Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. "Развитие данных и танцевальности детей на основе классической хореографии"

"Развитие данных и танцевальности детей на основе классической хореографии"

Классический танец, как основа хореографии. Влияние классического экзерсиса на исполнительское мастерство. Методика построение урока классического танца. Основные методы формирования и развития исполнительских навыков на занятиях хореографии

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №15»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА РАБОТЫ

«Развитие данных и танцевальности детей на основе классической хореографии».

Выполнил:

Ушакова Наталья Васильевна

преподаватель МАУДО «ДШИ №15»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3

Классический танец, как основа хореографии…………………………... 4

Влияние классического экзерсиса на исполнительское мастерство….... 6

Основные требования классического танца .…………………………… 10

Методика построение урока классического танца……………………… 13

Понятие танцевальной исполнительской культуры….…………………. 17

Основные методы формирования и развития исполнительских навыков на занятиях хореографии…………………………………………………………… 18

Влияние мотивации детей к занятиям хореографическим искусством .. 20

Заключение………………………………………………………………… 22

Список литературы……………………………………………………….. 23

ВВЕДЕНИЕ

Танцевальное искусство играет значительную роль в развитии гармоничной личности. Танец создаёт положительный настрой, формирует культуру тела, наполняет бодростью и энергией, поднимает жизненный, эмоциональный тонус. Как подчёркивал К. С. Станиславский, «внешняя пластика основана на внутреннем ощущении движения, энергии».

Данные психофизиологии свидетельствуют о теснейшей связи психической и моторной деятельности. На совершенствование психической деятельности существенное влияние оказывает танцевально-пластическое развитие. Понимание механизма происхождения нервных процессов приводит к осознанию возможности совершенствования двигательного аппарата в необходимом направлении.

Вопрос, который рассматривается в данной работе, один из самых актуальных в психологии, педагогике и хореографии сегодня. Это вопрос о развитии способностей ребенка, об его одаренности.

     Подобно тому, как у дерева каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого – потенциалом.

     Естественно, как с ростом дерева растет и набирает мощность его корень, в процессе роста и развития ребенка растет и совершенствуется его общее основание человеческих способностей. И если частные способности формируются преимущественно в том виде деятельности, на которые они ориентированы, то такая интегративная характеристика, как потенциал личности формируется во всех без исключения контактах ребенка со средой.

 Какое же влияние оказывают предметы искусства, а именно классическая хореография, на развитие способностей детей? Сейчас в центре обучения и воспитания должна стоять личность ребенка, его духовный мир, эстетическое совершенство, развитие индивидуальности и его способностей.

Занятия искусством раскрепощает силы каждого ребенка, максимально развивая их соответственно возрастной деятельности, что способствует формированию положительной мотивации к труду, развитию интеллекта, максимальному развитию возможностей учащихся. Развивает также духовные силы, что означает формирование конструктивных способностей, свободного «Я» ребенка.

Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни. Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела».

Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, КАК ОСНОВА ХОРЕОГРАФИИ

Классический танец - одно из главных выразительных средств балетного искусства. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. По определению Л. Д. Блок, «классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры».

Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

На основе системы классического танца были разработаны позиции ног, рук, корпуса, головы, строго ограниченное число групп движений, включающих понятия: сгибать (plie - плие), вытягивать (etendre - этандр), поднимать (releve - релеве), скользить (glisser-глиссе), прыгать (sauter - соте), бросать (elancer - элансе), поворачивать (tourner-турне). В механическом смысле классический танец представляет собой переход из одной позиции в другую при помощи перечисленных движений.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и в дополнительном образовании детей. Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.).

Важнейшей предпосылкой свободного владения телом в танце Ваганова считала крепкую постановку корпуса. От начальных plie, которые она рекомендует изучать обязательно с I позиции, более трудной для начинающих, но зато приучающей к собранности корпуса, ее усилия были направлены на выработку aplomb. В дальнейшем aplomb становится фундаментом для туров и сложных прыжков в allegro.

В своей книге Ваганова нередко подчеркивает, что движение необходимо начинать “из корпуса”, ибо танец “из корпуса” обеспечивает надежную опору и артистическую окраску pas. Об особом внимании, уделяемом epaulement (поворотам плеч и корпуса), свидетельствует то, что на ее уроках нельзя было увидеть подряд двух pas, исполняемых с одинаковым положением корпуса. Выработав у учениц необходимую устойчивость и гибкость, она затем смело вводила в экзерсис различные формы fouette, гепуегей и другие движения, основанные на поворотах корпуса.

Предметом неустанной заботы Вагановой была также правильная постановка рук. О ногах, разумеется, говорить не приходится, ибо любая школа классического танца прежде всего добивается развития выворотности, большого шага, крепости пальцев. Ваганова уделяла не меньшее внимание и рукам. Согласно ее методу, руки должны не только завершать художественный облик танцовщицы, быть выразительными, легкими, “певучими”, но и активно помогать движению в больших прыжках и особенно турах, подчас исполняемых без подготовительного трамплинного толчка, — тут force зависит исключительно от умения владеть руками. Не случайно техника всевозможных вращении усовершенствована Вагановой.

В конечном итоге система Вагановой направлена к тому, чтобы научить “танцевать всем телом”, добиться гармоничности движений, расширить диапазон выразительности.

Классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и тренировки танцовщика, основанной на глубоких анатомических и физиологических закономерностях. Классический танец занимает особое место среди других специальных предметов, являясь фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Преподавание классического танца имеет наиболее глубокие традиции и богатейший опыт, накопленный многими поколениями педагогов. Несомненно, обращение к ним плодотворно скажется на всём учебном процессе.

Система классического танца, это не только педагогический метод, она является неисчерпаемым источником выразительных средств. В ее основу легли движения заимствованные из быта, плясок народов, начиная с древнего времени, но отшлифованные и обработанные.

Воспитание классическим экзерсисом дает подтянутость фигуры, благородность осанки. Пружинность plie дала импульс прыжку. Отличительной чертой классического танца стал порыв ввысь, волевая устремленность движений, усилие задержаться в воздухе сохраняя определенную позу. Эта система формирования существует на протяжении долгого времени.

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ЭКЗЕРСИСА НА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО

В каждом жанре хореографического искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, в результате которой, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его - гармоничными и законченными.

 Занятия классическим экзерсисом предназначены для общего физического развития организма ребенка с целью формирования его готовности к дальнейшим профессиональным занятиям хореографией.

Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца необходимы определённые способности.

Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. Уже на этапе приёма и формирования группы обнаруживаются различные дефекты: избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, которые начинают заниматься хореографией (6-7 лет), имеют различные физические данные: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие прыжка, у всех детей различные анатомические данные.

Физические данные подразделяются на две группы: физические качества и физические способности.

Физические качества - это социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К активной двигательной деятельности допускаться только абсолютно здоровые дети. При поступлении в танцевальные коллективы у детей тщательно проверяют сердце, легкие, зрение, слух, состояние нервной системы, состояние всего костно-мышечно-связочного аппарата.

Физические способности - это относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Например, такие как выворотность ног, гибкость стопы, «балетный шаг», гибкость тела, прыжок, координация движений. Прыжок – один из элементов хореографии, с помощью которого достигается: лёгкость, воздушность, полётность. Координация движений. Координация: нервная, мышечная, двигательная. Нервная координация: чувство ритма, равновесие, осанка и т. п. Мышечная координация – групповое взаимодействие мышц. Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени.

Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов:

- наследственной программы индивидуального развития организма;

- социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).

В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

Существуют такие физические способности и качества, так называемой профессиональной пригодности как выворотность, подъём стопы «балетный шаг», гибкость, сила, координация, выносливость.

Так же важны: пропорциональность сложения тела, стройная, форма ног, гибкая, красивая линия вытянутой ступни – подъем ноги, изящная, пластическая форма рук, осанка.

Среди врожденных природных качеств у ребенка важны и многие другие: чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистичность, творческое воображение, музыкальная и двигательная память, координационные способности.

В основе учебной танцевальной подготовки участников коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его «школа» являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу, не только тренируют тело ребенка, они обогащают его запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на преподавание его необходимо обращать очень пристальное внимание.

Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений.

Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова: «…правильно поставленный корпус - основа для всякого па... Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Поэтому задача классического станка - добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Выполнение танцевальных упражнений «у станка» способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса. С упражнений у станка обычно начинается урок классического и характерного танцев. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также концентрация внимания, то есть качеств, необходимых для исполнителя. Помимо содействия физическому воспитанию исполнителя классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у исполнителей основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев.

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика. Система классического тренажа требует выполнения всех позиций и упражнений с предельно выворотным положением ног. Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Выворотность необходима не только для улучшения техники танца - она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при максимальном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

В экзерсис у станка участвуют основные компоненты танцевальной выразительности - руки, корпус и голова. Поэтому, в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальности всего исполнения. Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук».

Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике.

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения, тренирующие различные группы мышц. Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру и стилю. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки. Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально.

Способность танцовщика двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть aplomb (апломб). В буквальном переводе это понятие означает отвесное положение. Отвес, в танце - устойчивость, которая позволяет танцовщику действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально. Недостаточная устойчивость может прервать, исказить образность и содержание сценического действия, внести в него элемент случайности, дилетантства. Если танцовщик не владеет достаточной устойчивостью, то настоящий творческий процесс окажется для него недоступным, он не сможет выполнять актерские задачи. Овладевая устойчивостью необходимо строго соблюдать все правила техники движения ног, корпуса, рук, головы, которые приняты школой классического танца. Устойчивость в той или иной мере отрабатывается на всех танцевальных дисциплинах.

В постановке корпуса важно доходчиво объяснить исполнителям понятья ось и центр тяжести. Ось – это линия, проходящая от макушки вдоль позвоночника к стопам, вокруг которой исполняются все вращения, повороты, полуповороты, туры. Центр тяжести – это воображаемая точка, в которой вес тела контролируемый.


 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Основными требованиями классического танца являются:

  1. осанка,

  2. гибкость,

  3. выворотность,

  4. рlie,

  5. апломб,

  6. танцевальный шаг,

  7. прыжок,

  8. музыкальность.

Осанка – положение тела во всех проекциях пространства. Зависит не только от анатомо-физических, но и от психологического состояния, от деятельности центральной нервной системы. В свою очередь внутренние органы своей работой зависят от осанки. Основную роль в осанке человека играет не сила мышц, а равномерная, гармоничная нагрузка на все мышцы. Стержень – позвоночник, фундамент – таз, от них зависит основа осанки, но необходимо помнить, что положение ног имеет большое значение.

Опорой тела является скелет и суставо-мышечный аппарат, при помощи которого человек двигается в пространстве. Если этот аппарат окажется недостаточно гибким, то тело танцовщика будет стесненным в движениях, маловыраженным. Гибкость во многом зависит от природных данных, которые следует развивать и укреплять, совершенствовать. Причем важны мягкость и гибкость ног, так как например малая гибкость колена и стопы затрудняет движение ног, особенно в прыжках. Трудно гнущаяся спина не дает возможности исполнять port de bras, позы и т.д. Все это привносит в движение жесткость, корявость, следовательно, травмы. С другой стороны. чрезмерное увлечение «растягиванием», «разворачиванием» бессмысленно, но и то, что дано природой использовать необходимо.

Гибкость – в классическом танце это средство музыкально актерской выразительности. Необходимо постоянно работать над танцевальной гибкостью, уделять внимание точности, пластичности и интонационной музыкальности.

В течение всего курса изучения классического танца на выворотностьее развитие и сохранение, обращается большое внимание. Существуют эстетические и функциональные причины, требующие наличие выворотности у танцовщика. Лишь при выворотном положении ног может создаться наиболее законченный рисунок классического танца, линии которого отвечают законам эстетики. В тоже время особенности функционального характера дают возможность при выворотном положении ног выполнять движения большой амплитуды, чем при невыворотном положении. Без выворотности невозможно правильно и красиво выполнять adagio, заноски т.д.

Выворотность – способ танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра, до кончиков пальцев. Для достижения выворотности необходимо работать и следует следить за тем, чтобы при исполнении упражнений и танцевальных движений, она неизменно сохранялась. Выворотность можно подразделить на:

а) активную – возможность развернуть бедро, колено и стопу за счет внутренней силы мышц.

б) пассивную – дополнение к активной выворотности, подвижность, которую можно использовать, применяя внешние усилия.

Plie – французский термин, означающий приседание: demi – полу, grand – глубокое; и ту эластичность суставо-мышечного аппарата ног, который является необходимым условием подлинного мастерства танцовщиков и танцовщиц. Plie развивает выворотность, устойчивость, координацию, мягкость и эластичность. Оно встречается во всех танцевальных движениях, и его необходимо правильно проучивать.

Способность танцовщика двигаться на сцене уверенно и точно не теряя равновесия, принято называть - апломб. В танце это устойчивость, которая позволяет танцовщику действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально. Снова устойчивости заключается в сохранении вертикальной оси, которая проходит по среди головы и корпуса, и заканчивается на подушечке опорной ноги, когда стоишь на п/п и на пятке, когда стоишь на ступне. Необходимо чтобы ступни ног плотно и равномерно примыкали к полу. Пальцы должны как цепкие щупальца с силой удерживать равновесие, а пятки вжаться в пол. В развитии устойчивости большое значение имеют голеностоп, колено, которые необходимо удерживать в устойчивом положении.

Развивая устойчивость всего тела надо одновременно прививать ученикам умение твердо фиксировать движение, позу.

Классический танец располагает разнообразными приемами перехода с одной ноги на другую в виде самых различных шагов, pas. Танцевальные шаги, т.е. переход с одной ноги на другую применяются как в женском, так и в мужском классе. Они как бы вливаются в понятие апломб, т.к. малейшая потеря устойчивости переходах вносит в танец неуверенность. Переходы можно делать на месте и в продвижении, медленно и быстро, просто и сложно с разнообразным темпом, ритмом и характером. Главное – необходимо следить за правильным переносом центра тяжести тела на новую точку опоры.

Танцевальныешаги

1. pas degage

2. pas tombe

3. pas coupe

4. pas dlisse

5. pas faille

6. pas de bourree

7. pas balabce

8. pas couru

9. temps lie

Pas - шаг, танцевальная форма.

1. Отдельное выразительное движение, исполняется по правилам классического танца.

2. Так могут называть танец в балете (pas de-de).

3. Многочастная форма классического балета.

Наличие танцевального шага у обучающихся является одним из основных требований. Его необходимо развивать, опираясь на природные возможности учащихся, нельзя форсировать высоту за счет выворотности. Шаг и выворотность – единое целое и развивать его нужно начиная с выворотности. Школа классического танца обладает необходимым объемом движений для развития эластичности, свободного и устойчивого шага. Это упражнения как: relevelent, battement developpe, grand battement jete. Фундамент знаний танцовщика закладывается в экзерсисе у станка, где постепенно вырабатывается сила, эластичность мышц, гибкость корпуса, выворотность ног, танцевальный шаг.

Allegro – «от итальянского – веселый, радостный». Часть упражнений классического танца состоят из прыжков. Здесь суммируются и отрабатываются в темпе прыжка все освоенное у станка и середине зала. В темпе прыжка большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного. Прыжок требует максимальной напряженности, всех сил. Перед прыжком исполняется demi plie, в момент прыжка ноги напряжены и выпрямлены, после ноги касаются сначала носком, далее пяткой, заканчивая demi plie. Причем перед прыжком, demi plie толчковое, упругое, а после углубленное, цепкое (необходимо следить за выворотностью прыжка до и после). При исполнении больших прыжков demi plie углубляется. Прыжок состоит из двух составляющих, из самого прыжка или элевации и баллона – способность танцовщика задерживаться в воздухе в определенной позе. Прыжки в классическом танце разнообразны по виду: 1) с двух на две; 2) с двух на одну; 3) с одной на две; 4) на одной ноге; 5) с одной на другую; 6) заноски.

Уметь творчески, вдохновенно танцевать содержанию музыки – значит обладать главным элементом актерского мастерства. Настоящему танцовщику необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить, понимать, увлекаться ею. В учебной работе нужно подвести учащихся к тому, чтобы они стремились выполнять задание музыкально. Поэтому очень важно, чтобы в основе всего курса обучения классическому танцу, на каждом уроке учебное задание лежало осмысленное и живое восприятие музыки. Искусство танцовщика заключается в том, чтобы верно отображать и раскрывать смысл музыки, ее содержание.

Музыкальность – способность к музыке, тонкое ее понимание.

Танцевальность – способность к танцу и тонкое его понимание.

Музыка – искусство, где идеи и чувства выражены ритмически и интонационно организованными звуками. В танце идеи и чувства человека тоже выражаются интонационно и ритмически, но средствами пластики, сценического движения.

Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, т.к. содержание музыкального произведения и сценических действий едины.

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Основная задача классического экзерсиса у станка заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых тренировочных упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно и пластично управлять своими движениями.

Экзерсис у станка носит прежде всего учебный характер. Движения должны так сочетаться в комбинации, чтобы можно было закрепить пройденный материал, дать возможность учащимся грамотно исполнить движения и контролировать своё исполнение. В то же время именно у станка разучиваются новые сложные движения, которые затем составляют основу экзерсиса на середине зала.

Путь постижения основ классического танца идет от простого к сложному, от отдельного движения к самому движению, от танцевальной комбинации к танцу.

Изучение основ классического танца происходит в строгой последовательности. Правильное построение урока имеет большое значение. Каждый урок опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному.

Урок состоит из 4 частей:

1. экзерсис - упражнение у станка и на середине зала

2. adagio – медленно и спокойно

3. allegro - веселый, радостный

4. port de bras – носить руки (port de - носить, bras – руки; аронди – закругленное положение, allonge – удлинение с перегибом корпуса).

Таким образом, с экзерсиса у станка начинается обучение классическому танцу, что и является неотъемлемой его частью. В экзерсисе развивается мускулатура, выворотность, танцевальный шаг, plie, координация, апломб, выразительность и т.д.

Складывается экзерсис из одних и тех же движений (у станка и середине зала).

1. Demi, grand plie - полуприседание, большое приседание.

2. Battement tendu – биение, tendu – тянуть.Вытянутый батман. Движение вытянутой ноги.

3. Battement tendu jete – бросковыйбатман.Бросок вытянутой ноги.

4.Ronddejambeparterre – круг ногой по полу.

5. Battement fondu – «тающий»батман.

6. Battement frappe – ударныйбатман.

7. Rond de jambe en l'ai – круг ногой по воздуху.

8. Petit battement – маленький батман, исполняется на щиколотке ноги.

9. Adagio – медленная часть урока.

10. Grand battement – большой бросковый батман.

Экзерсис у станка содержит много трудных движений, поэтому рекомендуется разогревать мышцы и связки ног до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.

Выработан специальный комплекс упражнений для разогрева ног, основу которого составляют battement tendus в сочетании с battement tendu pour le pied и battement tendu jete, исполняющихся в медленном темпе вначале по I позиции ног, затем по V позиции ног лицом к станку.

Урок начинается с demi plie и grand plie, они сочетаются с различными видами port de bras. Важно включить в работу одновременно и ноги и весь корпус. Demi plie, растягивая aхилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на неё, grand plie растягивает и укрепляет мышцы, работающие на выворотность бедра.

Большое внимание следует уделить тщательной и основательной проработке вattement tendu и battement tendu jete – движениям, вырабатывающим силу ног, эластичность стопы, закрепляющим правильность положения V позиции ног.

Все выполненные упражнения подготавливают мышечный аппарат к проработке rond de jambe par terre. Продолжением rond de jambe par terre является por tde bras с работой корпуса. Здесь в спокойном темпе проверяется и закрепляется правильное, выворотное положение бедра в сочетании с различными перегибами корпуса.

Следующее движение, battement fondu, связано с проработкой одного из основных приёмов классического танца – plie-releve. От правильного исполнения зависит устойчивость во всех позах и положениях в adajio, вращении, качество прыжка.

В battementfrappe важно проследить за абсолютной дотянутостью стопы и резким характером выполнения движения. Неожиданные повороты корпуса в этом упражнении развивают ловкость и координацию.

В rond de jambe en l”air следует хорошо отработать быстрый double rond de jambe, поэтому от спокойного темпа желательно постепенно переходить на быстрый. В этой же комбинации даётся rond de jambe en l”air на 90 градусов.

В adajio включаются простейшие формы releve lent на 90 градусов, developpe, port de bras, исполняемые в медленном темпе и на всей стопе. Далее adajio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90 градусов, переходами из позы в позу и т.п. Темп несколько ускоряется. Если в начале обучения adajio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом и плавные выразительные движения рук, то в дальнейшем используется технически трудные движения, исполняемые, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание подводят итог всесторонней технической подготовке.

Последнее движение экзерсиса у станка – grand battement jete, в котором важно добиться легкого и быстрого броска ноги вверх.

В конце экзерсиса у станка полезно дать комплекс разнообразных растяжек для развития шага и выворотности.

Темп экзерсиса у станка должен быть предельно спокойным. Важно проработать каждое движение, закрепить пройденное, постоянно стремиться и добиваться выворотности и абсолютной правильности исполнения движений. Медленный темп даёт возможность достичь этого.

Но строить весь экзерсис в медленном темпе нельзя. Важно чередование медленного и быстрого темпов, полезно выполнение комбинаций сначала в медленном, затем в быстром темпе.

Не рекомендуется во время экзерсиса у станка делать большие паузы между упражнениями. Это нарушает правильный темп ведения экзерсиса, сводя на нет эффективность исполненных до этого упражнений. Повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения, а также в паузе после окончания экзерсиса у станка.

Первой комбинацией, выполняемой на середине зала, является маленькое adajio. Учащиеся должны проверить свою устойчивость без опоры, особенно в движениях с переходом с одной ноги на другую, подготовить себя к выполнению других, более сложных движений.

Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у станка. Последовательность его, в основном, та же. На середине он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела без помощи палки. Правильное распределение тяжести подтянутого корпуса на двух и одной ноге, ровные бёдра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги – основные условия для овладения устойчивостью.

На середине зала много внимания уделяется отработке вращений. Чтобы вращение стало одним из выразительных средств создания художественного образа, учащийся должен овладеть его техникой. Отрабатывая у ученика вращение с продвижением, следует научить его правильно распределять пространство танцевальной площадки, мысленно вычерчивая линию – прямую, диагональ, круг – и чётко следуя ей при исполнении вращения.

Прыжки – самая трудная часть урока. Всё, что вырабатывается экзерсисом и adajio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию.

Каждый новый прыжок изучается лицом к станку, затем он исполняется на середине зала.

Первые прыжки и прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенным; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими. Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы. Новые прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения. Позднее исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Танцевальная комбинация должна быть не только полезной в учебном плане, она должна развивать художественно-артистическую натуру учащихся, способствовать развитию профессиональной памяти.

В своей работе преподаватель должен придерживаться определённых принципов в построении учебных комбинаций. Вначале рекомендуется сочинять очень простую комбинацию, постепенно от урока к уроку её усложнять, то есть идти от простого к сложному. Когда ученики утомлены, нужно предложить им более лёгкие танцевальные комбинации, т.е. в этом случае идти от сложного к простому.

При сочинении комбинации можно использовать логическое развитие движения.

Нельзя забывать, что постоянное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле. Ученики должны чётко знать, как правильно исполняется каждое движение, а также уметь анализировать возможные ошибки при исполнении. Необходимо постоянно знакомить учащихся с методикой классического танца. Подобный метод обучения, представляющий собой соединение теории с практикой, даёт ощутимые результаты.

Музыкальное сопровождение урока имеет огромное значение. На уроках должны использоваться произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современной музыки. В связи с этим большую роль играет работа концертмейстера и его творческий контакт с преподавателем.

Составляя урок и отдельные комбинации, преподаватель должен исходить не только из метроритмической стороны музыки, но и пластически передать её характер, особенности её формы и структуры. Только в этом случае возможно воспитать в учениках истинную музыкальность.

Таким образом, правила построения урока подчиняются 4 условиям:

1. Последовательность, расстановка движений в различных частях урока;

2. Соразмерность длительности отдельных частей урока;

3. Темп, в котором должен протекать весь урок;

4. Правильное составление комбинированных заданий.

Эти условия связаны между собой и требуют пропорционального соотношения.

ПОНЯТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники.

Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения.

Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по-иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но, наоборот, повышая его до полной кульминации.

Во время учебных занятий необходимо уделять большое внимание работе над корпусом, головой и руками, добиваться выразительности и пластичности исполнения, развивать координацию всех частей тела и овладевать техникой танца, составляющей одно из основных средств актерской выразительности.

В любом из танцев движения головы, корпуса и особенно рук передают характер и особенности танца, внутренне состояние танцующего. Поэтому серьезное внимание необходимо уделять работе над выразительностью движений и главным образом над постановкой и движением рук, над жестом. Жест должен быть, прежде всего, свободным, широким, естественным. Подразделять его следует на три момента: зарождение жеста (его начало), наивысшую точку развития (кульминацию) и окончание. Иногда наивысшей точкой движения может быть и окончание жеста, но во всех случаях он должен быть точным настолько, чтобы можно было проследить все его фазы, особенно начало и конец.

Жест служит одним из основных средств актерской выразительности. Целесообразный и внутренне оправданный жест, дополняя или заменяя слово, помогает ярче раскрыть внутреннее содержание образа и его отношение к совершающемуся действию.

Чтобы овладеть мастерством сценического жеста, прежде всего, необходимо развивать мышцы и суставно-связочный аппарат рук, особенно кистей и пальцев. К. С. Станиславский называл кисти рук «глазами тела».

Чтобы сценический жест танцовщика был выразителен, необходимо развивать двигательный аппарат рук. Это в значительной мере может быть достигнуто средствами классического танца. Речь идёт о развитии выразительности рук при помощи танцевальных упражнений. Будущий актер должен легко и свободно владеть мастерством жеста, творцом которого он будет сам. Следует выбрать те упражнения, которые в наибольшей мере развивают мышцы плечевого и локтевого сустава, запястья и пальцев. Одновременно вырабатывается плавность, легкость, координация движений. Такие упражнения могут быть использованы для разучивания танцев различного жанра.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

В целях эффективности на занятиях хореографическим искусством предлагается применение таких методов как: словесные; практические; наглядные; метод убеждения. Для этого в воспитательных и просветительных целях хорошо применять проблемную методику.Другими словами, эмоциональная умственная и физическая деятельность приобретает более активный характер. Учащиеся активно включаются в творческий процесс. Сочиняют и комбинируют движения, танцевальные комбинации, придумывают для индивидуального исполнения сольные и трюковые элементы. Таким образом, учащиеся могут применить и показать свои знания и умения, а также приобретать новые практические навыки.

Важно поощрять творческую инициативу детей в желании и осуществлении задуманного. И нередко, включившись в творческую хореографическую атмосферу, активно занимаясь с руководителем аналитической работой для грамотного понимания содержательной стороны танцевального искусства, учащиеся выбирают профессию хореографа. Увлекаясь хореографией, они начинают приобретать книги, собирать вырезки и фотографии из газет и журналов с артистами балета, ансамблями, прослушивать музыкальный материал различных направлений, просматривать специальные видеоматериалы и т.п.

Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические – на обучении навыкам хореографии. Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей, и не только в младших классах.

Обучающиеся, как правило, воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют постановку рук, корпуса, головы. По исполнению участников танцевального коллектива или учебного класса можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.

Преподаватель, педагог-хореограф, занимающийся исполнительской подготовкой, ведущий групповой урок или индивидуальные занятия может выстраивать свою работу по-своему усмотрению. Главное, чтобы занятия работали на достижение основной цели обучения – выработке необходимых качеств исполнительского мастерства. К этому относится и развитие необходимой танцевальной координации, и выносливость, и освоение сложных элементов народного танца, и музыкальность исполнения и так далее.

Изучение движений различных танцев, не следует перемешивать или перенасыщать большим их количеством. Следует выбрать основные пять-семь движений, включая в это число и основной шаг или ходы, определяющих основу танца. Учебно-тренировочная работа является основным видом деятельности в приобретении хореографических знаний и навыков, в совершенствовании хореографического мастерства.

Постановочная работа в хореографическом коллективе – это основная деятельность, так как цель его деятельности является создание хореографических постановок, в которых участники демонстрируют приобретенные ими в учебно-тренировочной деятельности навыки и умения. Постановочные работы обязаны удовлетворять трем главным требованиям - идейности, художественности и доступности. При отсутствии хотя бы одного из них постановка не может считаться полноценной. Весь процесс постановки танца предоставляет большие возможности для профессионального роста учащихся. Постановочная работа воспитывает сознательное отношение к изучаемому материалу, дает прочные навыки в области хореографии.

Постановочная и репетиционная работа плавно переходит в концертную деятельность. Концерт – наивысшая форма совершенствования танцевальных навыков коллектива, где участники показывают достигнутые успехи, творческий рост, демонстрируют свои способности и талант в искусстве хореографии.

Каждый педагог, руководитель хореографического коллектива, в зависимости от степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать определенный путь воздействия на участников своего творческого коллектива.

Чаще всего это метод убеждения. Метод убеждения используется не от случая к случаю. Он должен быть целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным. Метод убеждения требует от руководителя и педагога огромного терпения, образованности и тактичного поведения. Дети, к примеру, порой не сразу понимают своего педагога. Это бывает от неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому руководителю необходимо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям при использовании данного метода.

В работе с разными возрастными группами нужно уметь выработать стиль общения, который может строиться на основе общения высоких профессиональных установок педагога: на основе дружеского общения, которое предполагает увлеченность общим делом; иногда при необходимости можно применять авторитарный стиль общения. Комбинирование стилей общения, поможет руководителю держать ситуацию под контролем. Но, ни в коем случае, в общении с подростками нельзя применять методы устрашения и заигрывания.

В работе над формированием и освоением танцевальных навыков используются устоявшиеся проверенные методы:

• методические объяснения, которые включают в себя рассказ о методике исполнения движений;

• так называемый метод «с ноги» и зеркальный метод, стоя лицом к обучаемым;

• выполнение упражнений и движений со слов преподавателя; с использованием методов расклада движений и комбинаций на составные части;

• закрепление изученного материала – изученный танцевальный материал необходимо постоянно закреплять и повторять, иначе освоение танцевальных навыков и умений будет не качественным.

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ ИСКУССТВОМ

В учебном и творческом процессе следует развивать у детей сознательное отношение к выполняемым задачам, добиваясь от учащихся точного понимания своих действий - как сценических, так и танцевально-технических.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, это характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

• мотивационная система личности — общая организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

• мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

• мотивация самоактуализации — высший уровень мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Выделяют два основных типа мотивирования:

• внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату;

• формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Мотивировать человека - означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек, по меньшей мере, должен быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Одним из важнейших условий результативных занятий является психологический микроклимат в коллективе. Руководителю необходимо создать такие условия для занятий, которые позволили бы воспитанникам чувствовать себя раскрепощенно, так как основной проблемой при обучении являются психологические зажимы и "барьеры" и это отмечают многие ведущие специалисты в области хореографии. На групповых занятиях необходимо формировать у детей коммуникативные навыки, которые в дальнейшем помогут им быстрее "акклиматизироваться" в коллективе.

Этот фактор, несомненно, сформирует у ребенка положительные ассоциации, связанные с танцевальными занятиями. При таких условиях ребенок с большим удовольствием будет посещать занятия. Чувство собственной идентичности, самодостаточности и уверенности в своих силах будет результатом выполнения данного условия.

Следующим важным фактором формирования мотивации к занятиям танцами является создание учебной программы, основанной на принципах систематичности, доступности, прогрессивности и т.д.

Разумно выстроенный урок, в частности и программа обучения в целом позволяют воспитывать в детях стремление к дальнейшему развитию. Постепенное усложнение получаемой информации будет способствовать качественному усвоению учебного материала. Хорошо усвоенные базовые принципы хореографии будут стартовой площадкой для становления танцоров высокого класса. Результативность занятий, определяемых новыми танцевальными навыками, выступает, одной из главных мотиваций детей старшего дошкольного возраста.

Детям старшего дошкольного возраста в силу особенностей, характерных для данного возрастного периода, необходимо прививать дисциплину. Эффективным средством достижения этой цели будет являться танцевальная форма, которая приучает ребенка к более требовательному отношению к исполнению различных упражнений, комбинаций и заданий.

Стоит отметить, что вышеперечисленные условия не смогут в течение долгого времени быть эффективными мотиваторами к приобщению детей занятиями танцами. Необходимо на определённом этапе дать возможность ребенку продемонстрировать свои умения окружающим. На начальном этапе, когда у воспитанников появились первые успехи, нужна грамотно разработанная программа выступлений. Она может включать в себя тематические концерты, новогодний праздники, открытый урок, отчетный концерт и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Танцевальный коллектив обладает большим количеством как прямых, так и косвенных факторов формирования мотивации у ребенка к занятиям хореографией. В первую очередь это активный образ жизни, наполненный событиями разного характера: различные конкурсы, фестивали, концерты и другое. Такой стиль жизни эффективно и основательно воспитывает высокомотивированную личность, способную мобилизовать свои возможности для достижения определенных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и, при этом, он подвижен, обладает эмоциональностью и артистизмом, то ему необходимы занятия хореографией. Дети, занимающиеся хореографией, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

«Классический танец» способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Развивает техническое танцевальное мастерство, учит ребенка чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает артистизм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». Учебное пособие - М.: Айрис Пресс, 2001.

  2. Белов М. Эстетическое воспитание средствами хореографического искусства. М.: - 1953.- 46с.

  3. Блок Р. Методические указания в помощь начинающему педагогу. – М., 1972.

  4. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. – Москва: Искусство, 1980. – 192 с.

  5. Васильева Е. Танец. М.: -1968.-248с.

  6. Васильева Т. И. Балетная осанка – основа хореографического воспитания детей. – М. ,1983.

  7. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.: - 2005.-410с.

  8. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы. Л-М.: - 1958.

  9. Костровицкая В, Писарев А. Классический танец. Л.: -1968-264с.

  10. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.: -1981.-262с.

  11. Красовская В. «История русского балета». Учебное пособие. - Л.: Искусство, 1978.

  12. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.: - 1972.-216с.

  13. М. С. Боголюбская. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. – М., 1986.

  14. Методическая разработка «Классический танец»: выпуск 1. – М.: Министерство культуры РСФСР, 1988.

  15. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.: - 1940.-237с.

  16. Нарская Т. Б. «Классический Танец». Учебно-методическое пособие. Челябинская гос. академия культуры и искусств - Ч.: Ризограф, 2006.

  17. Немеровский А. Пластическая выразительность актёра. – М.: Искусство, 1988.

  18. Пасютина В. Волшебный мир танца. М.: - 1985.-223с.

  19. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. / Л.Е. Пуляева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.

  20. Пуртова Т. В., Беликова А. Н. «Учите детей танцевать». Учебно-методическое пособие. Допущено Министерством образования РФ. - М.: Владос, 2004.

  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946г.

  22. Станиславский К.С. Этика [Текст] / К.С. Станиславский. – М., 1981.

  23. Ю. Громова. Работа педагога в детском хореографическом коллективе. – М., 1962.

  24. Ярмолович Л. Классический танец: методическое пособие. – Л.: Музыка, 1986.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сценарий выпускного праздника в школе искусств на дошкольном отделении. Главные герои: Незнайка, Знайка, Кнопочка, Тюбик и ведущая. Учащиеся должны пройти по лабиринтам и выполнить необходимые задания, чтобы помочь Незнайке.
0 ₽
Классический танец, как основа хореографии. Влияние классического экзерсиса на исполнительское мастерство. Методика построение урока классического танца. Основные методы формирования и развития исполнительских навыков на занятиях хореографии
0 ₽