Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический вектор"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический вектор"

0 подписчиков
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический вектор" , рассчитан на 34 часа. В программу включены полевые практикумы, курс предусматривает выполнение исследовательских и проектных работ, а также позволяет подготовиться к олимпиаде по экологии.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 8 классе «Экологический вектор»

Личностные:

- осознавать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- знать основные принципы и правила отношения к живой природе;

- формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

- развитие мотивации к получению новых знаний, ответственного отношения к учению, труду.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы;

- составлять тезисы, различные виды планов;

- ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;

- различать способ и результат действия;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;

- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.

Познавательные УУД:

- узнавать изученные объекты и явления живой природы;

- анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное и второстепенное, классифицировать факты и явления;

- сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить наблюдения в окружающей среде за растениями, животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;

- формулировать выводы из изученного материала;

- строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, график, диаграмма);

- находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы, интернет-источников), анализировать и оценивать её достоверность;

- выполнять проектные и творческие работы;

- моделировать природные сообщества.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- работать в группе и индивидуально.

Предметными результатами освоения программы являются:

-сформированность понимания общих экологических законов, особенностей влияния человеческой деятельности на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек−общество−природа»;

-сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

-владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

-сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

-сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Количество часов: курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Содержание курса

Раздел 1. Экология как наука

Предмет, задачи и методы экологии. Основные разделы экологии

Раздел 2. Осенний практикум

Сезонные явления в жизни растений. Основные феноритмотипы у трав. Сезонные явления в жизни животных. Миграции и кочевки птиц и млекопитающих. Растения-индикаторы чистоты водоёма. Растения-индикаторы чистоты почв. Саморазвитие экосистем. Экологическая сукцессия. Спячка и анабиоз как адаптация к переживанию неблагоприятных условий. Обзор методов учета различных групп наземной фауны. Природные экосистемы. Искусственные экосистемы. Экологический брейн-ринг.

Раздел 3. Зимний практикум

Акция «Покормите птиц зимой». Следы по белой тропе. Фенологические наблюдения в зимний период. Разнообразие деревьев и кустарников местности. Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы.

Раздел 4. Экологическая политика

Урок охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России». Десятилетие биоразнообразия ООН. Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

Раздел 5. Человек и биосфера

Красная книга Курской области. Растения. Охраняемые животные Курской области. Охраняемые территории Курской области.

Раздел 6. Весенний практикум

Фенология птиц. Прилет и пролет птиц. Пение и другие весенние демонстрации птиц. Жизненные формы растений (по Раункиеру). Методы изучения возрастной и пространственной структуры популяций (на примере лесных эфемероидов). Хвойные как биоиндикаторы. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Раздел 7. Практическая экология

Урок-конференция «Золотые ключи весны». Всероссийский экологический урок. Экскурсия в заповедник имени проф.В.В. Алехина.

Содержание образования курса внеурочной деятельности в 8 классе «Экологический вектор»

п/п

Наименование разделов и тем

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1. Экология как наука (2 ч)

Предмет, задачи и методы экологии

Групповая, индивидуальная

Лекция с элементами беседы

Основные разделы экологии

Дифференцированно-групповая

Познавательная игра

Раздел 2. Осенний практикум (10 ч)

Сезонные явления в жизни растений. Основные феноритмотипы у трав

Групповая

Полевой практикум

Сезонные явления в жизни животных. Миграции и кочевки птиц и млекопитающих

Групповая

Полевой практикум

Растения-индикаторы чистоты водоёма

Индивидуальная

Презентация исследовательской работы «Биоиндикация состояния водоёма с помощью ряски малой», трудовой десант по очистке берегов местного пруда

Растения-индикаторы чистоты почв

Индивидуальная

Презентация исследовательской работы «Фитоиндикация почв пришкольной территории», субботник по очистке пришкольной территории от мусора

Саморазвитие экосистем. Экологическая сукцессия

Групповая

Экскурсия, трудовой десант

Спячка и анабиоз как адаптация к переживанию неблагоприятных условий

Групповая

Полевой практикум

Обзор методов учета различных групп наземной фауны

Групповая

Полевой практикум

Природные экосистемы

Групповая, фронтальная

Экскурсия, трудовой десант

Искусственные экосистемы

Индивидуальная

Практическая работа «Аквариум как искусственная экосистема»

Экологический брейн-ринг

Групповая, фронтальная

Познавательная игра, выпуск экологического календаря

Раздел 3. Зимний практикум (4 ч)

Акция «Покормите птиц зимой»

Индивидуальная

Выставка кормушек

Следы по белой тропе

Групповая

Полевой практикум

Фенологические наблюдения в зимний период. Разнообразие деревьев и кустарников местности

Индивидуальная

Знакомство с определителями деревьев и кустарников в безлистном состоянии

Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы

Индивидуальная

Практическая работа «Анализ снежного покрова»

Раздел 4. Экологическая политика (3 ч)

Урок охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России»

Дифференцированно-групповая

Круглый стол

Десятилетие биоразнообразия ООН

Групповая

Выпуск стенгазеты

Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года

Фронтальная

Разбор тематических заданий ВОШ по экологии

Раздел 5. Человек и биосфера (4 ч)

Красная книга Курской области

Групповая

Выпуск информационных альманахов

Красная книга Курской области. Растения

Индивидуальная

Презентация проекта «Интродукция Лилии кудреватой», презентация исследовательской работы «Интродукция Прострела раскрытого»

Охраняемые животные Курской области

Групповая, индивидуальная

Подготовка к конкурсу «Мир заповедной природы» в рамках акции «Марш парков» (22-26 апреля)

Охраняемые территории Курской области

Фронтальная

Виртуальная экскурсия по заповеднику имени В.В.Алехина

Раздел 6. Весенний практикум (8 ч)

Фенология птиц

Групповая

Полевой практикум

Гнездовая жизнь птиц

Групповая

Полевой практикум по учёту соловьёв (21-27 мая)

Прилет и пролет птиц

Групповая

Полевой практикум

Пение и другие весенние демонстрации птиц

Групповая

Полевой практикум

Жизненные формы растений (по Раункиеру)

Групповая

Полевой практикум

Методы изучения возрастной и пространственной структуры популяций (на примере лесных эфемероидов)

Групповая

Полевой практикум

Хвойные как биоиндикаторы

Групповая

Полевой практикум

Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария

Индивидуальная

Практическая работа, подготовка материалов для выставки «Природа и мы»

Раздел 7. Практическая экология (3 ч)

Урок-конференция «Золотые ключи весны»

Парная, групповая

Выпуск стенгазет

Всероссийский экологический урок

Фронтальная, дифференцированно-групповая

Викторина, сезонная посадка деревьев

Экскурсия в заповедник имени проф.В.В. Алехина

Фронтальная

Экскурсия по экологической тропе «Стрелецкая степь»

Календарно-тематический план

п/п

Дата план

Дата факт

Наименование разделов и тем

Форма проведения занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Экология как наука (2 ч)

Предмет, задачи и методы экологии

Лекция с элементами беседы

1

Основные разделы экологии

Познавательная игра

1

Раздел 2. Осенний практикум (10 ч)

Сезонные явления в жизни растений

Полевой практикум

1

Сезонные явления в жизни животных

Полевой практикум

1

Растения-индикаторы чистоты водоёма

Трудовой десант

1

Растения-индикаторы чистоты почв

Субботник

1

Саморазвитие экосистем

Экскурсия, трудовой десант

1

Спячка и анабиоз у животных

Полевой практикум

1

Обзор методов учета различных групп наземной фауны

Полевой практикум

1

Природные экосистемы

Экскурсия, трудовой десант

1

Искусственные экосистемы

Практическая работа

1

Экологический брейн-ринг

Познавательная игра, выпуск экологического календаря

1

Раздел 3. Зимний практикум (4 ч)

Акция «Покормите птиц зимой»

Выставка кормушек

1

Следы по белой тропе

Полевой практикум

1

Фенологические наблюдения в зимний период

Работа с определителями

1

Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы

Практическая работа «Анализ снежного покрова»

1

Раздел 4. Экологическая политика (3 ч)

Урок охраны окружающей среды

Круглый стол

1

Десятилетие биоразнообразия ООН

Выпуск стенгазеты

1

Стратегии экологической безопасности РФ

Решение заданий ВОШ

1

Раздел 5. Человек и биосфера (4 ч)

Красная книга Курской области

Выпуск информационных альманахов

1

Красная книга Курской области. Растения

Информационный час

1

Охраняемые животные Курской области

Конкурс рисунков

1

Охраняемые территории Курской области

Виртуальная экскурсия

1

Раздел 6. Весенний практикум (8 ч)

Фенология птиц

Полевой практикум

1

Гнездовая жизнь птиц

Полевой практикум

1

Прилет и пролет птиц

Полевой практикум

1

Пение и другие весенние демонстрации птиц

Полевой практикум

1

Жизненные формы растений

Полевой практикум

1

Методы изучения возрастной и пространственной структуры популяций

Полевой практикум

1

Хвойные как биоиндикаторы

Полевой практикум

1

Классификация гербариев

Практическая работа

Раздел 7. Практическая экология (3 ч)

Урок-конференция «Золотые ключи весны»

Выпуск стенгазет

1

Всероссийский экологический урок

Викторина, сезонная посадка деревьев

1

Экскурсия в заповедник имени проф.В.В. Алехина

Экскурсия

1

Список литературы

  1. Александрова В.П. Биология. Экология живых организмов. Практикум 6-7 кл. (ФГОС). – М.: ВАКО, 2014 г.

  2. Биомониторинг состояния окружающей среды: учебное пособие / Под. ред. проф. И.С. Белюченко, проф. Е.В. Федоненко, проф. А.В. Смагина. – Краснодар: КубГАУ, 2014.

  3. Ибрагимова К.К., Рахимов И.И., Зиятдинова А.И. Словарь-справочник терминов по экологии и охране природы: Учебное пособие. Казань, изд-во «Отечество», 2012.

  4. Каплан Б.М. Методические приемы для распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии // Биология, 2000, № 2. – с. 16

  5. Колесников С.И. Биология. Экология. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие /С.И.Колесников. – Ростов н/Д: Легион, 2014

  6. Красная книга Курской области. Том 1. Редкие и исчезающие виды животных / Отв. ред. А.А. Власов / Власов А.А., Баусов И.А., Власова О.П., Гречаниченко Т.Е., Корольков А.К., Лада Г.А., Миронов В.И., Татаренко Д.Е. / Тула, 2002.

  7. Красная книга Курской области. Том 2. Редкие и исчезающие виды растений и грибов /Отв. ред. Н.И. Золотухин / Составители: Золотухин Н.И., Золотухина И.Б., Игнатов М.С., Полуянов А.В., Попова Н.Н., Прудников Н.А., Сошнина В.П., Филатова Т.Д. / Тула, 2002.

  8. Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие /Составитель А.Б. Шипунов, под ред. канд.биол.наук П.Ю. Жмылева МЦНМО, 1998 г.

  9. Николайкин Н. И. Экология: Учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.

  1. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  2. Чернова Н.М. Экология: учебник (профильный уровень). 10(11) класс. – М.: Дрофа, 2015 г.

Интернет-ресурсы

  1. Всемирный фонд дикой природы за живую планету! – https://wwf.ru/

  2. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. – http://www.rosolymp.ru.

  3. Природа России. – http://www.priroda.ru.

  4. Справочник «Ресурсы российского интернета по экологии». – http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet.

  5. Элементы. Популярный сайт о фундаментальной науке. Новости науки. Научные конференции, лекции, олимпиады. – http://elementy.ru.

9

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экологический вектор" , рассчитан на 34 часа. В программу включены полевые практикумы, курс предусматривает выполнение исследовательских и проектных работ, а также позволяет подготовиться к олимпиаде по экологии.
0 ₽
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Практическая экология" рассчитан на 34 часа для обучающихся 7-11 классов. В курс включены полевые практикумы (осенний, зимний и весенний), практические работы, исследовательская деятельность, познавательные игры, экскурсии. Курс позволит углубить знания по биологии и экологии, подготовиться к олимпиаде, тематическим конкурсам.
0 ₽
Программа по биологии на уровне среднего общего образования составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями на 13 июня 2023 года); Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями N 732 от 12.08.2022); федеральной рабочей программы среднего общего образования по учебному предмету «Биология» (предметная область «Естественно-научные предметы», базовый уровень), а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа по учебному предмету "Биология" даёт представление о цели и задачах изучения учебного предмета «Биология» на углублённом уровне, определяет обязательное (инвариантное) предметное содержание, его структурирование по разделам и темам, распределение по классам, рекомендует последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В программе по биологии реализован принцип преемственности с изучением биологии на уровне основного общего образования, благодаря чему просматривается направленность на последующее развитие биологических знаний, ориентированных на формирование естественно-научного мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде.
0 ₽