КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рабочая программа
по ручному труду
дляобучающихся с интеллектуальными нарушениями
1 класса
(вариант 1)
Составитель:
учитель начальных классов
Попкова И.А.
г. Петропавловск-Камчатский
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Ручной труд» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основе АООП ООО для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).
Цель: формирование у обучающихся умений в труде.
Задачи:
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей;
формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
коррекция умственной деятельности школьников, которая выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовьте изделий).
Организация работы по программе
Трудовое обучение в 1 классе рассчитано на 66 ч. Количество часов, указанных в программе, постоянное. Основной формой организации процесса трудового обучения является урок. Уроки проводятся в первую половину дня, 2 раза в неделю. На урок отводится 30 минут. Оставшиеся до звонка 10 минут отводятся на подвижные, дидактические игры по предмету.
Специальные методы и приемы работы
На занятиях по труду учебные задачи решаются в практической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики.
Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
На уроке осуществляется рациональная смена видов деятельности, способствующая разрядке и снижению утомления.
Каждый урок трудового обучения оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Особое внимание обращается на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Структурное содержание предмета
Особенность программы 1 класса заключается в том, что при выполнении поделок дети практически не пользуются инструментами, т.к. планируется работа в основном с пластическими материалами (пластилин, глина). Работа с ними позволяет более эффективно развивать точность и ритмичность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объемные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления учащихся о натуральных предметах. При ознакомлении учащихся с объектом-образцом, его плоскостной или объемной моделью, учитель постоянно направляет внимание детей на соответствие образца с выполняемыми заданиями (поделками) в части пропорций, форм, величины и других свойств.
Предусмотрено выполнение объемных изделий и из бумаги. В этих случаях, помимо опоры на образец выполнения, уточняется соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных).
Кроме пластических материалов и бумаги предусматривается работа с текстилем, что также направлено на коррекцию мелких движений кистей и пальцев рук, формирование произвольных достаточно сложных рабочих действий, необходимых при плетении и витье. Работа с природными материалами позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создает необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.
Наряду с объемными поделками, предусматриваются работы по плоскостному моделированию формы натурального объекта с использованием проволоки. Как промежуточная опора применяется плоскостное изображение (рисунок), форму которого учащиеся моделируют, накладывая проволоку на контур.
Учебный материал в программе распределен по четвертям в соответствии с видами труда: работа с пластилином, работа с природными материалами, работа с бумагой и картоном, работа с проволокой, работа с текстильными материалами,
Структурное содержание каждого вида деятельности предусматривает следующие разделы: «Практические работы», «Технические сведения», «Приёмы работы», «Умения».
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются в содержании программы.
Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
а) устный: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
Основное содержание программы
Распределение времени по видам труда:
Работа с природными материалами – 15 ч.
Работа с бумагой и картоном- 20 ч.
Работа с текстильными материалами – 11 ч.
Работа с пластилином – 20 ч.
Первая четверть (16 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
Работа с пластилином (без применения инструментов) (5 ч)
Практические работы
Упражнения в подготовке материала к лепке.
Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины.
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.
Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).
Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля, составление композиции (овощи на тарелке).
Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина- твердая, размоченная — мягкая. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).
Работа с природными материалами (3 ч)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием на стебли вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.
Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.
Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».
Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.
Работа с бумагой и картоном (с применением режущих инструментов)(7 ч)
Практические работы
Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.
Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.
Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.
Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.
Изготовление по образцу стаканчика для семян.
Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).
Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).
Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).
Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.
К концу 1 четверти обучающиеся могут научиться:
Умение выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя; узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг); узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.
Вторая четверть (16 ч)
Работа с пластилином (5 ч)
Практические работы
Лепка по образцу предметов конической и грушевидной формы: моркови, перца, груши.
Лепка по образцу игрушек: снеговика, пирамидки, рыбки, утенка.
Лепка по образцу грибов.
Технические сведения. Применение глины — при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка.
Работа с природными материалами (5 ч)
Практические работы
Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).
Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.
Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.
Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.
Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.
Работа с бумагой и картоном (с применением клея) (6 ч)
Практические работы
Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится звеньями по два человека.
Изготовление гирлянд «змейка». Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.
Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.
Правила безопасной работы с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.
Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).
Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.
К концу 2 четверти обучающиеся могут научиться:
Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано. Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой сторон листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.
Третья четверть (18 ч)
Работа с пластилином (с применением инструментов)(4 ч)
Практические работы
Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.
Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.
Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая скульптура. Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.
Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.
Работа с природными материалами (многодетальные изделия) (5 ч)
Практические работы
Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры; с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.
Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).
Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).
Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.
Оформление макетов с изготовленными изделиями, с созданием игровой ситуации.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.
Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.
Работа с бумагой и картоном (аппликации) (6 ч)
Практические работы
Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).
Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.
Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.
Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
Работа с нитками (3 ч)
Практические работы
Упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.
Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.
Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.
Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.
Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.
К концу 3 четверти обучающиеся могут научиться:
Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца изделий с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).
Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий: «большой — маленький», «широкий — узкий», «длинный — короткий». С частичной помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.
Четвертая четверть (15 ч)
Работа с пластилином (макеты)(6 ч)
Практические работы
Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры спомощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»).
Работа выполняется звеньями по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).
Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты. Организация рабочего места.
Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
Работа с бумагой и картоном (аппликации) (2 ч)
Практические работы
Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.
Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.
Правила составления растительного орнамента.
Организация рабочего места. Правила безопасной работы склеем и режущими инструментами.
Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, наклеивание.
Работа с нитками (шитьё по проколу) (7 ч)
Практические работы
Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).
Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.
Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.
Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.
Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.
Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.
Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу1 класса
Личностные действия
― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
― осознания себя как члена семьи, одноклассника;
― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
― положительного отношения к окружающей действительности;
― понимания правил поведения в современном обществе.
Регулятивные действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
- выделять некоторые существенные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание).
Коммуникативные действия
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик);
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Программа «Ручной труд»в 1 классе определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью узнают: правила организации рабочего места; виды трудовых работ; названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда в первом классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними; названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами; приемы работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
Научатся:организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя; анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя; составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя; владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками).
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся первого класса.
К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью узнают: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
Научатся:самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для первоклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
Наименование объектов по учебно-методическому обеспечению | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
| В доступной форме учебник рассказывает о труде, формирует представления школьников об окружающем рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека. Знакомит с доступными видами ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками»), дает первоначальные технические сведения о глине, пластилине, бумаге, природных материалах и учит элементарным приемам работы с этими материалами. Учебник предназначен для работы в классе и для чтения взрослыми детям. |
| Созданию условий для подготовки детей к выполнению практических заданий способствуют рабочие тетради, которые соотносятся с содержанием учебников и содержат сопутствующие текстовые материалы (загадки, пословицы, кроссворды, схемы для контроля, шаблоны изделий). |
Материалы:
| Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) | Типовое оборудование для уроков технологии в каждом классе рассчитывается на одного обучающегося ежегодно, в соответствии с видами работ, предусмотренными образовательной программой. | |
Инструменты:
| Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) | ||
Вспомогательные приспособления:
| Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) | ||
Для учителя:
| Демонстрационный экземпляр (1 экз.) | К оформлению помещений, помимо чисто педагогических требований, связанных с функциональным назначение каждого отдельного интерьера, предъявляются и определенные эстетические требования. Однако надо помнить, что классная комната в первую очередь предназначена для занятий, поэтому все декоративные элементы и информационные стенды могут располагаться только на задней стене класса, чтобы не отвлекать внимания обучающихся. |
Для обучающихся: учебные (рабочие) места. | Полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) | Одноместные или двухместные столы и стулья на 12 посадочных мест. Рабочее место должно отвечать необходимым параметрам – как структуре тела ребенка, так и эстетическим нормам. Сюда входят рациональное расположение инструментов и поделочного материала на рабочем месте, отсутствие лишних предметов на столе, чистота. Это свидетельствует об образцовом порядок, который диктует готовность к внутренней дисциплине. Планировка рабочих мест должна обеспечить удобную позу и выполнение экономических, плавных, ритмических движений. Неудобное положение при работе вызывает физическое утомление, деформирует тело, снижает работоспособность. |
Минимальное необходимое оборудование уроков ручного труда в 1 классе:
• индивидуальное рабочее место;
• простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, короткие иглы с затупленным острием и большим ушком, в которое можно вдеть толстую нитку (рекомендуются использовать при обучении детей шитью. Размеры: от 13 до 26), цветные шнурки обувные (короткие, длинные); пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора, цветные шнурки обувные (короткие, длинные);
• материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки, тростниковая трава) и др.;
• специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, подставки, папки и пр.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Темы уроков | Формируемые БУД |
1 четверть (16 ч) | |||
6.09 | Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Соблюдение техники безопасности. | ||
Работа с пластилином (5 ч) | |||
8.09 | Лепка. Упражнение в подготовке материала к лепке. Изготовление домика, ёлки, лесенки, забора из палочек. | Личностные действия ― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, положительное отношение и интерес к труду; Регулятивные действия - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); Познавательные действия: Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д. Рассматривать, узнавать и называть знакомые поделочные материалы, используемые на уроках ручного труда. Коммуникативные действия вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик); |
13.09 | Лепка предметов шаровидной формы: бус, мяча, куклы-неваляшки. | ||
15.09 | Лепка по образцу овощей и фруктов: яблоко, апельсин, помидор. | ||
20.09 | Лека по образцу предметов овальной формы: слива, огурец, картофель. | ||
22.09 | Составление композиции «Овощи на тарелке». | ||
Работа с природным материалом (3 ч) | |||
27.09 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | Личностные действия ― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, положительное отношение и интерес к труду; Регулятивные действия - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); Познавательные действия: Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Рассматривать, узнавать и говорить об увиденных предметах, сделанных руками человека. Ориентироваться, находить в пространстве помещения предметы, сделанные руками человека и созданные природой и их называть. Коммуникативные действия - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик); | |
29.09 | Наборное полотно из засушенных листьев (лист большой – лист маленький). | ||
4.10 | Букет (наклеивание на подложку из цветной бумаги листьев или цветов с последующим наклеиванием на стебли вазы). | ||
Работа с бумагой (7 ч) | |||
10. | 6.10 | Знакомство с видами бумаги. Инструменты для работы с ней. Техника безопасной работы. | Личностные действия ― осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, - понимание значения и ценности труда; Регулятивные действия - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); Познавательные действия: Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой. Запоминать правила работы на уроках ручного труда. Коммуникативные действия - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик); |
11.10 | Сгибание – разгибание, разрывание бумаги по прямым линиям. Изготовление книжечки. | ||
13.10 | Изготовление летающих игрушек: самолёт. | ||
18.10 | Изготовление лодочки. | ||
20.10 | Упражнение в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосок. Резание полосы на квадраты, прямоугольники, образованные путём складывания. | ||
25.10 | Вырезание квадрата, прямоугольника, треугольника, размеченных по шаблону. |
27.10 | Скругление углов прямоугольника и квадрата (размеченных по шаблону) на глаз. | ||
2 четверть (16 ч) | |||
Работа с пластилином (5 ч) | |||
8.11 | Лепка по образцу предметов конической и грушевидной формы: морковь, груша, перец. | Личностные действия ― осознания себя как члена семьи, одноклассника; ― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; отношение к труду как первой жизненной необходимости; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; Регулятивные действия - работать в общем темпе; Познавательные действия: Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Запоминать правила работы на уроках ручного труда. Коммуникативные действия- обращаться за помощью и принимать помощь; | |
10.11 | Лепка по образцу игрушек: снеговик, пирамидка. Приёмы скатывание и расплющивание. | ||
15.11 | Лепка по образцу рыбки. Соединение плоских деталей с объёмными. | ||
17.11 | Лепка утёнка. Соединение деталей примазыванием. | ||
22.11 | Лепка по образцу грибов двумя способами из целого куска и составление из двух половинок шара. | ||
Работа с природным материалом (5 ч) | |||
24.11 | Изготовление ежа из пластилина и иголок кедрача. | Личностные действия ― осознания себя как члена семьи, одноклассника; ― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; отношение к труду как первой жизненной необходимости; Регулятивные действия - работать в общем темпе; Познавательные действия: Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Раскладывать материалы и инструменты на рабочем столе и запоминать их расположение. Коммуникативные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; | |
29.11 | Изготовление цветка. | ||
1.12 | Изготовление бабочки из пластилина и сухих листьев. | ||
6.12 | Изготовление рыбки из шишек и пластилина. | ||
8.12 | Изготовление мышки, утёнка из шишек и пластилина. | ||
Работа с бумагой (с применением клея) (6 ч) | |||
13.12 | Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). | Личностные действия ― осознания себя как члена семьи, одноклассника; ― способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; Регулятивные действия - работать в общем темпе; Познавательные действия: Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование). Виды работы с бумагой: Ориентироваться и находить в пространстве треугольника верхний, нижний угол, боковую, нижнюю, правую, левую стороны, середину и их называть. Понимать инструкцию, содержащую пространственные характеристики и действовать в соответствии с ней, повторять практические действия за учителем. Коммуникативные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; |
15.12 | Изготовление ёлочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). | ||
20.12 | Изготовление гирлянды «змейка». Резание бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. | ||
22.12 | Изготовление гирлянды «змейка». Резание бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. | ||
27.12 | Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Симметричное вырезание из бумаги (парные детали). | ||
29.12 | Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. Симметричное вырезание из бумаги (парные детали). | ||
3 четверть (18 ч) | |||
Работа с пластилином (4 ч) | |||
10.1 | Лепка по образцу рельефов букв на картоне. | Личностные действия ― положительного отношения к окружающей действительности; - осознание своих достижений в области трудовой деятельности; Регулятивные действия - активно участвовать в деятельности; Познавательные действия: Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д. Коммуникативные действия - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; | |
12.1 | Лепка по образцу рельефов цифр на картоне. | ||
17.1 | Лепка сказочного персонажа (по выбору). | ||
19.1 | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. | ||
Работа с природным материалом (многодетальные изделия) (5 ч) | |||
24.1 | Изготовление по образцу птички из шишек, пластилина и веточек. | Личностные действия ― положительного отношения к окружающей действительности; - осознание своих достижений в области трудовой деятельности; Регулятивные действия - активно участвовать в деятельности; Познавательные действия: Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Коммуникативные действия - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; | |
26.1 | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха с парусом из бумаги. | ||
31.1 | Изготовление по образцу совы из шишки и бумажных деталей. | ||
2.2 | Изготовление по образцу поросёнка из шишки, пластилина и зёрен. | ||
7.2 | Изготовление по образцу пингвина из шишки, пластилина и листьев. Оформление макетов с изготовленными изделиями, с созданием игровой ситуации. | ||
Работа с бумагой (аппликации) (6 ч) | |||
9.2 | Составление композиции из геометрических фигур: снеговик. | Личностные действия ― положительного отношения к окружающей действительности; - способность к самооценке; Регулятивные действия - активно участвовать в деятельности; Познавательные действия: Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами.Рассматривать и понимать графические изображения последовательности изготовления аппликации и объемных изделий. Коммуникативные действия - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; |
14.2 | Составление композиции из геометрических фигур: домик. | ||
16.2 | Составление орнамента в полосе из геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг), чередующихся по форме и цвету. | ||
28.2 | Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате. | ||
1.3 | Составление композиции по образцу: лодочка, пирамидка. | ||
6.3 | Составление композиции по образцу: овощи, фрукты. | ||
Работа с нитками (3 ч) | |||
13.3 | Свойства и особенности ниток. Связывание, наматывание ниток. | Личностные действия ― положительного отношения к окружающей действительности; - способность к самооценке; Регулятивные действия - активно участвовать в деятельности; Познавательные действия: Запоминать и адекватно использовать в речи основные технико-технологические термины и понятия изучаемого раздела. Коммуникативные действия - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; | |
15.3 | Упражнение в разрывании и резании ниток разной длины. | ||
20.3 | Витьё шнура из тонких цветных ниток. | ||
4 четверть (15 ч) | |||
Работа с пластилином (6 ч) | |||
22.3 | Лепка по образцу деталей для макета сказки «Колобок». | Личностные действия ― понимания правил поведения в современном обществе. - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; Регулятивные действия - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные действия: - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание). Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д. Коммуникативные действия - сотрудничать с взрослыми и сверстниками. | |
3.4 | Лепка по образцу деталей для макета сказки «Репка». | ||
5.4 | Лепка по образцу деталей для макета сказки «Репка». | ||
10.4 | Лепка по образцу деталей для макета сказки «Грибочек и ёжик». | ||
12.4 | Лепка по образцу деталей для макета сказки «Теремок». | ||
17.4 | Лепка по образцу деталей для макета сказки «Теремок». | ||
Работа с бумагой (аппликации) (2 ч) | |||
19.4 | Понятие о геометрическом и растительном орнаменте. Составление по образцу растительного орнамента в полосе. | Личностные действия ― понимания правил поведения в современном обществе. - умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; Регулятивные действия - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные действия: - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание). Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами Коммуникативные действия - сотрудничать с взрослыми и сверстниками. |
24.4 | Составление по образцу растительного орнамента в круге, квадрате. | ||
Работа с нитками (7 ч) | |||
26.4 | Упражнение по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Изготовление закладки для книг. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полосе тонкого картона. | Личностные действия ― понимания правил поведения в современном обществе. - привычка к организованности, порядку, аккуратности. Регулятивные действия - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные действия: - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, устное высказывание). Элементарные сведения онитках(откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: Коммуникативные действия - сотрудничать с взрослыми и сверстниками. | |
3.5 | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура фигур. | ||
8.5 | Вышивание по готовым проколам контуров овощей с последующим раскрашиванием. | ||
15.5 | Вышивание по готовым проколам контуров фруктов с последующим раскрашиванием. | ||
17.5 | Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и раскрашиванием. | ||
22.5 | Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и раскрашиванием. | ||
24.5 | Вышивание в два приёма разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. | ||
22