,«невсегдаузнаетобъект»,«неузнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие шкалы балльного(отметочного)оценивания.Промежуточная(годовая)аттестацияпредставляетсобойоценкурезультатовосвоенияСИПРи
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Перевод обучающегося на следующую ступень образования осуществляется максимально приближённо к возрасту ребёнка.
Программаформирования базовых учебных действий обучающихся с умеренной умственной отсталостью (далее программа формирования БУД)конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2).
Программаформированиябазовыхучебныхдействийуобучающихсясумеренной,тяжелой,глубокойумственной отсталостью, с ТМНР направлена на решениеследующихзадач:
Подготовкуребенкакнахождениюиобучениювсредесверстников,кэмоциональному,коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формированиеучебногоповедения:
направленностьвзгляда(наговорящеговзрослого,назадание);
умениевыполнятьинструкции педагога;
использованиепоназначениюучебныхматериалов;умениевыполнятьдействияпообразцуипо подражанию.
Формированиеумениявыполнять задание:
втечениеопределенногопериода времени,
отначаладо конца,
сзаданнымикачественнымипараметрами.
Формированиеумениясамостоятельнопереходитьотодногозадания(операции,действия)ит.д.
ЗадачипоформированиюбазовыхучебныхдействийвключаютсявСИПРсучетомособыхобразовательныхпотребностей обучающихся.
Данныезадачирешаютсяназанятияхпоучебномупредмету«Домоводство».
ВпроцессеобученияосуществляетсямониторингвсехгруппБУД,которыйотражаетиндивидуальныедостижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используетсясистемареально присутствующего опыта деятельности и его уровня.
деятельностьосуществляетсянауровнесовместныхдействийс педагогом;
деятельностьосуществляетсяпоподражанию;
деятельностьосуществляетсяпообразцу;
деятельностьосуществляетсяпопоследовательнойинструкции;
деятельностьосуществляетсяспривлечениемвниманияребенкавзрослымкпредмету деятельности;
самостоятельнаядеятельность;
умениеисправитьдопущенныеошибки.
используютсяусловныеобозначения:
действие(операция)сформировано–«ДА»;
действиеосуществляетсяприсотрудничествевзрослого – «ПОМОЩЬ»;
действиевыполняетсячастично,дажеспомощьювзрослого–«ЧАСТИЧНО»;
действие(операция)поканедоступнодлявыполнения–«НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровнеразвития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание.
№ п/п | Наименованиеразделовитем | Всегочасов | Примечание |
1 | «Уборка территории»» | 27 | |
2 | «Уходзакомнатнымирастениями» | 8 | |
3 | «Уборкапомещений» | 19 | |
4 | Личная гигиена | 20 | |
5 | «Обращениескухонныминвентарем» | 22 | |
6 | «Приготовлениепищи» | 27 | |
7 | «Уходза вещами» | 20 | |
8 | «Уходза обувью» | 10 | |
9 | «Покупки» | 17 | |
Всего | 170 часов |
Праздничныедни:23февраля–ДеньзащитникаОтечества 8 марта – Международный женский день,
1мая-Праздниквесныитруда, 9 мая – День Победы
Продолжительностьучебныхнедель:7класс–34учебные недели.
Программныйматериалрассчитанна170учебныхчасов(5часов в неделю).
Устройство пришкольного участка. Виды работы на территории. Осенняя уборка дорожек. Правила безопасности приработе на территории. Хранение инвентаря для работы на территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.
Уборка помещения. Помещения школы. Уход за мебелью .Правила ухода за мебелью. Виды мебели и средства для ухода за нею. Мягкая мебель. Ее назначение. «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка мягкой мебели». Ковровые изделия. «Использование пылесоса, чистящих средств: чистка ковров». «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала. Глаза дома. Правила ухода за зеркаламии стеклами.Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий. «Применение народных средств для очистки стеклянных изделий».
Личнаягигиена.Правилагигиены.Чистота-залогздоровья.Почемуважнособлюдатьгигиенуруквтечениидня.Чистота тела. Предметы и средства личной гигиены.
Обращение с кухонным инвентаремЭлектрический чайник: назначение, эксплуатация. Чайная посуда. Назначение чайнойпосуды.Видычая.Чайвпакетиках.Сервировкастолакчаю.Завариваниечаявпакетиках.«Правилатехники
безопасности» на кухне. Микроволновая печь. Холодильник, его назначение в хозяйстве. Правила работы с холодильником. Оборудованиекухни.Организациярабочегоместа.Газоваяиэлектрическаяплита.Правилатехникибезопасностиприработес газовой и электрической плитами. Кухонный комбайн. Назначение. Правила техники безопасности при работе с кухонным комбайном. Мытье бытовых приборов, электрической плиты.
ПриготовлениепищиПравилаповедениязастолом.Сервировкастола,меню.Кулинарнаяобработкапродуктов:первичная и тепловая обработки. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. Фрукты. Виды фруктов. Первичная
обработкафруктов.Правилаработысножом.Овощи.Видыовощей.Первичнаяобработкаовощей.Правилаработысножом. Простые способы нарезки овощей. Приготовление салатов из сырых овощей. Приготовление салатов из вареных овощей.
Приготовление салатов из сырых и вареных овощей. Виды бутербродов. Простой бутерброд. Инвентарь и посуда при приготовлениипростогобутерброда.Соблюдениеправилтехникибезопасностиприприготовлениипростогобутерброда.
Уход за вещамиВыбор одежды по назначению. Рабочая одежда. Одежда для разных видов работ. Правила хранения одежды. Уход за одеждой. Символы ухода за одеждой. Приспособления и средства для ручной стирки. Режим ухода за изделием. Правила ручной стирки носков. Ручная стирка. Правила сушки носков после стирки. Знаки стирки, отжима и сушки. Машинная стирка: различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Правила хранения грязного белья. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке. Утюжка мелких вещей, ТБ при работе с утюгом.
Уход за обувью Правила размещенияи хранения обуви в шкафу. Различение уличной и домашней обуви. Правила ухода за обувью. Уход за уличной обувью. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. Просушивание обуви. Соблюдение последовательности действий при чистке обуви. Правила, которые помогают сберечь обувь.
Покупки.Какие бывают магазины. Профессии людей работающих в магазине. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы. Взвешивание товара, складывание покупок в сумку. Расчет на кассе. Места хранения продуктов. Деньги.Экскурсия в продуктовый магазин. Экскурсия в промтоварный магазин.
№ | Наименованиеразделапрограммы и тем урока | Кол-во часов | Цельиэлементысодержания | Возможные результаты освоения обучающимися учебногопредмета,курса | Оборудование, дидактический материал,ТСОи ИТ |
1 | УборкатерриторииУстройство пришкольного участка 1учитель | 1 | Ориентирование на пришкольномучастке | Знать (понимать) какиездания, кроме школьного, естьна территориишколы-интернат (спортивнаяплощадка,теплица, сарай, гараж); какие деревья растут на территории школы | Презентация«Наша школа» |
2 | Видыработынатерритории родитель | 1 | Беседа:«Видыработына территории»; Просмотрпрезентации: «Сезонныеработынатерритории» | Знать(понимать)видыработына территории | Презентация: «Сезонныеработынатерритории» |
3 | Осенняяуборка дорожек родитель | 2 | Осенняяуборкадорожек; Практическое обучение жизненно необходимым бытовымуменияминавыкам. | Уметь последовательно выполнятьдействияпри подметании пола; Уметьвыполнятьработупо показу учителя. | Веник,савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
4 | Осенняяуборка дорожек Родитель | 2 | Осенняяуборкадорожек; Практическое обучение жизненно необходимым бытовымуменияминавыкам. | Уметь последовательно выполнятьдействияпри подметании пола; Уметьвыполнятьработупо показу учителя. | Веник,савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
5 | Правила | 2 | Беседа:«Правила | Знать(понимать)правила | ЖурналТБ, |
безопасностипри работенатерритории родитель | безопасностиприработена территории» | безопасностиприработена территории | инструкция | ||
6 | Хранениеинвентаря для работы на территории родитель | 2 | Беседа:«Хранениеинвентаря для работы на территории» | Знать(понимать)хранение инвентаря для работы натерритории | инвентарь |
7 | Уборка бытового мусора.Подметаниетерритории. родитель | 2 | Уборкабытовогомусора Подметание территории | Уметь последовательно выполнятьдействияпри подметании пола; Уметьвыполнятьработупо показу учителя. | Веник,савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
8 | Уборка бытового мусора.Подметаниетерритории. родитель | 2 | Уборкабытовогомусора Подметание территории | Уметь последовательно выполнятьдействияпри подметании пола; Уметьвыполнятьработупо показу учителя. | Веник,савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
9 | Уборка бытового мусора.Подметаниетерритории. Родитель | 2 | Уборкабытовогомусора Подметание территории | Уметь последовательно выполнятьдействияпри подметании пола; Уметьвыполнятьработупо показу учителя. | Веник,савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
10 | Сгребаниетравыи листьев. Уход за уборочным инвентарем. родитель | 2 | Практическаяработапоуходу за территорией школы | Уметь последовательно выполнять с помощью учителя действияприсгребаниитравыилистьев; | Грабли, савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
11 | Сгребаниетравыи листьев. Уход за уборочным инвентарем. Родитель-2учитель | 2 | Практическаяработапоуходу за территорией школы | Уметь последовательно выполнять с помощью учителя действияприсгребаниитравыилистьев; | Грабли, савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
12 | Сгребаниетравыи листьев. Уход за уборочным инвентарем. родитель | 2 | Закреплениенавыковпоуходу за территорией школы | Уметь последовательно выполнять с помощью учителя действияприсгребаниитравыилистьев; | Грабли, савок, мусорныйпакет,ведро для мусора. |
13 | Уход за комнатными | 1 | Беседа:« Условия, необходимыедляжизнии | Знать (понимать) условия, необходимыедляжизниироста» | Презентация:«Уходзакомнатными |
растениями Чтонеобходимодля жизни родитель | роста»; Просмотрпрезентации:«Уход за комнатными растениями» | растениями» | |||
14 | Уходзакомнатнымирастениями родитель | 1 | Беседа:Как надо ухаживатьза комнатными растениями»; Просмотркартинок,журналов | Знать(понимать)отчегозависит уход за комнатными растениями | Учебник, открытки с комнатнымирастениями,журналы |
15 | Особенностилистьев комнатных растений родитель | 1 | Беседа:«Особенностилистьев комнатных растений»; Показкомнатныхрастенийнаслайдах; Протираниелисточков влажной салфеткой | Знать(понимать)особенности листьев комнатных растений | Слайдыскомнатнымирастениями |
16 | Емкостииинвентарь для комнатных растений родитель | 1 | Показемкостейиинвентарь для комнатных растений; Полив растений | Знать(понимать)емкостии инвентарь для комнатных растений | Емкостииинвентарь для комнатных растений |
17 | Уборкапомещений Помещенияшколы родитель | 1 | Ориентирование в помещенияхшколы | Знать(понимать)помещения школы; Уметьназватьпомещенияшколы | |
18 | Правилауходазамебелью. родитель | 1 | Беседа:«Правилауходазамебелью»; Вытираниепылис поверхностипарты | Знатьправилауходазамебелью; Уметь вытирать пыль с поверхности парты, Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Иллюстрации из журналовсвидами помещений. |
19 | Видымебелии средствадляуходаза нею. родитель | 1 | Просмотрпрезентации:«Виды мебели»; Вытираниепыли с поверхностистола. | Узнавать(различать)виды мебелиисредствауходазаней; Уметь вытирать пыль с поверхности стола ; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Презентация: «Виды покрытий мебели». Коллекциямоющих средств. |
20 | Видымебелии средствадляуходаза нею. родитель | 1 | Вытираниепыли с поверхностистола. | Узнавать(различать)виды мебели исредствауходазаней; Уметьвытиратьпыльс поверхности стола ; | Таблица «Видыпокрытий мебели». Коллекциямоющих средств. |
Уметьвыполнятьдоступные поручения. | |||||
21 | Мягкаямебель.Ееназначение. родитель | 2 | Просмотр иллюстрации из журналовсвидамипомещенийи мебели в ней | Узнавать(различать)мягкую мебель. Знать ееназначение; Уметь ухаживать за мягкой мебелью; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Иллюстрации из журналов с видами помещенийимебелив ней |
22 | «Использованиепылесоса,чистящих средств:чисткамягкоймебели». родитель | 1 | Беседа: «Использование пылесоса,чистящихсредств: чистка мягкой мебели»; Показчистящихсредствпо чистке мягкой мебели | Уметьпользоватьсяпылесосом,с помощью взрослых; Узнавать(различать)чистящие средства; | Пылесос,коллекциямоющих средств. |
23 | «Использованиепылесоса,чистящих средств:чисткамягкоймебели». родитель | 2 | Практическая работа. Чисткамягкой мебели | Узнавать(различать)чистящие средства; Уметьухаживатьзамягкой мебелью; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Пылесос,коллекциямоющих средств. |
24 | «Использованиепылесоса,чистящих средств:чисткамягкоймебели». родитель | 2 | Практическая работа. Чисткамягкой мебели | Узнавать(различать)чистящие средства; Уметьухаживатьзамягкой мебелью; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Пылесос,коллекциямоющих средств. |
25 | Ковровыеизделия. «Использованиепылесоса,чистящих средств: чистка ковров». родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Ковровыеизделияиуходзаними»; Практическаяработа(работас пылесосом) | Узнавать(различать)ковровые изделия; Уметьухаживатьзаковровыми изделиями; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Пылесос, Коллекциямоющих средств. |
26 | Ковровыеизделия. «Использованиепылесоса,чистящих средств: чистка | 1 | Практическаяработа(работас пылесосом) | Узнавать(различать)ковровые изделия; Уметьухаживатьзаковровыми изделиями; | Пылесос, Коллекциямоющих средств. |
ковров». родитель | Уметьвыполнятьдоступные поручения. | ||||
27 | Ковровыеизделия. «Использованиепылесоса,чистящих средств: чистка ковров». Родитель | 1 | Практическаяработа(работас пылесосом) | Узнавать(различать)ковровые изделия; Уметьухаживатьзаковровыми изделиями; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Пылесос, Коллекциямоющих средств. |
28 | Уходзазеркаламии стеклами. 3учитель | 1 | Беседа:«Правилауходазазеркалами и стеклами»; Практическая работа (Протираем зеркало в классе) | Стремлениекзнаниямостеклеи зеркале; Узнавать(различать)зеркалаи стекла; Уметьспомощьюучителя ухаживать за зеркалом. | Иллюстрации из журналовсвидами помещений. Таблица «Правила техникибезопасности». |
29 | Правилауходаза зеркаламиистеклами. родитель | 1 | Комбинированный урок Практическая работа (Протираем стекла рамы с помощьюучителя) | Стремлениекзнаниямостеклеи зеркале; Узнавать(различать)зеркалаи стекла; Уметьспомощьюучителя ухаживать за стеклами. | Иллюстрации из журналовсвидами помещений. Таблица «Правила техникибезопасности». |
30 | Средствадлячистки стекол, зеркал, зеркальныхпокрытий. Родитель | 2 | Комбинированныйурок Практическая работа | Уметьразличатьсредствадля чистки стекол и зеркал; Уметь с помощью учителя ухаживатьзастекламиизеркалами | Таблица«Санитарно- гигиенические требования», «Правила техникибезопасности». |
31 | «Применениенародныхсредствдля очистки стеклянных изделий». Родитель | 1 | Показ учителя: «Применение народныхсредствдляочистки стеклянных изделий»; Практическая работа (Чистка стекляннойдвери) | Стремлениекновымзнаниямо народных средствах по очистке стекла и зеркал; Уметьспомощьюучителя ухаживать за стеклами. | Народные средства чисткистекла(лимон, нашатырный спирт); Таблица:«Правила техникибезопасности». |
32 | Личнаягигиена Правилагигиены родитель | 2 | Урок-объяснение нового материала,урок-упражнений; Просмотр презентации: «Где живут микробы»; | Знать (понимать) что такое личнаягигиена,правилагигиены; Уметь выполнять гигиенические правила и нормы | Презентация:«Гдеживут микробы» |
33 | Чистота-залог здоровья родитель | 2 | Повторениеправилличнойгигиены; Просмотрвидео | Знать (понимать) что такое гигиенарук,правиламытьярук Уметьвыполнятьгигиенические правила и нормы | Пиктограммы,картинкипослечегонадо вымыть руки |
34 | Почемуважно соблюдатьгигиену рук в течении дня родитель | 2 | Просмотрвидиофильма: «Сохранениеиподдержка здоровья» | Знать (понимать) почему важно соблюдатьгигиенуруквтечениидня; Уметьвыполнятьгигиенические правила и нормы | Пиктограммы,картинкипослечегонадо вымыть руки |
35 | Гигиенатела родитель | 2 | Работаскартинками,как ухаживать за телом; Заучиваниестихотворения: «Милыйдруг,запомниэто- Руки после туалета Вымойтеплоюводой. Чтоб микробы не попали в рот, чтоб не заболел живот, Чтобстобой,мойдруг,беда Не случилась никогда!» | Знать(понимать)какухаживать за телом; Уметьвыполнятьгигиенические правила и нормы | Картинкикакухаживать за телом, стихотворение |
36 | Предметыисредства личной гигиены родитель | 2 | Ознакомление с видами средствличнойгигиеныи правилами применения; Заучиваниестихотворения. | Знать (понимать) : виды гигиеническихсредствиих применение. Уметь:выполнятьупражненияпо применению гигиенических средствпоназначению. | ТСО,инструкционная карта. |
37 | Обращение скухонным инвентарем Электрический чайник:назначение, эксплуатация. родитель | 1 | Знакомствосэлектрическим чайником: назначение, эксплуатация. Уточнение и расширение представлений о электробытовыхприборах; Игры с картинками изображающими | Знать(понимать)электрический чайник, его назначение и эксплуатацию; Уметь пользоваться электрическимчайником | Набордетскойпосуды,кухонные принадлежности,карточки с изображениемпосуды, |
электрическийчайник. | |||||
38 | Чайная посуда.Назначениечайной посуды родитель | 1 | Показ чайной посуды; Группировкапредметовпоих свойствам и признакам; Игрыс картинками изображениемчайнойпосуды | Знать(понимать)чайнуюпосуду Уметь называть чайную посуду; | Набордетскойчайной посуды, карточки с изображениемчайной посуды |
39 | Видычая.Чайв пакетиках. родитель | 1 | Беседа: « Способы завариваниячаявпакетиках». | Знать (понимать) способы завариваниячаявпакетиках. | Чайвпакетиках |
40 | Сервировкастолакчаю. родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Сервировка стола к чаю»; Группировкапредметовпоих свойствам и признакам | Знать(понимать)чтотакое сервировка стола к чаю; Уметьгруппироватьпредметыпо их свойствам и признакам | Презентация: «Сервировкастолак чаю»;набордетской посуды, скатерть, салфетки |
41 | Завариваниечаявпакетиках. родитель | 1 | Формированиепрактических навыковзаваривания чая. | Стремлениекзнаниюнавыков заваривания чая, времяприготовления | Электрическийчайник, вода, чайная посуда, чай в пакетиках |
42 | «Правилатехники безопасности» на кухне 4Учитель-родитель | 2 | Просмотрпрезентации: «Правилатехники безопасностина кухне» | Знатьправилатехники безопасностина кухне | Таблица«Санитарно- гигиенические требования»,«Правилатехники безопасности». |
43 | Микроволновая печь родитель | 2 | Микроволноваяпечьиее назначение; Показ на картинках микроволновойпечи | Узнавать (различать) микроволновуюпечь; | Картинки «Микроволноваяпечь» |
44 | Холодильник, его назначениевхозяйстве. Родитель- | 2 | Беседа:«Холодильникиегоназначение»; Экскурсиявшкольнуюстоловую; Показхолодильника | Узнавать(различать)холодильник; Знатьназначениехолодильника | Таблица«Санитарно- гигиенические требования»,«Правилатехники безопасности». |
45 | «Правилаработысхолодильником». родитель | 2 | Показпотаблице:«Санитарно- гигиенические требования»; Практическая работа | Узнавать(различать)холодильник; Знатьправилаработыс холодильником | Таблица«Санитарно- гигиенические требования»,«Правилатехники безопасности». |
46 | Оборудованиекухни. | 2 | Просмотрпрезентации: | Знать(понимать)оборудование | Презентация: |
Организациярабочегоместа родитель | «Оборудованиекухни» Работапо картинкамвпарах | кухни; | «Оборудованиекухни»; картинки | ||
47 | Газовая и электрическаяплита. родитель | 2 | Просмотрпрезентации:«Газовая и электрическая плита»; Работаскартинками,врабочейтетради | Различениегазовойи электрическойплиты | Презентация: «Газовая и электрическая плита»,картинки |
48 | Правилатехники безопасности при работесгазовойи электрической плитами родитель | 2 | Знакомство с правилами техникибезопасностипри работе сгазовой и электрической плитами; Записываниеизапоминание правил в рабочую тетрадь | Стремлениек знаниям правил техникибезопасностиприработе с газовойи электрической плитами; Уметь соблюдать правила техникибезопасностиприработе с газовой плитой | Картинки, фотос газовой и электрическойплитами |
49 | Кухонныйкомбайн. Назначение. родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Помощники на кухне»; Отгадываниезагадок; Работаврабочейтетради (наклеивание картинок) | Знать(понимать)чтотакое кухонный комбайн и егоназначение. | Презентация: «Помощникина кухне»,загадки, картинки, клей, рабочаятетрадь |
50 | Правила техники безопасностипри работескухоннымкомбайном родитель | 1 | Повторение за учителем правилтехникибезопасности при работе с кухонным комбайном | Принятие правилтехники безопасностиприработес кухонным комбайном | Рабочаятетрадь |
51 | Мытьебытовых приборов, электрической плиты. родитель | 1 | Протираниепосуды; Игра:«Протираемпосуду». | Уметьпротиратьбытовые приборы; Уметьвыполнятьдоступные поручения. | Набордетскойпосуды, губка, миска для воды; |
52 | Приготовлениепищи Правилаповедения за столом. родитель | 1 | Знакомствосправилами поведения за столом; Разборситуации по картинкам; Просмотрпрезентации: «Правилаза столом» | Знать(понимать)правила поведения за столом Уметьповторятьправила поведениязастолом,разбирать ситуации по картинкам | Презентация: «Правилазастолом», сюжетные картинки |
53 | Сервировкастола, меню. Родитель-5учитель | 2 | Чтениеправилэтикета; Просмотрпрезентации: «Сервировкастола»; | Стремление к знаниям правил этикета,сервировкистола,меню; Уметь с помощью учителя | Презентация: «Сервировкастола», рабочая тетрадь |
ЧтотакоеМеню.Составление меню для завтрака | составитьменюдлязавтрака | ||||
54 | Кулинарная обработкапродуктов: первичнаяитепловаяобработки родитель | 2 | Просмотрпрезентации: «Кулинарнаяобработка продуктов»; Работапокартинкам; Ответы на вопросы | Знать(понимать)кулинарную обработку продуктов | Презентация: «Кулинарнаяобработка продуктов», картинки. |
55 | Санитарно- гигиенические требования при приготовлениипищи родитель | 2 | Знакомство с правилами Гигиены,чистоты,порядка; Просмотр презентации: «Санитарно-гигиеническиетребования на кухне» | Знать(понимать)чтотакое гигиена, чистота, порядок | Презентация: «Санитарно- гигиенические требованиянакухне» |
56 | Фрукты. Виды фруктов.Первичная обработка фруктов. Правила работы с ножом родитель | 2 | Фрукты; Практическаяработапо первичнойобработкефруктов; Правила работы с одноразовым ножом; Отгадываниезагадок; | Знать(понимать)первичную обработку фруктов Уметьсоблюдатьгигиену, чистоту и порядок; Уметьспомощьюучителя работать с ножом | Фрукты,миска,мискас водой,щеточка, полотенце,фартуки одноразовые ножи, загадки |
57 | Овощи. Виды овощей.Первичная обработка овощей. Правила работы сножом родитель | 2 | Беседа:«Овощи.Виды овощей»; Первичнаяобработкаовощей (мытьепродуктов . Чистка овощей ); Правила работы с одноразовымножом Резаниеодноразовымножом; Отгадывание загадок | Знать(понимать)овощи,виды овощей,первичнуюобработку овощей; Знать(понимать)правилаработы с ножом; Уметь с помощью учителя мыть продукты,чиститьовощи,резать ножом. | Овощи,миска,мискас водой, щеточка, полотенце, фартуки одноразовые ножи, загадки |
58 | Простыеспособы нарезки овощей. родитель | 2 | Просмотрпрезентации: «Простыеспособынарезкиовощей»; Практическаяработапо нарезке овощей. | Знать (понимать) простые способы нарезки овощей; Уметь с помощью учителя нарезатьпростымспособом овощи. | Овощи,доскадля нарезки овощей, миска, салатник, одноразовыйнож, фартук, шапочка |
59 | Приготовление | 2 | Практическаяработапо | Знать(понимать) Чтотакое | Сырыеовощи, доска |
салатовизсырыховощей. родитель | приготовлениюсалатаиз сырых овощей; Знакомствосрецептомсалата; Учимся выбирать продукты; Выполнение заданий по инструкции учителя. | рецепт,какиепродуктывыбрать для салата; Уметь с помощью учителя приготовитьсалатизсырых овощей; | длянарезкиовощей, миска, салатник, одноразовый нож, фартук, шапочка | ||
60 | Приготовлениесалатовизвареных овощей. родитель | 2 | Практическая работа по приготовлениюсалатаиз вареных овощей; Знакомствосрецептомсалата; Учимся выбирать продукты; Выполнение заданий по инструкции учителя. | Знать (понимать) Что такое рецепт,какиепродуктывыбрать для салата; Уметь с помощью учителя приготовитьсалатизвареных овощей; | Салатник ,набор продуктов, доска для нарезки,одноразовый нож, фартук, шапочка |
61 | Приготовлениесалатовизсырыхи вареных овощей Родитель | 2 | Приготовлениесалатовиз сырыхивареныховощей: Мытьепродуктов.Чистка овощей. Резание ножом; Выполнение заданий по инструкции учителя. | Уметь с помощью учителя приготовитьсалатизсырыхи вареных овощей; Уметьрезатьсырыеивареные овощи ножом. | Салат,салатник,овощи майонез ,масло, доска для нарезки овощей, одноразовый нож, фартук, шапочка |
62 | Виды бутербродов. Простойбутерброд. родитель | 2 | Просмотрпрезентации:«Виды бутербродов»; Вопросыи ответы | Знать(понимать)чтотакое бутерброд,видыбутербродов; Уметь отвечать на вопросы учителя | Презентация:«Видыбутербродов» |
63 | Инвентарьипосуда при приготовлении простого бутерброда. Родитель-6учитель | 2 | Показ инвентаряи посуды приприготовлениипростого бутерброда. Составление рассказа на основеанализа,зрительного восприятия. | Знать(понимать)инвентарьи посуду при приготовлении простогобутерброда. | Ножи,миска |
64 | Соблюдениеправил техники безопасностипри приготовлениипростогобутерброда. родитель | 2 | Составляемизаписываемв тетрадь правила техники безопасностипри приготовлениибутерброда. | Уметь соблюдать правила техникибезопасностипри приготовлениипростого бутерброда. | Острыйнож,рабочаятетрадь |
65 | Соблюдение последовательностидействий при приготовлениипростогобутерброда. родитель | 2 | Обучениеспособностивидеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы; Выполнениезаданийпо инструкции учителя. | Знать(понимать)соблюдение последовательности действий при приготовлениипростого бутерброда. | Инструкция |
66 | Уход за одеждойВыбородеждыпо назначению родитель | 1 | Беседа:«Длячегонужна одежда?Отчегозависит выбор одежды?» | Знать(понимать)длячегонужна одежда и от чего зависит выбор одежды; Уметьвыбратьодеждупо назначению; Иметьнавыкисамообслуживания | Картинки,пиктограммы,одежда |
67 | Рабочаяодежда родитель | 1 | Просмотрпрезентации:«Как возникла рабочая одежда» | Знать (понимать) виды рабочей одежды,какиекачестварабочей одежды главные | Презентация:«Как возникла рабочая одежда» |
68 | Одеждадляразных видов работ родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Зачемлюдипридумали форменную одежду»; Работаналисточкес заданием:«Найдиформенную одежду для людей разных профессий» | Знать(понимать)одеждудля разных видов работ; Уметьнайтиформеннуюодежду для людей разных профессий (милиционер, врач, дворник, повар) | Презентация:«Зачем люди придумали форменную одежду» |
69 | Правилахранения одежды родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Правилахранения одежды» | Принятиеправилахранения одежды»; Уметьухаживатьза одеждой | Презентация: «Правилахранения одежды» |
70 | Уход заодеждой родитель | 1 | Беседа:«Способыуходаза одеждой»; Практикум | Знать(понимать)способыухода за одеждой» | |
71 | Символыуходазаодеждой родитель | 1 | Беседа:«Почемуярлычкина одежде нельзя срезать?»; Значениекаждого ярлычка | Знать(понимать)знакиуходаза одеждой; Уметьспомощью взрослого определятьзначениекаждого ярлычка на одежде | Знакиуходанаодежде |
72 | Приспособления и средствадляручной стирки родитель | 1 | Беседа: «Приспособления и средствадляручнойстирки»; Работаналисточкес заданием:«Чтонужнодлястирки?» | Знать(понимать)приспособления и средства для ручной стирки; Уметь выбрать приспособленияи средства для стирки | Приспособления и средствадляручной стирки |
73 | Режимуходазаизделием родитель | 1 | Беседа:«Режимуходаза изделием»;«Отчегозависит режим ухода за одеждой?» Показ ярлычков, | Знать(понимать)режимуходаза изделием; Уметьраспознать,чтонаписано на ярлычках | Ярлычкинаодежде |
74 | Правиларучной стирки носков родитель | 1 | Беседа:«Правиларучной стирки носков»; Практикум | Принятиеправиларучнойстирки носков; Уметьопределятькогданадо стирать носки | Носки, моющие средства: мыло,порошок,паста, таз с теплой водой |
75 | Ручная стирка. родитель | 1 | Ручная стирка: наполнение ёмкости водой; Отмеривание необходимого количествамоющегосредства; Выжимание белья; Практическая работа. | Знать(понимать)длячегонужнастирка; Уметьнаполнятьемкостьводой, отмеривать необходимое количество моющего средства, стирать, выжимать | Моющие средства: мыло,порошок,паста, таз с теплой водой |
76 | Правила сушки носковпослестирки родитель | 1 | Беседа:«Правиласушки носков после стирки»; Практикум | Принятиеправиласушкиносков после стирки; Уметьподвешивать носки | Носки,прищепки |
77 | Знаки стирки, отжимаисушки родитель | 1 | Знакомство со знаками стирки,отжимаисушки; Работа по таблице, на листочке с заданием | Знать(понимать)знакистирки, отжима и сушки; Уметьработать потаблице | Таблицастирки, отжимаи сушки |
78 | Машинная стирка:различениесоставных частей стиральноймашины. родитель | 1 | Показ составных частей стиральной машины; Экскурсия в школьную прачечную,закрепление навыков | Иметь представление о машиннойстирке,различение составных частей стиральной машины | Стиральнаямашина |
79 | Сортировкабелья перед стиркой. родитель | 1 | Сортировка белья перед стиркой(белоебельеотдельно от цветного) | Уметьсортироватьбельеперед стиркой | Цветноеибелоебелье |
80 | Закладывание и выниманиебельяиз машины. родитель | 1 | Практическаяработапо машинной стирке: закладывание белья | Уметьс помощью учителя закладыватьбельедлястирки | |
81 | Установкапрограммы и температурного режима. 7учитель | 1 | Показнастиральноймашине: установка программы и температурного режима. | Уметь с помощью учителя устанавливатьпрограммуи температурный режим | Стиральнаямашина, белье для стирки |
82 | Правилахранения грязного белья родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Правилахранениягрязного белья» | Принятиеправилахранения грязного белья; Уметьразличатьгрязноебельеот чистого; | Презентация: «Правилахранения грязного белья» |
83 | Соблюдение последовательности действий при машиннойстирке. родитель | 1 | Соблюдение последовательностидействий при машинной стирке; Работаспиктограммами | Принятиеправилсоблюдения последовательностидействий при машинной стирке. | Стиральнаямашина, пиктограммы |
84 | Утюжка мелких вещей,ТБприработе с утюгом родитель | 1 | Беседа:«ТБприработесутюгом»; Утюжкамелкихвещей детским утюгом | ПринятиеправилТБприработес утюгом; Уметьгладитьмелкиевещи | Утюг,игрушечный утюг,мелкиевещи |
85 | Утюжка мелких вещей,ТБприработе с утюгом родитель | 1 | Беседа:«ТБприработесутюгом»; Утюжкамелкихвещей детским утюгом | ПринятиеправилТБприработес утюгом; Уметьгладитьмелкиевещи | Утюг,игрушечный утюг,мелкиевещи |
86 | Уход за обувьюПравиларазмещения и хранения обуви вшкафу родитель | 2 | Просмотр презентации: « Правила размещенияи храненияобувившкафу»; Работа по картинкам, пиктограммам. | Знать (понимать) правила размещенияобувившкафу; Стремитсяк трудолюбию, бережноотноситсякобуви. | Презентация: «Правиларазмещения обуви в шкафу» Картинкисобувью, пиктограммы |
87 | Различениеуличной и домашней обуви родитель | 1 | Показпрезентации:«Уличная и домашняя обувь»; Воспитывать усидчивость и трудолюбие, бережное | Узнавать(различать)уличнуюи домашнюю обувь; Уметьбережноотноситсякобуви. | Презентация: «Уличнаяидомашняяобувь»; |
отношениек обуви. | |||||
88 | Правилауходазаобувью родитель | 2 | Беседа:«Правилауходаза обувью»; Мытьеобувиизразличных материалов (резиновые сапоги, ботинки кожаные, валенки) | Принятиеправилуходаза обувью; Уметьмытьобувьизразличныхматериалов. | Картинкис обувью |
89 | Уходзауличнойобувью родитель | 1 | Уход за уличной обувью: мытье грязной обуви, вытирание ее тряпкой; Сущка обуви; различение щетки для обуви, крема для обуви;выполнениедействий по чистке обуви | Знать(различать)щеткидля обуви, крема. Уметьправильноухаживатьза обувью | Уличная обувь, тряпочка, обувная щетка,щеткадлякрема |
90 | Соблюдение последовательностидействийпримытье обуви. родитель | 1 | Соблюдение последовательности действий примытьеобуви:намачивание и отжимание тряпки, протирание обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой. | Знать (понимать) правила, которыепомогаютсберечьобувь; Уметьсоблюдать последовательностьдействийпри мытье обуви | Обувь, принадлежностидля ухода за обувью |
91 | Просушивание обуви. родитель | 1 | Показэлектрическойсушки; Просушивание обуви. | Знать (понимать) правила, которыепомогаютсберечьобувь; Иметь представление об электрической сушке; Уметьправильносушить обувь | Электрическаясушка, обувь |
92 | Соблюдение последовательностидействийпричистке обуви родитель | 1 | Показпредметовчисткиобуви (щетки, обувной крем); Соблюдение последовательностидействий причисткеобуви:открывание | Знать(понимать)предметы чистки обуви; Уметьсоблюдать последовательностьдействийпри чистке обуви | Обувь,кремдляобуви, щетка для крема |
тюбика с кремом, нанесение креманаботинок,распределение крема по всейповерхностиботинка,натираниеповерхностиботинка, закрывание тюбика скремом. | |||||
93 | Правила, которые помогают сберечь обувь родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Правила,которыепомогают сберечь обувь»; Беседа: «Почему надо ухаживатьзаобувьюи убирать ее на место» | Знать (понимать) правила, которыепомогаютсберечьобувь; Уметь правильно ухаживать за обувью | Презентация: «Правила,которые помогают сберечь обувь» |
94 | «Покупки»Какиебывают магазины Родитель | 3 | Беседа:«Какиебываютмагазины»; Просмотрпрезентации: «Магазины»; Работаскартинками,пиктограммами; Лото «магазин» | Иметьпредставлениео магазинах; Уметь узнавать(различать) отделы магазинов (продукты, одежда,обувь,посуда,бытовая техника) | Презентация: «Магазины»,картинки, пиктограммы, лото «магазин» |
95 | Профессиилюдей, работающих в магазине родитель | 2 | Беседа:«Профессиилюдей, работающих в магазине» (продавец, кассир, грузчик,уборщик) Вопросы: -Как называются люди, которыепришливмагазин? -Как называются люди которыепродаюттовар? Работа с картинками, пиктограммами; Игра:«Магазин» | Иметь представление о профессияхлюдейработающихвмагазине; Уметь узнавать(различать) профессиилюдейработающихв магазине | Картинки,пиктограммы,игра: «Магазин» |
96 | Профессиилюдей, работающих в | 2 | Беседа:«Профессиилюдей, работающих в магазине» | Иметь представление о профессияхлюдейработающихв | Картинки,пиктограммы,игра: |
Магазине 8Учитель-родитель | (продавец,кассир,грузчик, уборщик) Вопросы: -Как называются люди, которыепришливмагазин? -Как называются люди которыепродаюттовар? Работа с картинками, пиктограммами; Игра:«Чтомывидимнавитрине?» | магазине; Уметь узнавать(различать) профессиилюдейработающихв магазине | «Чтомывидимна витрине?» | ||
97 | Планирование покупок. родитель | 2 | Работаспиктограммами; Практическая работа по планированию покупок. | Уметьпланировать покупки. | Набор игрушек, продукты-муляжи; пиктограммы |
98 | Планирование покупок родитель | 2 | Игра: « В магазине»; Практическаяработапо планированиюпокупок. | Уметьпланировать покупки. | Набор игрушек, продукты-муляжи; пиктограммы |
99 | Выбор места совершенияпокупок. Родитель | 2 | Игра: « В магазине»; Практическаяработапо планированиюпокупок. | Уметьпланировать покупки. | Набор игрушек, продукты-муляжи; пиктограммы |
100 | Выбор места совершенияпокупок. родитель | 2 | Практическаяработа повыборуместасовершения покупок; Работаспиктограммами. | Уметьпланировать покупки. | Набор игрушек, продукты-муляжи; пиктограммы |
101 | Уборкатерритории Правила ТБ при работе с инструментамидля уборки снега родитель | 1 | Знакомствос правилами безопасностиприуборкеснега; Коррекция зрительного восприятия на основе упражненийвузнавании,различении. | Стремлениекзнаниямтехники безопасности приработе с инструментамидляуборки снега | ЖурналТБ |
102 | Уборкатерритории. Уборка снега. Родитель | 2 | Коррекцияпрактических навыков, воспитание аккуратности и | Уметьпользоватьсялопатойи скребком при уборке снега. | Лопата |
самостоятельности. | |||||
103 | Уборкатерритории. Уборка снега. родитель | 2 | Коррекцияпрактических навыков, воспитание аккуратности и самостоятельности. | Уметьпользоватьсялопатойи скребком при уборке снега. | Лопата |
104 | Уход за комнатными растениями Правила зимнего поливакомнатных растений родитель | 1 | Беседа: «Правила зимнего поливакомнатныхрастений»; Просмотр презентации о цветах | Знать (понимать) правила зимнегополивакомнатныхрастений; Уметьполиватьцветы | Учебник,открыткискомнатными растениями,журналы, презентация о цветах |
105 | Поливкомнатных растений родитель | 1 | Беседа:«Какнадополивать растения зимой»; Поливкомнатныхрастений | Знать(понимать)какнадо поливать растения зимой | Комнатныерастения, лейка для полива цветов |
106 | Уходзакомнатнымирастениями учитель | 1 | Беседа:Как надо ухаживатьза комнатными растениями»; Просмотркартинок,журналов | Знать(понимать)отчегозависит уход за комнатными растениями | Учебник, открытки с комнатнымирастениями,журналы |
107 | Удобрениедля растений родитель | 1 | Беседа:Как надо ухаживатьза комнатными растениями»; Просмотркартинок,журналов | Знать(понимать)отчегозависит уход за комнатными растениями | Учебник,открыткискомнатными растениями,журналы, удобрение для растений |
108 | Покупки Выбор места совершенияпокупок. Родитель-9учитель | 2 | Практическаяработа повыборуместасовершения покупок; Работаспиктограммами. | Уметьвыбиратьместодля совершения покупок; Работаспиктограммами. | Презентация: «Планирование покупок» |
109 | Отделымагазина, касса. родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Магазин» | Знатьотделымагазинов, кассы | Презентация:« Магазин» |
110 | Отделымагазина, касса. родитель | 2 | Работаспредметными картинками,пиктограммами | Знатьотделымагазинов, кассы | Предметныекартинки |
111 | Взвешиваниетовара Складываниепокупок в сумку. родитель | 1 | Игровыеупражненияпо взвешиванию товара и складываниепокупоквсумку. | Уметь с помощью учителя взвешиватьтовараискладывать покупки в сумку. | Игрушки, продукты- муляжи,весы,Касса; Пиктограммы |
112 | Взвешиваниетовара | 2 | Игровыеупражненияпо | Уметьспомощьюучителя | Игрушки,продукты- |
Складываниепокупоквсумку. родитель | взвешиваниютовараи складываниепокупоквсумку. | взвешиватьтовараискладывать покупки в сумку. | муляжи,весы, Касса. | ||
113 | Расчетна кассе. родитель | 1 | Просмотрпрезентация: «Расчет на кассе»; Рисованиекопеечек, вырезание | Уметь с помощью учителя рассчитатьсязатоварнакассе | Презентация:«Расчет на кассе»; Карандаши,ножницы |
114 | Расчетна кассе. родитель | 1 | Упражненияпорасчетуза товар на кассе; Игра:«Мыв магазине». | Уметь с помощью учителя рассчитатьсязатоварнакассе | Игрушки,продукты- муляжи,весы, Касса. |
115 | Ориентация врасположенииотделовмагазина, кассы родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Продуктовыймагазин»; Игра: « Магазин» | Уметь ориентироваться в расположенииотделовмагазина, кассы | Презентация: «Продуктовыймагазин»,игрушки. |
116 | Нахождениенужного товара в магазине. родитель | 1 | Формированиепредставлений отом,откудаберутсявбыту различные вещи и продукты. Просмотр презентации: « Супермаркет»; Работаскарточками | Уметь ориентироваться в расположенииотделовмагазина, кассы | Презентация: «Супермаркет».Карточки сизображением продуктов. |
117 | Раскладываниепродуктоввместа хранения родитель | 1 | Просмотрпрезентации: «Местахраненияпродуктов»; Игра: «Разложи продукты в места хранения» | Принятиеправилхраненияпродуктов; Уметьразложитьпродуктыв места хранения | Презентация: «Места храненияпродуктов»; Игра: «Разложи продукты в места хранения» |
118 | Местахранения продуктов. родитель | 1 | Работаспредметнымикартинками; Работаспиктограммами. | Принятиеправилхраненияпродуктов | Предметныекартинки, пиктограммы |
119 | Деньги родитель | 1 | Беседа: « Введениепонятия денег, как необходимого атрибута процесса покупки того или иного предмета (продуктапитания,одежды, инструмента)»; Работаспредметными | Знать(понимать)чтотакое деньги; Уметьспомощьювзрослого расплачиваться за товар | Предметныекартинки, пиктограммы; Игра: «Мы расплачиваемсяза товарвмагазине». |
картинками; Игра:«Мырасплачиваемсяза товар в магазине». | |||||
120 | Экскурсия в продуктовыймагазин родитель | 1 | Беседа:«Правилаповедениявмагазине» Ориентацияврасположении отделов магазина, кассы | Знать(понимать)расположения отделов в магазине; Уметь ориентироваться в расположенииотделовмагазина | |
121 | Экскурсия впромтоварный магазин родитель | 1 | Беседа:«Правилаповедениявмагазине» Ориентацияврасположении отделов магазина, кассы | Знать(понимать)расположения отделов в магазине; Уметь ориентироваться в расположенииотделовмагазина | |
За год | 170 |
ПЕРЕЧЕНЬУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Специальный учебник, 5 класс, Общество с ограниченной ответственностью «Современные образовательные технологии», 2021,https://libking.ru/books/pedagogy_book/642447-vera-subcheva-socialno-bytovaya-orientirovka-5-klass.html
Рабочая программа по домоводству для 7 класса адаптированной основной ощеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составленасиспользованиемучебникаЖивоймир.4класс:учеб.дляспец.(коррекц.)образоват. учреждений VIIIвида/Н.Б.Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2018.-95 с.:ил. Методические и учебные пособия
Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2017.
МаллерА.Р.,ЦикотоГ.В.Воспитаниедетейстяжелойинтеллектуальнойнедостаточностью.—М.:Издательскийцентр
«Академия»,2018.-208с
Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2016. — № 1. — С. 18–29.
Материально-техническоеобеспечение:системныйблок,монитор,экран,игровыекомпьютеры.
Материально-техническоеоснащениеучебногопредмета«Домоводство» предусматривает:
Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.
Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.
Цифровыеобразовательныересурсы:
educont.ruцифровойобразовательныйконтент
https://uchi.ruПлатформа«Учи.ру»
Сборниккомпьютерныхигр«Несерьёзныеуроки»,обучающихнавыкамчтенияисчёта«Учимбуквыицифры».
http://all.edu.ru-Всеобразование Интернета
http://Iobraz.ru–Образование.
Программно-методическиематериалы/подред.И.М.Бгажноковой.–М.:Гуманитар,изд.ЦентрВЛАДОС, 2017.- 181 с. – (Коррекционная педагогика).
Живой мир. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIIIвида/Н.Б.Матвеева, М.С. Котина,Т.О. Куртова.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2018.-95 с.:ил.
Устная речь.4 класс: учеб.для спец. (коррекц) образоват. учреждений VIIIвида/ С.В. Комарова.- М.: Просвещение, 2017.- 96 с.: ил.
ЛИСТВНЕСЕНИЯИЗМЕНЕНИЙ
Класс | Дата | Количествоне проведенных уроков | Причина | Согласование с курирующимзавучем |