внеурочнойдеятельности
«Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»для9 классаосновногообщегообразования
на2023-2024учебныйгод
с.Прокудино,2023
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Повторение биологии врамкахподготовкикОГЭ»составленанаоснованииследующихдокументов:
Обязательныйминимумсодержанияосновногообщегообразованияпо биологии(приложениекПриказуМинистерстваобразованияРоссииот19.05.1998г №1236)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
(приказМинобразованияРоссии от 05.03.2004г №1089).
Внеурочная деятельность позволяет углубить и расширить знания обучающихся общихзакономерностей биологической науки и получить дополнительные знания, расширяющиекругозор,атакжеудовлетворитьпознавательныеинтересыобучающихсявразличных сферахчеловеческойдеятельности.Даетвозможностьучащимсязакрепитьполученныезнаниярешениембиологическихзадач,подавляющеебольшинствокоторых рекомендованы в сборниках ОГЭ для тренировки. Учащимся, проявляющих интерес кпредмету, помогает лучше понять предмет и в дальнейшем правильно выбратьпрофессию.
Данныйкурсрассчитанна34часа,срасчетом1часвнеделю.
ОсновнойцельюкурсаявляетсясозданиеусловийдляподготовкикОГЭпобиологии,развитиялогическогомышления,умениясамостоятельноприменятьипополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живыморганизмам.
Задачикурса:формированиеуменийинавыковкомплексногоосмыслениязнанийв биологии, помощь учащимся в подготовке к ГИА, удовлетворение интересов учащихся,увлекающихсяданнымпредметом.
Комплексныйподходприизученииживыхорганизмовнаразныхуровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать,что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющейобщиефундаментальныепризнаки и особенности;
Сравнительно-эволюционнаянаправленностькурса.Прирассмотрениивопросовстроенияклетки,тканейиоргановмногоклеточныхживотныхосновноевниманиеуделяетсяформированиюуучащихсяэволюционногомышленияприизученииживойприродывовсехеепроявлениях;
Использованиесамыхсовременныхмолекулярно-биологическихданныхостроенииифункционированииклеточныхитканевыхсистемживотных.Этоподразумеваетхорошеевладениеученикамиосновамиобщейбиологии,генетики,теорииэволюции,другихбиологическихнаук;
Экологическаянаправленностькурса.Важносформироватьтвердоеубеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутреннейприроды),включаявредныепривычки(наркотики,алкоголь,табак,стрессы,нарушенныйпсихоэмоциональныйфон),серьезносказываютсянасостоянииорганизма,затрагиваясамыеглубинные–молекулярно-генетические–основыдеятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и,порой,невозможно;
Практическиеисеминарскиезанятия.Этачастькурсапредполагает широкоеиспользованиеиллюстративногоматериала(схемы,фотографии,таблицы)непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а такжеизучениемикроскопическихпрепаратов тканей.
Основныетребованиякзнаниямиумениямучащихся
Устройствосветовогомикроскопа;
Особенностипрокариотическойиэукариотическойклеток;
Сходствоиразличиерастительнойиживотнойклеток;
Признакибиологическихобъектов:живыхорганизмов;
Сущность биологическихпроцессов;
Особенностиорганизма человека, его строения, жизнедеятельности,высшейнервной деятельностииповедения.
Объяснятьрольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучной картины мира,впрактическойдеятельностилюдей исамогоученика;
Объяснять родство,общность происхождения и эволюцию растенийиживотных;
Определять принадлежность биологических объектов к определеннойсистематическойгруппе(классификация);
Проводитьсамостоятельныйпоискбиологическойинформации:находитьвлитературеотличительныепризнакиосновныхсистематическихгрупп;вбиологическихсловаряхисправочниках значениябиологическихтерминов;
Составлятькраткиерефератыидокладыпоинтересующимихтемамипредставлятьих.
Работатьсосветовыммикроскопомипрепаратами;
1.Расширениеиуглублениетеоретическойбазыучащихсяпобиологии.
2.НаучитьучащихсяправильноибыстрорешатьбиологическиезадачиизсборниковОГЭ
3.Развитьиусилитьинтерескпредмету.
Длядостиженияуказанныхрезультатовобучениявданномкурсеприменяютсялекционныезанятия,практическиезанятия,решениебиологическихзадач.
Тестирование
Выполнениеизащитапрактическихработ.
Тема1.Неклеточныеформыжизни.Вирусы.(1ч).
Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.Практическая работа. Изучение строения животной клетки.Тема2.Прокариоты. Бактерии.(1ч).
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль вприроде, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии иборьбасними.
Практическаяработа.Изучениестроениябактериальнойклетки.
Тема3.ЦарствоГрибы.Лишайники.(2ч).
Общаяхарактеристика грибов.Строение.Питание,размножение,экология.
Строениелишайника.Симбиоз.Питание.Размножение.Рольвприродеихозяйстве.
Практическаяработа.Сравнениегрибовсрастениямииживотными.
Тема4.Основныеотделыцарстварастений.(4ч).
Общая характеристика водорослей. Высшие споровые. Мхи ипапоротникообразные.Семенныерастения.Голосеменные.
Покрытосеменные.
Тестоваяпроверочнаяработа.
Тема5.ЦарствоЖивотные.(6ч).
Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоскиечерви.ТипКруглые черви.Тип Кольчатые черви.ТипМоллюски. Тип Членистоногие.ТипХордовые.
Демонстрацияучебныхфильмов.
Тема6Организмчеловека.(3ч).
Организма человека. Тело человека как система - системы органов - органы - ткани -клетки.
Практическаяработа.Исследованиерефлекторныхреакцийчеловека.
Итого–17часов Методическиерекомендации.
Программойпредусмотреноизучениетеоретическихвопросов,проведениепрактических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведениесеминаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точкизрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольныхработ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.Итогомпроведенияпрактических работявляютсяотчетысвыводами,рисунками.
Основнойакцентприизучениивопросовкурсанаправленнаактивнуюработуучеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала вформеученик–ученик,ученик–учитель.
№ | № | Темазанятия | Темы,рассматриваемыеназанятии | Требования куровнюподготовкиучащихся | Количествочасов |
I | 1 | Неклеточныеформыжизни.Вирусы.(2ч) | 1.Вирусы,особенностиихстроенияижизнедеятельности.Вирусныезаболевания | Называтьзначениевирусовв природе и жизничеловека. Распознаватьиописыватьстроениевирусов. | 1 |
II | 2 | Прокариоты.Бактерии. (3ч) |
| Выделять особенностистроения бактерийразличных групп. Объяснятьрольбактерий. | 3 |
Практическаяработа. Изучениестроения бактериальнойклетки. | Выполнениепрактическойработы.Изучениестроениябактериальной клетки. | ||||
III | ЦарствоГрибы.Лишайники. (4 ч) | ||||
3 |
| Называть значениеплесневыхгрибов вприродеижизничеловека.Распознавать и описыватьстроениеплесневых грибов. Сравниватьгрибысрастениямии животными. | 3 | ||
Практическаяработа. | 3.Выполнениепрактическойработы.Сравнение |
Сравнениегрибовсрастениямииживотными. | грибовсрастениямииживотными. | ||||
4 | 4.Строениелишайника.Симбиоз.Питание.Размножение.Рольвприродеихозяйстве. | Распознаватьиописыватьстроениелишайника. Объяснятьвозможностьросталишайниковв бесплодныхместах. | 1 | ||
IV | Основныеотделыцарстварастений. (8 ч) | ||||
5 |
| Давать определениетерминунизшиерастения.Распознавать водорослиразличныхотделов. Распознаватьиописыватьвнешнеестроение водорослей. | 2 | ||
6 |
| Давать определениетерминувысшиерастения.Описыватьстроениемхов. РаспознаватьрастенияотделаМоховидные. Выявлять приспособлениярастенийвсвязисвыходомнасушу. Объяснятьпроисхождениеназемныхрастенийнапримеремховизелёныхводорослей. | 2 |
7 |
| Давать определениетерминуголосеменныерастения. Распознаватьрастения | 2 |
отделаГолосеменныерастения. Описывать процессразмножение сосны.Распознаватьиописыватьстроение хвои и шишекнаиболее представителейголосеменных Выделятьприспособленияголосеменныхрастенийдляжизнивусловияхдефицитавлаги. | |||||
8 |
| Даватьопределениетерминупокрытосеменныерастения. Распознавать растенияотделаПокрытосеменныерастения. Распознаватьиописыватьстроение цветковогорастения. Сравниватьпозаданнымкритериям,используя данныеинформационнойтаблицы:
двудольныерастения. | 2 | ||
Тестоваяпроверочнаяработа. | Выполнениетестовойпроверочнойработы. |
V | ЦарствоЖивотные.(12ч) | ||||
9 |
| Называтьсистематическиекатегории. Отличатьклассификациюрастенийот классификации животных.Объяснять значениеклассификации животных.Распознаватьпорисункам,микропрепаратами описывать органоидыпростейших.Объяснятьспособ питания и выделения,размножения. Доказывать,чтоклетка является самостоятельныморганизмом. НазыватьпризнакитипаКишечнополостные. Выделятьпричинно- следственнуюсвязьмеждуобразом жизникишечнополостныхисимметриейтела. Называтьобразжизнигидры. Распознаватьстроениегидры. Перечислятьзначение различныхклеток. | 2 | ||
10 | 3.ТипПлоскиечерви.ТипКруглыечерви. | Называтьфункциисистем | 2 |
4.ТипКольчатыечерви. | внутреннихорганов.Узнаватьпорисункамитаблицамсистемыорганов.Распознаватьчервей.Доказыватьусложнениестроенияплоскихчервейпо сравнению скишечнополостными. Называтьмерызащитыотпаразитических червейВыявлятьприспособлениякпаразитизму.Объяснятьрольчервейвприродеивжизничеловека. Сравнивать свободноживущих ипаразитическихчервей. | ||||
11 |
| Распознаватьи описывать животныхтипамоллюски.Выделять особенности строенияифункциймоллюсков. Объяснять влияниемалоподвижногообразажизни на организациюмоллюсков. Сравниватьстроение моллюсковикольчатыхчервей. | 2 | ||
12 |
| РаспознаватьживотныхтипаЧленистоногие. Распознаватьиописыватьвнешнеестроениеи | 2 |
многообразиечленистоногих.Узнаватьпорисункам системы внутреннихорганов. Объяснятьрольчленистоногихвприродеивжизни человека. Выявлятьприспособлениячленистоногихксредеобитания,образужизни. | |||||
13 |
| РаспознаватьживотныхтипаХордовые. Узнаватьпорисункамсистемы внутреннихорганов. Выделять особенностистроенияхордовых.Доказыватьусложнение встроении. | 4 |
VI | Человек(6ч) | ||||
14 |
| Знать: взаимосвязь органовисистеморгановкакосновацелостностиорганизма; уровни организацииорганизма; нервно-гуморальнаярегуляциядеятельностиорганизма. | 2 | ||
15 |
| строениятканейсогласно выполняемымфункциями;взаимосвязьорганови | 4 |
организма. | системоргановкакосновацелостности организма;уровниорганизацииорганизма | ||||
Практическаяработа.Исследованиерефлекторныхреакцийчеловека. |
| ||||
ИТОГО | 34 |
Литературадляучителя:
Г.И.Лернер.«Сборникзаданийпобиологии длясдачиОГЭ»-М,2023г.
ДрагомиловА.Г.,МашР.Д.Биология:человек:учебникдляучащихся8классаобщеобразовательныхучреждений/подред.И.Н.Пономарёвой.– М.: Вентана – Граф,2016.
И.Н. Пономарева,О.А.Корнилова,В.С. Кучменко.Биология:Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники:учебникдляучащихся6 классаобщеобразовательных учреждений/Подред. И.Н.Пономаревой._М.: Вентана–Граф,2016.
КонстантиновВ.М.,БабенкоВ.Г.,КучменкоВ.С.Биология.Животные:учебникдляучащихся7классаобщеобразовательныхучреждений/ подред.И.Н.Пономарёвой.– М.: Вентана– Граф,2016 .
ПетросоваР.А.Биология9класс.Тематическиетестовыезадания.–М.:Дрофа,2011.-(ГотовимсякГИА)
РохловВ.С.практикумпоанатомииифизиологиичеловека.-М.:Издательскийцентр«Академия»,1999.