Конспект урока по чтению 1 класс
Тема:Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.
Цели:
создать условия для усвоения обучающимися понятия «загадка» как жанр устного народного творчества.
Планируемый результат
Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения отличать загадку от других жанров устного народного творчества.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.
Метапредметные: умение отгадывать и сочинять загадки, анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные: освоение способов работы с книгой; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, группами, умение взаимодействовать в группах, парах; использовать в общении правила вежливости.
Межпредметные связи: Окружающий мир
Ресурсы:
Проектор, экран, книги с загадками, корзина, учебник «Литературное чтение для 1 класса. Часть 1 (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос:
Стоит дом.
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.
Что это? (Школа.)
- А как вы догадались, что это школа? (Школа – это дом, здание, в котором получают знания, становятся умными.)
- Для чего вы ходите в школу? (Чтобы много знать, чтобы учиться.)
- Человек, узнавая что-то новое, «растёт». Так и вы, каждый день, приходя в школу и узнавая для себя что-то новое, делая открытия, растёте и становитесь взрослее и умнее.
- Как вы открываете новые знания? (Нужно понять, что я не знаю и самому найти способ.)
- Кто из вас готов сегодня открыть для себя новое знание?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- С чего мы начнём наш урок? (С повторения.)
- Что будем повторять? (То, что понадобится сегодня на уроке.)
- Кто из вас может сказать, как называется вид произведения, который я вам сейчас прочитала? (Загадка.)
- Вы знакомы с этим понятием? (Да.)
- Что вы уже можете рассказать о загадке?
(Это произведение относится к устному народному творчеству, загадка – это мудрёный вопрос, в ней содержатся подсказки, намёки на ответ.)
- А откуда мы ещё можем узнать про загадку? Если мы чего-то не знаем, где можно найти информацию?
(В библиотеках, книгах, интернете, телевизоре, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать.)
- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно найти такое определение загадки: «Загадка – это краткое, иносказательное определение предмета, предлагаемое для разгадки. Что-либо загадочное, возбуждающее любопытство.»
- А в интернете можно найти информацию из истории загадок:
1)Загадки среди всех жанров народного творчества самые древние. В давние времена они вовсе не были детской забавой. Так забавлялись взрослые. Загадка была сводом знаний и сведений человека о внешнем мире.
2) У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды говорят о том, что не отгадавшие загадку расплачивались жизнью.
3) Существуют поверья о том, что русалки губили людей, не отгадавших их загадок. Вот эти загадки: Да что цветёт без цветка? (Папоротник.) Да что бежит без повода? (Вода.).
4) До 19 века на русской свадьбе подруги невесты «терзали» жениха и его дружка трудными загадками. В избу к невесте не пускали до тех пор, пока не прозвучит правильный ответ.
5) А в русских народных сказках что?... Царевна выходит замуж за того, кто все загадки отгадал.
- Прочитайте загадки, которые вам очень понравились и которые вы дома записали в тетрадь. (3-4 загадки.)
- Молодцы! А кто является автором загадок? (Русский народ.)
- Да, верно. В старину русский народ, а также известные писатели: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, Б.Заходер.
И ты… если попробуешь… и тебе понравится!
- Вы уверены, что всё знаете о загадках? (Нет, не уверены.)
- А что вы делаете, если чего-то не знаете? (Мы открываем новое знание.)
- Желаю вам успеха в открытии нового знания! Я верю, что у вас всё получится!
- А задание звучит так: составьте загадку.
(Дети на листочках самостоятельно пробуют составить загадку.)
- Все справились с заданием? (Нет.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание нужно было выполнить? (Составить загадку.)
- Кто не смог составить загадку?
- Почему? (Я не знаю, как составлять загадку.)
- У кого получилось составить загадку? Вы можете обосновать, что правильно составили загадку? (Нет, не могу обосновать.)
- Почему? Чего вы пока ещё не знаете? (Мы не знаем правила (алгоритма) составления загадки).
- Сформулируйте цель урока. (Узнать правила (алгоритм) составления загадки.)
- А как будет называться тема нашего урока? (Загадки.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какое затруднение у вас возникло при выполнении пробного действия?
(Мы не смогли составить загадку.)
- Что вам поможет в составлении загадок? (Эталон, алгоритм.)
- Что вы сейчас будете делать? (Составлять эталон, алгоритм.)
Д и н а м и ч е с к а я п а у з а (2мин)
5. Реализация построенного проекта.
На доске открывается изображение одуванчика.
- Как вы думаете, что прежде всего нужно сделать? (Выбрать, задумать, загадать предмет.)
Учитель фиксирует на доске 1 пункт эталона: выбрать и загадать предмет.
Учитель открывает на экране слова-описания: как шарик; колючий; железный; на зелёном стебле; вкусный; как стол; растёт у дороги; можно найти в холодильнике; может разлететься от ветра; если наступишь, укусит.
- Прочитайте данные слова. Какие слова можно отнести к описанию одуванчика? (Как шарик, на зелёном стебле, растёт у дороги, может разлететься от ветра.)
- Как вы думаете, что будет следующим пунктом нашего эталона (алгоритма)? (Подобрать описание загаданного предмета.)
- А можно ли в описании назвать задуманный предмет? (Нет.)
- Почему? (Потому что не надо будет тогда ничего отгадывать.)
Учитель фиксирует 2 пункт эталона: описать предмет, не называя его (внешний вид, назначение, с чем можно сравнить.)
- Послушайте и скажите, что я сделала, используя данные слова?
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек пошуршал
И развеял этот шар.
(Вы с помощью этих слов составили загадку.)
- То есть, я, используя слова-описания, составила текст загадки. А какая отгадка у этой загадки? (Одуванчик.)
- Если сказать по-другому, это выбранный и задуманный нами предмет.
Учитель фиксирует 3 пункт эталона: составить текст-загадку ( не обязательно в стихотворной форме.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Давайте применим наш эталон и потренируемся. Откройте учебники чтению на стр.114.
- Какой эталон мы с вами открыли на уроке?
Вспомните правила работы в группе.
(В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.).
Выберите в каждой группе ответственного. Не забывайте о соблюдении правил работы в группе.
В конце урока мы подведём итог и оценим свою работу в группах.
- 1. Загадайте предмет: зайчика или кошечку.
2. Как выглядит это животное? Подчеркните подходящие слова.
3. Подумайте, что в нём интересного? По каким признакам его легко угадать? Подчеркните их.
4. Из подчёркнутых слов составьте текс загадки. Напишите, что у вас получилось.
- Прочитайте свои загадки. (Дети зачитывают 2-3 загадки.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Пусть каждый из вас загадает какой-либо предмет, находящийся в классе. Опишите его внешний вид и назначение, составьте текст загадки.
- Зачитайте 2 -3 составленных вами описания, а мы попробуем отгадать задуманный вами предмет. (Дети зачитывают.)
Д и н а м и ч е с к а я п а у з а (3мин)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вы можете применять полученное сегодня новое знание?
(Мы можем составлять и загадывать загадки дома родителям, друзьям. Можно использовать в учёбе: составить загадки к темам по окружающему миру, математике, чтению и т.д.)
- Умение отгадывать загадки, а тем более придумывать и загадывать, всегда было свидетельством мудрости и ума. Можно сказать: загадка – для ума зарядка.
- Как вы думаете, а для вас полезно отгадывать и загадывать загадки? (Да.)
- Чем? (Мы развиваем мышление, память, речь.)
- Посмотрите, что умеют загадки:
1. Поднимать настроение.
2. Расширять кругозор.
3. Развивать речь и любознательность.
4. Помогают стать наблюдательным.
5. Тренируют внимание и память.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какое новое знание вы сегодня на уроке открыли?
(Мы узнали правила (алгоритм) составления загадки.)
- Какая цель перед вами стояла? (Узнать алгоритм составления загадки.)
- Докажите, что вы достигли поставленной цели.
(Мы выявили алгоритм составления загадки. Мы смогли применить алгоритм к нашему заданию. Мы смогли составить загадку.)
- А где вы ещё можете бы потренироваться? (Дома.)
- Дома попробуйте составить загадку про выбранный вами в классе предмет в стихотворной форме.
- Вы сегодня молодцы! А сейчас оцените вашу работу на уроке.
Если вы на уроке работали активно, сами открыли знание, смогли составить загадку – нарисуйте Смайлика с улыбкой.
Если вы довольны своей работой на уроке, но у вас, по-вашему мнению, не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика со спокойным выражением лица.
А если вы не смогли сами открыть новое знание, ничего не понятно, у вас не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика с грустным выражением лица.
- Поднимите руку те, у кого Смайлик весёлый? Почему?
- Поднимите руку те ученики, у кого Смайлик со спокойным выражением лица? Почему?
- Поднимите руку те, у кого Смайлик нарисован с грустным выражением лица? Почему?
- Если у вас не получилось справиться с заданием, можно ли унывать? (Нет.)
- Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение? (Отнестись спокойно. Улыбнуться и пожелать удачи. Потренироваться).
Наш урок окончен.
Спасибо вам за урок.