Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Разработка открытого урока окружающего мира в 4 классе "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Разработка открытого урока окружающего мира в 4 классе "Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси. Задачи: Предметные: 1. Сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; 2. Обсуждать роль создания славянской письменности; 3. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Метапредметные Познавательные УУД: 1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; 2. Уметь объяснять и оценивать прочитанное; 3. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 4. На основе анализа объектов делать выводы; 5. Работать с толковым словарем. Коммуникативные УУД: 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 3. Умение работать в группе, развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с текстом учебника; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные УУД: 1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему, цель, задачи урока; 2. Развивать умение формулировать высказывание на основе работы с материалом учебника; 3. Осуществлять познавательную рефлексию. Личностные: 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Воспитывать интерес к истории своей Родины, расширять кругозор. 3. Проявлять интерес и уважительное отношение к истории и культуре народа.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока

окружающего мира в 4 классе.

Учитель начальных классов

Маркина С.В.

Тема урока: из книжной сокровищницы Древней Руси

Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Задачи:

Предметные:

  1. Сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

  2. Обсуждать роль создания славянской письменности;

  3. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний;

  2. Уметь объяснять и оценивать прочитанное;

  3. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

  4. На основе анализа объектов делать выводы;

  5. Работать с толковым словарем.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  3. Умение работать в группе, развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с текстом учебника; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные УУД:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему, цель, задачи урока;

  2. Развивать умение формулировать высказывание на основе работы с материалом учебника;

  3. Осуществлять познавательную рефлексию.

Личностные:

  1. Формироватьмотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  2. Воспитывать интерес к истории своей Родины, расширять кругозор.

  3. Проявлять интерес и уважительное отношение к истории и культуре народа.

Содержание урока.

Здравствуйте, ребята садитесь!

Ну- ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке.

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Лишь оценку пять.

Сегодня мы с вами будем работать в редакции.

Итак, вы все сотрудники редакции.

А всю работу будут осуществлять отделы:

Отдел писем.

Архивный отдел.

Любознательный отдел.

Творческий отдел.

Исторический отдел.

А кто из вас может сказать, что такое редакция?

Обратимся к словарю Ожегова. (слайд 1)

Давайте вспомним правила работы в группах. (Читают по цепочке) (слайд 2)

  • внимательно слушай товарища,

  • говори по очереди,

  • не перебивай друга,

  • уважай мнение ребят,

  • помоги товарищу, если ему понадобится помощь.

Проверка домашнего задания.

Вотдел писем пришло письмо с просьбой дать определение некоторых понятий на страницах газеты?

Вече - народное собрание.

Посадники - управляющие городом.

Купец – богатый торговец, владелец торгового предприятия.

Ремесленник – человек, который занимается, владеет профессией.

Князь – военный вождь в городе

Бояре – знатные люди, советники и помощники князя.

В письме содержится просьба рассказать о древних русских городах.

И еще в письме содержится вопрос:

- Что обнаружили археологи при раскопках на тер­ритории Новгорода?

- Какое историческое значение для археологов имеет эта находка?

(В чём важность открытия берестяных грамот?)

Постановка проблемы и выход на тему урока.

Работа в редакции начинаем с планёрки, на которой обсуждается план работы на сегодня и ставятся задачи над которыми будем работать.

Давайте вместе выясним тему над которой будем трудиться.

Для этого назовите ваши основные учебные принадлежности.

Молодцы! А кто знает историю возникновения книги?

А подробно мы узнаем о возникновении книг на нашем уроке.

Ребята, а кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Молодцы!

А тема урока звучит следующим образом(слайд 3)

Цель урока вы определите, восстановив предложения. (слайды 4, 5)
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

Какая будет наша с вами задача? ( Ответить на поставленные вопросы)

Чему бы вы хотели научиться?

Сегодня на уроке мы можем НАУЧИТЬСЯ чётко отвечать на вопросы, связанно составлять рассказ, делать выводы.

Узнаем о создателях первой славянской азбуки, письменности на Руси, рукописных книгах, что такое летопись.

Архивный отдел.

Вначале нам предстоит ответить на вопрос: что такое сокровище и сокровищница?

Обратимся к Толковому словарю Ожегова. У вас на столах лежат словари. Найдите значение слова сокровище.

-------- и сокровищница

Спасибо!

Как вы понимаете выражение «книжная сокровищница»?

- А теперь я предлагаю вам обратиться к истокам русской письменности.

Этапы развития письменности

-Что изображено на рисунке?

- Что мы видим на стенах этих пещер?

-Эти рисунки можно было увидеть не только в пещерах, но и на скалах, камнях.

Это было первое письмо. Называется оно пиктографией.

-А что такое пиктография? Ребята, найдите значение слова пиктография.

- Как вы назовете это? (иероглифы)

-Следующим этапом в развитии письменности были иероглифы. (когда каждый знак обозначал одно слово). А что такое иероглифы?

- Возможно ли запомнить все рисунки, обозначающие каждое слово в русском языке. (Высказывания детей)

Решение проблемы, актуализация знаний.

А сейчас мы с вами отправляемся к истокам русской литературы. Туда, где ещё не было того, что мы сейчас с вами имеем - самого великого чуда на свете.

И как сказал великий русский писатель М. Горький: "Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего".

Итак, внимание!

"Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?" - на этот вопрос мы должны будем дать ответ в конце нашего урока.

Мы переходим к следующему этапу «Работа за своим столом».

Каждый должен внимательно послушать информацию, которую подготовил …, ваша задача по ходу слушания заполнить таблицу, которая у каждого лежит на парте. (Приложение 1)

А теперь проверим, как наши отделы справились с выполнением заданий.

Откуда родом Кирилл и Мефодий?

Чем занимались Кирилл и Мефодий?

Кто предложил создать славянскую азбуку?

А почему он решил, её составить?

Как называется созданная братьями азбука?

В каком веке была создана азбука?

Ребята, давайте сделаем с вами вывод: какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в создании письменности?

- Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей, в память о ее создателе.

- Существует два варианта славянской азбуки: глаголица и кириллица.

- А вот какой была глаголица?

На столах у вас лежат листочки с буквами определите как называется каждая из этих букв.

Буква а – в IX веке ее называли «аз».

Буква «бэ», в IX веке ее называли «буки».

Составьте слово «баба», используя старославянские буквы

Проверка по образцу

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году и состояла из 46 букв.

Физкультминутка.

Сотрудники, не кажется ли вам, что мы засиделись в редакции? Давайте немножко отдохнём.

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте – левой, правой,

Раз, два! Раз, два!

Прямо спину вы держите

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите!

Раз, два! Раз, два!

Руки дружно разведите

И на пояс опустите

Шаг на месте раз, два, три.

Плечи шире разверни!

Проведем одну игру

Все присядем скажем «У»

Быстро встанем, скажем «А»

Нам пора уже за дело.

«Расследование»

Человечество создало книги давно. У разных народов они изготовлялись из различных материалов и разнообразного вида.

Так в Египте писали на папирусе, в Греции на пергаменте. В Древнем Вавилоне на глиняных дощечках.

В Древней Руси писали на бересте, о чём свидетельствуют раскопки археологов.

Книг требовалось тысячи. Но человек, который придумал книгу, сумел придумать и подходящий материал для неё.

Им стала бумага. Родиной бумаги является Китай. Секрет изготовления бумаги хранили почти 5 столетий. Лишь в 6 веке о нём узнали японцы. В 751 году близ города Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Именно китайский способ её изготовления стал известен в Европе.

А теперь, отдохнув мы можем провести расследование.

Оно заключается в том, что вам необходимо изучить материал учебника на стр.56 и ответить на следующие вопросы.

«Производственное совещание», на котором вы должны доложить о своей работе. ( Приложение 2)

1. Как называлась запись о важнейших событиях на Руси, как они велись?

(Летопись - записи о событиях по годам: «лето»=год)

2. Какую известную летопись написали в Древней Руси?

(«Повесть временных лет)

3. Кто написал «Повесть временных лет»?

 (Вначале 12 века, написал Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)

4. О чем рассказывает эта книга?

(О восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях; эту книгу считают повестью о начале Руси)

В Древней Руси создавались летописи.

Летопись- описание событий по годам. (Славянское слово «лето» - переводится год)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина»

В конце 11веке - начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

(перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».

1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (над созданием книги трудились несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики)

2. Что использовали для письма в 14 веке?

(На пергаменте. Это выделанная кожа животных.)

3. Какие краски использовали для украшения рукописей?

(Киноварь - краска желто-красного цвета,

охра - краска желтого цвета).

4. Что служило орудием письма? (Гусиным пером)

Как сейчас книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент.
Лист пергамента сгибали пополам, и получались страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.

1. Как украшались книги? (орнаментами и миниатюрами, заставками и концовками)

2. Во что одевали книгу? (В переплет, который делался из досок и обтягивался кожей или тканью)

3. Чем были отделаны переплеты дорогих книг? (Золотом и драгоценными камнями)

4. Почему рукописные книги не всем были доступны? (Они были очень дороги)

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какое множество людей приложило свой труд к её созданию.

Психологическая минутка:

Пускай поднимут правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснутся кончика носа те, у кого есть белый цвет в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто съел сегодня весь завтрак.

Пусть улыбнутся все, у кого есть дома кошка.

Пусть закроют ладонями глаза все, кто живёт на первом или втором этаже.

Командировка «Выбери сам».

А теперь вам предлагается отправиться в командировку и собрать нужную информацию. Для этого вы выбираете одно из заданий, которое находится в конверте. Чтобы ответить на все вопросы вы должны использовать текст учебника. с. 56-57

1. Выясните, почему мы говорим «Красная строка».

2. Что означает выражение « Прочитать книгу от доски до доски»?

3. Почему алфавит в древней Руси называли азбукой?

4. Почему книги созданные во времена древней Руси называют произведением искусства?

Время на подготовку 4минуты.

А теперь прошу отчитаться о проделанной работе в командировке. Слово предоставляется отделам,

Все молодцы. Рабочий день в редакции подходит к концу, давайте подведем итоги.

  1. Какое значение в жизни человека имеет письменность?

  2. "Почему книга - сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством?" - на этот вопрос мы должны будем дать ответ в конце нашего урока.

Д. В жизни человека имеет письменность большое значение, т. к. с помощью письменности накопленные знания передаются от одного поколения к другому.

Д. Благодаря письменности передавались знания, узнаём о важнейших событиях в жизни людей, используя письменность люди могли писать друг другу письма, что позволяло общаться на расстоянии.

Каждый человек должен любить свою Родину. А для этого, прежде всего, необходимо знать её историю. Чем мы сегодня с вами и делали.

А теперь я вам предлагаю поработать над статьей, которую мы поместим в газете. (Приложение 3)

Для этого вы должны прочитать текст и заполнить пробелы .

Д\з с. Составить рассказ о появлении письменности и

о том, кто трудился над созданием книги в древние времена.

Приложение 1

Откуда родом Кирилл и Мефодий?

Чем занимался Кирилл ?

Чем занимался Мефодий?

Кто предложил создать славянскую азбуку?

А почему он решил, её составить?

Как называется созданная братьями азбука?

В каком веке была создана азбука?

Приложение 1

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Чем же Кирилл и Мефодий заслужил такую честь? Почему же Кирилл и Мефодий заслужил такую честь? Почему уже второе тысячелетие помнят о них народы?

Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Салуни. Кирилл (еще его называют Константином) изучал богословие

( религиозное учение) и преподавал философию. Он владел несколькими языками. Мефодий был правителем одной из славянских областей Римской империи. Он поддерживал все добрые начинания брата.

После принятия христианства славяне стали использовать вместо простейших знаков латинские и греческие буквы. Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передавать всех особенностей славянской речи. Вот Кирилл и решил в 9 веке составить славянскую азбуку. В ней было 38 букв. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллицей в память о её создателе.

Приложение 2

1. Как называлась запись о важнейших событиях

на Руси, как они велись?

2. Какую известную летопись написали в Древней Руси?

3. Кто написал «Повесть временных лет»?

4. О чем рассказывает эта книга?

1. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

2. Что использовали для письма в 14 веке?

3. Какие краски использовали для украшения рукописей?

4. Что служило орудием письма?

1. Как украшались книги?

2. Во что одевали книгу? 

3. Чем были отделаны переплеты дорогих книг? 

4. Почему рукописные книги не всем были доступны?

Приложение 3

У славян не было своей письменности, но они уже записывали свою речь с помощью символов. Тогда Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку ___________________на основе греческого алфавита. Позднее ученики Кирилла и Мефодия упростили азбуку и назвали ее _________________(в 863 году) в честь Кирилла.

На Руси записи важных событий велись по годам — из лета в лета. Отсюда и пошло название ______________ – описание событий по годам.

В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах _____________________, который создал первую русскую летопись в 1068г. – «_____________________________________________». Это самая известная летопись Древней Руси. Нестор рассказывал

_______________________________________________________________ ________________________________________________________________. Историки эту летопись считают повестью о начале Руси.

Древние рукописные книги — это настоящее произведение искусства. Над созданием книги работали мастера:

  • _________________

  • _________________

  • _________________

Работа эта была очень кропотливой и долгой.

В Древней Руси писали на бересте и пергаменте.

Для письма использовали черные и коричневые чернила.

Для украшения применяли природные краски:

  • ___________________— краска оранжево-красного цвета,

  • ___________________ — краска желтого цвета.

Писали очищенными птичьими перьями, в основном ____________.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Тема: Названия чисел при вычитании. Цель: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи и читать выражения. Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи и находить значение выражений. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, контролировать и оценивать свою работу и её результат. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять взаимопроверку. Познавательные: уметь выстраивать логическую цепь рассуждений, объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Личностные: имеют определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
0 ₽
Урок презентация проекта Похвальное слово знакам препинания. Планируемые результаты обучения: После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: Личностные: - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения. - Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. - Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин. - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Регулятивные: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД: Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи. Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.
0 ₽
Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси. Задачи: Предметные: 1. Сформировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; 2. Обсуждать роль создания славянской письменности; 3. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Метапредметные Познавательные УУД: 1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; 2. Уметь объяснять и оценивать прочитанное; 3. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 4. На основе анализа объектов делать выводы; 5. Работать с толковым словарем. Коммуникативные УУД: 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. 3. Умение работать в группе, развивать умение слушать товарища, самостоятельно работать с текстом учебника; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные УУД: 1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему, цель, задачи урока; 2. Развивать умение формулировать высказывание на основе работы с материалом учебника; 3. Осуществлять познавательную рефлексию. Личностные: 1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2. Воспитывать интерес к истории своей Родины, расширять кругозор. 3. Проявлять интерес и уважительное отношение к истории и культуре народа.
0 ₽