Государственное казенное общеобразовательное учреждение « Специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа- интернат № 12»
Выступление на семинаре
«Развитие речи на уроках швейного дела»
Учитель швейного дела
Асрян Татьяна Николаевна
2016-2017 учебный год
Общая и главная задача коррекционной школы в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, в сфере обслуживания. Школа обязана дать учащимся научную целостную картину жизни, а это значит позволить детям успешно адаптироваться в обществе.
На развитие трудовых возможностей учащихся влияет вся система учебно- воспитательной работы. В процессе обучения труду, и в частности швейному делу, ученицы приобретают технологические знания, умения, навыки, используя при этом знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов. Но непосредственная подготовка учащихся к трудовой деятельности осуществляется на уроках трудового обучения. Поэтому на учителей трудового обучения возлагается ответственная функция формировать целостное восприятие картины жизни.
Всеобщая болезнь наших детей- это неумение говорить. Самой трудной стороной урока трудового обучения является теоретическая его сторона или часть. Чем обусловлена эта трудность? Конечно же большим недоразвитием речи учащихся. Для наших детей характерно то, что ответы их на вопросы односложны, неуверенны, неэмоциональны. Работа учителя трудового обучения должна быть направлена на коррекцию недостатков речи, обеспечивая тем самым более успешную практическую деятельность. Из опыта работы абсолютно закономерна связь между развитием речи, мышления, памяти и практическими навыками по швейному делу. Чем больше уделяешь внимания коррекционным упражнениям по развитию психических функций, тем заинтересованней их деятельность на уроках, тем выше результаты практической работы.
Работа по любой теме программы представляет из себя несколько этапов, имеющих определённые учебно- коррекционные задачи.
Покажу на примере темы « Изучение шва». На подготовительном этапе работы по знакомству с конструкцией шва, моя задача состоит в том, чтобы провести упражнение на преднамеренное припоминание классификации швов по способу выполнения (ручные, машинные), по назначению ( соединительные, краевые). Далее припоминаем названия швов, которые уже знакомы. Заучиваем название нового шва , учу давать ему определение, узнавать этот шов в изделиях. И всё это учащиеся должны уметь выражать в речи, используя множество терминов.
При решении этих задач в целях активизации речевой деятельности учениц, я использую большой арсенал наглядности, сочетая ее с беседой, чтением учебника, записями в тетрадях.
Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, работе над содержанием слова, т. к. наши дети часто неправильно понимают смысл слов, неточно употребляют термины в речи.
Объясняя конструкцию шва, прежде всего объясняю значение слова конструкция ( строение шва). Объясняю где, в каких словосочетаниях встречается это слово ( конструкция здания, конструкция самолёта). Записываю это слово на доске, обращаю внимание на правописание слова. Проговариваем слово индивидуально, затем хором, потом записываем в словарь. В усвоении слова участвуют различные анализаторы: зрительные, слуховые, артикуляционные. И это делает запоминание слова более прочным. Этому способствует дальнейшая работа по употреблению слова в словосочетаниях, предложениях, во время чтения текста, при записях, в рассказах учениц.
Полное представление о конструкции шва складывается при выполнении этого шва на бумаге, при рассматривании его на образце, в изделиях, в технических рисунках. При рисовании технического рисунка развивается пространственное представление.
Следующий этап работы- составление плана выполнения шва. Коррекционная задача- формирование монологической речи. Каждая ученица должна дать связной рассказ о последовательности выполнения шва. Опорными сигналами служат образцы шва, технические рисунки, слова- действия( сложить, уравнять, сметать, стачать, вывернуть, выметать и т.д.). Записываем план в тетрадь, проговаривая про себя все предложения.
Для проверки готовности учащихся к практической деятельности использую раздаточные карточки.
На этапе практической деятельности приходится проводить индивидуальный инструктаж ( краткий диалог учителя и ученицы).
Отчёт о проделанной работе на уроке является также важным моментом в развитии связной речи. Необходимо чтобы практическая деятельность была насыщена постоянным речевым общением учителя с учениками.
Какие же ещё приёмы речевого общения применяются на уроке трудового обучения? Дети наблюдают и сравнивают предметы, акцентируется внимание на таких понятиях как величина ( длина, ширина, высота, толщина). Дети учатся выделять существенные качества предметов, признаки и свойства ( ткань тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая).
Отрабатываются средства межфразной связи слова ( потом, дальше, затем, после этого).
Разбирается значение приставок : (слайд 2) Отутюживание Раутюживание Заутюживание Приутюживание
Стачать, притачать, втачать.
Подбираются родственные слова, синонимы, антонимы. (слайд3-4)
Примеры:
Сшиваем-стачиваем, соединяем(синонимы)
блестящая- матовая (антоним)
Гладкаяповерхность ткани- шероховатая(антонимы)
Упражнения с употреблением предлога- как распознать лицевую и изнаночную сторону ткани.
Порисунку, ворсу, блеску, узелкам.
Работа по плану (анализ образца изделия): - название - назначение - фасон (форма) - ткань -детали кроя - швы -отделка
Использование опорных слов-действий (тех. карта)
Викторина «Шесть Е». (слайд 5)
Во всех шести предложенных словах присутствует буква “Е”. Пользуясь определениями, отгадайте эти слова и впишите буквы в пустые клеточки.
Их снимают в ателье (мерки)
Е |
Этим занимаются модельеры (моделирование)
Е | Е |
Это нужно везде: и в мастерской, и в ателье (творчество)
Е |
Это стоит а цехе (оборудование)
Е |
Викторина «Анаграммы». (слайд 6)
АЗОГОТКВА (Заготовка.)
ИЕЕЛДЗИ (Изделие.)
ОНБЛША (Шаблон.)
ПЕРСНАТОК (Наперсток.)
ЦЫНИНОЖ (Ножницы.)
НОЛОКВО (Волокно.)
УФНРТИРУА (Фурнитура.)
ЫВАТКЧА (Вытачка.)
КСАЛКДА (Складка.)
ЕДОМРЕЬЛ (Модельер.)
Большую роль в обогащении учебного процесса играет литература. Под литературой имеются в виду художественные произведения, поэзия, пословицы, поговорки, литературные воспоминания и высказывания, летописи, сказки, легенды, крылатые слова, загадки.
«Загадки». (слайд 7)
Я скрепляю и скрепляю
Без шурупов и винтов (Клей.)
По реке Простыне идет пароход.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. ( Утюг.)
Из этого ведерка нельзя воды напиться. (Наперсток.)
Стежок за стежком встали рядком. (Строчка.)
Я красуюсь на стене, не хватает вилки мне. (Розетка.)
Ткани я цветной кусок, называюсь… (Лоскуток.)
Маленькая, остренькая, с хвостиком. (Иголка с ниткой.)
Два конца, два кольца, посередине гвоздь. (Ножницы.)
Я вдоль ткани хожу, а мой братец поперёк. (Основа и уток.)
Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали, на стол постилали. (Лён.)
На стеблях белеют чашки, в них и нитки и рубашки. (Хлопок.).
Продолжить пословицу: (слайд 8)
“Встречают по одежке………..(а провожают по уму)”.
“Без труда …….(не вынешь рыбу из пруда)”.
“Делу время,……(а потехе час)”.
“Шила милому кисет…. (а вышла рукавичка)»
Без охоты - нет работы.
Без ремесла – как без рук.
Без дела жить - только небо коптить.
Без топора не плотник - без иглы не портной.
Люби дело - мастером будешь.
Дело мастера боится.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Была бы охота - заладится всякая работа.
Скороговорки: (слайд 9)
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Сшит колпак не по-колпаковски, никто его не переколпакует, не перевыколпакует.
В разделе "Технология изготовления швейных изделий" есть тема Текстильные волокна Детям нелегко усвоить процесс производства тканей. Для облегчения усвоения материала, предлагаю вспомнить слова "Сказки о царе Салтане":
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица,
-Говорит одна девица,
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица,
-Говорит ее сестрица,
- То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
Умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках труда пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное. Кроме того, учителю технологии предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания.
Владеть иглой – большое дело!
Не каждому дано одежду шить.
Для этого всего лишь нужно
Свою профессию любить.
Менялась мода, люди, шли года,
И в пыль стирались города.
Двадцатый век ворвался, словно заводной:
Одни профессии унес, иль заменил другой,
Но есть такие, что оставил.
Без них нельзя, и среди них – профессия портных.
Ты для себя ее открой,
Ты полюби ее и сердцем, и душой,
Она тебе отплатит тем же, ты поверь.
Она тебе в самом себе откроет дверь,
Ведущую к добру, гармонии и славе!