Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 8 классе «Экологический вектор»
Личностные:
- осознавать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- знать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
- развитие мотивации к получению новых знаний, ответственного отношения к учению, труду.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы;
- составлять тезисы, различные виды планов;
- ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
- различать способ и результат действия;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
Познавательные УУД:
- узнавать изученные объекты и явления живой природы;
- анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное и второстепенное, классифицировать факты и явления;
- сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить наблюдения в окружающей среде за растениями, животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;
- формулировать выводы из изученного материала;
- строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица, график, диаграмма);
- находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы, интернет-источников), анализировать и оценивать её достоверность;
- выполнять проектные и творческие работы;
- моделировать природные сообщества.
Коммуникативные УУД:
- строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- работать в группе и индивидуально.
Предметными результатами освоения программы являются:
-сформированность понимания общих экологических законов, особенностей влияния человеческой деятельности на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек−общество−природа»;
-сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
-владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
-сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
-сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
Количество часов: курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Содержание курса
Раздел 1. Экология как наука
Предмет, задачи и методы экологии. Основные разделы экологии
Раздел 2. Осенний практикум
Сезонные явления в жизни растений. Основные феноритмотипы у трав. Сезонные явления в жизни животных. Миграции и кочевки птиц и млекопитающих. Растения-индикаторы чистоты водоёма. Растения-индикаторы чистоты почв. Саморазвитие экосистем. Экологическая сукцессия. Спячка и анабиоз как адаптация к переживанию неблагоприятных условий. Обзор методов учета различных групп наземной фауны. Природные экосистемы. Искусственные экосистемы. Экологический брейн-ринг.
Раздел 3. Зимний практикум
Акция «Покормите птиц зимой». Следы по белой тропе. Фенологические наблюдения в зимний период. Разнообразие деревьев и кустарников местности. Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы.
Раздел 4. Экологическая политика
Урок охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России». Десятилетие биоразнообразия ООН. Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.
Раздел 5. Человек и биосфера
Красная книга Курской области. Растения. Охраняемые животные Курской области. Охраняемые территории Курской области.
Раздел 6. Весенний практикум
Фенология птиц. Прилет и пролет птиц. Пение и другие весенние демонстрации птиц. Жизненные формы растений (по Раункиеру). Методы изучения возрастной и пространственной структуры популяций (на примере лесных эфемероидов). Хвойные как биоиндикаторы. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Раздел 7. Практическая экология
Урок-конференция «Золотые ключи весны». Всероссийский экологический урок. Экскурсия в заповедник имени проф.В.В. Алехина.
Содержание образования курса внеурочной деятельности в 8 классе «Экологический вектор»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Формы организации | Виды деятельности |
Раздел 1. Экология как наука (2 ч) | |||
Предмет, задачи и методы экологии | Групповая, индивидуальная | Лекция с элементами беседы | |
Основные разделы экологии | Дифференцированно-групповая | Познавательная игра | |
Раздел 2. Осенний практикум (10 ч) | |||
Сезонные явления в жизни растений. Основные феноритмотипы у трав | Групповая | Полевой практикум | |
Сезонные явления в жизни животных. Миграции и кочевки птиц и млекопитающих | Групповая | Полевой практикум | |
Растения-индикаторы чистоты водоёма | Индивидуальная | Презентация исследовательской работы «Биоиндикация состояния водоёма с помощью ряски малой», трудовой десант по очистке берегов местного пруда | |
Растения-индикаторы чистоты почв | Индивидуальная | Презентация исследовательской работы «Фитоиндикация почв пришкольной территории», субботник по очистке пришкольной территории от мусора | |
Саморазвитие экосистем. Экологическая сукцессия | Групповая | Экскурсия, трудовой десант | |
Спячка и анабиоз как адаптация к переживанию неблагоприятных условий | Групповая | Полевой практикум | |
Обзор методов учета различных групп наземной фауны | Групповая | Полевой практикум | |
Природные экосистемы | Групповая, фронтальная | Экскурсия, трудовой десант | |
Искусственные экосистемы | Индивидуальная | Практическая работа «Аквариум как искусственная экосистема» | |
Экологический брейн-ринг | Групповая, фронтальная | Познавательная игра, выпуск экологического календаря | |
Раздел 3. Зимний практикум (4 ч) | |||
Акция «Покормите птиц зимой» | Индивидуальная | Выставка кормушек | |
Следы по белой тропе | Групповая | Полевой практикум | |
Фенологические наблюдения в зимний период. Разнообразие деревьев и кустарников местности | Индивидуальная | Знакомство с определителями деревьев и кустарников в безлистном состоянии | |
Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы | Индивидуальная | Практическая работа «Анализ снежного покрова» | |
Раздел 4. Экологическая политика (3 ч) | |||
Урок охраны окружающей среды «Экология и культура – будущее России» | Дифференцированно-групповая | Круглый стол | |
Десятилетие биоразнообразия ООН | Групповая | Выпуск стенгазеты | |
Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года | Фронтальная | Разбор тематических заданий ВОШ по экологии | |
Раздел 5. Человек и биосфера (4 ч) | |||
Красная книга Курской области | Групповая | Выпуск информационных альманахов |
Красная книга Курской области. Растения | Индивидуальная | Презентация проекта «Интродукция Лилии кудреватой», презентация исследовательской работы «Интродукция Прострела раскрытого» | |
Охраняемые животные Курской области | Групповая, индивидуальная | Подготовка к конкурсу «Мир заповедной природы» в рамках акции «Марш парков» (22-26 апреля) | |
Охраняемые территории Курской области | Фронтальная | Виртуальная экскурсия по заповеднику имени В.В.Алехина | |
Раздел 6. Весенний практикум (8 ч) | |||
Фенология птиц | Групповая | Полевой практикум | |
Гнездовая жизнь птиц | Групповая | Полевой практикум по учёту соловьёв (21-27 мая) | |
Прилет и пролет птиц | Групповая | Полевой практикум | |
Пение и другие весенние демонстрации птиц | Групповая | Полевой практикум | |
Жизненные формы растений (по Раункиеру) | Групповая | Полевой практикум | |
Методы изучения возрастной и пространственной структуры популяций (на примере лесных эфемероидов) | Групповая | Полевой практикум | |
Хвойные как биоиндикаторы | Групповая | Полевой практикум | |
Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария | Индивидуальная | Практическая работа, подготовка материалов для выставки «Природа и мы» | |
Раздел 7. Практическая экология (3 ч) | |||
Урок-конференция «Золотые ключи весны» | Парная, групповая | Выпуск стенгазет | |
Всероссийский экологический урок | Фронтальная, дифференцированно-групповая | Викторина, сезонная посадка деревьев | |
Экскурсия в заповедник имени проф.В.В. Алехина | Фронтальная | Экскурсия по экологической тропе «Стрелецкая степь» |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата план | Дата факт | Наименование разделов и тем | Форма проведения занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Экология как наука (2 ч) | |||||
Предмет, задачи и методы экологии | Лекция с элементами беседы | 1 | |||
Основные разделы экологии | Познавательная игра | 1 | |||
Раздел 2. Осенний практикум (10 ч) | |||||
Сезонные явления в жизни растений | Полевой практикум | 1 | |||
Сезонные явления в жизни животных | Полевой практикум | 1 | |||
Растения-индикаторы чистоты водоёма | Трудовой десант | 1 | |||
Растения-индикаторы чистоты почв | Субботник | 1 | |||
Саморазвитие экосистем | Экскурсия, трудовой десант | 1 | |||
Спячка и анабиоз у животных | Полевой практикум | 1 | |||
Обзор методов учета различных групп наземной фауны | Полевой практикум | 1 | |||
Природные экосистемы | Экскурсия, трудовой десант | 1 | |||
Искусственные экосистемы | Практическая работа | 1 | |||
Экологический брейн-ринг | Познавательная игра, выпуск экологического календаря | 1 | |||
Раздел 3. Зимний практикум (4 ч) | |||||
Акция «Покормите птиц зимой» | Выставка кормушек | 1 | |||
Следы по белой тропе | Полевой практикум | 1 | |||
Фенологические наблюдения в зимний период | Работа с определителями | 1 | |||
Изучение снежного покрова и его влияние на природные процессы | Практическая работа «Анализ снежного покрова» | 1 |
Раздел 4. Экологическая политика (3 ч) | |||||
Урок охраны окружающей среды | Круглый стол | 1 | |||
Десятилетие биоразнообразия ООН | Выпуск стенгазеты | 1 | |||
Стратегии экологической безопасности РФ | Решение заданий ВОШ | 1 | |||
Раздел 5. Человек и биосфера (4 ч) | |||||
Красная книга Курской области | Выпуск информационных альманахов | 1 | |||
Красная книга Курской области. Растения | Информационный час | 1 | |||
Охраняемые животные Курской области | Конкурс рисунков | 1 | |||
Охраняемые территории Курской области | Виртуальная экскурсия | 1 | |||
Раздел 6. Весенний практикум (8 ч) | |||||
Фенология птиц | Полевой практикум | 1 | |||
Гнездовая жизнь птиц | Полевой практикум | 1 | |||
Прилет и пролет птиц | Полевой практикум | 1 | |||
Пение и другие весенние демонстрации птиц | Полевой практикум | 1 | |||
Жизненные формы растений | Полевой практикум | 1 | |||
Методы изучения возрастной и пространственной структуры популяций | Полевой практикум | 1 | |||
Хвойные как биоиндикаторы | Полевой практикум | 1 | |||
Классификация гербариев | Практическая работа | ||||
Раздел 7. Практическая экология (3 ч) | |||||
Урок-конференция «Золотые ключи весны» | Выпуск стенгазет | 1 | |||
Всероссийский экологический урок | Викторина, сезонная посадка деревьев | 1 | |||
Экскурсия в заповедник имени проф.В.В. Алехина | Экскурсия | 1 |
Список литературы
Александрова В.П. Биология. Экология живых организмов. Практикум 6-7 кл. (ФГОС). – М.: ВАКО, 2014 г.
Биомониторинг состояния окружающей среды: учебное пособие / Под. ред. проф. И.С. Белюченко, проф. Е.В. Федоненко, проф. А.В. Смагина. – Краснодар: КубГАУ, 2014.
Ибрагимова К.К., Рахимов И.И., Зиятдинова А.И. Словарь-справочник терминов по экологии и охране природы: Учебное пособие. Казань, изд-во «Отечество», 2012.
Каплан Б.М. Методические приемы для распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии // Биология, 2000, № 2. – с. 16
Колесников С.И. Биология. Экология. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания: учебно-методическое пособие /С.И.Колесников. – Ростов н/Д: Легион, 2014
Красная книга Курской области. Том 1. Редкие и исчезающие виды животных / Отв. ред. А.А. Власов / Власов А.А., Баусов И.А., Власова О.П., Гречаниченко Т.Е., Корольков А.К., Лада Г.А., Миронов В.И., Татаренко Д.Е. / Тула, 2002.
Красная книга Курской области. Том 2. Редкие и исчезающие виды растений и грибов /Отв. ред. Н.И. Золотухин / Составители: Золотухин Н.И., Золотухина И.Б., Игнатов М.С., Полуянов А.В., Попова Н.Н., Прудников Н.А., Сошнина В.П., Филатова Т.Д. / Тула, 2002.
Летние школьные практики по ботанике. Методическое пособие /Составитель А.Б. Шипунов, под ред. канд.биол.наук П.Ю. Жмылева МЦНМО, 1998 г.
Николайкин Н. И. Экология: Учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.
Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Чернова Н.М. Экология: учебник (профильный уровень). 10(11) класс. – М.: Дрофа, 2015 г.
Интернет-ресурсы
Всемирный фонд дикой природы за живую планету! – https://wwf.ru/
Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. – http://www.rosolymp.ru.
Природа России. – http://www.priroda.ru.
Справочник «Ресурсы российского интернета по экологии». – http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet.
Элементы. Популярный сайт о фундаментальной науке. Новости науки. Научные конференции, лекции, олимпиады. – http://elementy.ru.
9