МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕНАКИЕВО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 25 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей общественно – научных предметов, технологии, искусства ________________________ протокол от 25.08. 2023 № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ О.Н.Босенко 25.08.2023 | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Е.А.Колчева 25.08.2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
предметной области «Искусство» (Музыка)
«Хоровое пение»
для обучающихся 4, 5 классов
Составитель:
Чичиль Т. А., учитель музыки
ЕНАКИЕВО 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ19
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА24
Программа составлена на основе «Требований к результатамосвоения основной образовательной программы», представленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартеначального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализацииобучающихся,представленнойвПримернойпрограммевоспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обученияивоспитания,развитияобучающихсяиусловий,необходимыхдлядостиженияличностных,метапредметныхипредметныхрезультатовприосвоениипредметнойобласти
Программа «Хоровое пение» предназначена для организациивнеурочнойдеятельностиобучающихся. Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 ч 1раз в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.
При организации внеурочных занятий хоровым пением возможныразличныеорганизационныемодели,учитывающиеспецифический комплекс условий и возможностей конкретногообразовательногоучреждения,интересыипотребностиучастниковобразовательныхотношений.
Даннаямодельпредполагает,чтовединомколлективезанимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки.Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируютсязасчётрепертуара,грамотногоразделенияхористовна партии, использования потенциала творческого наставничествастаршихобучающихсянадмладшимитоварищами.
Количество участников одного хорового коллектива можетсоставлять от 15 до 60 человек. При наличии большего количества желающих целесообразно распределить обучающихсяна группы, сохранив возможность проведения сводных репетицийпередвыступлениями.
Поформепроведениязанятияподразделяютсяначетыретипа:
индивидуальноеи/илимелкогрупповоепрослушивание/занятие:
принаборевхор;
припереходеизодногокласса/уровнявдругой;
дляпериодическойоценкииндивидуальноготемпаразвитиявокально-хоровыхнавыковобучающихся;
дляработыснеточноинтонирующимиобучающимися(«гудошниками»);
дляработыссолистами,одарённымиобучающимися;
комбинированноезанятие — групповая (по партиям)иколлективнаявокально-хороваяработа;
своднаярепетиция;
концертноевыступление.
Цели и задачи программы «Хоровое пение» определяются врамках обобщённых целей и задач ФГОС, Примерных программ по музыке, являются их логическимпродолжением.
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части ихдуховной культуры через коллективную исполнительскую деятельность—пениевхоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусствавчастности:
становление системы ценностей обучающихся в единствеэмоциональнойипознавательнойсферы;
осознание значения музыкального искусства как универсальногоязыкаобщения,интонационно-художественногоотражениямногообразияжизни;
реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства,внутреннеймотивациикмузицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления,аименно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям че-резопытсобственногопереживаниямузыкальныхобразов,развитиеисовершенствованиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевискусствеивжизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальныхмузыкальныхспособностейобучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразногоопытавосприятиямузыкальныхпроизведений;
—воспитаниеуваженияккультурному,музыкальномунаследию России; практическое освоение интонационно-образногосодержанияпроизведенийотечественноймузыкальнойкультуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интересакмузыкальнойкультуредругихстранинародов;
—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкальногоязыка,направления,стилиит. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности кобщему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формированиепозитивноговзгляданаокружающиймир;
—улучшение физического и психического самочувствия,укреплениездоровьяобучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурнойсреды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района,города,республики,страны.
Основнымсодержаниемобученияивоспитанияпопрограмме «Хоровоепение»являетсяопытпроживанияспецифическогокомплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений(постижениемирачерезпереживание,самовыражениечерезтворчество,духовно-нравственноестановление,воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опытсотворчестваисопереживания).Непосредственнаяпевческаядеятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредствомпроживания-впеваниякаждойинтонации».
Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка». Преемственность тематических линий между начальным и основным образованиемможетбытьпредставленаследующимобразом:
МОДУЛИ |
«Музыкальнаяграмота» |
«Музыкавжизничеловека» |
«НароднаямузыкаРоссии» |
«Музыканародовмира» |
«Духовнаямузыка» |
«Классическаямузыка» |
«Современная музыкальнаякультура» |
«Музыкатеатраикино» |
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структурыпрограммыпопредмету«Музыка»,позволяетразвиватьеётематическиелинииивпрограммевнеурочнойдеятельности «Хоровое пение». Такой подход позволит учителю наиболееэффективно использовать учебное время, учитывая возможности и потребности обучающихся, условия организации различных видов деятельности, формы и методы освоения содержания,совершенствованияважнейшихпредметныхуменийинавыков.
Тематический модуль | Содержание | Видыдеятельностиобучающихся |
Музыкальная грамота | Нотыпевческогодиапазона,длительностиипаузы,основныемузыкальныеразмеры,штрихи,динамика,дополнительныеобозначениявнотах(реприза,вольта,ферматаидр.). Знакиальтерации.Лад,тональность,тоника.Интонация,мотив,фраза.Одноголосие,многоголосие.Мелодия, аккомпанемент.Интервалы,аккорды.Музыкальная форма (двухчастная,трёхчастная,куплетная,рондо). | Сольмизация,хоровоесольфеджио: проговаривание, пропевание по нотампопевок, мелодий изучаемых произведений.Анализмелодического и ритмическогорисункапесни(направлениедвижения,поступенноедвижение,скачки, повторы, остановкикульминации). Пениесручнымизнаками,тактированием. Интонационно-слуховыеупражненияс применением наглядныхмоделей (рука — нотныйстан,столбицаидр.). Составлениеисполнительскогопланапеснисопоройнанотныйтекст |
Жанрымузыкальногоискусства | Основныечертыжанра,характер,музыкально-выразительныесредства, отражённое вжанрежизненноесодержание. Простейшиежанры:песня,танец,марш.Жанровые сферы: песенность,танцевальность,маршевость. ЖанрыкамернойвокальноймузыкиXIX—XX вв. (романс,вокализ, ноктюрн, серенада,баркаролаидр.). Циклические формыижанры(циклвокальныхминиатюр,сюита,кантата) | Разучивание,анализ,исполнение,музыкальныхпроизведенийсярковыраженнойжанровойосновой. Слушание,сравнение,критическая оценкараз-личныхинтерпретацийизучаемыхпроизведений. Навыборилифакультативно: Посещениеконцертов,фестивалей,просмотртелевизионныхиинтернет-трансляций.Составление письменного отзыва,рецензиинаконцерт |
Музыкавжизничеловека | Стремлениечеловекаккрасоте.Хор—музыкальноеединстволюдей.Особоепереживание—слияниеголосоввпении. Музыкальный образ,настроения, мысли ичувства,которыепередаётмузыка. Образыприроды,людей,событий(музыкальныепейзажи,портретыит.п.).Песни, посвящённыеРодине, семье, образамдетства,дружбе,войне,праздникам идр. | Выстраиваниехоровогоунисона,поисккрасивоготембразвучанияхора. Разучивание,исполнениепесен,вкоторыхраскрываетсявнутренниймирчеловека,чувстваижизньребёнка,образыблизкихлюдей. Работанадпеснямиихорами,воспевающимикрасотуроднойприроды,подвигигероев,любовькРодине,другиетемы,созвучные базовым национальнымценностям. Публичные выступления напраздниках,фестивалях,акциях,посвящённыхпамятным датам и традиционнымпраздникам. Навыборилифакультативно: Организацияэстетическогодосугасвоихдрузей,членовсвоейсемьи |
Музыкамоегокрая | Традиционныйпесенныйфольклормалойродины—обработкинародныхмелодийдлядетскогохора. Гимны,песни-символыродногокрая,своейшколы,республики. Вокальныепроизведениякомпозиторов-земляков | Разучивание,исполнениеобработокнародныхпесенипесенсовременныхкомпозиторовсвоегокрая. На выбор или факультативно: Творческиевстречискомпозиторами-земляками. Участиеврегиональныхсмотрах-конкурсах. Творческие проекты, посвящённыемузыкальнойкульту-реродногокрая |
МузыканародовРоссии | РусскиенародныепесниипеснидругихнародовРоссиивобработкахдлядетскогохора | Разучивание,исполнениеобработокнародныхпесен.Сочинение мелодических,ритмическихподголосковиаккомпанементовкним. Созданиесценическихтеатрализованныхкомпозицийнаосноверазличныхфольклорныхжанров. Участиевобщешкольномфестивале,посвящённоммузыкеразныхнародов,смотрах-конкурсахобластного,межрегиональногоуровня |
Музыканародовмира | Песнинародовмиравобработкахдлядетскогохора | |
Духовнаямузыка1 | Образцылитургическоймузыки русскихизарубежныхкомпозиторов-классиков,сочинениясовременныхкомпозиторовнаканонические тексты—песниихорыдуховногосодержания | Разучивание,исполнениевокальныхпроизведенийдуховноймузыки. Выступлениеспрограммойдуховноймузыкинаконцертепередпубликой. Навыборилифакультативно: Подготовка сценариявыступления,краткихпояснительныхтекстовобисполняемыхпроизведениях. |
Классическаямузыка | Светскаямузыкарусскихизарубежныхкомпозиторов-классиковвобработкахдлядетскогохора. ПроизведенияИ.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна,Дж.Каччини,Дж.Перголези, В.А.Моцарта,Л.ванБетховена,Р.Шумана,Ф. Шуберта, Э.Грига,А.Дворжака, М.Глинки,П.Чайков-ского,А.Бородина, Н.Римского-Корсакова,А.Аренского, С.Рахманинова, Ц. Кюи, А. Гречанинова,В.Калинникова, Р.Глиэра | Разучивание,исполнениевокальныхсочинений,переложений для детскогохораинструментальныхкамерных и симфоническихпроизведений композиторов-классиков.Интонационныйанализ. Навыборилифакультативно: Подготовка просветительскогоконцерта,составлениепрограммывыступления,созданиекраткихпоясни-тельных текстов об исполняемыхпроизведениях |
Современнаямузыкальнаякультура | Вокальныепроизведениядлядетейсовременныхкомпозиторов,втомчислепесни,написанныесовременныммузыкальнымязыком,вджазовомстилеит.д. СочинениякомпозиторовС.Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского,А.Зарубы, В.Кикты,Е.Крылатова, З. Левиной,Ж.Металлиди, Р.Паулса,А.Пахму-товой,Е.Подгайца,М.Ройтерштейна, М.Славкина, | Разучивание,исполнениепроизведенийсовременныхкомпозиторов. Сочинение мелодических,ритмическихподголосковиаккомпанементовкним. Инструментальноесопровождение (наударныхишумовыхинструментах,спомощьюзвучащихжестов)вокальногоисполненияпесен. Созданиесценическихтеатрализованныхкомпозицийнаосновеисполняемыхпроизведений. Навыборилифакультативно: |
С.Соснина,Г.Струве,Я.Френкеля, Ю.Чичкова, И.Шварца,Р.Щедрина | Поискинформацииосовременныхкомпозиторах—авторахпесен,подготовкаконцерта,созданиекраткихпоясни-тельныхтекстовобисполняемыхпроизведениях | |
Музыкатеатраикино,связьмузыкисдругимивидамиискусств | Песни и хоры из киноимультфильмов,фрагменты из мюзиклов,опер,театральныхпостановок. СочинениякомпозиторовЦ.Кюи, М. Коваля, М. Красева,Э.Л.Уэббера, Ф.Лоу,Р.Роджерса,Дж.Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевскго, М.Дунаевского,А.Журбина, А.Семёнова,Ю.Галахова,Б.Чайковского, Г.Гладкова,С.Плешака,идр. | Разучивание,исполнениехоровых номеров из опер имюзиклов,обработокизвестныхмелодийтеатраикинодлядетскогохора. Инструментальное сопровождение(наударныхишумовых инструментах,спомощьюзвучащих жестов)вокальногоисполненияпесен. Созданиесценическихтеатрализованныхкомпозицийнаосновеисполняемыхпроизведений. Навыборилифакультативно: Творческийпроект:озвучиваниефрагментафильма(мультфильма). |
Большинствозанятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельностивсегоколлектива.Каждоезанятиевключаетвсебя:
Работунадпевческойустановкой,правильнымдыханием,дикцией,артикуляцией.
Упражнения для развития интонационного и ритмическогослуха.
Вокальныеупражнениянаразвитие,совершенствованиепевческихнавыков:интонационнойточности,подвижностиголоса,расширенияегодиапазона.
Разучиваниеновыхпроизведений.
Повторение и творческая интерпретация произведений,выученныхранее.
Подготовка концертной программы для выступлений хоровогоколлектива.
Освоениетематическихмодулейреализуетсяпреждевсегочерез разучивание песен и хоров соответствующего содержания.Очерёдностьосвоениямодулей,принципихкомпоновкивкалендарно-тематическомплане—свободные.
Примерныйрепертуарныйсписок,переченьмузыкальныхпроизведений, описание упражнений и распеваний с распределениемпогодамобученияприведённиже.
ПРИМЕРНЫЙРЕПЕРТУАР
2-йгодобучения:
Упражнения,распевания
Упражнениянавыработкупевческойустановки.Дыхательныеиартикуляционныеупражнения,скороговорки.
Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящеммелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в том числе фрагменты звукоряда,движениямелодиипозвукаммажорноготрезвучия),попевкинаосновеинтерваловтерция,кварта,квинта.
Вокальныеупражнениянавыстраиваниеунисонанаслоги «лё», «мо», «ма», «му». Вокальные упражненияa capella дляразвития слуха и голоса. Слуховые игры на развитие начальныхэлементовгармоническогослуха(интервалы,аккорды).
Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонацииизразучиваемыхпесенпопринципусеквенцийивразныхтональностях.
Простейшиепримерыканонов(вприму).
Русскиенародныепесни
КакнатоненькийледокАй,нагоредуб,дубХодиламладёшенька
Вдольпоулицемолодчик идётКакунашихуворот
Нагоре-токалинаПошламладазаводойТы,живи,Россия!
МузыканародовРоссии,другихнародовмира
Дедушка.Башкирскаянароднаяпесня.РусскийтекстВ.Татаринова.
Жаворонок.Якутскаянароднаяпесня,русскийтекстА.Абазинского.
Зарекойзакатгорит.Хакасскаянароднаяпесня.
НашМороз.Эвенкийскаянароднаяпесня.
Вышлаполянканакрайгоры.Осетинскаянароднаяпес-ня-танец.РусскийтекстА.Снеткова.
Детскаяпесенка.МузыкаА.Чыргалоола,словаВ.Малкова.
Гусли.Марийскаянароднаяпесня.
Ты куда, дружок, ходил? Удмуртскаянароднаяпесня.ОбработкаД.Блока,переводД.Поздеева.
Журавель.Украинскаянароднаяпесня.
Ай-яжу-жу.Латышскаянароднаяпесня.
Наконе-скакуне.Киргизскаянародная песня. Русский текстЯ.Сатуновского.
Околоозера.Киргизскаянароднаяпесня.СловаК.Маликова,русскийтекстВ.Винникова.
Сапожник.Чешскаянароднаяпесня,русскийтекстЛ.Дымовой.
Гусята.Немецкаянароднаяпесня,обработкаТ.Попатенко,русскийтекстА.Кузнецовой.
Перепёлочка.Белорусскаянароднаяпесня.Савка и Гришка. Белорусскаянароднаяпесня.Птичийужин.Литовскаянароднаяпесня.
Споймнетакуюпесню.Венгерскаянароднаяпесня,русскийтекстЭ.Александровой.
Русскаяизарубежнаяклассика
Зарекоюстарыйдом.МузыкаИ.С.Баха,русскийтекстД.Тонского.
Волшебныйцветок.МузыкаЛ.Бетховена,словаЮ.Бюргера,переводснемецкогоА.Ефременкова.
Песняизоперы«ВаняиМаша».МузыкаЭ.Гумпердинка,русскийтекстМ.Андреевой.
Спокойнойночи.МузыкаГ.Наумликат,русскийтекстМ.Андреевой.
Осень.МузыкаП.Чайковского,словаА.Плещеева.Котикикозлик.МузыкаЦ.Кюи,словаВ.Жуковского.Весенняяпесенка.МузыкаЦ.Кюи,словаИ.Белоусова.
Птичкалетает.МузыкаА.Аренского,словаВ.Жуковского.
Расскажимотылёк.МузыкаА.Аренского,словаЛ.Моздалевского.
Сорока.Петушок(Перваятетрадь,соч.14).МузыкаА.Лядова,слованародные.
Киска.МузыкаВ.Калинникова,слованеизвестногоавтора.
Мишка.МузыкаВ.Калинникова,слованародные.
Песнисовременныхкомпозиторов
Родинамоя.МузыкаА.Абрамова,словаИ.Мазнина.
Нашастрана—красавица.МузыкаТ.Чудовой,словаВ.Шифриной.
Нашкрай.МузыкаД.Кабалевского,словаА.Пришельца.
Здравствуй,Родинамоя!МузыкаЮ.Чичкова,словаК.Ибряева.
Дружатдетивсейземли.МузыкаД.Львова-Компанейца,словаВ.Викторова.
Осень.МузыкаВ.Алексеева,словаМ.Филатовой.Журавушка.МузыкаЕ.Зарицкой,словаА.Вольского.Соннаяпесенка.МузыкаР.Паулса,словаИ.Ласманиса,переводО.Петерсон.
Домикнад речкой.МузыкаС. Старобинского,словаИ.Газдага,переводВ.Мазнина.
Золотистыекупавки.МузыкаО.Петровой,словакоми-пермяцкойнароднойпесенки.
Велосипед.МузыкаМ.Раухвегера,словаЛ.Куликовой.
Тигрвышелпогулять.МузыкаВ.Жубинской,словаЭ.Успенского.
Тишина.МузыкаЕ.Адлера,словаЕ.Руженцева.
Гном.МузыкаЖ.Металлиди,словаИ.Токмаковой.
Начинаемперепляс.МузыкаС.Соснина,словаП.Синявского.
Тимоти-Тим.МузыкаЗ.Левиной,словаА.Милна,переводВ.Познера.
Солнечныйзайчик.МузыкаВ.Голикова,словаГ.Лагздынь.
Добрыйдень.МузыкаЯ.Дубравина,словаВ.Суслова.
Осень.МузыкаЮ.Чичкова,словаИ.Мазнина.
Капельки.МузыкаВ.Павленко,словаЭ.Богдановой.Пёстрыйколпачок.МузыкаГ.Струве,словаН.Соловьёвой.Пешкомшагалимышки.МузыкаВ.Калистратова,слова
В.Приходько.
Песенка-небылица.МузыкаМ.Ройтерштейна,словаО.Высотской.
Верблюд-путешественник.Зайчишка,волчонокителеграмма.МузыкаМ.Ройтерштейна,словаИ.Бурсова.
Колыбельнаямедведицы(измультфильма«Умка»).МузыкаЕ.Крылатова,словаЮ.Яковлева.
Песенкаосолнышке(измультфильма«Солнышконанит-ке»).МузыкаЕ.Ботярова,словаЛ.Зубковой.
Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатовна практике выступает как органичная нерасторжимая целостность.Личностныеиметапредметные,впервуюочередькоммуникативныерезультаты,имеютглубокоеисодержательноепредметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений,личностныхоценок,личностноготворчества.Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем—высшаяцельхоровогомузицирования».
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентаций,втомчислевчасти:
осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполи-культурном и многоконфессиональном обществе; знание ГимнаРоссииитрадицийегоисполнения,уважениемузыкальныхсимволовреспубликРоссийскойФедерацииидругихстранмира; проявление интереса к освоению музыкальных традицийсвоего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,своегокрая.
готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважениеправ, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произ-веденияхмировой музыкальной классики, готовность поступатьвсвоейжизнивсоответствиисэталонаминравственногосамоопределения,отражённымивних;активноеучастиевмузыкально-культурнойжизнисемьи,образовательнойорганизации,местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качествеучастниковтворческихконкурсовифестивалей,концертов,культурно-просветительскихакций,праздничныхмероприятий.
ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственного выбора; готовность воспринимать музыкальноеискусство с учётом моральных и духовных ценностей этическо-гоирелигиозногоконтекста,социально-историческихособенно-стей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессенепосредственной музыкальной деятельности, при подготовкеконцертов,фестивалей,конкурсов.
восприимчивость к различным видам искусства, стремлениевидеть прекрасное в окружающей действительности, готовностьприслушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкальногоискусства как средства коммуникации и самовыражения; пони-мание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства.
ориентация на современную систему научных представленийобосновныхзакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприродной,социальной,культурной средой; овладение музыкальным языком, навыка-ми познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельностиназвуковомматериалесамоймузыки,атакженаматериаледоступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различныхявленияхмузыкальногоискусства,использование специальнойтерминологии.
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненныйопытиопытвосприятияпроизведенийискусства;соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе впроцессемузыкально-исполнительской,творческой,исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированностьнавыковрефлексии,признаниесвоегоправа наошибкуитакогожеправадругогочеловека.
установка на посильное активное участие в практической деятельности;трудолюбиевучёбе,настойчивостьвдостижениипоставленныхцелей;интерескпрактическомуизучениюпрофессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатамтрудовойдеятельности.
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;участиевэкологическихпроектахчерезразличныефор-мымузыкальноготворчества.
освоение социального опыта, основных социальных ролей,норм и правил общественного поведения, форм социальнойжизни, включая семью, группы, сформированные в учебнойисследовательской и творческой деятельности, а также в рамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздругойкультур-ной среды; стремление перенимать опыт, учиться у другихлюдей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различныминавыками в сфере музыкального и других видов искусства;смелостьприсоприкосновениисновымэмоциональнымопытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решатьнестандартныезадачи,предвидетьходсобытий,обращатьвнимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовуюситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,опираясьнажизненныйинтонационныйиэмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональнымиресурсамивстрессовойситуации,волякпобеде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, достигаемые при освоении про-граммы «Хоровое пение», отражают специфику искусства какиного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтомуосновнаялинияформированияметапредметныхрезультатовориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельностиобучающихся.
Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в кон-тексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности—музыкальногомышления,котороесвязаносформированиемсоответствующихкогнитивныхнавыковобучающихся,втомчисле:
—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретногомузыкальногозвучания;
—устанавливать существенные признаки для классификациимузыкальныхявлений,выбиратьоснованиядляанализа,сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий иритмов,другихэлементовмузыкальногоязыка;
—сопоставлять,сравниватьнаоснованиисущественныхпризна-ковпроизведения,жанрыистилимузыкальногоискусства;
—обнаруживатьвзаимные влияния отдельных видов, жанрови стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы овзаимосвязях;
—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых присозданиимузыкальногообразаконкретногопроизведения,жанра,стиля.
—следовать внутренним слухом за развитием музыкальногопроцесса,«наблюдать»звучаниемузыки;
—использоватьвопросыкакинструментпознания;
—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учеб-нойситуации,восприятия,исполнениямузыки;
—составлятьалгоритмдействийииспользоватьегодлярешенияисполнительскихитворческихзадач;
—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковыхединиц,сравнениюхудожественныхпроцессов,музыкальныхявлений,культурныхобъектовмеждусобой;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённогонаблюдения,слуховогоисследования.
—применять различные методы, инструменты и запросы припоискеиотбореинформациисучётомпредложеннойучебнойилитворческойзадачиизаданныхкритериев;
—пониматьспецификуработысаудиоинформацией,музыкальнымизаписями;
—использоватьинтонированиедлязапоминаниязвуковойин-формации,музыкальныхпроизведений;
—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- ивидеоформатах,текстах,таблицах,схемах;
—оцениватьнадёжностьинформациипокритериям,предложеннымучителемилисформулированнымсамостоятельно;
—различать тексты информационного и художественного содержания,трансформировать,интерпретироватьихвсоответствиисучебнойилитворческойзадачей;
—самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации(вокальноеисполнение,текст,таблица,схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости откоммуникативнойустановки.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Онапредполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видовучебнойдеятельности,идеальносочетающихвсебеактивнуюдеятельность каждого участника с ценностью общего результа-тасовместныхусилий.
Спецификавзаимодействиявпроцессевокально-хоровогоисполнительстваопределяетсянетолькоособымиформамипередачи информации музыкальными средствами (минуя вер-бальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексомощущений,эмоциональнымпереживаниемпсихологического единства поющих, известных как феномен «соборности».Данныеусловияопределяютуникальныйвкладхорового пениявформированиесовершенноособыхкоммуникативныхумений и навыков в составе базовых универсальных учебныхдействий.
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,стремитьсяпонятьэмоционально-образноесодержаниемузыкальноговысказывания,пониматьограниченностьсловеснойпередачисмысламузыкальногопроизведения;
—передаватьвсобственномисполнениихудожественноесодержание, выражать настроение, чувства, личное отношение кисполняемомумузыкальномупроизведению;
—осознанно пользоваться интонационной выразительностью вобыденнойречи,пониматькультурныенормыизначениеинтонациивповседневномобщении;
—эффективно использовать интонационно-выразительные возможностивситуациипубличноговыступления;
—распознаватьневербальныесредстваобщения(интонация,мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расцени-вать их как полноценные элементы коммуникации, адекватновключатьсявсоответствующийуровеньобщения.
—восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисусловиямиицелямиобщения;
—выражатьсвоёмнение,втомчислевпечатленияотобщениясмузыкальнымискусствомвустныхиписьменныхтекстах;
—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвоивозражения;
—вестидиалог,дискуссию,задаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемы,поддерживатьблагожелательныйтондиа-лога;
—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,соучастия,сопереживаниявпроцессеисполненияивосприятиямузыки;пониматьценностьтакогосоциально-психологического опыта, переносить его на другие сферывзаимодействия;
—понимать и использовать преимущества и специфику кол-лективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействияприрешениипоставленнойзадачи;
—приниматьцельсовместнойдеятельности,коллегиальностроитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;
—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;
—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельносформулированнымучастникамивзаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейи вклад каждого члена коллектива в достижение результа-тов, разделять сферу ответственности и проявлять готовностькпредставлениюотчётапередгруппой,коллективом.
Вхоре,вотличиеотдругихвидовдеятельности,личныере-зультатыобучающихсяобретаютподлиннуюценностьтольков качестве вклада каждого участника хорового коллектива вобщее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаютсяс коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретаютярковыраженныеколлективныечерты,нередкопредполагаюткорректировкуличныхинтересовинамерений,ихподчинение интересам и потребностям творческого коллектива вцелом.
—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели посамосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигатьсякпоставленнойцели;
—планировать достижение целей через решение ряда последовательныхзадаччастногохарактера;
—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебныхижизненныхситуациях;
—самостоятельносоставлятьалгоритмрешения задачи (илиегочасть),выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;
—делатьвыборибратьзанегоответственностьнасебя.
—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
—даватьадекватнуюоценкуучебнойситуацииипредлагатьпланеёизменения;
—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимсяобстоятельствам;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатовдеятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждатьих,даватьоценкуприобретённомуопыту.
—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себяи других людей, использовать возможности музыкального искусствадлярасширениясвоихкомпетенцийвданнойсфере;
—развивать способность управлять собственными эмоциями иэмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;
—выявлятьианализироватьпричиныэмоций;
—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируякоммуникативно-интонационнуюситуацию;
—регулироватьспособвыражениясобственныхэмоций.
—уважительно и осознанно относиться к другому человеку иегомнению,эстетическимпредпочтениямивкусам;
—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаруженииошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшениярезультатовдеятельности;
—приниматьсебяидругих,неосуждая;
—проявлятьоткрытость;
—осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Врезультатезанятийхоровымпениемшкольникинаучатся:
—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать всовместномпениимузыкальныйобраз,передаваячувства,настроения,художественноесодержание;
—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицироватьсебя с «лирическим героем» музыкального произведения (поВ.Медушевскому);
—осознаватьмировоезначениеотечественноймузыкальнойкультуры вообще и хорового исполнительства в частности,чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественногохоровогоискусства;
—петьвхоре,ансамбле,выступатьвкачествесолиста,исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров,ссопровождениемибезсопровождения,одноголосныеимногоголосные;
—исполнять русские народные песни, народные песни своегорегиона,песнидругихнародовРоссииинародовдругихстран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современноймузыки;
—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкальноготворчества,чувствоватьединениесдругимичленамихоровогоколлективавпроцессеисполнениямузыки;
—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов,выполнятьуказаниядирижёра;
—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона(наматериалеизученныхмузыкальныхпроизведений);
—выступатьпередпубликой,представлятьнаконцертах,праздниках,фестиваляхиконкурсахрезультатыколлектив-ной музыкально-исполнительской, творческой деятельно-сти, принимать участие в культурно-просветительской общественнойжизни.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ(ПОГОДАМОБУЧЕНИЯ)
Выразительноиосмысленноисполнятькаждуюфразу,интонацию,стремитьсяксозданиюхудожественногообразапесни;
чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1– es2,негромко (динамика p-mf), округлым, полётным звуком, ис-пользуя мягкую атаку; овладеть приёмами звуковедения legato,nonlegato,staccato;
исполнять несложные (одноголосные, диатонические,с элементами движения мелодии по звукам аккордов и незначительнымколичествомскачков,среднимипопротяжённостимузыкальными фразами) песни детского репертуара различногохарактера,втомчислепесни-диалоги,одноголосныепеснис элементами скрытого двухголосия, с сопровождением иa capella, в куплетной, простой одночастной и двухчастнойформе;
укреплять навыки певческой установки, самостоятельноконтролировать её во время пения (в том числе следить за положением подбородка, головы, сохраняя вертикальное положениегортани);
овладеть навыками правильного дыхания; во время пения дышать, не поднимая плеч, уметь делать мягкий бесшумный вдох через нос, постепенный выдох на всю протяжённостьмузыкальнойфразы;
освоитьприёмывокальнойорфоэпии:тянутьгласныезвуки, чётко замыкать согласные; уметь проговаривать в ритметекстпеснитихо,ноактивно;
понимать дирижёрские жесты, выполнять указания дирижёра(ауфтакт,дыханиемеждуфразами,изменениегромкости и характера звучания), вместе с учителем использоватьвысотноетактирование;
понимать значение распевания, слуховых, ритмических,интонационных упражнений; сознательно стремиться к совершенствованиюсвоихисполнительскихуменийинавыков;
уметь прохлопать пульс, ритм по нотной записи, исполнять остинатный ритмический рисунок (хлопками или на простых ударных инструментах) одновременно с пением вокальнойпартии;пользоватьсяритмослогами;
петь мелодии разучиваемых произведений, краткие попевкисопоройнанотнуюзапись;узнаватьсрединотныхпримеровизученныепесни,попевки,интонации;
ориентироватьсявэлементахнотнойграмоты:нотыпер-войоктавы,длительности(четверть,восьмая,половинная,нотасточкой,пунктирныйритм),знакиальтерации(диез,бемоль, бекар), музыкальный размер (2/4, 3/4) такт, тактоваячерта,лига,акцент,дыхание;
понимать значение понятий и терминов: фраза, мотив,мелодия, аккомпанемент, ритм, музыкальный размер, музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление, регистр,лад,темп,тембр,динамика,фольклор;
различать на слух: мажор и минор; количество одновременнозвучащихзвуков(1—2—3),мажорноетрезвучие,интонацию чистой кварты, октавы; направление движения мелодии(вниз, вверх, на месте), его характер (поступенное, скачкообразное);
отражать в различных формах двигательной активностиосвоенныеэлементымузыкальногоязыка,закономерностизвучания(звучащиежесты,двигательноемоделирование,при-ём «рука — нотный стан», ручные знаки и др.), в том числеследитьпонотнойзаписизанаправлениемдвижениямелодиии отображать его соответствующими музыкально-пластически-ми средствами (поступенное движение, скачки); петь с одно-временнымтактированиемнадве,тридоли;
приниматьучастиевтеатрализованномисполненииразучиваемыхмузыкальныхпроизведений; иметьопытвыступлениясхоромвсвоёмидругихобразовательныхучреждениях;
количественные показатели для различной интенсивностиучебнойнагрузки:
Принагрузке(академическихчасоввнеделю) | 1ч |
Количествоосваиваемыхэлементовучебногосодержания(неменее) |
Освоитьупражнения,попевки(количество) | 10 |
Исполнятьпеснинаизусть(количество) | 12 |
Участвоватьвконцертныхвыступленияхколлектива(числораз,неменее) | 2 |
Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесснаправлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоениерепертуара,формированиесопутствующихзнаний,умений,навыков. Однако без выступлений перед публикой деятельностьхорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематическогопланирования.
Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционныхзанятий,с другой — их результатом, творческим итогом. Выступленияхоровогоколлективапередродителями,наобщешкольныхпраздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологическийопыт,связанныйсвысокимчувствомответственности,объединения усилий со своими товарищами ради достиженияобщегоуспеха.
Посути,каждоевыступлениехоровогоколлективанасцене —этоосуществлениеоригинальноготворческогопроекта(исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представлениеипоследующуюоценкурезультатов.
Основурепетиционногопроцессасоставляетработанадпевческимрепертуаром.Поэтомувыбормузыкальныхпроизведенийдляразучиванияявляетсяключевымфакторомуспехадеятельности любого хорового коллектива. Произведения,включаемыеврепертуархора,должныотвечатькритериямдоступности(каквпланевокально-хоровыхнавыков,таквпланеобразногосодержания),художественности.Песни,которыеисполняютшкольникинахоровыхзанятиях,должныимнравиться,вызыватьположительный эмоциональный отклик.Всоответствиисмодульнойструктуройпрограммыпо«Музыке»врепертуар выдерживаетсясодержательныйбалансмеждуследующимипластамимузыкальныхпроизведений:
—музыкарусскихизарубежныхкомпозиторов-классиков;
—обработки народных песен (русских; своей республики, края;другихнародовРоссииимира);
—песни современных композиторов (в том числе песни из популярныхмультфильмов,кинофильмов,мюзиклов).
Напрактикеподготовкакосвоениюконкретногонавыка,усвоению тех или иных терминов и понятий может начинатьсязаранее—ещёдотого,какданнаятемапоявляетсявграфе
«Тематическийблок/раздел».Закрепление, совершенствование и проработка навыков и понятий также может продолжаться столько, сколько будет необходимо для их устойчивого формирования.Указанноеразделениепочасамявляетсяусловными призвано показать пропорции распределения учебного времени между различными дидактическими единицами, элементами содержания. В реальном учебно-воспитательном процессенесколько тематических блоков могут и должны присутствоватьнакаждомзанятии,позволяяобучающимсяосваиватьритмические,мелодические,выразительныеииныесторонымузыкивнеразрывномединстве.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
2-йгодобучения
Тематическийблок/раздел | Кол-во часов 34 | Основноесодержание | Основныевидыдеятельностиобучающихся |
Прослушивание | 2 | Индивидуальноепрослушивание.Определениеактуальногоуровнявокально-хоровыхданных: диапазон,примарнаязона,устойчивость интонации,ладовоеиритмическоечувство | Пениепопевок,краткихмелодий.Повторениефрагментовпесен,выученныхвпрошломгоду. Повторзаучителемпредложенныхинтонаций,мелодий,ритмов |
«Реприза»после «паузы» | 2 | Повторениепройденноговпрошлом учебном году:правилапения,дыхания,певческаяустановка,дикция.Дирижёрскийжест.Актуализациязнакомыхупражнений,распеваний. Пение любимых песен. Обсуждениетворческихплановнапредстоящийучебныйгод | Игры-соревнованиянаобъёмиточностьвоспроизведенияупражнений,распеванийпрошлогогода. Работасэлементаминотнойзаписи,фрагментамистихотворноготекста. Дидактическиеигры «Зеркало», «Испорченныйтелефон», слуховые игрынаразличениеинтонаций,допеваниефразыит.д. |
Распевание—хороваязарядка(новый комплексупражнений) | 1 | Дыхательные и артикуляционныеупражнения,скороговорки. Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящеммелодическом движениивограниченномдиапазоне.Распевания,состоящиеиз3—4— 5звуков(втомчислефрагментызвукоряда,движениямелодиипозвукам мажорного трезвучия,сочетанияступенейV—VI—III—I).Вокальныеупражнениянаслоги«лё», «мо», «ма», «му». Выстраивание унисона. Повторениеизакреплениепонятий:попевка,legato,nonlegato,звукоряд,фраза,мотив,мелодия,аккомпанемент | Разучиваниеновыхупражненийираспеваний.Самоконтрольтелесныхпроявленийикачестваработыпевческогоаппарата. Формирование«купола»,округлогоположениярта, контрольсвободногодвижениявоздухачерезгортань.ВпеваниеинтонационныхоборотовнаосновеV—VI—III—Iступенеймажорноголада. Обсуждение критериевхорошегопения.Самоконтрольивзаимоконтролькачества певческого звукана основе предложенныхкритериев. Выполнениеупражненийпорукедирижёра.Пениенаслухипонотам,нагласныйзвук,наслог,сназваниемнот.Терминологическиеигры,звучащиетесты. Записиновыхраспеванийвтетради |
Музыкальныйслух | 2 | Слуховые игры на различениеколичестваодновременнозвучащихзвуков,мажора/минора,типа(поступенно,скачками)инаправления(вверх,вниз)движениямелодии.Ритмическиеиинтонационныеупражнениявдвухдольномитрёхдольномметре. Повторениеизакреплениепонятий:нисходящее/восходящеедвижениемелодии,поступенноедвижениемелодии,скачки | Определениенаслух,называниеосваиваемыхтеоретических элементов,ихузнаваниенаматериале знакомыхиновыхпесен.Сольфеджирование,проговариваниесритмослогами.Высотноетактирование,пениеполесенке,поруке(рука—нотныйстан),показдвижениямелодииспомощьюручныхзнаков. Записьвтетради.Элементыслуховыхдиктантов |
Acapella | 2 | Пениебезсопровождения.Распевания,народныепопевкиипесниacapella.Красотаиособаятемброваяокрасказвучанияхорабезсопровождения | Слушание,просмотр, аудио-ивидеозаписейвыступленийпрофессиональныхидетскиххоровacapella.Определениенаслухтипазвучания(синструментальнымсопровождениемилиacapella). Освоениенавыковпенияacapella.Концентрациявниманиянаумениислушатьдругдруга,выстраиватьунисон,сливатьсяголосамивединыетембридинамикузвучанияхора. Разучиваниепроизведений acapella |
Музыкальная грамота | 1 | Понятия:ступенилада,тоника,трезвучие,лад,мажор,минор,интервал,консонанс,диссонанс,такт,тактоваячерта | Пениепоручнымзнакам,спомощью лесенки. Дидактическиеигрыпоопределениюэлементовнаслухипонотам. Узнавание,называниеэлементовнотнойграмоты в песнях, попевках(знакомыхиновых). Вокальныеимпровизации—допетьфразудотоники.Ритмизациястихотворныхтекстов |
Рождество | 4 | Музыкавжизничеловека.Кругрождественскихобразов (зима, волшебство,ожиданиечуда).Интонациивыразительные и изобразительные. Распевание слогананесколькозвуков.Штрихиlegatoиnonlegato | Разучиваниенародныхрождественских песнопенийacapellaи/илипроизведенийссопровождениемсовременныхкомпозиторов,посвящённых рождественскойтематике.Работанадзвукоизвлечениемlegato иnonlegato. |
1 | Репетициякконцерту | Построение,выходи уходсосцены,поклон.Объявлениеномеров.Созданиесценическогообразапесни(движение,элементыкостюма,использованиепростыхмузыкальныхинструментов(треугольники,бубенцы,колокольчикиит.п.) | |
1 | Рождественскийконцерт | Выступлениепередучащимися МБОУ «Школа № 25 г. Енакиево» | |
1-еполугодие | 16 | ||
Музыкальныйразмер | 2 | Понятиемузыкальногопульса,метра.Сильныеислабыедоли.Двухдольныйитрёхдольныйметр. Музыкальныеразмеры2/4и 3/4. Обозначениев нотах. Определение на слух.Новыепесниипопевкивдвухдольномитрёхдольномразмере | Разучивание,исполнениепесенвразмерах2/4и3/4.Дирижированиена2/4и3/4.Анализмузыкальногоразмеразнакомыхпесенипопевок,мелодическаяиритмическая импровизацияна2/4и3/4. Записьвтетради.Элементыслуховыхиритмическихдиктантов |
Мойголос | 1 | Индивидуальноепрослушиваниеобучающихся. Определениеактуальногодиапазона,зоныближайшегоразвития,знаниявыученныхпроизведений. Индивидуальныерекомендациипедагогакаждомухористу | Пение выученных песен ипопевок.Демонстрацияуровняовладениянавыка-мипевческойустановки,дыхания, знания элементовнотной грамоты, слуховыхпредставлений. Ведениететрадипохору.Фиксациясвоих«музыкальныхдостижений» |
Нашкрай | 3 | Фольклорсвоегокрая,песнирусскихклассиковисовременныхкомпозиторовоРодине,роднойприроде | Исполнениефольклорныхпопевокипесенacapella,песенсовременныхкомпозиторовссопровождением. Творческоезадание—сочинениестихотворения,песниосвоёмкрае,роднойприроде |
Музыкальнаяграмота | 2 | Повторение известныхэлементов. Освоение изакреплениеновых. Понятиелада,ступениладаI—III—V—VI—VII. Мажориминор.Тоника.Метриритм.Размер2/4и3/4.Длительности:целая,половинная, половинная сточкой,четверть,восьмая,паузычетвертнаяивосьмая.Интервалы:кварта,октава | Сольфеджированиепонотам,слуховойанализиразборнотноготекстазнакомыхпесенипопевок.Импровизация—допеваниедотоникинезавершённыхмотивов. Хоровоесольфеджио,работаснагляднымиматериалами.Дидактическиеигры,направленныенаразличение,пониманиеэлементов нотного письма,интонационныхкомплексов,ритмическихрисунков.Элементы слуховых диктантов |
Народнаямузыкавтворчестверусскихкомпозиторов | 4 | Музыкавнародномстиле,обработкинародныхмелодий.Сочиненияотечественныхкомпозиторовнанародныетексты | Разучиваниеразнохарактерныхмузыкальныхпроизведений. Работа надвыразительностьюисполнения,анализэлементов музыкальногоязыка.Совершенствованиевокально-хоровыхнавыков(чистота интонации,красотатембра,динамическоеразвитиеобраза) |
Звонкоелето | 3 | Музыкавжизничеловека.Песниолете,каникулах,детскихиграхиразвлечениях. Образы счастливогодетства, родной природы,музыкальныепортретыипейзажи. Средствамузыкальнойвыразительности:темп,регистр,динамика,характердвижениямелодии,ритмическийрисунок. Нотнаязаписьразучиваемых мелодийипопевок | Разучивание песен, посвящённыхлетнейтематике.Анализнотноготекстаразучиваемыхпесенсопоройнаизученныеэлементынотнойграмоты. Творческаяинтерпретацияпесен:элементысценическогодвижения,театрализации,использованиепростыхмузыкальныхинструментов,визуальныхэффектов(ИКТсопровождение) |
1 | Репетициякконцерту | Построение,выходиуходсосцены,поклон.Правилаповедениязасценой. Элементы сценическогодвижения,театрализация | |
1 | Отчётный концерт «Даздравствуют,каникулы!» | Выступлениепередродителями,передучащимися МБОУ «Школа № 25 г. Енакиево» | |
1 | Резервныечасы | ||
2-еполугодие | 18 |
Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков,репертуар,методика.—М.,2005.
Альбова Е., Шереметьева Н. Вокально-хоровые упражнениядля начальной школы. — М.; Л.: Государственное музыкальноеиздательство,1949.
Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб.статей.—М.,1953.
Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонацияистрой/Сост.Б.Э.Биринская.—Л.,1977.
ГембицкаяЕ.Я.Изопытаработысхоромучащихсясреднейшколы.—М.,1960.
Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьномхоре.Вып.1:1—4классы.—М.,1964.
Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителюодетскомголосе.—М.,1972.
Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. —СПб.,1997.
ЖивовВ.Л.Хоровоеисполнительство:Теория.Методика.
Практика.—М.,2003.
Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующимиучащимися первого класса // Музыкальное воспитаниевшколе.Вып.11.—М.,1976.
Лукашин А. М., Перепелкина А. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. — М.,1964.
Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. — Л.: Музыка,1966.—87с.
Никольская-БереговскаяК.Ф.Русскаявокально-хороваяшкола: От древности до XXI века: учебное пособие для студентоввысшихучебныхзаведений.—М.,2003.
Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в обще-образовательнойшколе.—Л.,1972.
ОсенневаМ.С.,СамаринВ.А.,УколоваЛ.И.Методикара-боты с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. —М.,1999.
Распевание в школьном хоре / Сост. Н. Добровольская. — М.:Музыка,1969.—90с.
РачинаБ.С.Распеваниевдетскомхоре.210упражнений[Ноты]:учебно-методическоепособие.—СПб.:Композитор,2016.—104с.
РачинаБ.С.Технологиииметодикаобучениямузыкевобщеобразовательнойшколе.—СПб.:«Композитор,2007.—С.103.
СадовниковВ.И.Орфоэпиявпении.—М.,1952.СоколовВ.Г.Работасхором.—М.,1983.
СтрувеГ.А.Музыкадлявсех.—М.,1978.СтрувеГ.А.Хоровоесольфеджио.—М.,1986.СтрувеГ.А.Школьныйхор.—М.,1981.
СтуловаГ.П.Развитиедетскогоголосавпроцессеобученияпению.—М.,1992.
СтуловаГ.П.Теорияипрактикаработысдетскимхором.—М.,2002.
Яковлев А. С. Физиологические закономерности певческойатаки.—Л.,1971.