Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Рабочая программа внеурочной деятельности «Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по биологии» включает темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта












РАБОЧАЯПРОГРАММА

внеурочнойдеятельности

«Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»для9 классаосновногообщегообразования

на2023-2024учебныйгод

с.Прокудино,2023

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Повторение биологии врамкахподготовкикОГЭ»составленанаоснованииследующихдокументов:

  • Обязательныйминимумсодержанияосновногообщегообразованияпо биологии(приложениекПриказуМинистерстваобразованияРоссииот19.05.1998г №1236)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

(приказМинобразованияРоссии от 05.03.2004г №1089).

Внеурочная деятельность позволяет углубить и расширить знания обучающихся общихзакономерностей биологической науки и получить дополнительные знания, расширяющиекругозор,атакжеудовлетворитьпознавательныеинтересыобучающихсявразличных сферахчеловеческойдеятельности.Даетвозможностьучащимсязакрепитьполученныезнаниярешениембиологическихзадач,подавляющеебольшинствокоторых рекомендованы в сборниках ОГЭ для тренировки. Учащимся, проявляющих интерес кпредмету, помогает лучше понять предмет и в дальнейшем правильно выбратьпрофессию.

Данныйкурсрассчитанна34часа,срасчетом1часвнеделю.

ОсновнойцельюкурсаявляетсясозданиеусловийдляподготовкикОГЭпобиологии,развитиялогическогомышления,умениясамостоятельноприменятьипополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живыморганизмам.

Задачикурса:формированиеуменийинавыковкомплексногоосмыслениязнанийв биологии, помощь учащимся в подготовке к ГИА, удовлетворение интересов учащихся,увлекающихсяданнымпредметом.

Основнаяконцепциякурса:

  • Комплексныйподходприизученииживыхорганизмовнаразныхуровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать,что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющейобщиефундаментальныепризнаки и особенности;

  • Сравнительно-эволюционнаянаправленностькурса.Прирассмотрениивопросовстроенияклетки,тканейиоргановмногоклеточныхживотныхосновноевниманиеуделяетсяформированиюуучащихсяэволюционногомышленияприизученииживойприродывовсехеепроявлениях;

  • Использованиесамыхсовременныхмолекулярно-биологическихданныхостроенииифункционированииклеточныхитканевыхсистемживотных.Этоподразумеваетхорошеевладениеученикамиосновамиобщейбиологии,генетики,теорииэволюции,другихбиологическихнаук;

  • Экологическаянаправленностькурса.Важносформироватьтвердоеубеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутреннейприроды),включаявредныепривычки(наркотики,алкоголь,табак,стрессы,нарушенныйпсихоэмоциональныйфон),серьезносказываютсянасостоянииорганизма,затрагиваясамыеглубинные–молекулярно-генетические–основыдеятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и,порой,невозможно;

Практическиеисеминарскиезанятия.Этачастькурсапредполагает широкоеиспользованиеиллюстративногоматериала(схемы,фотографии,таблицы)непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а такжеизучениемикроскопическихпрепаратов тканей.

Основныетребованиякзнаниямиумениямучащихся

Учащиесядолжнызнать:

  • Устройствосветовогомикроскопа;

  • Особенностипрокариотическойиэукариотическойклеток;

  • Сходствоиразличиерастительнойиживотнойклеток;

  • Признакибиологическихобъектов:живыхорганизмов;

  • Сущность биологическихпроцессов;

  • Особенностиорганизма человека, его строения, жизнедеятельности,высшейнервной деятельностииповедения.

Учащиесядолжныуметь:

  • Объяснятьрольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучной картины мира,впрактическойдеятельностилюдей исамогоученика;

  • Объяснять родство,общность происхождения и эволюцию растенийиживотных;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определеннойсистематическойгруппе(классификация);

  • Проводитьсамостоятельныйпоискбиологическойинформации:находитьвлитературеотличительныепризнакиосновныхсистематическихгрупп;вбиологическихсловаряхисправочниках значениябиологическихтерминов;

  • Составлятькраткиерефератыидокладыпоинтересующимихтемамипредставлятьих.

  • Работатьсосветовыммикроскопомипрепаратами;

Ожидаемыерезультатыобучения

1.Расширениеиуглублениетеоретическойбазыучащихсяпобиологии.

2.НаучитьучащихсяправильноибыстрорешатьбиологическиезадачиизсборниковОГЭ

3.Развитьиусилитьинтерескпредмету.

Длядостиженияуказанныхрезультатовобучениявданномкурсеприменяютсялекционныезанятия,практическиезанятия,решениебиологическихзадач.

Контролирующиематериалы

  1. Тестирование

  2. Выполнениеизащитапрактическихработ.

Содержаниекурса

Тема1.Неклеточныеформыжизни.Вирусы.(1ч).

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.Практическая работа. Изучение строения животной клетки.Тема2.Прокариоты. Бактерии.(1ч).

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль вприроде, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии иборьбасними.

Практическаяработа.Изучениестроениябактериальнойклетки.

Тема3.ЦарствоГрибы.Лишайники.(2ч).

Общаяхарактеристика грибов.Строение.Питание,размножение,экология.

Строениелишайника.Симбиоз.Питание.Размножение.Рольвприродеихозяйстве.

Практическаяработа.Сравнениегрибовсрастениямииживотными.

Тема4.Основныеотделыцарстварастений.(4ч).

Общая характеристика водорослей. Высшие споровые. Мхи ипапоротникообразные.Семенныерастения.Голосеменные.

Покрытосеменные.

Тестоваяпроверочнаяработа.

Тема5.ЦарствоЖивотные.(6ч).

Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоскиечерви.ТипКруглые черви.Тип Кольчатые черви.ТипМоллюски. Тип Членистоногие.ТипХордовые.

Демонстрацияучебныхфильмов.

Тема6Организмчеловека.(3ч).

Организма человека. Тело человека как система - системы органов - органы - ткани -клетки.

Практическаяработа.Исследованиерефлекторныхреакцийчеловека.

Итого17часов Методическиерекомендации.

Программойпредусмотреноизучениетеоретическихвопросов,проведениепрактических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведениесеминаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точкизрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольныхработ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.Итогомпроведенияпрактических работявляютсяотчетысвыводами,рисунками.

Основнойакцентприизучениивопросовкурсанаправленнаактивнуюработуучеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала вформеученик–ученик,ученик–учитель.

Календарно-тематическоепланированиезанятийвнеурочнойдеятельностипобиологиив9классе

Темазанятия

Темы,рассматриваемыеназанятии

Требования

куровнюподготовкиучащихся

Количествочасов

I

1

Неклеточныеформыжизни.Вирусы.(2ч)

1.Вирусы,особенностиихстроенияижизнедеятельности.Вирусныезаболевания

Называтьзначениевирусовв природе и жизничеловека.

Распознаватьиописыватьстроениевирусов.

1

II

2

Прокариоты.Бактерии.

(3ч)

  1. Строениеижизнедеятельностьбактерий.

  2. Размножение,распространение,рольвприроде,медицине,сельскомхозяйствеипромышленности.

  3. Болезнетворныебактериииборьбасними.

Выделять особенностистроения бактерийразличных групп.

Объяснятьрольбактерий.

3

Практическаяработа.

Изучениестроения

бактериальнойклетки.

Выполнениепрактическойработы.Изучениестроениябактериальной клетки.

III

ЦарствоГрибы.Лишайники. (4 ч)

3

  1. Общаяхарактеристикагрибов.Строение.

  2. Питание,размножение,экология.

Называть значениеплесневыхгрибов вприродеижизничеловека.Распознавать и описыватьстроениеплесневых

грибов.

Сравниватьгрибысрастениямии

животными.

3

Практическаяработа.

3.Выполнениепрактическойработы.Сравнение

Сравнениегрибовсрастениямииживотными.

грибовсрастениямииживотными.

4

4.Строениелишайника.Симбиоз.Питание.Размножение.Рольвприродеихозяйстве.

Распознаватьиописыватьстроениелишайника.

Объяснятьвозможностьросталишайниковв

бесплодныхместах.

1

IV

Основныеотделыцарстварастений. (8 ч)

5

  1. Общаяхарактеристикаводорослей.

  2. Строениеижизнедеятельностьводорослей

Давать определениетерминунизшиерастения.Распознавать водорослиразличныхотделов.

Распознаватьиописыватьвнешнеестроение

водорослей.

2

6

  1. Высшие споровые.Мхи.

  2. Папоротникообразные.

Давать определениетерминувысшиерастения.Описыватьстроениемхов.

РаспознаватьрастенияотделаМоховидные.

Выявлять приспособлениярастенийвсвязисвыходомнасушу.

Объяснятьпроисхождениеназемныхрастенийнапримеремховизелёныхводорослей.

2

7

  1. Семенныерастения.Голосеменные.Строение

  2. Жизнедеятельностьголосеменных

Давать определениетерминуголосеменныерастения.

Распознаватьрастения

2

отделаГолосеменныерастения.

Описывать процессразмножение сосны.Распознаватьиописыватьстроение хвои и шишекнаиболее представителейголосеменных

Выделятьприспособленияголосеменныхрастенийдляжизнивусловияхдефицитавлаги.

8

  1. Покрытосеменные.Взаимосвязьорганов.

  2. Основныежизненныефункциирастительногоорганизмаиеговзаимосвязьсосредойобитания.

Даватьопределениетерминупокрытосеменныерастения.

Распознавать растенияотделаПокрытосеменныерастения.

Распознаватьиописыватьстроение цветковогорастения.

Сравниватьпозаданнымкритериям,используя

данныеинформационнойтаблицы:

  • покрытосеменные иголосеменныерастения;

  • однодольныеи

двудольныерастения.

2

Тестоваяпроверочнаяработа.

Выполнениетестовойпроверочнойработы.

V

ЦарствоЖивотные.(12ч)

9

  1. Классификацияживотных.Типпростейшие.

  2. ТипКишечнополостные.

Называтьсистематическиекатегории.

Отличатьклассификациюрастенийот

классификации животных.Объяснять значениеклассификации животных.Распознаватьпорисункам,микропрепаратами

описывать органоидыпростейших.Объяснятьспособ питания и

выделения,размножения.

Доказывать,чтоклетка

является самостоятельныморганизмом.

НазыватьпризнакитипаКишечнополостные.

Выделятьпричинно-

следственнуюсвязьмеждуобразом жизникишечнополостныхисимметриейтела.

Называтьобразжизнигидры.

Распознаватьстроениегидры. Перечислятьзначение различныхклеток.

2

10

3.ТипПлоскиечерви.ТипКруглыечерви.

Называтьфункциисистем

2

4.ТипКольчатыечерви.

внутреннихорганов.Узнаватьпорисункамитаблицамсистемыорганов.Распознаватьчервей.Доказыватьусложнениестроенияплоскихчервейпо сравнению скишечнополостными.

Называтьмерызащитыотпаразитических

червейВыявлятьприспособлениякпаразитизму.Объяснятьрольчервейвприродеивжизничеловека.

Сравнивать

свободноживущих ипаразитическихчервей.

11

  1. ТипМоллюски.Строениеижизнедеятельность

  2. Многообразиемоллюсковиихзначение

Распознаватьи описывать животныхтипамоллюски.Выделять особенности

строенияифункциймоллюсков.

Объяснять влияниемалоподвижногообразажизни на организациюмоллюсков.

Сравниватьстроение

моллюсковикольчатыхчервей.

2

12

  1. ТипЧленистоногие.Строениеижизнедеятельность

  2. Многообразиеизначениечленистоногих

РаспознаватьживотныхтипаЧленистоногие.

Распознаватьиописыватьвнешнеестроениеи

2

многообразиечленистоногих.Узнаватьпорисункам

системы внутреннихорганов.

Объяснятьрольчленистоногихвприродеивжизни человека.

Выявлятьприспособлениячленистоногихксредеобитания,образужизни.

13

  1. ТипХордовые.Общаяхарактеристика

  2. НадклассРыбы.КлассЗемноводные.

  3. КлассПресмыкающиеся и Птицы.

  4. КлассМлекопитающие

РаспознаватьживотныхтипаХордовые.

Узнаватьпорисункамсистемы внутреннихорганов.

Выделять особенностистроенияхордовых.Доказыватьусложнение

встроении.

4

VI

Человек(6ч)

14

  1. Уровни организации организмачеловека. Телочеловекакаксистема-системыорганов-органы-ткани -клетки.

  2. Взаимосвязь органов и систем органов - основацелостности организма

Знать: взаимосвязь органовисистеморгановкакосновацелостностиорганизма;

уровни организацииорганизма;

нервно-гуморальнаярегуляциядеятельностиорганизма.

2

15

  1. Строениетканейсогласновыполняемымфункциями.

  2. Нервно-гуморальнаярегуляциядеятельности

строениятканейсогласно

выполняемымфункциями;взаимосвязьорганови

4

организма.

системоргановкакосновацелостности организма;уровниорганизацииорганизма

Практическаяработа.Исследованиерефлекторныхреакцийчеловека.

  1. Практическаяработа.Исследованиерефлекторных реакцийчеловека.

  2. Подведениеитогов.ТестированиевформатеОГЭ

ИТОГО

34

Литературадляучителя:

  1. Г.И.Лернер.«Сборникзаданийпобиологии длясдачиОГЭ»-М,2023г.

  2. ДрагомиловА.Г.,МашР.Д.Биология:человек:учебникдляучащихся8классаобщеобразовательныхучреждений/подред.И.Н.Пономарёвой.– М.: Вентана – Граф,2016.

  3. И.Н. Пономарева,О.А.Корнилова,В.С. Кучменко.Биология:Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники:учебникдляучащихся6 классаобщеобразовательных учреждений/Подред. И.Н.Пономаревой._М.: Вентана–Граф,2016.

  4. КонстантиновВ.М.,БабенкоВ.Г.,КучменкоВ.С.Биология.Животные:учебникдляучащихся7классаобщеобразовательныхучреждений/ подред.И.Н.Пономарёвой.– М.: Вентана– Граф,2016 .

  5. ПетросоваР.А.Биология9класс.Тематическиетестовыезадания.–М.:Дрофа,2011.-(ГотовимсякГИА)

  6. РохловВ.С.практикумпоанатомииифизиологиичеловека.-М.:Издательскийцентр«Академия»,1999.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
0 ₽
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по биологии» включает темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
0 ₽