Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Интегрированные уроки
  3. "Формирование функциональной грамотности младших школьников"

"Формирование функциональной грамотности младших школьников"

Методическая разработка рассматривает вопросы формирования функциональной грамотности путем использования проектно-исследовательской деятельности. Подобранная деятельность предусматривает использование не только в урочное время, но и во внеурочной работе.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Интегрированные уроки

Категория

Интегрированные уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 г. РОСТОВА

 

Районный конкурс программных и методических материалов по экологическому образованию и просвещению детей

Номинация: «Экологическое просвещение и гуманитарно-экологическая, эколого-краеведческая и эколого-эстетическая тематика»

 

 

 

«Формирование функциональной грамотности младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности» 

 

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4  г. Ростова

Дегтярёва Надежда

Александровна

 

 

Ростов, 2023

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, что привело к необходимости пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Реалии сегодняшнего времени диктуют необходимость приобретения человеком совершенно новых умений и качеств: человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность - это совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Таким образом, ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности - способность человека самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [2, с. 351].

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Теоретической основой исследования выступили положения, представленные в работах Л.И. Божович, Л. Венгера, В.В. Ветровой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, В.П. Кашириной, М.И. Лисиной, Г.С. Никифорова, А.Е. Ольшанниковой, С.Л. Рубинштейна, В.И. Селиванова, В.А. Сластенина, Г.А. Цукерман, С.Г. Якобсон и других авторов, в которых выявляется сущность функциональной грамотности обучающихся, приводится характеристика ее форм и компонентов.

Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности нашел отражение в фундаментальных работах А.Г. Асмолова, Р.Н.Бунеева, А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Д.Д. Данилова, Д.И. Фельдштейна.

Все авторы отмечают, что процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности.

Педагогами современных школ в образовательной деятельности должны применяться такие методы обучения как научные кружки, факультативы, предметные недели, индивидуальные и групповые проекты, участие в школьных олимпиадах, конкурсах, викторинах, поисковая работа (историко-краеведческая, литературоведческая, этнографическая), походы и экскурсии по родному краю, выставки достижений и изобретений, художественных произведений учащихся, подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения - методы, способствующие формированию функциональной грамотности детей.

Таким образом, проблема формирования функциональной грамотности детей разрабатывается в отечественной науке давно и сейчас актуальность вышеперечисленных исследований также велика.

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью (в это понятие входит усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося) выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования [3, с. 116].

В начале 70-х годов ХХ в. широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». В трактовке этого понятия подчеркиваются связи между грамотностью, производительностью труда и социально[1]экономическим развитием в целом. Такая трактовка грамотности в практике работы школы была связана с широким внедрением активных способов обучения.

Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» (Р. Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.В. Горячев и др., научный руководитель Д.И. Фельдштейн) определяет ее целью «выращивание» функционально грамотной личности [1, с. 13]. Выбор этой цели объясняется тем, что только функционально грамотная личность сможет оценить сложившуюся в обществе ситуацию, выбрать востребованную на сегодняшний день профессию, принять правильное решение, адаптироваться в любом социуме, овладеть современными информационными технологиями. Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют обще учебными умениями или ключевыми компетенциями [6, с. 95].

Функциональная грамотность младших школьников может быть оценена, как способность организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.

При оценке функциональной грамотности младших школьников анализируются такие ее формы как:

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность [6, с. 95].

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. На рисунке 1 выделены четыре параметра функциональной грамотности.

 Является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма

 

Связана с решением стандартных, стереотипных задач

 

Функциональная грамотность

 

Направлена на решение бытовых проблем

 

Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации

Рис.1. Параметры функциональной грамотности  

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.

Средствами формирования и развития навыков мышления являются предметные задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода заданий в компетенции, т.е. в функциональную грамотность. Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

- обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе –формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);

- учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы обучающихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);

- обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

- школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников - инструмент, развивающий навыки функциональной грамотности детей и рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире. Обучающиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Дети младшего школьного возраста должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

В основе проектно - исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся (умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; а также развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности [5, с. 56].

Этот подход сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно, обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектно-исследовательской деятельности. От успеха каждого ученика зависит успех всего проекта. Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации.

Типы проектов и их характеристика отражены в таблице 1.

Таблица 1.  Типы проектов, их характеристика

Тип проекта

Характеристика типов проектов

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: проекты по познанию мира «Вода - источник жизни», «Что у нас под ногами» и др.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: «Если бы я встретил Хоттабыча».

Игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые участниками ситуациями.

Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: кроссворды по всем предметам, Литературное чтение «Чудеса у меня», диафильм «Синдбад- мореход» ( придуманное путешествие) и др.           

Информационные

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: Познание мира : цикл мини - проектов по строению человека «Путешествие гуппи - пузырика внутри меня», «Я дышу» и др.         

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: наглядное пособие по русскому языку «Слова, которые надо запомнить», «Имя существительное», «Глагол» и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального уровня общего образования предусматривает вовлечение педагогическими работниками обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения:

в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках (мини-проекты) и во внеурочной деятельности («Моя родословная», в котором дети не только исследуют свои корни (происхождение), но и находят происхождение и значение фамилии, имени, создают свой родовой герб и флаг), эту работу дети выполняют вместе со взрослыми (родителями);

в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования.

Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет детям раскрывать свои индивидуальные особенности, реализовать свои знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат. Очевидно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий, но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

Организуя проектно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Независимо от типа проекта или предметной направленности он имеет определенную структуру. Это план действий для учителя и учащегося, который позволяет разработать проект поэтапно.

Алгоритм действий в проекте:

- выбор темы проекта (исследования);

- постановка цели. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?);

- выдвижение предположения - гипотезы;

- выбор метода. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?);

- сбор данных (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага);

- пучение результатов (Если что-то не удалось - это тоже результат);

- анализ результатов (Сравниваем полученные с данной гипотезой);

- выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию дети могут применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника.

Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». В качестве примера, приведем проекты обучающихся 3 «В» класса «Хлеб – всему голова» и «День Земли».

Проект «Хлеб – всему голова». Детьми была поставлена цель: узнать о ценности хлеба и необходимости бережного отношения к нему.

В результате работы над проектом дети узнали историю появления хлеба (когда появился, каким был; норму и состав блокадного хлеба); выяснили, как хлеб приходит на стол (беседа с хлеборобом, экскурсия на пекарню); изучили пищевую ценность хлеба (состав, количество витаминов, норма потребления); приготовили хлеб в домашних условиях (расчет всех ингредиентов для выпечки одной булки хлеба, замер потраченного времени, потребленного газа или электроэнергии).

По результатам такой работы детьми были изготовлены буклеты для обучающихся начальной школы о бережном отношении к хлебу и его пользе, которые дети раздали на итоговой конференции по результатам проекта.

Проект «День Земли». Это был экологический проект, приуроченный к празднику «День Земли». Целью данного проекта было выявление экологических проблем города, путей и способов их решения, привлечение взрослых и детей к решению данных проблем.

В рамках проекта дети подготовили театрализованное представление на экологическую тему для обучающихся начальной школы «День Земли», организовали и провели конкурс рисунков «Земля – наш общий дом», изготовили скворечников (используя сведения о размере птицы, ее повадках, расчета расходного материала на изготовление скворечника), убрали свой пришкольный участок (соблюдение техники безопасности, распределение территории и обязанностей среди участников) и посадили цветы на клумбах (определиться с дизайном клумбы, количеством семян для посадки, организацией полива и прополки).

Опыт применения методов проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизацию познавательной деятельности, стимулирование инициативы, отрабатывает навыки социального взаимодействия. Использование данного метода даёт высокие результаты обучения учащихся по предметам разного цикла, развивая у них комплекс навыков функциональной грамотности.

Включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Таким образом, хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Самым главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения решать учебную задачу за определенный отрезок времени, не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться.

Таким образом, подводя итог настоящему исследованию, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей.

Во-вторых, при компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:

- читательская грамотность — способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

- математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

- естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

В-третьих, проектно-исследовательская деятельность младших школьников является инструментом, развивающим навыки функциональной грамотности детей и рассматривается как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире.

Список литературы

1. Варавина, О. С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста // Педагогический поиск. -2020. - № 3. - С. 13-16.

2. Жумабаева, А. Е. Проблемы формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов и пути их решения / А. Е. Жумабаева, А. Б. Ы. Ы. Тоқан // Образование в XXI веке : сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. - С. 351-356.

3. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.

4. Лысова, О. В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.

5. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством проектной деятельности в начальной школе / М. А. Ушакова // Научно методическое обеспечение оценки качества образования. - 2019. - № 1 (9). - С. 56-59.

6. Царегородцева, Е. А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е. А. Царегородцева // Детство, открытое миру : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Предоставленная программа включает в себя не только пояснительную записку, тематическое планирование, но и календарно-тематическое планирование. Программа апробирована, внесены изменения. Прекрасно подходит для работы с детьми варианта обучения 8.2
0 ₽
Программа включает в себя пояснительную записку и КТП. Разработка узкоспециальных коррекционных программ достаточно трудоемкий процесс. Предоставленная разработка позволит вам самостоятельно откорректировать свое КТП.
0 ₽
Методическая разработка рассматривает вопросы формирования функциональной грамотности путем использования проектно-исследовательской деятельности. Подобранная деятельность предусматривает использование не только в урочное время, но и во внеурочной работе.
0 ₽