Тимофеева Светлана Сергеевна, учитель английского языка
Место работы: МКОУ «СОШ № 3 г. Алзамай»
Тема: «Развитие креативного мышления на уроках английского языка»
В рамках введения новых ФГОС третьего поколения стало важным формирование функциональной грамотности обучающихся. Одним из компонентов функциональной грамотности, является креативное мышление, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирование нового знания, решение задач с которыми обучающийся не сталкивался раннее, нахождение новых интересных решений для простых задач.
Креативное мышление можно формировать на разных уроках, поэтому урок иностранного языка не является исключением, а наоборот помогает сделать урок интересным для учащихся любого возраста. Рассмотрим те методы и технологии , которые использую на своих уроках.
«Droodles»- визуальная арт-технология развивающая логическое мышление, умение мыслить неординарно и принимать нестандартные решения. Данная технология была разработана Роджером Прайсом в 1953 году и сочетает в себе комбинацию английских слов «doodle»-рисунок, «riddle»-загадка. В русском языке данная техника получила название «Друдлы». Задача для ученика состоит в том, чтобы отгадать загадку, зашифрованную в криво нарисованном рисунке, при этом все это делается на английском языке. Для урока можно взять готовые рисунки-друдлы, с несколькими вариантами интерпретации, рисунок должен соответствовать уровню знаний обучающихся. На начальном этапе можно предлагать готовые рисунки, в дальнейшем можно давать творческое задание для учащихся создать данные загадки, то есть друдлы самостоятельно. Для начальной школы когда дети любят рисовать это интересное и творческое задание, также они с интересом отгадывают загадки друг друга. Проверить уровень креативного мышления можно с помощью теста Элис Пола Торренса и Джой Пол Гилфорда, картинки которые авторы используют в тесте похожи на друдлы.
К каждой картинке нужно подобрать ассоциации, чем больше у обучающегося ассоциаций тем не стандартнее его мышление.
Ответы людей, имеющих стандартное мышление:
Свеча | Шприц
Ремонт обуви
Компас
Лужи | Речка с камнями
Химическая цепочка
Колесо от машины
Спидометр
Ответы людей, имеющих творческое мышление:
Штопор
Парашютист (снимок снизу)
Птенец с открытым клювом (снимок сверху)
Шея жирафа
Лапы медведя, карабкающегося по дереву
Человек в сомбреро | Чайник (снимок сверху)
Снеговик (снимоксверху)
Answers from people with standard thinking:
Candle | Syringe
Shoe repair
Compass
Puddles | River with stones
chemical chain
Car wheel
Speedometer
Answers of people with creative thinking:
Corkscrew
Parachutist (photo from below)
Chick with open beak (top picture)
giraffe neck
Paws of a bear climbing a tree
Man in sombrero | Kettle (photo from above)
Snowman (photo from above)
«Веерсамооценки (self-esteem fan)»
Обучающему выдается лист бумаги, дается задание сложить его гармошкой, чтобы получился веер. Складок нужно сделать столько сколько букв в имени. Например имяAlina-active,lively,intelligent,nice,ambitious. Для старших ребят можно давать задание анализировать свой веер и качества которые выбрали, для младших школьников задание упрощаем. Например: I think I am active because I always do sports. Данная технология помогает научить детей писать их имя, формирует знание лексики (прилагательные) а также поднимает самооценку обучающихся. Например, веер самооценки Алина и Егор из 4 класса.
«Mindmap»-ментальные карты, автором является Тони Бьюзан (2003), данная технология помогает учащимся визуализировать процесс мышления по заданному вопросу или проблеме, теме или в рамках конкретной лексики. Можно использовать при индивидуальной и групповой работе, для выработки идей, также в начале урока для постановки цели или повторения лексики предыдущего урока, например на прошлом уроке проходили тему профессии (9 класс), даем задание profession (job), где можно работать workwithpets,workwitscomputer, work with people, creative work. Обучающиеся добавляют те профессии которые подходят к этим фразам. И далее составляют, свое высказывание кем бы они хотели работатьIwanttobeateacherbecauseI liketoworkwithpeople. Данная технология применялась в работе с 9, 2,3,4 классом. Например, учащиеся 9 класса выходили к доске и дописывали профессии, а затем построили свое высказывание.
Profession (job)
work with pets | work wits computer | work with people, | creative work. |
vet | Teacher, programmer, businessman | Teacher ,doctor, journalist, lawyer | Cooker, teacher, hairdresser |
I want to be teacher because I like to work with people.
Пример ментальных карт для 4 класса по теме еда (food) и seasons (время года).
Также можно структурировать грамматические правила, лексику, стихотворения и т.д. Учащимся проще запомнить и выучить материал, который они переработали и преобразовали в ментальные карты. Ментальную карту можно дополнять рисунками, картинками, подписями, знаками, разукрашивать цветными ручками, карандашами. Все зависит от фантазии обучающихся.
«Паутина вопросов ( Wh-questionweb)»
Пишем тему в кругу например, London, проводим линию и пишем вопросительные слова по кругу What,why,when,how,where,who. Обучающиеся работают в парах или индивидуально, составляют интересные вопросы. Далее используя эти вопросы можно написать сочинение или задать вопросы друг другу или учителю.
«Синквейн»-прием позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. Это стихотворение, без рифмы состоящее из пяти строк.
Первая строка | одно слово обозначающее тему (имя существительное). |
Вторая строка | описание темы двумя словами (имена прилагательные) |
Третья строка | описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами). |
Четвертая строка | фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи). |
Пятая строка | это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. |
Например:
London
Beautiful, magic
Do shopping, travel, see
London is the capital of England.
Travelling.
Family
Big, little
Love, live, help
I love my family.
Mother.
«Кубик Блума»- прием развития креативного мышления разработанный Бенджамином Блумом (1956).Для использования данного приема понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови-Tell
Почему-Why
Объясни-Explain
Предложи-Offer
Придумай-Invent
Поделись-share
По определённой теме обучающиеся задают вопрос или дают ответ опираясь на слово которое написано на грани кубика. Данный метод можно использовать на любом этапе урока, по любой теме, а так как присутствует игровой момент, учащимся нравиться этот прием. Успешно используется со старшими и младшими школьниками.
Проектная деятельность-создание проектов по пройденным темам, или дополнительное творческое задание, групповой или индивидуальный проект. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с
другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке и развивает креативное мышление. В начальной школе используем простые проекты, например Алфавит (TheAlphabet), Мое животное (Mypet), Мой друг (Myfriend). Со старшими учащимися берем более сложные темы например Добро пожаловать в Россию (WelcometoRussia), Мода (Fashion), Спорт (Sport),учимся создавать открытки, поздравления, словари по определенной теме и т.д. При подготовке к защите проекта дети проявляют не малую креативность, так как форму они выбирают сами или при помощи учителя.
В рамках развития креативного мышления важно научить делать рефлексию своей деятельности для этого можно использовать Лестницу успеха (StairsofSuccess)-обучающиеся выбирают на какой ступени успеха они находятся. Все ли у них получается.
Для успешного развития креативного мышления, важно создавать условия для развития творческого мышления. Для себя сделала вывод чем больше применяешь интересных методов и технологий на своих уроках, тем интереснее урок и мотивация обучающихся, а как следствие этого развивается креативное мышление у обучающихся.
Список литературы:
1.Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка // Журнал «Иностранные языки в школе», № 4, 1987- с.13
2.Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
3.Вебинар «Учимся мыслить креативно на уроках английского языка» от 16.05.2022, Просвещение
4.Коптелова И. Е. Игры со словами// Журнал «Иностранные языки в школе», №1, 2003- с.10
5. Креативное мышление на уроках английского языка https://infourok.ru/kreativnoe-myshlenie-na-urokah-anglijskogo-yazyka-6541656.html6.
6. https://dzen.ru/a/YdQWKoIUnncxrNa1 Тест