«Развитие творческих способностей ребёнка при изготовлении пособий своими руками»
Воспитатель МБДОУ детский сад №18 Семихатская Е.Н.
В современных условиях родители не мастерят своими руками игрушки для детей, заменяют покупными: ноутбуками, компьютерами, планшетами. Одна из наиболее важных задач каждого родителя и педагога – формирование творческой личности. Поэтому мы в нашем детском саду создаём воспитанникам развивающую предметно-пространственную среду для активизации всех видов их деятельности. Игровые пособия, изготовленные своими руками, позволяют разнообразить подачу программного материала с учетом потребностей и возможностей каждого ребёнка.
В нашей старшей группе получилась целая база сюжетно - ролевых и дидактических игр, игровых пособий, которые изготовлены своими руками.
Почему мы решили пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе пособиями, сделанными своими руками? На это есть много причин. Во – первых инициатива пришла от самих детей. В беседах, на занятиях по ознакомлению с профессиями, было видно, что ребятам хотелось закрепить полученные знания, расширить свой игровой опыт, что им недостаточно атрибутов к традиционным сюжетно – ролевым играм. Так пришла идея пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе пособиями, сделанными своими руками, на темы «Сбербанк»,«Автозаправка», «Шиномонтах», «Аптека». Сказано – сделано. Вместе с ребятами вспомнили, кто работает в банке, какие услуги предоставляют в банке, какие атрибуты у нас уже есть, и какие нам нужно сделать. Конечно, большая предварительная работа легла на плечи воспитателей. Но и дети не остались в стороне. Вдохновившись идеей, они сумели убедить своих родителей оказать им посильную помощь. Ничто так не сближает детей и родителей как совместное творчество. Ежедневно дети приносили новые атрибуты, детали для сюжетно – ролевых игр. Если бы вы видели, как горели их глаза, с какой гордостью они рассказывали, как вечером вместе с папой или мамой вместе вырезали, клеили, обсуждали, какие интересные идеи предлагали их родители по оформлению игр. Время, проведенное вместе над созданием пособий, укрепило связь между родителями и детьми. Это создало атмосферу доверия и понимания, позволило родителям лучше узнать своего ребёнка, его предпочтения и таланты. Для сюжетно – ролевой игры «Сбербанк» мама Насти Шевцовой пошила униформу, где, конечно, отличительным элементом одежды является зелёный шарфик (галстук). Мама Кирилла Киселёва распечатала бейджики для сотрудников банка. Совместно с воспитателем дети рисовали деньги, вырезали банковские карты, таблички, склеивали «Кассу». Совместное творчество учит детей взаимодействовать с другими, договариваться о ролях и обязанностях, а также учит уважать труд других.
В процессе совместного творчества у детей вырабатывалась такая черта характера, как доведение дела до конца, ощущение собственной значимости.
Играя в сюжетно - ролевую игру «Сбербанк», ребята обогащали свой социально-игровой опыт детей по ситуациям: выбор услуги в банке (платежи, снятие денег, кредитование), получение услуги у специалистов (кассир - операционист, кредитный специалист, консультант), формировали умение развёртывать и объединять различные тематические сюжеты (выбор услуги, получение услуги) в единый игровой сюжет «Сбербанк». Также у детей совершенствовались организаторские способности, самостоятельность, активность, увлеченность, инициатива. Воспитывались в совместной игре доброжелательные отношения друг к другу, умение налаживать и регулировать конфликты, договариваться, мириться, убеждать, действовать. Во время изготовления атрибутов у ребят повышалась финансовая культура, что особенно актуально в наше время. Дети закрепляли свои знания о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, у них формировались полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления, закладывались основы безопасности и благополучия на протяжении всей их дальнейшей жизни. И, самое главное, ребята научились ценить свой труд, стали более бережно относиться к пособиям, сделанными своими руками.
У нас в группе в игровом уголке для мальчиков очень много машин разных видов и размеров. Наблюдая за играми мальчиков, мы заметили, что игры с машинками не всегда активно развиваются, зачастую не продолжительны. Наблюдается многократная повторяемость сюжетов, они бедны по содержанию и тематике, мальчики используют в играх одни и те же предметы и машинки. В беседе с мальчиками, мы выяснили, чем можно разнообразить эти игры, предложили поделиться идеями и соображениями по поводу того, что нужно сделать, чтобы игры с машинками стали более интересными и содержательными. И пришли к выводу, что нам не хватает Автозаправки и Шиномонтажа. Мальчики начали фантазировать, какие атрибуты они хотели бы видеть в игровом уголке, и как их использовать. Связались с папами мальчиков, посоветовались, и работа закипела. Была проведена большая предварительная работа. Посмотрели фильм о заправке автомобилей и их ремонте. Воспитатели и родители распечатали бензоколонку с циферблатом, карточки с цифрами, таблички. Ребята рисовали путевые листы, чеки, деньги. Вместе с воспитателем вырезали стрелки и приклеили на бензоколонку. Папа Милены Глуговой вместе с дочкой сделали бак и шланг для бензина. Ребята испытывали гордость, когда в первый раз начали обыгрывать свою автозаправочную станцию. Мальчики так увлечённо играли, с задором и интересом, что даже девочки включились в игру. Очередь к бензоколонке была огромной. Кассир не успевала выдавать чеки. И поэтому, в дальнейшем, пришлось срочно делать ещё одну бензоколонку со шлангом. Теперь сюжетно – игровые игры с машинками стали более интересными и содержательными. Ни одно утро не обходится без того, чтобы и девочки, и мальчики не заводили родителей в группу и не показывали с гордостью на пособия и атрибуты к играм, сделанными своими руками. Эти показы стимулировали родителей на изготовление новых пособий к играм. Играя в сюжетно – ролевую игру «Автозаправка», ребята расширяли свои знания об автозаправочной станции, о профессиях оператора, диспетчера, шофера, регулировщика движения, закрепляли названия чисел, учились распределять роли, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
В сюжетно – ролевой игре «Шиномонтаж» дети обогащали и расширили свои знания детей о труде работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе, знакомились с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе, закрепляли представления об основных частях автомобиля, учились комбинировать знания, полученные из разных источников, отражать их в едином сюжете игры, пробудили игровое творчество детей, желание вносить в игру новое. И, конечно же, эта игра стимулировала ребят к созданию и использованию в игре игрушек и атрибутов, сделанных своими руками.
Считаем, что изготовление атрибутов, пособий своими руками имеет огромное значение и влияние на дальнейшее развитие ребёнка, это один из главнейших способов развития дошкольников. Одним из главных преимуществ изготовленияатрибутов, пособий для детей является развитие координации движений. Ребята учатся работать руками, координировать движения и сохранять баланс. Это особенно важно для дошкольников, которые только начинают изучать мир. Развитие моторики и координации движений поможет ребёнку в будущем успешно адаптироваться в обществе и более эффективно реагировать на внешние раздражители.
Изготовление атрибутов к играм также помогает развивать фантазию и творческое мышление. Ребёнок учится создавать что-то новое, а не просто повторять готовые шаблоны. Это развивает его воображение и способность к самостоятельному мышлению.
Если ребёнок делает игровые пособия совместно с родителями или друзьями, то это помогает ему развивать коммуникативные навыки и учиться работать в коллективе. В процессе общения он учится выражать свои мысли, слушать других и уважать их точку зрения.
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм также даёт детям положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладением финансовой грамотностью.
Наконец, изготовление атрибутов помогает развивать у детей уверенность в себе и настойчивость. Ребёнок видит результат своего труда и понимает, что его усилия не были напрасными. Это помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в своих силах. Эти навыки пригодятся ребёнку в школе и в дальнейшей жизни.
Важно отметить, что при создании игровых пособий и атрибутов мы всегдапомнили, что они должны характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также, чтобы они красиво и аккуратно были оформлены, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.Творческое начало есть у каждого человека, но именно в детстве лучше всего его заметить и развить. И, конечно, обязательно нужно хвалить ребёнка, чтобы вызвать у него радость и желание творить в дальнейшем.
Хочется ещё отметить, что не все родители осознавали важность создания игровых пособий своими руками, обеспечивающих творческую деятельность каждого ребёнка. Поэтому нам пришлось вложить все усилия для работы с родителями по данной проблеме. Старания не были безуспешными. В настоящее время почти все родители подключились к изготовлению игровых пособий, и не только родители, но и бабушки, и дедушки. Планы у нас большие. Есть идеи по созданию новых сюжетно – ролевых игр.