Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Разработка урока по чтению 1 класс

Разработка урока по чтению 1 класс

Способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества. Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Конспект урока по чтению 1 класс

Тема:Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

Цели:

создать условия для усвоения обучающимися понятия «загадка» как жанр устного народного творчества.

Планируемый результат

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, умение взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.

Межпредметные связи: Окружающий мир

Ресурсы:

Проектор, экран, книги с загадками, корзина, учебник «Литературное чтение для 1 класса. Часть 1 (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос:          

Стоит дом.

Кто в него войдёт,

Тот и ум приобретёт.

Что это?             (Школа.)

- А как вы догадались, что это школа? (Школа – это дом, здание, в котором получают знания, становятся умными.)

- Для чего вы ходите в школу? (Чтобы много знать, чтобы учиться.)

- Человек, узнавая что-то новое, «растёт». Так и вы, каждый день, приходя в школу и узнавая для себя что-то новое, делая открытия, растёте и становитесь взрослее и умнее.

- Как вы открываете новые знания? (Нужно понять, что я не знаю и самому найти способ.)

- Кто из вас готов сегодня открыть для себя новое знание?

     2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- С чего мы начнём наш урок? (С повторения.)

- Что будем повторять? (То, что понадобится сегодня на уроке.)

- Кто из вас может сказать, как называется вид произведения, который я вам сейчас прочитала? (Загадка.)

- Вы знакомы с этим понятием? (Да.)

- Что вы уже можете рассказать о загадке?

(Это произведение относится к устному народному творчеству, загадка – это мудрёный вопрос, в ней содержатся подсказки, намёки на ответ.)

- А откуда мы ещё можем узнать про загадку? Если мы чего-то не знаем, где можно найти информацию?

 (В библиотеках, книгах, интернете, телевизоре, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать.)

- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно найти такое определение загадки: «Загадка – это краткое, иносказательное определение предмета, предлагаемое для разгадки. Что-либо загадочное, возбуждающее любопытство.»

- А  в интернете можно найти информацию из истории загадок:

1)Загадки среди всех жанров народного творчества самые древние. В давние времена они вовсе не были детской забавой. Так забавлялись взрослые. Загадка была сводом знаний и сведений человека о внешнем мире.

2) У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды говорят о том, что не отгадавшие загадку расплачивались жизнью.

3) Существуют поверья о том, что русалки губили людей, не отгадавших их загадок. Вот эти загадки: Да что цветёт без цветка? (Папоротник.) Да что бежит без повода? (Вода.).

4) До 19 века на русской свадьбе подруги невесты «терзали» жениха и его дружка трудными загадками. В избу к невесте не пускали до тех пор, пока не прозвучит правильный ответ.

5) А в русских народных сказках что?... Царевна выходит замуж за того, кто все загадки отгадал.

- Прочитайте загадки, которые вам очень понравились и которые вы дома записали в тетрадь. (3-4 загадки.)

- Молодцы! А кто является автором загадок? (Русский народ.)

- Да, верно. В старину русский народ, а также известные писатели: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, Б.Заходер.

 И ты… если попробуешь… и тебе понравится!

- Вы уверены, что всё знаете о загадках? (Нет, не уверены.)

- А что вы делаете, если чего-то не знаете? (Мы открываем новое знание.)

- Желаю вам успеха в открытии нового знания! Я верю, что у вас всё получится!

- А задание звучит так: составьте загадку.

(Дети на листочках самостоятельно пробуют составить загадку.)

- Все справились с заданием? (Нет.)

3.  Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание нужно было выполнить? (Составить загадку.)

- Кто не смог составить загадку?

- Почему? (Я не знаю, как составлять загадку.)

- У кого получилось составить загадку? Вы можете обосновать, что правильно составили загадку? (Нет, не могу обосновать.)

- Почему? Чего вы пока ещё не знаете? (Мы не знаем правила (алгоритмасоставления загадки).

- Сформулируйте цель урока. (Узнать правила (алгоритм) составления загадки.)

- А как будет называться тема нашего урока? (Загадки.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какое затруднение у вас возникло при выполнении пробного действия?

 (Мы не смогли составить загадку.)

- Что вам поможет в составлении загадок? (Эталон, алгоритм.)

- Что вы сейчас будете делать? (Составлять эталон, алгоритм.)

Д и н а м и ч е с к а я п а у з а (2мин)

5. Реализация построенного проекта.

На доске открывается изображение одуванчика.

- Как вы думаете, что прежде всего нужно сделать? (Выбрать, задумать, загадать предмет.)

Учитель фиксирует на доске 1 пункт эталона: выбрать и загадать предмет.

     Учитель открывает на экране слова-описания: как шарик; колючий; железный; на зелёном стебле; вкусный; как стол; растёт у дороги; можно найти в холодильнике; может разлететься от ветра; если наступишь, укусит.

- Прочитайте данные слова. Какие слова можно отнести к описанию одуванчика? (Как шарик, на зелёном стебле, растёт у дороги, может разлететься от ветра.)

- Как вы думаете, что будет следующим пунктом нашего эталона (алгоритма)? (Подобрать описание загаданного предмета.)

- А можно ли в описании назвать задуманный предмет? (Нет.)

- Почему? (Потому что не надо будет тогда ничего отгадывать.)

Учитель фиксирует 2 пункт эталона: описать предмет, не называя его (внешний вид, назначение, с чем можно сравнить.)

- Послушайте и скажите, что я сделала, используя данные слова?

                                 На зелёной хрупкой ножке

                                 Вырос шарик у дорожки.

                                 Ветерочек пошуршал

                                 И развеял этот шар.

(Вы с помощью этих слов составили загадку.)

- То есть, я, используя слова-описания, составила текст загадки. А какая отгадка у этой загадки? (Одуванчик.)

- Если сказать по-другому, это выбранный и задуманный нами предмет.

Учитель фиксирует 3 пункт эталона: составить текст-загадку ( не обязательно в стихотворной форме.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Давайте применим наш эталон и потренируемся. Откройте учебники чтению на стр.114.

- Какой эталон мы с вами открыли на уроке?

Вспомните правила работы в группе.

(В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.).

Выберите в каждой группе ответственного. Не забывайте о соблюдении правил работы в группе.

 В конце урока мы подведём итог и оценим свою работу в группах.

- 1. Загадайте предмет: зайчика или кошечку.

2. Как выглядит это животное? Подчеркните подходящие слова.

3. Подумайте, что в нём интересного? По каким признакам его легко угадать? Подчеркните их.

4. Из подчёркнутых слов составьте текс загадки. Напишите, что у вас получилось.

- Прочитайте свои загадки. (Дети зачитывают 2-3 загадки.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Пусть каждый из вас загадает какой-либо предмет, находящийся в классе. Опишите его внешний вид и назначение, составьте текст загадки.

- Зачитайте 2 -3 составленных вами описания, а мы попробуем отгадать задуманный вами предмет. (Дети зачитывают.)

Д и н а м и ч е с к а я п а у з а (3мин)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где вы можете применять полученное сегодня новое знание?

(Мы можем составлять и загадывать загадки дома родителям, друзьям. Можно использовать в учёбе: составить загадки к темам по окружающему миру, математике, чтению и т.д.)

- Умение отгадывать загадки, а тем более придумывать и загадывать, всегда было свидетельством мудрости и ума. Можно сказать: загадка – для ума зарядка.

- Как вы думаете, а для вас полезно отгадывать и загадывать загадки? (Да.)

- Чем? (Мы развиваем мышление, память, речь.)

- Посмотрите, что умеют загадки:

1. Поднимать настроение.

2. Расширять кругозор.

3. Развивать речь и любознательность.

4. Помогают стать наблюдательным.

5. Тренируют внимание и память.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какое новое знание вы сегодня на уроке открыли?

 (Мы узнали правила (алгоритм) составления загадки.)

- Какая цель перед вами стояла? (Узнать алгоритм составления загадки.)

- Докажите, что вы достигли поставленной цели.

 (Мы выявили алгоритм составления загадки. Мы смогли применить алгоритм к нашему заданию. Мы смогли составить загадку.)

- А где  вы ещё можете бы потренироваться? (Дома.)

- Дома  попробуйте составить загадку про выбранный вами в классе предмет в стихотворной форме.

- Вы сегодня молодцы! А сейчас оцените вашу работу на уроке.

Если вы на уроке работали активно, сами открыли знание, смогли составить загадку – нарисуйте Смайлика с улыбкой.

Если вы довольны своей работой на уроке, но у вас, по-вашему мнению, не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика со спокойным выражением лица.

А если вы не смогли сами открыть новое знание, ничего не понятно, у вас не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика с грустным выражением лица.

- Поднимите руку те, у кого Смайлик весёлый? Почему?

- Поднимите руку те ученики, у кого Смайлик со спокойным выражением лица? Почему?

- Поднимите руку те, у кого Смайлик нарисован с грустным выражением лица? Почему?

- Если у вас не получилось справиться с заданием, можно ли унывать? (Нет.)

- Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение? (Отнестись спокойно. Улыбнуться и пожелать удачи. Потренироваться).  

Наш урок окончен.

Спасибо вам за урок.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Корригирование мыслительной деятельности через решение заданий и упражнений, развитие логического мышления через выполнения упражнений , зрительного восприятия через работу с проектором, внимания , памяти, развитие глазомера и мелкой моторики рук через письменные работы.
0 ₽
Способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества. Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.
0 ₽
Создать условия для ознакомления с терминами «равенство», «неравенство»; формирования умения сравнивать числа и правильно использовать знаки сравнения «больше», «меньше», «равно»; Продолжать пропедевтику темы «Задача».
0 ₽