Трудись, чтобы в твоей душе
не умерли те крошечные искры небесного огня,
что зовутся совестью,
Джордж Вашингтон
Творческое задание «Разговоры с совестью»
Попросить детей подумать и перечислить, для чего человеку нужна совесть. :Совесть:
Когда ты впервые появилась в человеке?
Что в человеке тебе больше всего не нравится?
Расскажи о людях, которыми ты гордишься.
Можешь ли ты повлиять на человека, который о тебе забывает?
Как научиться не забывать про тебя?
Что с тобою происходит, когда твой хозяин спит?
Как ты можешь помочь своему хозяину? и т.д.
Затем представители от групп по очереди зачитывают свои интервью. Из работ детей составляется книга: «Разговоры с совестью».
Вопросы и задания для беседы:
Для чего нужна совесть?
Что значит, когда о ком-то говорят, что этот человек не в ладах со своей совестью?
Про какого человека говорят, что у него зеркальная совесть?
Каким должен быть человек, чтобы его совесть была спокойна?
Если бы у людей не было совести, они стали бы счастливее?
Как чистая совесть может наградить человека?
Почему совесть часто называют врачом или наставником человека? Чувствовали ли вы когда-нибудь, что ваша совесть учит или лечит вас?
Может ли совесть человека быть его внутренним судьей?
Каким золотым правилам учит человека его совесть?
Прочитайте сказку:
НАЗВАННЫЙ ОТЕЦ
Украинская сказка
Остались три брата сиротами — ни отца, ни матери. Ни кола, ни двора. Вот и пошли они по селам, по хуторам в работники наниматься. Идут и думают: «Эх, кабы наняться к доброму хозяину!» Глядь, старичок идет, старый-старый, борода белая до пояса. Поравнялся старик с братьями, спрашивает:
— Куда, детки, путь держите? А они отвечают:
— Наниматься идем.
— Разве у вас своего хозяйства нету?
— Нету, — отвечают. — Кабы нам добрый хозяин попался, мы бы честно у него работали, слушались и как родного отца почитали.
Подумал старик и говорит:
— Ну что ж, будьте вы мне сынами, а я вам — отцом. Я из вас людей сделаю — научу жить по чести, по совести, только слушайтесь меня.
Согласились братья и пошли за тем стариком. Идут темными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, такая нарядная, беленькая, пестрыми цветами обсаженная. А около — вишневый садик. А в садике — девушка, пригожая, веселая, как те цветики. Поглядел на нее старший брат и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жены! Да коров да волов побольше!
А старик ему:
— Что ж, — говорит, — пойдем свататься. Будет у тебя жена, будут у тебя и волы и коровы — живи счастливо, только правды не забывай.
Пошли они, посватались, отгуляли веселую свадьбу. Сделался старший брат хозяином и остался с молодой женой в той хатке жить.
А старик с младшими братьями пошел дальше. Идут они темными лесами, широкими полями. Идут, идут и видят — хатка стоит, хорошая, светленькая. А рядом пруд. У пруда мельница. И пригожая девушка возле хатки что-то делает — такая работящая. Средний брат посмотрел на нее и говорит:
— Вот бы мне эту девушку в жены! А в придачу мельницу с прудом. Сидел бы я на мельнице, хлеб молол — был бы сыт и доволен.
А старик ему:
— Что ж, сынок, будь по-твоему!
Пошли они в ту хату, высватали девушку, отгуляли свадьбу. Теперь средний брат остался с молодой женой в хате жить.
Говорит ему старик:
— Ну, сынок, живи счастливо, только правды не забывай.
И пошли они дальше — меньшой брат и названый отец. Идут они, смотрят — бедная хатка стоит, и девушка из хатки выходит, как зорька пригожая, а таково-то бедно обряженная — прямо латка на латке. Вот меньшой брат и говорит:
— Ежели бы мне эту девушку в жены! Работали бы мы — был бы у нас хлебушек. Не забывали бы мы и про бедных людей: сами бы ели и с людьми делились.
Тогда старик и говорит:
— Добро, сынок, так и будет. Только гляди, правды не забывай.
Оженил и этого, да и пошел себе путем-дорогою.
А братья живут. Старший так разбогател, что уж и дома себе строит и червонцы копит — только о том и думает, как бы ему тех червонцев побольше накопить. А чтоб бедному человеку помочь, об этом и речи нет!
Средний тоже разжился: стали на него батраки работать, а сам он только лежит да распоряжается.
Младший живет потихоньку: коли что дома заведется, с людьми поделится, а нет ничего, и так ладно — не жалуется.
Вот ходил, ходил названый отец по белу свету, и захотелось ему посмотреть, как-то его сыны живут, с правдою не расходятся. Прикинулся он старцем убогим, пришел к старшему сыну, ходит по двору, кланяется низко, приговаривает:
— Подайте старику убогому на пропитание от щедрот ваших!
А сын отвечает:
— Не такой ты старый, не прикидывайся! Захочешь — заработаешь! Я сам недавно на ноги встал.
А у самого от добра сундуки ломятся, дома новью понастроены, товару полны лавки, хлеба полны закрома, денег несчетно. А милостыни не дал! Ушел старик ни с чем. Отошел, может, с версту, стал на пригорок, оглянулся на то хозяйство да на то добро — так все оно и запылало!
Пошел он к среднему брату. Приходит, а у того и мельница, и пруд, и хозяйство хорошее. Сам у мельницы сидит. Поклонился дед низехонько и говорит:
— Дай, добрый человек, хоть горстку муки! Я убогий странник, нечего мне есть.
— Ну да,— отвечает, — я еще и себе не намолол! Много вас тут таких шатается, на всех не напасешься!
Ушел старик ни с чем. Отошел немного, стал на пригорок, оглянулся,— так и охватило ту мельницу дымом-пламенем!
Пришел старик к меньшому сыну. А тот живет бедно, хатка маленькая, только что чистенькая.
— Дайте, — говорит старик, — люди добрые, хоть корочку хлебца! А меньшой ему:
— Иди в хату, дедушка, там тебя накормят и с собой дадут.
Приходит он в хатку. Хозяйка поглядела на него, видит — он в лохмотьях, обтрепанный, пожалела его.
Пошла в клеть, принесла рубаху, штаны, дала ему. Надел он. А как стал он эту рубаху надевать, увидела хозяйка у него на груди большую рану. Усадила она старика за стол, накормила, напоила. А тогда хозяин и спрашивает:
— Скажи, дедушка, отчего у тебя на груди такая рана?
— Да, — говорит, — такая у меня рана, что от нее скоро я помру. Один день мне жить осталось.
— Экая беда! — говорит жена. — И нету от этой раны никаких лекарств?
— Есть, — говорит, — одно, да только его никто не даст, хоть каждый может. Тогда муж говорит;
— А почему же не дать? Скажи, какое лекарство?
— Трудное! Если хозяин возьмет да подожжет свою хату со всем добром, а пеплом с того пожарища засыплет мою рану, то рана закроется и заживет.
Задумался младший брат. Долго думал, а потом и говорит жене:
— А ты как думаешь?
— Да так, — отвечает жена, — что мы хату другую наживем, а добрый человек умрет и вдругорядь не родится.
— Ну, коли так, выноси детей из хаты. Вынесли они детей, вышли сами. Глянул человек на хату — жалко ему своего добра. А старика жальче. Взял да и поджег. Хата жарко занялась и… пропала. А на ее месте встала другая — белая, высокая, нарядная.
А дед стоит, в бороду ухмыляется.
— Вижу, — говорит, — сынок, что из вас троих только ты один с правдою не разминулся. Живи счастливо!
Тут узнал меньшой сын своего названого отца, кинулся к нему, а его и след простыл.
Вопросы и задания к сказке:
Кого символизирует старик из сказки?
Всегда ли достаток и богатство заставляет людей забыть о совести?
Знаете ли вы богатых людей, живущих по совести?
Если бы вы были волшебником, как бы вы помогли людям не забывать о совести?
Как совестливый человек может отблагодарить своих родителей за заботу?
Как вы думаете, когда люди были более совестливы: раньше или сейчас, и почему?
Прочитайте сказку:
СОВЕСТЬ
(Из ста китайских сказок)
В. Дорошевич
Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена родилась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, думает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цветы, соловей — песни, а звезды — будущее.
В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.
Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.
Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:
— Не видишь, что кругом делается? Время ли с тобой разговаривать?!
Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дотрагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:
— Чего тебе?
— А ты что сегодня делал? — спрашивала Совесть.
— Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!
— А ты подумай.
— Разве вот это…
Совесть уходила к другому, а проснувшийся человек так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.
И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.
Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы другим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.
А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли: «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».
Мудрый правитель даже смеялся над этими мыслями: «Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»
Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бессонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:
— Верну я народу все их деньги, все их земли и все их дома, только пусть Совесть меня оставит в покое. Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:
— Это на него от бессонных ночей безумье напало! Все жалуются:
— И меня «она» бессонницами мучает!
— И меня!
Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:
— Надо у самого мудрого ученого Китая совета спросить. Кроме него никто помочь не может!
Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:
— Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!
Все так и насторожились.
А ученый опять улыбнулся и сказал:
— Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним приходят спрашивать: можно или нельзя.
Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегодня делал?» «А то и делал, что в свитках написано». И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги законами набивать.
Обрадовались тут все. Принялись писать, что человек должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть заплатить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:
«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»
Поворачивались на другой бок и засыпали…
Вопросы и задания к сказке:
Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?
Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?
Какого человека называют совестливым, а какого — бессовестным?
Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?
Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?
Может ли человек вылечить свою совесть, и как?