Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Азова Ростовской области |
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол от 28.08.23 № 1 Руководитель ШМО Вакуленко Н. В. | Утверждена Приказ от 31.08.23 № 83 о/д Директор МБОУ СОШ № 15: Сазонов С. В. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Основы функциональной грамотности»
на 2023 -2024 учебный год
составитель: учитель первой квалификационной категории
Федорова Анна Николаевна
Согласована на заседании методсовета Протокол от 28.08.23 № 1 Председатальметодсовета: | Рекомендована к утверждению на заседании педсовета Протокол от 28.08.23 № 1 Председатель педсовета: |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Основы функциональной грамотности» для 3класса разработана на основе:
- основной образовательной программы(ООП) начального общего образования;
- учебного плана МБОУ СОШ № 15;
- положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 15.
- положения «Об организации внеурочной деятельности обучающихся уровня начального общего образования»;
Рабочая программа соответствует социальному направлению внеурочной деятельности.
В соответствии с расписанием, календарным учебным графиком, утвержденным приказом от 31.08.23 № 83 о/д, программа составлена на 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу,планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Тема раздела | Содержание | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
Читательская грамотность 8 ч | Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. | Урок-беседа Викторина. Игра. | Чтение и работа с текстом.Слушание учителя. Беседа. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Соотнесение иллюстрации и текста. Определение типа текста. Работа с кластером. Пересказ. Работа с пословицами, толковым словарем. Составление плана. Работа с деформированным текстом. Просмотр презентации. |
Математическая грамотность 9 ч | Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. | Урок-беседа Конкурс. Игра. Практическое занятие. | Беседа по тематике. Участие в учебном диалоге. Просмотр презентации.Решение текстовых количественных и качественных задач. Анализ данных. Выполнение вычислений. Заполнение таблиц. Выполнение математических действий. Решение задач с использованием анализа и синтеза. Работа с диаграммами, чертежами, графиками, гистограммами, инфографиками, калькулятором. Вычисление части от целого, процентов. |
Финансовая грамотность 8 ч | Бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. | Урок-беседа. Конкурс. Игры. | Беседа по тематике. Участие в учебном диалоге. Просмотр презентации.Слушание объяснений учителя Изучение, понимание и правильное использование финансовых терминов; Разъяснение и использование финансовых терминов в речи. Объяснение гипотез. Аргументация ответов. Заполнение кластеров. Формулирование высказываний. Анализ графиков, данных. Формулирование простых правил семейного бюджета. |
Естественно-научная грамотность 8 ч | Особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. | Урок-беседа. Конкурс. Игра. Экскурсия. Викторина. | Беседа по тематике. Слушание учителя. Участие в учебном диалоге. Просмотр презентации.Практическая часть (разыгрывание проблемных ситуаций). Заполнение таблиц. Пересказ. Проведение опытов. Выводы. Сравнение. Классификация. |
3. Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата План факт |
1 четверть | |||
1 | Про дождевого червяка | 1 | 01.09 |
2 | Дождевые черви. | 1 | 08.09 |
3 | Кальций | 1 | 15.09 |
4 | Полезный кальций. | 1 | 22.09 |
5 | Сколько весит облако? | 1 | 29.09 |
6 | Про облака. | 1 | 06.10 |
7 | Хлеб – всему голова | 1 | 13.10 |
8 | Про хлеб. | 1 | 20.10 |
9 | Про мел. | 1 | 27.10 |
2 четверть | |||
10 | Интересное вещество – мел. | 1 | 10.11 |
11 | Про мыло. | 1 | 17.11 |
12 | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | 1 | 24.11 |
13 | История свечи. | 1 | 01.12 |
14 | Про свечи. | 1 | 08.12 |
15 | Магнит | 1 | 15.12 |
16 | Волшебный магнит | 1 | 22.12 |
17 | Что такое «бюджет»? | 1 | 29.12 |
3 четверть | |||
18 | Расходы и доходы бюджета. | 1 | 12.01 |
19 | Семейный бюджет. | 1 | 19.01 |
20 | Планируем семейный бюджет. | 1 | 26.01 |
21 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | 02.02 |
22 | Подсчитываем семейный доход. | 1 | 09.02 |
23 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия | 1 | 16.02 |
24 | Пенсии и пособия. | 1 | 01.03 |
25 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш | 1 | 15.03 |
26 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы | 1 | 22.03 |
4 четверть | |||
27 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов | 1 | 05.04 |
28 | Подсчитываем расходы. | 1 | 12.04 |
29 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи | 1 | 19.04 |
30 | Расходы на обязательные платежи. | 1 | 26.04 |
31 | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 03.05 |
32 | Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | 17.05 |
33 | Проверьсебя. | 1 | 24.05 |
Итого | 33 |