Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Биология
  3. Рабочая программа внеурочной деятельности «Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»

Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по биологии» включает темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта












РАБОЧАЯПРОГРАММА

внеурочнойдеятельности

«Повторение биологии в рамках подготовки к ОГЭ»для9 классаосновногообщегообразования

на2023-2024учебныйгод

с.Прокудино,2023

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Повторение биологии врамкахподготовкикОГЭ»составленанаоснованииследующихдокументов:

  • Обязательныйминимумсодержанияосновногообщегообразованияпо биологии(приложениекПриказуМинистерстваобразованияРоссииот19.05.1998г №1236)

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

(приказМинобразованияРоссии от 05.03.2004г №1089).

Внеурочная деятельность позволяет углубить и расширить знания обучающихся общихзакономерностей биологической науки и получить дополнительные знания, расширяющиекругозор,атакжеудовлетворитьпознавательныеинтересыобучающихсявразличных сферахчеловеческойдеятельности.Даетвозможностьучащимсязакрепитьполученныезнаниярешениембиологическихзадач,подавляющеебольшинствокоторых рекомендованы в сборниках ОГЭ для тренировки. Учащимся, проявляющих интерес кпредмету, помогает лучше понять предмет и в дальнейшем правильно выбратьпрофессию.

Данныйкурсрассчитанна34часа,срасчетом1часвнеделю.

ОсновнойцельюкурсаявляетсясозданиеусловийдляподготовкикОГЭпобиологии,развитиялогическогомышления,умениясамостоятельноприменятьипополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живыморганизмам.

Задачикурса:формированиеуменийинавыковкомплексногоосмыслениязнанийв биологии, помощь учащимся в подготовке к ГИА, удовлетворение интересов учащихся,увлекающихсяданнымпредметом.

Основнаяконцепциякурса:

  • Комплексныйподходприизученииживыхорганизмовнаразныхуровнях организации (от молекулярного до системно-органного). Важно показать,что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющейобщиефундаментальныепризнаки и особенности;

  • Сравнительно-эволюционнаянаправленностькурса.Прирассмотрениивопросовстроенияклетки,тканейиоргановмногоклеточныхживотныхосновноевниманиеуделяетсяформированиюуучащихсяэволюционногомышленияприизученииживойприродывовсехеепроявлениях;

  • Использованиесамыхсовременныхмолекулярно-биологическихданныхостроенииифункционированииклеточныхитканевыхсистемживотных.Этоподразумеваетхорошеевладениеученикамиосновамиобщейбиологии,генетики,теорииэволюции,другихбиологическихнаук;

  • Экологическаянаправленностькурса.Важносформироватьтвердоеубеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутреннейприроды),включаявредныепривычки(наркотики,алкоголь,табак,стрессы,нарушенныйпсихоэмоциональныйфон),серьезносказываютсянасостоянииорганизма,затрагиваясамыеглубинные–молекулярно-генетические–основыдеятельности клеток – и что с подобного рода нарушениями бороться трудно и,порой,невозможно;

Практическиеисеминарскиезанятия.Этачастькурсапредполагает широкоеиспользованиеиллюстративногоматериала(схемы,фотографии,таблицы)непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а такжеизучениемикроскопическихпрепаратов тканей.

Основныетребованиякзнаниямиумениямучащихся

Учащиесядолжнызнать:

  • Устройствосветовогомикроскопа;

  • Особенностипрокариотическойиэукариотическойклеток;

  • Сходствоиразличиерастительнойиживотнойклеток;

  • Признакибиологическихобъектов:живыхорганизмов;

  • Сущность биологическихпроцессов;

  • Особенностиорганизма человека, его строения, жизнедеятельности,высшейнервной деятельностииповедения.

Учащиесядолжныуметь:

  • Объяснятьрольбиологиивформированиисовременнойестественнонаучной картины мира,впрактическойдеятельностилюдей исамогоученика;

  • Объяснять родство,общность происхождения и эволюцию растенийиживотных;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определеннойсистематическойгруппе(классификация);

  • Проводитьсамостоятельныйпоискбиологическойинформации:находитьвлитературеотличительныепризнакиосновныхсистематическихгрупп;вбиологическихсловаряхисправочниках значениябиологическихтерминов;

  • Составлятькраткиерефератыидокладыпоинтересующимихтемамипредставлятьих.

  • Работатьсосветовыммикроскопомипрепаратами;

Ожидаемыерезультатыобучения

1.Расширениеиуглублениетеоретическойбазыучащихсяпобиологии.

2.НаучитьучащихсяправильноибыстрорешатьбиологическиезадачиизсборниковОГЭ

3.Развитьиусилитьинтерескпредмету.

Длядостиженияуказанныхрезультатовобучениявданномкурсеприменяютсялекционныезанятия,практическиезанятия,решениебиологическихзадач.

Контролирующиематериалы

  1. Тестирование

  2. Выполнениеизащитапрактическихработ.

Содержаниекурса

Тема1.Неклеточныеформыжизни.Вирусы.(1ч).

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.Практическая работа. Изучение строения животной клетки.Тема2.Прокариоты. Бактерии.(1ч).

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение, распространение, роль вприроде, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии иборьбасними.

Практическаяработа.Изучениестроениябактериальнойклетки.

Тема3.ЦарствоГрибы.Лишайники.(2ч).

Общаяхарактеристика грибов.Строение.Питание,размножение,экология.

Строениелишайника.Симбиоз.Питание.Размножение.Рольвприродеихозяйстве.

Практическаяработа.Сравнениегрибовсрастениямииживотными.

Тема4.Основныеотделыцарстварастений.(4ч).

Общая характеристика водорослей. Высшие споровые. Мхи ипапоротникообразные.Семенныерастения.Голосеменные.

Покрытосеменные.

Тестоваяпроверочнаяработа.

Тема5.ЦарствоЖивотные.(6ч).

Классификация животных. Тип простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоскиечерви.ТипКруглые черви.Тип Кольчатые черви.ТипМоллюски. Тип Членистоногие.ТипХордовые.

Демонстрацияучебныхфильмов.

Тема6Организмчеловека.(3ч).

Организма человека. Тело человека как система - системы органов - органы - ткани -клетки.

Практическаяработа.Исследованиерефлекторныхреакцийчеловека.

Итого17часов Методическиерекомендации.

Программойпредусмотреноизучениетеоретическихвопросов,проведениепрактических и лабораторных работ, решение задач, проблемных вопросов, проведениесеминаров. Возможно, возникновение дискуссий, где будут обсуждены различные точкизрения по изучаемым вопросам. Знания проверяются с помощью тестовых контрольныхработ. При изучении отдельных тем, учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы.Итогомпроведенияпрактических работявляютсяотчетысвыводами,рисунками.

Основнойакцентприизучениивопросовкурсанаправленнаактивнуюработуучеников в классе в форме диалога учитель – ученик, активного обсуждения материала вформеученик–ученик,ученик–учитель.

Календарно-тематическоепланированиезанятийвнеурочнойдеятельностипобиологиив9классе

Темазанятия

Темы,рассматриваемыеназанятии

Требования

куровнюподготовкиучащихся

Количествочасов

I

1

Неклеточныеформыжизни.Вирусы.(2ч)

1.Вирусы,особенностиихстроенияижизнедеятельности.Вирусныезаболевания

Называтьзначениевирусовв природе и жизничеловека.

Распознаватьиописыватьстроениевирусов.

1

II

2

Прокариоты.Бактерии.

(3ч)

  1. Строениеижизнедеятельностьбактерий.

  2. Размножение,распространение,рольвприроде,медицине,сельскомхозяйствеипромышленности.

  3. Болезнетворныебактериииборьбасними.

Выделять особенностистроения бактерийразличных групп.

Объяснятьрольбактерий.

3

Практическаяработа.

Изучениестроения

бактериальнойклетки.

Выполнениепрактическойработы.Изучениестроениябактериальной клетки.

III

ЦарствоГрибы.Лишайники. (4 ч)

3

  1. Общаяхарактеристикагрибов.Строение.

  2. Питание,размножение,экология.

Называть значениеплесневыхгрибов вприродеижизничеловека.Распознавать и описыватьстроениеплесневых

грибов.

Сравниватьгрибысрастениямии

животными.

3

Практическаяработа.

3.Выполнениепрактическойработы.Сравнение

Сравнениегрибовсрастениямииживотными.

грибовсрастениямииживотными.

4

4.Строениелишайника.Симбиоз.Питание.Размножение.Рольвприродеихозяйстве.

Распознаватьиописыватьстроениелишайника.

Объяснятьвозможностьросталишайниковв

бесплодныхместах.

1

IV

Основныеотделыцарстварастений. (8 ч)

5

  1. Общаяхарактеристикаводорослей.

  2. Строениеижизнедеятельностьводорослей

Давать определениетерминунизшиерастения.Распознавать водорослиразличныхотделов.

Распознаватьиописыватьвнешнеестроение

водорослей.

2

6

  1. Высшие споровые.Мхи.

  2. Папоротникообразные.

Давать определениетерминувысшиерастения.Описыватьстроениемхов.

РаспознаватьрастенияотделаМоховидные.

Выявлять приспособлениярастенийвсвязисвыходомнасушу.

Объяснятьпроисхождениеназемныхрастенийнапримеремховизелёныхводорослей.

2

7

  1. Семенныерастения.Голосеменные.Строение

  2. Жизнедеятельностьголосеменных

Давать определениетерминуголосеменныерастения.

Распознаватьрастения

2

отделаГолосеменныерастения.

Описывать процессразмножение сосны.Распознаватьиописыватьстроение хвои и шишекнаиболее представителейголосеменных

Выделятьприспособленияголосеменныхрастенийдляжизнивусловияхдефицитавлаги.

8

  1. Покрытосеменные.Взаимосвязьорганов.

  2. Основныежизненныефункциирастительногоорганизмаиеговзаимосвязьсосредойобитания.

Даватьопределениетерминупокрытосеменныерастения.

Распознавать растенияотделаПокрытосеменныерастения.

Распознаватьиописыватьстроение цветковогорастения.

Сравниватьпозаданнымкритериям,используя

данныеинформационнойтаблицы:

  • покрытосеменные иголосеменныерастения;

  • однодольныеи

двудольныерастения.

2

Тестоваяпроверочнаяработа.

Выполнениетестовойпроверочнойработы.

V

ЦарствоЖивотные.(12ч)

9

  1. Классификацияживотных.Типпростейшие.

  2. ТипКишечнополостные.

Называтьсистематическиекатегории.

Отличатьклассификациюрастенийот

классификации животных.Объяснять значениеклассификации животных.Распознаватьпорисункам,микропрепаратами

описывать органоидыпростейших.Объяснятьспособ питания и

выделения,размножения.

Доказывать,чтоклетка

является самостоятельныморганизмом.

НазыватьпризнакитипаКишечнополостные.

Выделятьпричинно-

следственнуюсвязьмеждуобразом жизникишечнополостныхисимметриейтела.

Называтьобразжизнигидры.

Распознаватьстроениегидры. Перечислятьзначение различныхклеток.

2

10

3.ТипПлоскиечерви.ТипКруглыечерви.

Называтьфункциисистем

2

4.ТипКольчатыечерви.

внутреннихорганов.Узнаватьпорисункамитаблицамсистемыорганов.Распознаватьчервей.Доказыватьусложнениестроенияплоскихчервейпо сравнению скишечнополостными.

Называтьмерызащитыотпаразитических

червейВыявлятьприспособлениякпаразитизму.Объяснятьрольчервейвприродеивжизничеловека.

Сравнивать

свободноживущих ипаразитическихчервей.

11

  1. ТипМоллюски.Строениеижизнедеятельность

  2. Многообразиемоллюсковиихзначение

Распознаватьи описывать животныхтипамоллюски.Выделять особенности

строенияифункциймоллюсков.

Объяснять влияниемалоподвижногообразажизни на организациюмоллюсков.

Сравниватьстроение

моллюсковикольчатыхчервей.

2

12

  1. ТипЧленистоногие.Строениеижизнедеятельность

  2. Многообразиеизначениечленистоногих

РаспознаватьживотныхтипаЧленистоногие.

Распознаватьиописыватьвнешнеестроениеи

2

многообразиечленистоногих.Узнаватьпорисункам

системы внутреннихорганов.

Объяснятьрольчленистоногихвприродеивжизни человека.

Выявлятьприспособлениячленистоногихксредеобитания,образужизни.

13

  1. ТипХордовые.Общаяхарактеристика

  2. НадклассРыбы.КлассЗемноводные.

  3. КлассПресмыкающиеся и Птицы.

  4. КлассМлекопитающие

РаспознаватьживотныхтипаХордовые.

Узнаватьпорисункамсистемы внутреннихорганов.

Выделять особенностистроенияхордовых.Доказыватьусложнение

встроении.

4

VI

Человек(6ч)

14

  1. Уровни организации организмачеловека. Телочеловекакаксистема-системыорганов-органы-ткани -клетки.

  2. Взаимосвязь органов и систем органов - основацелостности организма

Знать: взаимосвязь органовисистеморгановкакосновацелостностиорганизма;

уровни организацииорганизма;

нервно-гуморальнаярегуляциядеятельностиорганизма.

2

15

  1. Строениетканейсогласновыполняемымфункциями.

  2. Нервно-гуморальнаярегуляциядеятельности

строениятканейсогласно

выполняемымфункциями;взаимосвязьорганови

4

организма.

системоргановкакосновацелостности организма;уровниорганизацииорганизма

Практическаяработа.Исследованиерефлекторныхреакцийчеловека.

  1. Практическаяработа.Исследованиерефлекторных реакцийчеловека.

  2. Подведениеитогов.ТестированиевформатеОГЭ

ИТОГО

34

Литературадляучителя:

  1. Г.И.Лернер.«Сборникзаданийпобиологии длясдачиОГЭ»-М,2023г.

  2. ДрагомиловА.Г.,МашР.Д.Биология:человек:учебникдляучащихся8классаобщеобразовательныхучреждений/подред.И.Н.Пономарёвой.– М.: Вентана – Граф,2016.

  3. И.Н. Пономарева,О.А.Корнилова,В.С. Кучменко.Биология:Растения. Бактерии.Грибы. Лишайники:учебникдляучащихся6 классаобщеобразовательных учреждений/Подред. И.Н.Пономаревой._М.: Вентана–Граф,2016.

  4. КонстантиновВ.М.,БабенкоВ.Г.,КучменкоВ.С.Биология.Животные:учебникдляучащихся7классаобщеобразовательныхучреждений/ подред.И.Н.Пономарёвой.– М.: Вентана– Граф,2016 .

  5. ПетросоваР.А.Биология9класс.Тематическиетестовыезадания.–М.:Дрофа,2011.-(ГотовимсякГИА)

  6. РохловВ.С.практикумпоанатомииифизиологиичеловека.-М.:Издательскийцентр«Академия»,1999.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
0 ₽
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по биологии» включает темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
0 ₽