Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» для обучающихся 4, 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) «Хоровое пение» для обучающихся 4, 5 классов

Программа «Хоровое пение» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся. Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 ч 1раз в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность. При организации внеурочных занятий хоровым пением возможны различные организационные модели, учитывающие специфический комплекс условий и возможностей конкретного образовательного учреждения, интересы и потребности участников образовательных отношений.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕНАКИЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 25 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей общественно – научных предметов, технологии, искусства

________________________

протокол от 25.08. 2023

№ 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

О.Н.Босенко

25.08.2023

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Е.А.Колчева

25.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

предметной области «Искусство» (Музыка)

«Хоровое пение»

для обучающихся 4, 5 классов

Составитель:

Чичиль Т. А., учитель музыки

ЕНАКИЕВО 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе «Требований к результатамосвоения основной образовательной программы», представленныхвФедеральномгосударственномобразовательномстандартеначального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализацииобучающихся,представленнойвПримернойпрограммевоспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обученияивоспитания,развитияобучающихсяиусловий,необходимыхдлядостиженияличностных,метапредметныхипредметныхрезультатовприосвоениипредметнойобласти

Программа «Хоровое пение» предназначена для организациивнеурочнойдеятельностиобучающихся. Хоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 ч 1раз в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно-исполнительская деятельность.

При организации внеурочных занятий хоровым пением возможныразличныеорганизационныемодели,учитывающиеспецифический комплекс условий и возможностей конкретногообразовательногоучреждения,интересыипотребностиучастниковобразовательныхотношений.

Модель «Общешкольныйхор»

Даннаямодельпредполагает,чтовединомколлективезанимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки.Различия в вокальных данных и певческих навыках компенсируютсязасчётрепертуара,грамотногоразделенияхористовна партии, использования потенциала творческого наставничествастаршихобучающихсянадмладшимитоварищами.

Количество участников одного хорового коллектива можетсоставлять от 15 до 60 человек. При наличии большего количества желающих целесообразно распределить обучающихсяна группы, сохранив возможность проведения сводных репетицийпередвыступлениями.

Типыивидызанятий

Поформепроведениязанятияподразделяютсяначетыретипа:

    1. индивидуальноеи/илимелкогрупповоепрослушивание/занятие:

      • принаборевхор;

      • припереходеизодногокласса/уровнявдругой;

      • дляпериодическойоценкииндивидуальноготемпаразвитиявокально-хоровыхнавыковобучающихся;

      • дляработыснеточноинтонирующимиобучающимися(«гудошниками»);

      • дляработыссолистами,одарённымиобучающимися;

    2. комбинированноезанятие — групповая (по партиям)иколлективнаявокально-хороваяработа;

    3. своднаярепетиция;

    4. концертноевыступление.

Цели и задачи программы «Хоровое пение» определяются врамках обобщённых целей и задач ФГОС, Примерных программ по музыке, являются их логическимпродолжением.

Главная цель:

Развитие музыкальной культуры обучающихся как части ихдуховной культуры через коллективную исполнительскую деятельность—пениевхоре.

Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусствавчастности:

  1. становление системы ценностей обучающихся в единствеэмоциональнойипознавательнойсферы;

  2. осознание значения музыкального искусства как универсальногоязыкаобщения,интонационно-художественногоотражениямногообразияжизни;

  3. реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства,внутреннеймотивациикмузицированию.

Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности обучающихся наиболее важные направления,аименно:

—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям че-резопытсобственногопереживаниямузыкальныхобразов,развитиеисовершенствованиеэмоционально-ценностнойотзывчивостинапрекрасноевискусствеивжизни;

—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальныхмузыкальныхспособностейобучающихся;

—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразногоопытавосприятиямузыкальныхпроизведений;

—воспитаниеуваженияккультурному,музыкальномунаследию России; практическое освоение интонационно-образногосодержанияпроизведенийотечественноймузыкальнойкультуры;

—расширение кругозора, воспитание любознательности, интересакмузыкальнойкультуредругихстранинародов;

—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкальногоязыка,направления,стилиит. д.;

—формирование чувства коллективизма, сопричастности кобщему творческому делу, ответственности за общий результат;

—гармонизация межличностных отношений, формированиепозитивноговзгляданаокружающиймир;

—улучшение физического и психического самочувствия,укреплениездоровьяобучающихся;

—создание в образовательном учреждении творческой культурнойсреды;

—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района,города,республики,страны.

СОДЕРЖАНИЕВНЕУРОЧНОГОКУРСА«ХОРОВОЕПЕНИЕ»

Основнымсодержаниемобученияивоспитанияпопрограмме «Хоровоепение»являетсяопытпроживанияспецифическогокомплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений(постижениемирачерезпереживание,самовыражениечерезтворчество,духовно-нравственноестановление,воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опытсотворчестваисопереживания).Непосредственнаяпевческаядеятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредствомпроживания-впеваниякаждойинтонации».

Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка». Преемственность тематических линий между начальным и основным образованиемможетбытьпредставленаследующимобразом:

МОДУЛИ

«Музыкальнаяграмота»

«Музыкавжизничеловека»

«НароднаямузыкаРоссии»

«Музыканародовмира»

«Духовнаямузыка»

«Классическаямузыка»

«Современная музыкальнаякультура»

«Музыкатеатраикино»

Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структурыпрограммыпопредмету«Музыка»,позволяетразвиватьеётематическиелинииивпрограммевнеурочнойдеятельности «Хоровое пение». Такой подход позволит учителю наиболееэффективно использовать учебное время, учитывая возможности и потребности обучающихся, условия организации различных видов деятельности, формы и методы освоения содержания,совершенствованияважнейшихпредметныхуменийинавыков.

Тематический

модуль

Содержание

Видыдеятельностиобучающихся

Музыкальная

грамота

Нотыпевческогодиапазона,длительностиипаузы,основныемузыкальныеразмеры,штрихи,динамика,дополнительныеобозначениявнотах(реприза,вольта,ферматаидр.).

Знакиальтерации.Лад,тональность,тоника.Интонация,мотив,фраза.Одноголосие,многоголосие.Мелодия, аккомпанемент.Интервалы,аккорды.Музыкальная форма (двухчастная,трёхчастная,куплетная,рондо).

Сольмизация,хоровоесольфеджио: проговаривание, пропевание по нотампопевок, мелодий изучаемых произведений.Анализмелодического и ритмическогорисункапесни(направлениедвижения,поступенноедвижение,скачки, повторы, остановкикульминации).

Пениесручнымизнаками,тактированием. Интонационно-слуховыеупражненияс применением наглядныхмоделей (рука — нотныйстан,столбицаидр.).

Составлениеисполнительскогопланапеснисопоройнанотныйтекст

Жанрымузыкальногоискусства

Основныечертыжанра,характер,музыкально-выразительныесредства, отражённое вжанрежизненноесодержание. Простейшиежанры:песня,танец,марш.Жанровые сферы: песенность,танцевальность,маршевость.

ЖанрыкамернойвокальноймузыкиXIX—XX вв. (романс,вокализ, ноктюрн, серенада,баркаролаидр.).

Циклические формыижанры(циклвокальныхминиатюр,сюита,кантата)

Разучивание,анализ,исполнение,музыкальныхпроизведенийсярковыраженнойжанровойосновой.

Слушание,сравнение,критическая оценкараз-личныхинтерпретацийизучаемыхпроизведений.

Навыборилифакультативно: Посещениеконцертов,фестивалей,просмотртелевизионныхиинтернет-трансляций.Составление письменного отзыва,рецензиинаконцерт

Музыкавжизничеловека

Стремлениечеловекаккрасоте.Хор—музыкальноеединстволюдей.Особоепереживание—слияниеголосоввпении.

Музыкальный образ,настроения, мысли ичувства,которыепередаётмузыка.

Образыприроды,людей,событий(музыкальныепейзажи,портретыит.п.).Песни, посвящённыеРодине, семье, образамдетства,дружбе,войне,праздникам идр.

Выстраиваниехоровогоунисона,поисккрасивоготембразвучанияхора.

Разучивание,исполнениепесен,вкоторыхраскрываетсявнутренниймирчеловека,чувстваижизньребёнка,образыблизкихлюдей.

Работанадпеснямиихорами,воспевающимикрасотуроднойприроды,подвигигероев,любовькРодине,другиетемы,созвучные базовым национальнымценностям.

Публичные выступления напраздниках,фестивалях,акциях,посвящённыхпамятным датам и традиционнымпраздникам.

Навыборилифакультативно:

Организацияэстетическогодосугасвоихдрузей,членовсвоейсемьи

Музыкамоегокрая

Традиционныйпесенныйфольклормалойродины—обработкинародныхмелодийдлядетскогохора.

Гимны,песни-символыродногокрая,своейшколы,республики.

Вокальныепроизведениякомпозиторов-земляков

Разучивание,исполнениеобработокнародныхпесенипесенсовременныхкомпозиторовсвоегокрая.

На выбор или факультативно:

Творческиевстречискомпозиторами-земляками.

Участиеврегиональныхсмотрах-конкурсах. Творческие проекты, посвящённыемузыкальнойкульту-реродногокрая

МузыканародовРоссии

РусскиенародныепесниипеснидругихнародовРоссиивобработкахдлядетскогохора

Разучивание,исполнениеобработокнародныхпесен.Сочинение мелодических,ритмическихподголосковиаккомпанементовкним.

Созданиесценическихтеатрализованныхкомпозицийнаосноверазличныхфольклорныхжанров.

Участиевобщешкольномфестивале,посвящённоммузыкеразныхнародов,смотрах-конкурсахобластного,межрегиональногоуровня

Музыканародовмира

Песнинародовмиравобработкахдлядетскогохора

Духовнаямузыка1

Образцылитургическоймузыки русскихизарубежныхкомпозиторов-классиков,сочинениясовременныхкомпозиторовнаканонические тексты—песниихорыдуховногосодержания

Разучивание,исполнениевокальныхпроизведенийдуховноймузыки.

Выступлениеспрограммойдуховноймузыкинаконцертепередпубликой.

Навыборилифакультативно:

Подготовка сценариявыступления,краткихпояснительныхтекстовобисполняемыхпроизведениях.

Классическаямузыка

Светскаямузыкарусскихизарубежныхкомпозиторов-классиковвобработкахдлядетскогохора.

ПроизведенияИ.С.Баха, Г.Ф.Генделя,

Й.Гайдна,Дж.Каччини,Дж.Перголези, В.А.Моцарта,Л.ванБетховена,Р.Шумана,Ф. Шуберта, Э.Грига,А.Дворжака, М.Глинки,П.Чайков-ского,А.Бородина, Н.Римского-Корсакова,А.Аренского, С.Рахманинова, Ц. Кюи, А. Гречанинова,В.Калинникова, Р.Глиэра

Разучивание,исполнениевокальныхсочинений,переложений для детскогохораинструментальныхкамерных и симфоническихпроизведений композиторов-классиков.Интонационныйанализ.

Навыборилифакультативно:

Подготовка просветительскогоконцерта,составлениепрограммывыступления,созданиекраткихпоясни-тельных текстов об исполняемыхпроизведениях

Современнаямузыкальнаякультура

Вокальныепроизведениядлядетейсовременныхкомпозиторов,втомчислепесни,написанныесовременныммузыкальнымязыком,вджазовомстилеит.д.

СочинениякомпозиторовС.Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского,А.Зарубы, В.Кикты,Е.Крылатова, З. Левиной,Ж.Металлиди, Р.Паулса,А.Пахму-товой,Е.Подгайца,М.Ройтерштейна, М.Славкина,

Разучивание,исполнениепроизведенийсовременныхкомпозиторов.

Сочинение мелодических,ритмическихподголосковиаккомпанементовкним.

Инструментальноесопровождение (наударныхишумовыхинструментах,спомощьюзвучащихжестов)вокальногоисполненияпесен.

Созданиесценическихтеатрализованныхкомпозицийнаосновеисполняемыхпроизведений.

Навыборилифакультативно:

С.Соснина,Г.Струве,Я.Френкеля, Ю.Чичкова, И.Шварца,Р.Щедрина

Поискинформацииосовременныхкомпозиторах—авторахпесен,подготовкаконцерта,созданиекраткихпоясни-тельныхтекстовобисполняемыхпроизведениях

Музыкатеатраикино,связьмузыкисдругимивидамиискусств

Песни и хоры из киноимультфильмов,фрагменты из мюзиклов,опер,театральныхпостановок.

СочинениякомпозиторовЦ.Кюи, М. Коваля, М. Красева,Э.Л.Уэббера, Ф.Лоу,Р.Роджерса,Дж.Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевскго, М.Дунаевского,А.Журбина, А.Семёнова,Ю.Галахова,Б.Чайковского,

Г.Гладкова,С.Плешака,идр.

Разучивание,исполнениехоровых номеров из опер имюзиклов,обработокизвестныхмелодийтеатраикинодлядетскогохора.

Инструментальное сопровождение(наударныхишумовых инструментах,спомощьюзвучащих жестов)вокальногоисполненияпесен.

Созданиесценическихтеатрализованныхкомпозицийнаосновеисполняемыхпроизведений.

Навыборилифакультативно:

Творческийпроект:озвучиваниефрагментафильма(мультфильма).

Большинствозанятий в течение учебного года носит репетиционный характер и состоит из комбинированной вокально-хоровой работы по партиям и совместной певческой деятельностивсегоколлектива.Каждоезанятиевключаетвсебя:

Работунадпевческойустановкой,правильнымдыханием,дикцией,артикуляцией.

Упражнения для развития интонационного и ритмическогослуха.

Вокальныеупражнениянаразвитие,совершенствованиепевческихнавыков:интонационнойточности,подвижностиголоса,расширенияегодиапазона.

Разучиваниеновыхпроизведений.

Повторение и творческая интерпретация произведений,выученныхранее.

Подготовка концертной программы для выступлений хоровогоколлектива.

Освоениетематическихмодулейреализуетсяпреждевсегочерез разучивание песен и хоров соответствующего содержания.Очерёдностьосвоениямодулей,принципихкомпоновкивкалендарно-тематическомплане—свободные.

Примерныйрепертуарныйсписок,переченьмузыкальныхпроизведений, описание упражнений и распеваний с распределениемпогодамобученияприведённиже.

ПРИМЕРНЫЙРЕПЕРТУАР

2-йгодобучения:

Упражнения,распевания

Упражнениянавыработкупевческойустановки.Дыхательныеиартикуляционныеупражнения,скороговорки.

Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящеммелодическом движении в ограниченном диапазоне. Распевания, состоящие из 3—4—5 звуков (в том числе фрагменты звукоряда,движениямелодиипозвукаммажорноготрезвучия),попевкинаосновеинтерваловтерция,кварта,квинта.

Вокальныеупражнениянавыстраиваниеунисонанаслоги «лё», «мо», «ма», «му». Вокальные упражненияa capella дляразвития слуха и голоса. Слуховые игры на развитие начальныхэлементовгармоническогослуха(интервалы,аккорды).

Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонацииизразучиваемыхпесенпопринципусеквенцийивразныхтональностях.

Простейшиепримерыканонов(вприму).

Русскиенародныепесни

КакнатоненькийледокАй,нагоредуб,дубХодиламладёшенька

Вдольпоулицемолодчик идётКакунашихуворот

Нагоре-токалинаПошламладазаводойТы,живи,Россия!

МузыканародовРоссии,другихнародовмира

Дедушка.Башкирскаянароднаяпесня.РусскийтекстВ.Татаринова.

Жаворонок.Якутскаянароднаяпесня,русскийтекстА.Абазинского.

Зарекойзакатгорит.Хакасскаянароднаяпесня.

НашМороз.Эвенкийскаянароднаяпесня.

Вышлаполянканакрайгоры.Осетинскаянароднаяпес-ня-танец.РусскийтекстА.Снеткова.

Детскаяпесенка.МузыкаА.Чыргалоола,словаВ.Малкова.

Гусли.Марийскаянароднаяпесня.

Ты куда, дружок, ходил? Удмуртскаянароднаяпесня.ОбработкаД.Блока,переводД.Поздеева.

Журавель.Украинскаянароднаяпесня.

Ай-яжу-жу.Латышскаянароднаяпесня.

Наконе-скакуне.Киргизскаянародная песня. Русский текстЯ.Сатуновского.

Околоозера.Киргизскаянароднаяпесня.СловаК.Маликова,русскийтекстВ.Винникова.

Сапожник.Чешскаянароднаяпесня,русскийтекстЛ.Дымовой.

Гусята.Немецкаянароднаяпесня,обработкаТ.Попатенко,русскийтекстА.Кузнецовой.

Перепёлочка.Белорусскаянароднаяпесня.Савка и Гришка. Белорусскаянароднаяпесня.Птичийужин.Литовскаянароднаяпесня.

Споймнетакуюпесню.Венгерскаянароднаяпесня,русскийтекстЭ.Александровой.

Русскаяизарубежнаяклассика

Зарекоюстарыйдом.МузыкаИ.С.Баха,русскийтекстД.Тонского.

Волшебныйцветок.МузыкаЛ.Бетховена,словаЮ.Бюргера,переводснемецкогоА.Ефременкова.

Песняизоперы«ВаняиМаша».МузыкаЭ.Гумпердинка,русскийтекстМ.Андреевой.

Спокойнойночи.МузыкаГ.Наумликат,русскийтекстМ.Андреевой.

Осень.МузыкаП.Чайковского,словаА.Плещеева.Котикикозлик.МузыкаЦ.Кюи,словаВ.Жуковского.Весенняяпесенка.МузыкаЦ.Кюи,словаИ.Белоусова.

Птичкалетает.МузыкаА.Аренского,словаВ.Жуковского.

Расскажимотылёк.МузыкаА.Аренского,словаЛ.Моздалевского.

Сорока.Петушок(Перваятетрадь,соч.14).МузыкаА.Лядова,слованародные.

Киска.МузыкаВ.Калинникова,слованеизвестногоавтора.

Мишка.МузыкаВ.Калинникова,слованародные.

Песнисовременныхкомпозиторов

Родинамоя.МузыкаА.Абрамова,словаИ.Мазнина.

Нашастранакрасавица.МузыкаТ.Чудовой,словаВ.Шифриной.

Нашкрай.МузыкаД.Кабалевского,словаА.Пришельца.

Здравствуй,Родинамоя!МузыкаЮ.Чичкова,словаК.Ибряева.

Дружатдетивсейземли.МузыкаД.Львова-Компанейца,словаВ.Викторова.

Осень.МузыкаВ.Алексеева,словаМ.Филатовой.Журавушка.МузыкаЕ.Зарицкой,словаА.Вольского.Соннаяпесенка.МузыкаР.Паулса,словаИ.Ласманиса,переводО.Петерсон.

Домикнад речкой.МузыкаС. Старобинского,словаИ.Газдага,переводВ.Мазнина.

Золотистыекупавки.МузыкаО.Петровой,словакоми-пермяцкойнароднойпесенки.

Велосипед.МузыкаМ.Раухвегера,словаЛ.Куликовой.

Тигрвышелпогулять.МузыкаВ.Жубинской,словаЭ.Успенского.

Тишина.МузыкаЕ.Адлера,словаЕ.Руженцева.

Гном.МузыкаЖ.Металлиди,словаИ.Токмаковой.

Начинаемперепляс.МузыкаС.Соснина,словаП.Синявского.

Тимоти-Тим.МузыкаЗ.Левиной,словаА.Милна,переводВ.Познера.

Солнечныйзайчик.МузыкаВ.Голикова,словаГ.Лагздынь.

Добрыйдень.МузыкаЯ.Дубравина,словаВ.Суслова.

Осень.МузыкаЮ.Чичкова,словаИ.Мазнина.

Капельки.МузыкаВ.Павленко,словаЭ.Богдановой.Пёстрыйколпачок.МузыкаГ.Струве,словаН.Соловьёвой.Пешкомшагалимышки.МузыкаВ.Калистратова,слова

В.Приходько.

Песенка-небылица.МузыкаМ.Ройтерштейна,словаО.Высотской.

Верблюд-путешественник.Зайчишка,волчонокителеграмма.МузыкаМ.Ройтерштейна,словаИ.Бурсова.

Колыбельнаямедведицы(измультфильма«Умка»).МузыкаЕ.Крылатова,словаЮ.Яковлева.

Песенкаосолнышке(измультфильма«Солнышконанит-ке»).МузыкаЕ.Ботярова,словаЛ.Зубковой.

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатовна практике выступает как органичная нерасторжимая целостность.Личностныеиметапредметные,впервуюочередькоммуникативныерезультаты,имеютглубокоеисодержательноепредметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений,личностныхоценок,личностноготворчества.Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем—высшаяцельхоровогомузицирования».

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемойпозитивныхценностныхориентаций,втомчислевчасти:

  1. Патриотическоговоспитания:

осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполи-культурном и многоконфессиональном обществе; знание ГимнаРоссииитрадицийегоисполнения,уважениемузыкальныхсимволовреспубликРоссийскойФедерацииидругихстранмира; проявление интереса к освоению музыкальных традицийсвоего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,своегокрая.

  1. Гражданскоговоспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважениеправ, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произ-веденияхмировой музыкальной классики, готовность поступатьвсвоейжизнивсоответствиисэталонаминравственногосамоопределения,отражённымивних;активноеучастиевмузыкально-культурнойжизнисемьи,образовательнойорганизации,местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качествеучастниковтворческихконкурсовифестивалей,концертов,культурно-просветительскихакций,праздничныхмероприятий.

  1. Духовно-нравственноговоспитания:

ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственного выбора; готовность воспринимать музыкальноеискусство с учётом моральных и духовных ценностей этическо-гоирелигиозногоконтекста,социально-историческихособенно-стей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессенепосредственной музыкальной деятельности, при подготовкеконцертов,фестивалей,конкурсов.

  1. Эстетическоговоспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, стремлениевидеть прекрасное в окружающей действительности, готовностьприслушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкальногоискусства как средства коммуникации и самовыражения; пони-мание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремлениексамовыражениювразныхвидахискусства.

  1. Ценностинаучногопознания:

ориентация на современную систему научных представленийобосновныхзакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприродной,социальной,культурной средой; овладение музыкальным языком, навыка-ми познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельностиназвуковомматериалесамоймузыки,атакженаматериаледоступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различныхявленияхмузыкальногоискусства,использование специальнойтерминологии.

  1. Физическоговоспитания,формированиякультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненныйопытиопытвосприятияпроизведенийискусства;соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе впроцессемузыкально-исполнительской,творческой,исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированностьнавыковрефлексии,признаниесвоегоправа наошибкуитакогожеправадругогочеловека.

  1. Трудовоговоспитания:

установка на посильное активное участие в практической деятельности;трудолюбиевучёбе,настойчивостьвдостижениипоставленныхцелей;интерескпрактическомуизучениюпрофессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатамтрудовойдеятельности.

  1. Экологическоговоспитания:

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;участиевэкологическихпроектахчерезразличныефор-мымузыкальноготворчества.

  1. Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптацию обучающегося к изменяющимся условиям соци-альнойиприроднойсреды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей,норм и правил общественного поведения, форм социальнойжизни, включая семью, группы, сформированные в учебнойисследовательской и творческой деятельности, а также в рамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздругойкультур-ной среды; стремление перенимать опыт, учиться у другихлюдей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различныминавыками в сфере музыкального и других видов искусства;смелостьприсоприкосновениисновымэмоциональнымопытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решатьнестандартныезадачи,предвидетьходсобытий,обращатьвнимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовуюситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,опираясьнажизненныйинтонационныйиэмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональнымиресурсамивстрессовойситуации,волякпобеде.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты, достигаемые при освоении про-граммы «Хоровое пение», отражают специфику искусства какиного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтомуосновнаялинияформированияметапредметныхрезультатовориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельностиобучающихся.

  1. Овладениеуниверсальнымипознавательнымидействиями

Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в кон-тексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности—музыкальногомышления,котороесвязаносформированиемсоответствующихкогнитивныхнавыковобучающихся,втомчисле:

    1. Базовыелогическиедействия:

—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретногомузыкальногозвучания;

—устанавливать существенные признаки для классификациимузыкальныхявлений,выбиратьоснованиядляанализа,сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий иритмов,другихэлементовмузыкальногоязыка;

—сопоставлять,сравниватьнаоснованиисущественныхпризна-ковпроизведения,жанрыистилимузыкальногоискусства;

—обнаруживатьвзаимные влияния отдельных видов, жанрови стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы овзаимосвязях;

—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых присозданиимузыкальногообразаконкретногопроизведения,жанра,стиля.

    1. Базовыеисследовательскиедействия:

—следовать внутренним слухом за развитием музыкальногопроцесса,«наблюдать»звучаниемузыки;

—использоватьвопросыкакинструментпознания;

—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учеб-нойситуации,восприятия,исполнениямузыки;

—составлятьалгоритмдействийииспользоватьегодлярешенияисполнительскихитворческихзадач;

—проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковыхединиц,сравнениюхудожественныхпроцессов,музыкальныхявлений,культурныхобъектовмеждусобой;

—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённогонаблюдения,слуховогоисследования.

    1. Работасинформацией:

—применять различные методы, инструменты и запросы припоискеиотбореинформациисучётомпредложеннойучебнойилитворческойзадачиизаданныхкритериев;

—пониматьспецификуработысаудиоинформацией,музыкальнымизаписями;

—использоватьинтонированиедлязапоминаниязвуковойин-формации,музыкальныхпроизведений;

—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- ивидеоформатах,текстах,таблицах,схемах;

—оцениватьнадёжностьинформациипокритериям,предложеннымучителемилисформулированнымсамостоятельно;

—различать тексты информационного и художественного содержания,трансформировать,интерпретироватьихвсоответствиисучебнойилитворческойзадачей;

—самостоятельновыбиратьоптимальнуюформупредставленияинформации(вокальноеисполнение,текст,таблица,схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости откоммуникативнойустановки.

  1. Овладениеуниверсальнымикоммуникативнымидействиями

Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Хоровое пение» реализуется в первую очередь через совместную певческую деятельность. Онапредполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся — творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видовучебнойдеятельности,идеальносочетающихвсебеактивнуюдеятельность каждого участника с ценностью общего результа-тасовместныхусилий.

Спецификавзаимодействиявпроцессевокально-хоровогоисполнительстваопределяетсянетолькоособымиформамипередачи информации музыкальными средствами (минуя вер-бальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексомощущений,эмоциональнымпереживаниемпсихологического единства поющих, известных как феномен «соборности».Данныеусловияопределяютуникальныйвкладхорового пениявформированиесовершенноособыхкоммуникативныхумений и навыков в составе базовых универсальных учебныхдействий.

    1. Невербальнаякоммуникация:

—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,стремитьсяпонятьэмоционально-образноесодержаниемузыкальноговысказывания,пониматьограниченностьсловеснойпередачисмысламузыкальногопроизведения;

—передаватьвсобственномисполнениихудожественноесодержание, выражать настроение, чувства, личное отношение кисполняемомумузыкальномупроизведению;

—осознанно пользоваться интонационной выразительностью вобыденнойречи,пониматькультурныенормыизначениеинтонациивповседневномобщении;

—эффективно использовать интонационно-выразительные возможностивситуациипубличноговыступления;

—распознаватьневербальныесредстваобщения(интонация,мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расцени-вать их как полноценные элементы коммуникации, адекватновключатьсявсоответствующийуровеньобщения.

    1. Вербальноеобщение:

—восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциивсоответствиисусловиямиицелямиобщения;

—выражатьсвоёмнение,втомчислевпечатленияотобщениясмузыкальнымискусствомвустныхиписьменныхтекстах;

—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулироватьсвоивозражения;

—вестидиалог,дискуссию,задаватьвопросыпосуществуобсуждаемойтемы,поддерживатьблагожелательныйтондиа-лога;

—публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.

    1. Совместнаядеятельность(сотрудничество):

—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,соучастия,сопереживаниявпроцессеисполненияивосприятиямузыки;пониматьценностьтакогосоциально-психологического опыта, переносить его на другие сферывзаимодействия;

—понимать и использовать преимущества и специфику кол-лективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействияприрешениипоставленнойзадачи;

—приниматьцельсовместнойдеятельности,коллегиальностроитьдействияпоеёдостижению:распределятьроли,договариваться,обсуждатьпроцессирезультатсовместнойработы;

—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовностьруководить,выполнятьпоручения,подчиняться;

—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,самостоятельносформулированнымучастникамивзаимодействия;сравниватьрезультатысисходнойзадачейи вклад каждого члена коллектива в достижение результа-тов, разделять сферу ответственности и проявлять готовностькпредставлениюотчётапередгруппой,коллективом.

  1. Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями

Вхоре,вотличиеотдругихвидовдеятельности,личныере-зультатыобучающихсяобретаютподлиннуюценностьтольков качестве вклада каждого участника хорового коллектива вобщее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаютсяс коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретаютярковыраженныеколлективныечерты,нередкопредполагаюткорректировкуличныхинтересовинамерений,ихподчинение интересам и потребностям творческого коллектива вцелом.

    1. Самоорганизация:

—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели посамосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигатьсякпоставленнойцели;

—планировать достижение целей через решение ряда последовательныхзадаччастногохарактера;

—выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебныхижизненныхситуациях;

—самостоятельносоставлятьалгоритмрешения задачи (илиегочасть),выбиратьспособрешенияучебнойзадачисучётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемыевариантырешений;

—делатьвыборибратьзанегоответственностьнасебя.

    1. Самоконтроль(рефлексия):

—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

—даватьадекватнуюоценкуучебнойситуацииипредлагатьпланеёизменения;

—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимсяобстоятельствам;

—объяснять причины достижения (недостижения) результатовдеятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждатьих,даватьоценкуприобретённомуопыту.

    1. Эмоциональныйинтеллект:

—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себяи других людей, использовать возможности музыкального искусствадлярасширениясвоихкомпетенцийвданнойсфере;

—развивать способность управлять собственными эмоциями иэмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения, публичного выступления;

—выявлятьианализироватьпричиныэмоций;

—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируякоммуникативно-интонационнуюситуацию;

—регулироватьспособвыражениясобственныхэмоций.

    1. Принятиесебяидругих:

—уважительно и осознанно относиться к другому человеку иегомнению,эстетическимпредпочтениямивкусам;

—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаруженииошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшениярезультатовдеятельности;

—приниматьсебяидругих,неосуждая;

—проявлятьоткрытость;

—осознаватьневозможностьконтролироватьвсёвокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Врезультатезанятийхоровымпениемшкольникинаучатся:

—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать всовместномпениимузыкальныйобраз,передаваячувства,настроения,художественноесодержание;

—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла,уметь погружаться в музыкальный образ, идентифицироватьсебя с «лирическим героем» музыкального произведения (поВ.Медушевскому);

—осознаватьмировоезначениеотечественноймузыкальнойкультуры вообще и хорового исполнительства в частности,чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественногохоровогоискусства;

—петьвхоре,ансамбле,выступатьвкачествесолиста,исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров,ссопровождениемибезсопровождения,одноголосныеимногоголосные;

—исполнять русские народные песни, народные песни своегорегиона,песнидругихнародовРоссииинародовдругихстран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современноймузыки;

—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкальноготворчества,чувствоватьединениесдругимичленамихоровогоколлективавпроцессеисполнениямузыки;

—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов,выполнятьуказаниядирижёра;

—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона(наматериалеизученныхмузыкальныхпроизведений);

—выступатьпередпубликой,представлятьнаконцертах,праздниках,фестиваляхиконкурсахрезультатыколлектив-ной музыкально-исполнительской, творческой деятельно-сти, принимать участие в культурно-просветительской общественнойжизни.

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ(ПОГОДАМОБУЧЕНИЯ)

2-йгодобучения

    1. Выразительноиосмысленноисполнятькаждуюфразу,интонацию,стремитьсяксозданиюхудожественногообразапесни;

    2. чисто интонировать, петь в унисон в диапазоне с1– es2,негромко (динамика p-mf), округлым, полётным звуком, ис-пользуя мягкую атаку; овладеть приёмами звуковедения legato,nonlegato,staccato;

    3. исполнять несложные (одноголосные, диатонические,с элементами движения мелодии по звукам аккордов и незначительнымколичествомскачков,среднимипопротяжённостимузыкальными фразами) песни детского репертуара различногохарактера,втомчислепесни-диалоги,одноголосныепеснис элементами скрытого двухголосия, с сопровождением иa capella, в куплетной, простой одночастной и двухчастнойформе;

    1. укреплять навыки певческой установки, самостоятельноконтролировать её во время пения (в том числе следить за положением подбородка, головы, сохраняя вертикальное положениегортани);

    2. овладеть навыками правильного дыхания; во время пения дышать, не поднимая плеч, уметь делать мягкий бесшумный вдох через нос, постепенный выдох на всю протяжённостьмузыкальнойфразы;

    3. освоитьприёмывокальнойорфоэпии:тянутьгласныезвуки, чётко замыкать согласные; уметь проговаривать в ритметекстпеснитихо,ноактивно;

    4. понимать дирижёрские жесты, выполнять указания дирижёра(ауфтакт,дыханиемеждуфразами,изменениегромкости и характера звучания), вместе с учителем использоватьвысотноетактирование;

    5. понимать значение распевания, слуховых, ритмических,интонационных упражнений; сознательно стремиться к совершенствованиюсвоихисполнительскихуменийинавыков;

    6. уметь прохлопать пульс, ритм по нотной записи, исполнять остинатный ритмический рисунок (хлопками или на простых ударных инструментах) одновременно с пением вокальнойпартии;пользоватьсяритмослогами;

    7. петь мелодии разучиваемых произведений, краткие попевкисопоройнанотнуюзапись;узнаватьсрединотныхпримеровизученныепесни,попевки,интонации;

    8. ориентироватьсявэлементахнотнойграмоты:нотыпер-войоктавы,длительности(четверть,восьмая,половинная,нотасточкой,пунктирныйритм),знакиальтерации(диез,бемоль, бекар), музыкальный размер (2/4, 3/4) такт, тактоваячерта,лига,акцент,дыхание;

    9. понимать значение понятий и терминов: фраза, мотив,мелодия, аккомпанемент, ритм, музыкальный размер, музыкальная форма, куплет, запев, припев, вступление, регистр,лад,темп,тембр,динамика,фольклор;

    10. различать на слух: мажор и минор; количество одновременнозвучащихзвуков(1—2—3),мажорноетрезвучие,интонацию чистой кварты, октавы; направление движения мелодии(вниз, вверх, на месте), его характер (поступенное, скачкообразное);

    11. отражать в различных формах двигательной активностиосвоенныеэлементымузыкальногоязыка,закономерностизвучания(звучащиежесты,двигательноемоделирование,при-ём «рука — нотный стан», ручные знаки и др.), в том числеследитьпонотнойзаписизанаправлениемдвижениямелодиии отображать его соответствующими музыкально-пластически-ми средствами (поступенное движение, скачки); петь с одно-временнымтактированиемнадве,тридоли;

  1. приниматьучастиевтеатрализованномисполненииразучиваемыхмузыкальныхпроизведений; иметьопытвыступлениясхоромвсвоёмидругихобразовательныхучреждениях;

  2. количественные показатели для различной интенсивностиучебнойнагрузки:

Принагрузке(академическихчасоввнеделю)

Количествоосваиваемыхэлементовучебногосодержания(неменее)

Освоитьупражнения,попевки(количество)

10

Исполнятьпеснинаизусть(количество)

12

Участвоватьвконцертныхвыступленияхколлектива(числораз,неменее)

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Занятия хоровым пением проходят в форме репетиций и концертных выступлений. Повседневный репетиционный процесснаправлен на выработку основного комплекса вокально-хоровых навыков у всех участников хорового коллектива, освоениерепертуара,формированиесопутствующихзнаний,умений,навыков. Однако без выступлений перед публикой деятельностьхорового коллектива теряет значительную часть своего образовательного и воспитательного потенциала. Поэтому сами концерты и подготовка к ним являются неотъемлемой частью календарно-тематическогопланирования.

Концертные выступления являются, с одной стороны, мотивирующим фактором регулярных репетиционныхзанятий,с другой — их результатом, творческим итогом. Выступленияхоровогоколлективапередродителями,наобщешкольныхпраздниках, на городских смотрах и конкурсах позволяют детям прожить особые ситуации творческого волнения и коллективного успеха. Это эмоционально насыщенный психологическийопыт,связанныйсвысокимчувствомответственности,объединения усилий со своими товарищами ради достиженияобщегоуспеха.

Посути,каждоевыступлениехоровогоколлективанасцене —этоосуществлениеоригинальноготворческогопроекта(исполнение конкретной концертной программы), который реализуется по тем же законам, что и другая проектная деятельность — через подготовку проекта, его публичное представлениеипоследующуюоценкурезультатов.

Основурепетиционногопроцессасоставляетработанадпевческимрепертуаром.Поэтомувыбормузыкальныхпроизведенийдляразучиванияявляетсяключевымфакторомуспехадеятельности любого хорового коллектива. Произведения,включаемыеврепертуархора,должныотвечатькритериямдоступности(каквпланевокально-хоровыхнавыков,таквпланеобразногосодержания),художественности.Песни,которыеисполняютшкольникинахоровыхзанятиях,должныимнравиться,вызыватьположительный эмоциональный отклик.Всоответствиисмодульнойструктуройпрограммыпо«Музыке»врепертуар выдерживаетсясодержательныйбалансмеждуследующимипластамимузыкальныхпроизведений:

—музыкарусскихизарубежныхкомпозиторов-классиков;

—обработки народных песен (русских; своей республики, края;другихнародовРоссииимира);

—песни современных композиторов (в том числе песни из популярныхмультфильмов,кинофильмов,мюзиклов).

Напрактикеподготовкакосвоениюконкретногонавыка,усвоению тех или иных терминов и понятий может начинатьсязаранее—ещёдотого,какданнаятемапоявляетсявграфе

«Тематическийблок/раздел».Закрепление, совершенствование и проработка навыков и понятий также может продолжаться столько, сколько будет необходимо для их устойчивого формирования.Указанноеразделениепочасамявляетсяусловными призвано показать пропорции распределения учебного времени между различными дидактическими единицами, элементами содержания. В реальном учебно-воспитательном процессенесколько тематических блоков могут и должны присутствоватьнакаждомзанятии,позволяяобучающимсяосваиватьритмические,мелодические,выразительныеииныесторонымузыкивнеразрывномединстве.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

2-йгодобучения

Тематическийблок/раздел

Кол-во

часов

34

Основноесодержание

Основныевидыдеятельностиобучающихся

Прослушивание

2

Индивидуальноепрослушивание.Определениеактуальногоуровнявокально-хоровыхданных: диапазон,примарнаязона,устойчивость интонации,ладовоеиритмическоечувство

Пениепопевок,краткихмелодий.Повторениефрагментовпесен,выученныхвпрошломгоду.

Повторзаучителемпредложенныхинтонаций,мелодий,ритмов

«Реприза»после «паузы»

2

Повторениепройденноговпрошлом учебном году:правилапения,дыхания,певческаяустановка,дикция.Дирижёрскийжест.Актуализациязнакомыхупражнений,распеваний. Пение любимых песен. Обсуждениетворческихплановнапредстоящийучебныйгод

Игры-соревнованиянаобъёмиточностьвоспроизведенияупражнений,распеванийпрошлогогода.

Работасэлементаминотнойзаписи,фрагментамистихотворноготекста.

Дидактическиеигры

«Зеркало», «Испорченныйтелефон», слуховые игрынаразличениеинтонаций,допеваниефразыит.д.

Распевание—хороваязарядка(новый комплексупражнений)

1

Дыхательные и артикуляционныеупражнения,скороговорки.

Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящеммелодическом движениивограниченномдиапазоне.Распевания,состоящиеиз3—4—

5звуков(втомчислефрагментызвукоряда,движениямелодиипозвукам мажорного трезвучия,сочетанияступенейV—VI—III—I).Вокальныеупражнениянаслоги«лё», «мо», «ма», «му». Выстраивание унисона. Повторениеизакреплениепонятий:попевка,legato,nonlegato,звукоряд,фраза,мотив,мелодия,аккомпанемент

Разучиваниеновыхупражненийираспеваний.Самоконтрольтелесныхпроявленийикачестваработыпевческогоаппарата.

Формирование«купола»,округлогоположениярта, контрольсвободногодвижениявоздухачерезгортань.ВпеваниеинтонационныхоборотовнаосновеV—VI—III—Iступенеймажорноголада.

Обсуждение критериевхорошегопения.Самоконтрольивзаимоконтролькачества певческого звукана основе предложенныхкритериев.

Выполнениеупражненийпорукедирижёра.Пениенаслухипонотам,нагласныйзвук,наслог,сназваниемнот.Терминологическиеигры,звучащиетесты.

Записиновыхраспеванийвтетради

Музыкальныйслух

2

Слуховые игры на различениеколичестваодновременнозвучащихзвуков,мажора/минора,типа(поступенно,скачками)инаправления(вверх,вниз)движениямелодии.Ритмическиеиинтонационныеупражнениявдвухдольномитрёхдольномметре.

Повторениеизакреплениепонятий:нисходящее/восходящеедвижениемелодии,поступенноедвижениемелодии,скачки

Определениенаслух,называниеосваиваемыхтеоретических элементов,ихузнаваниенаматериале знакомыхиновыхпесен.Сольфеджирование,проговариваниесритмослогами.Высотноетактирование,пениеполесенке,поруке(рука—нотныйстан),показдвижениямелодииспомощьюручныхзнаков.

Записьвтетради.Элементыслуховыхдиктантов

Acapella

2

Пениебезсопровождения.Распевания,народныепопевкиипесниacapella.Красотаиособаятемброваяокрасказвучанияхорабезсопровождения

Слушание,просмотр, аудио-ивидеозаписейвыступленийпрофессиональныхидетскиххоровacapella.Определениенаслухтипазвучания(синструментальнымсопровождениемилиacapella).

Освоениенавыковпенияacapella.Концентрациявниманиянаумениислушатьдругдруга,выстраиватьунисон,сливатьсяголосамивединыетембридинамикузвучанияхора.

Разучиваниепроизведений acapella

Музыкальная грамота

1

Понятия:ступенилада,тоника,трезвучие,лад,мажор,минор,интервал,консонанс,диссонанс,такт,тактоваячерта

Пениепоручнымзнакам,спомощью лесенки. Дидактическиеигрыпоопределениюэлементовнаслухипонотам. Узнавание,называниеэлементовнотнойграмоты в песнях, попевках(знакомыхиновых). Вокальныеимпровизации—допетьфразудотоники.Ритмизациястихотворныхтекстов

Рождество

4

Музыкавжизничеловека.Кругрождественскихобразов (зима, волшебство,ожиданиечуда).Интонациивыразительные и изобразительные. Распевание слогананесколькозвуков.Штрихиlegatoиnonlegato

Разучиваниенародныхрождественских песнопенийacapellaи/илипроизведенийссопровождениемсовременныхкомпозиторов,посвящённых рождественскойтематике.Работанадзвукоизвлечениемlegato иnonlegato.

1

Репетициякконцерту

Построение,выходи уходсосцены,поклон.Объявлениеномеров.Созданиесценическогообразапесни(движение,элементыкостюма,использованиепростыхмузыкальныхинструментов(треугольники,бубенцы,колокольчикиит.п.)

1

Рождественскийконцерт

Выступлениепередучащимися МБОУ «Школа № 25 г. Енакиево»

1-еполугодие

16

Музыкальныйразмер

2

Понятиемузыкальногопульса,метра.Сильныеислабыедоли.Двухдольныйитрёхдольныйметр.

Музыкальныеразмеры2/4и 3/4. Обозначениев нотах.

Определение на слух.Новыепесниипопевкивдвухдольномитрёхдольномразмере

Разучивание,исполнениепесенвразмерах2/4и3/4.Дирижированиена2/4и3/4.Анализмузыкальногоразмеразнакомыхпесенипопевок,мелодическаяиритмическая импровизацияна2/4и3/4.

Записьвтетради.Элементыслуховыхиритмическихдиктантов

Мойголос

1

Индивидуальноепрослушиваниеобучающихся.

Определениеактуальногодиапазона,зоныближайшегоразвития,знаниявыученныхпроизведений.

Индивидуальныерекомендациипедагогакаждомухористу

Пение выученных песен ипопевок.Демонстрацияуровняовладениянавыка-мипевческойустановки,дыхания, знания элементовнотной грамоты, слуховыхпредставлений.

Ведениететрадипохору.Фиксациясвоих«музыкальныхдостижений»

Нашкрай

3

Фольклорсвоегокрая,песнирусскихклассиковисовременныхкомпозиторовоРодине,роднойприроде

Исполнениефольклорныхпопевокипесенacapella,песенсовременныхкомпозиторовссопровождением.

Творческоезадание—сочинениестихотворения,песниосвоёмкрае,роднойприроде

Музыкальнаяграмота

2

Повторение известныхэлементов. Освоение изакреплениеновых.

Понятиелада,ступениладаI—III—V—VI—VII.

Мажориминор.Тоника.Метриритм.Размер2/4и3/4.Длительности:целая,половинная, половинная сточкой,четверть,восьмая,паузычетвертнаяивосьмая.Интервалы:кварта,октава

Сольфеджированиепонотам,слуховойанализиразборнотноготекстазнакомыхпесенипопевок.Импровизация—допеваниедотоникинезавершённыхмотивов.

Хоровоесольфеджио,работаснагляднымиматериалами.Дидактическиеигры,направленныенаразличение,пониманиеэлементов нотного письма,интонационныхкомплексов,ритмическихрисунков.Элементы слуховых диктантов

Народнаямузыкавтворчестверусскихкомпозиторов

4

Музыкавнародномстиле,обработкинародныхмелодий.Сочиненияотечественныхкомпозиторовнанародныетексты

Разучиваниеразнохарактерныхмузыкальныхпроизведений. Работа надвыразительностьюисполнения,анализэлементов музыкальногоязыка.Совершенствованиевокально-хоровыхнавыков(чистота интонации,красотатембра,динамическоеразвитиеобраза)

Звонкоелето

3

Музыкавжизничеловека.Песниолете,каникулах,детскихиграхиразвлечениях. Образы счастливогодетства, родной природы,музыкальныепортретыипейзажи.

Средствамузыкальнойвыразительности:темп,регистр,динамика,характердвижениямелодии,ритмическийрисунок.

Нотнаязаписьразучиваемых мелодийипопевок

Разучивание песен, посвящённыхлетнейтематике.Анализнотноготекстаразучиваемыхпесенсопоройнаизученныеэлементынотнойграмоты.

Творческаяинтерпретацияпесен:элементысценическогодвижения,театрализации,использованиепростыхмузыкальныхинструментов,визуальныхэффектов(ИКТсопровождение)

1

Репетициякконцерту

Построение,выходиуходсосцены,поклон.Правилаповедениязасценой.

Элементы сценическогодвижения,театрализация

1

Отчётный концерт «Даздравствуют,каникулы!»

Выступлениепередродителями,передучащимися МБОУ «Школа № 25 г. Енакиево»

1

Резервныечасы

2-еполугодие

18

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков,репертуар,методика.—М.,2005.

Альбова Е., Шереметьева Н. Вокально-хоровые упражнениядля начальной школы. — М.; Л.: Государственное музыкальноеиздательство,1949.

Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб.статей.—М.,1953.

Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонацияистрой/Сост.Б.Э.Биринская.—Л.,1977.

ГембицкаяЕ.Я.Изопытаработысхоромучащихсясреднейшколы.—М.,1960.

Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьномхоре.Вып.1:1—4классы.—М.,1964.

Добровольская Н. Н. Орлова Н. Д. Что надо знать учителюодетскомголосе.—М.,1972.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. —СПб.,1997.

ЖивовВ.Л.Хоровоеисполнительство:Теория.Методика.

Практика.—М.,2003.

Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующимиучащимися первого класса // Музыкальное воспитаниевшколе.Вып.11.—М.,1976.

Лукашин А. М., Перепелкина А. Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. — М.,1964.

Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. — Л.: Музыка,1966.—87с.

Никольская-БереговскаяК.Ф.Русскаявокально-хороваяшкола: От древности до XXI века: учебное пособие для студентоввысшихучебныхзаведений.—М.,2003.

Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в обще-образовательнойшколе.—Л.,1972.

ОсенневаМ.С.,СамаринВ.А.,УколоваЛ.И.Методикара-боты с детским вокально-хоровым коллективом: учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. —М.,1999.

Распевание в школьном хоре / Сост. Н. Добровольская. — М.:Музыка,1969.—90с.

РачинаБ.С.Распеваниевдетскомхоре.210упражнений[Ноты]:учебно-методическоепособие.—СПб.:Композитор,2016.—104с.

РачинаБ.С.Технологиииметодикаобучениямузыкевобщеобразовательнойшколе.—СПб.:«Композитор,2007.—С.103.

СадовниковВ.И.Орфоэпиявпении.—М.,1952.СоколовВ.Г.Работасхором.—М.,1983.

СтрувеГ.А.Музыкадлявсех.—М.,1978.СтрувеГ.А.Хоровоесольфеджио.—М.,1986.СтрувеГ.А.Школьныйхор.—М.,1981.

СтуловаГ.П.Развитиедетскогоголосавпроцессеобученияпению.—М.,1992.

СтуловаГ.П.Теорияипрактикаработысдетскимхором.—М.,2002.

Яковлев А. С. Физиологические закономерности певческойатаки.—Л.,1971.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса подойдет для закрепления знаний музыкальной терминологии; основных тем музыкальных произведений, развития способностей детей работать в группе, позволит разнообразить учебный процесс.
0 ₽
Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса подойдет для закрепления знаний музыкальной терминологии; основных тем музыкальных произведений, развития способностей детей работать в группе, позволит разнообразить учебный процесс.
0 ₽
Данная контрольная работа позволяет определить качество знаний учащихся по музыке, установить степень усвоения ими учебного материала в конце года. На выполнение задания отводится 45 мин. Учащиеся выполняют задания путем выбора правильного ответа и его записи для тестовых заданий закрытого типа (например, 1А; 2В; 3Б и т.д.); записи пропущенного слова в тестовых заданиях открытого типа; решения анаграммы. Контрольные работы содержат 12 заданий, которые разделены на 3 уровня сложности
0 ₽