КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа
по речевой практике
дляобучающихся с интеллектуальными нарушениями
1 класса
(вариант 1)
Составитель:
учитель начальных классов
Попкова И.А.
г. Петропавловск-Камчатский
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Основная цель курса «Речевая практика»: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи обучения в первом классе:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.
Организация работы по программе
Курс «Речевая практика» в 1 классе рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю). Количество часов, указанных в программе, постоянное.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Уроки проводятся в первую половину дня. На урок традиционный по структуре отводится 35 минут. Оставшиеся до звонка 5 минут отводятся на подвижные, дидактические игры по предмету.
Специальные методы и приемы работы
При организации занятий ведущей формой проведения занятий является фронтальное занятие, большое внимание уделяется индивидуальной и групповой работе. Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков познавательной деятельности и степени готовности к работе в коллективе.
На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. В каждый урок включаются специальные коррекционные упражнения по отработке той или иной функции психических процессов.
Основным методом обучения развитию речи является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На уроках учителем создаются ситуации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию, а также условия для речевого акта, в процессе которого школьник как бы «извлекает» из речи педагога или из специально созданной ситуации необходимые ему умения и навыки. Включение в урок различных форм диалогов, постановка проблемных вопросов и заданий способствуют формированию мотивации высказывания школьника.
С целью формирования речи и освоения языка, в каждый урок включаются специальные коррекционные упражнения по отработке той или иной функции психических процессов.
Применяется система специально разработанных лексических игр и упражнений, формирующих потребность в общении, лексические игры и задания с акцентом на интеллектуальный компонент, система упражнений и заданий компенсаторно-развивающего характера, формирующих механизмы продуктивных способов речевого общения. Комбинация разнообразных методов и приемов обучения обеспечивает смену видов деятельности учащегося, а также доминантного анализатора, через который поступает информация.
Структурное содержание предмета
Программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы:
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь, внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться…», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!», «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
Формы организации деятельности учащихся:
— групповая; парная; индивидуальная;
— проектная, игровая деятельность;
— самостоятельная, совместная деятельность;
— экскурсия.
Все формы деятельности должны осуществляться с использованием комментирования.
Формы контроля:
- фронтальный
- индивидуальный
Основное содержание программы
Название разделов | Темы уроков. Основные виды деятельности |
Давайте знакомиться | Знакомство, приветствие. |
Ведение в ситуацию. | |
Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве. | |
Экскурсии в школьные кабинеты. Обобщающая беседа | |
Знакомство во дворе | Ведение в ситуацию. |
Правила поведения при знакомстве. | |
Составление рассказа по теме ситуации. Игра «Дополни предложение». | |
Обобщающая беседа. | |
Теремок |
|
| |
| |
Обобщающая беседа | |
Знакомство в гостях | Ведение в ситуацию. Правила этикета при знакомстве со взрослым в гостях. |
| |
Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости». | |
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации. | |
Покупка школьных принадлежностей | Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа). |
Моделирование диалогов. | |
Ролевые игры по теме ситуации «Магазин «Школьник». | |
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план |
В магазине игрушек | Введение в ситуацию. Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». |
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки») | |
Беседа «Моя любимая игрушка». | |
Составление рассказов из личного опыта по теме. | |
Готовимся к празднику | Введение в ситуацию. Проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. Составление приглашений на новогодний праздник. |
Разучивание стихотворений новогодней тематики. | |
Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка». Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» | |
Новогодние чудеса |
|
| |
Беседа «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» | |
Составление рассказа по теме ситуации. | |
Зимняя прогулка | Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке). Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. |
Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. | |
Ролевые игры по теме «Кукла одевается на прогулку». | |
Составление рассказа по теме с опорой серию картин. | |
«Надо, надо умываться…» | Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». |
Моделирование диалогов. | |
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации. | |
Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника». | |
Весенние праздники | Введение в ситуацию. |
Составление поздравлений. | |
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | |
Помощники | Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». |
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и распределение обязанностей. Моделирование диалогов. | |
Ролевые игры по теме «Дежурство в классе». | |
Коллективное составление рассказа по теме «День школьника». | |
«Петушок и бобовое зернышко» | Знакомство со сказкой. |
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ. | |
Инсценирование сказки. | |
«Петушок и бобовое зернышко» | Обобщающая беседа. |
«Заячья избушка» | Знакомство со сказкой. |
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации. | |
Инсценирование сказки. | |
Обобщающая беседа. | |
«Спокойной ночи!» | Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». |
| |
Ролевые игры по теме. | |
Составление рассказов «Как я ложусь спать». | |
День Победы | Введение в ситуацию. |
Составление поздравлений. | |
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | |
«Доброе утро!» | Ведение в тему. Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. |
Моделирование диалогов по теме ситуации. |
Ролевые игры по теме. |
Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта. |
Планируемые результаты изучения учебного материала
Личностные действия
- осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- осознания себя как члена семьи, одноклассника;
- способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- положительного отношения к окружающей действительности;
- понимания правил поведения в современном обществе.
Регулятивные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание).
Коммуникативные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Планируемые предметные результаты усвоения после 1 года обучения
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень:
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник. 2023
- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь. 2023
2. Технические средства:
- компьютер, проектор, интерактивная доска.
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Календарно-тематическое планирование
№ | Название разделов | Темы уроков. Основные виды деятельности | Кол.час. | Да та | Формируемые УУД (БУД) |
1 четверть | 16 | Личностные действия ― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, - самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.); - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; Регулятивные действия - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); Познавательные действия:
Коммуникативные действия - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик); | |||
Давайте знакомиться |
| 4 | 6.09 | ||
| 8.09 | ||||
| 13.09 | ||||
| 15.09 | ||||
Знакомство во дворе | Ведение в ситуацию. | 4 | 20.09 | ||
Правила поведения при знакомстве. | 22.09 | ||||
Составление рассказа по теме ситуации. Игра «Дополни предложение». | 27.09 | ||||
Обобщающая беседа. | 29.09 | ||||
Теремок |
| 4 | 4.10 | ||
| 6.10 | ||||
| 11.10 | ||||
Обобщающая беседа | 13.10 | ||||
Знакомство в гостях | Ведение в ситуацию. Правила этикета при знакомстве со взрослым в гостях. | 4 | 18.10 | ||
| 20.10 | ||||
Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости». | 25.10 | ||||
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации. | 27.10 | ||||
2 четверть | 15 | Личностные действия ― осознания себя как члена семьи, одноклассника; ― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; - положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения; Регулятивные действия - работать в общем темпе; Познавательные действия: -внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; -соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; Коммуникативные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; |
Покупка школьных принадлежнос-тей | Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа). | 4 | 8.11 | ||
Моделирование диалогов. | 10.11 | ||||
Ролевые игры по теме ситуации «Магазин «Школьник». | 15.11 | ||||
Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план | 17.11 | ||||
В магазине игрушек | Введение в ситуацию. Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». | 4 | 22.11 | ||
Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки») | 24.11 | ||||
Беседа «Моя любимая игрушка». | 29.11 | ||||
Составление рассказов из личного опыта по теме. | 1.12 | ||||
Готовимся к празднику | Введение в ситуацию. Проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. Составление приглашений на новогодний праздник. | 3 | 6.12 | ||
Разучивание стихотворений новогодней тематики. | 8.12 | ||||
Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка». Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» | 13.12 | ||||
Новогодние чудеса |
| 4 | 15.12 | ||
| 20.12 | ||||
Беседа «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» | 22.12 | ||||
Составление рассказа по теме ситуации. | 27.12 | ||||
3 четверть | 18 | Личностные действия ― положительного отношения к окружающей действительности; Регулятивные действия - активно участвовать в деятельности; - проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений; Познавательные действия: -уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; -уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы; Коммуникативные действия - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; | |||
Зимняя прогулка | Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке). Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. | 4 | 29.12 | ||
Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. | 10.1 | ||||
Ролевые игры по теме «Кукла одевается на прогулку». | 12.1 | ||||
Составление рассказа по теме с опорой серию картин. | 17.1 | ||||
«Надо, надо умываться…» | Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». | 4 | 19.1 | ||
Моделирование диалогов. | 24.1 | ||||
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации. | 26.1 | ||||
Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника». | 31.1 | ||||
Весенние праздники | Введение в ситуацию. | 3 | 2.2 | ||
Составление поздравлений. | 7.2 | ||||
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | 9.2 |
Помощники | Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». | 4 | 14.2 | ||
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и распределение обязанностей. Моделирование диалогов. | 16.2 | ||||
Ролевые игры по теме «Дежурство в классе». | 28.2 | ||||
Коллективное составление рассказа по теме «День школьника». | 1.3 | ||||
«Петушок и бобовое зернышко» | Знакомство со сказкой. | 4 | 6.3 | ||
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ. | 13.3 | ||||
Инсценирование сказки. | 15.3 | ||||
4 четверть | 17 | Личностные действия ― понимания правил поведения в современном обществе. - положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих. Регулятивные действия - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные действия:
Коммуникативные действия - сотрудничать с взрослыми и сверстниками. | |||
«Петушок и бобовое зернышко» | Обобщающая беседа. | 20.3 | |||
«Заячья избушка» | Знакомство со сказкой. | 4 | 22.3 | ||
Закрепление содержания сказки. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации. | 3.4 | ||||
Инсценирование сказки. | 5.4 | ||||
Обобщающая беседа. | 10.4 | ||||
«Спокойной ночи!» | Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». | 4 | 12.4 | ||
| 17.4 | ||||
Ролевые игры по теме. | 19.4 | ||||
Составление рассказов «Как я ложусь спать». | 24.4 | ||||
День Победы | Введение в ситуацию. | 3 | 26.4 | ||
Составление поздравлений. | 3.5 | ||||
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | 8.5 | ||||
«Доброе утро!» | Ведение в тему. Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. | 5 | 15.5 | ||
Моделирование диалогов по теме ситуации. | 17.5 | ||||
Ролевые игры по теме. | 22.5 | ||||
Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта. | 24.5 |