Развитие творческого потенциала обучающихся
в процессе организации выставочной деятельности
в детском творческом объединении «Радужная палитра».
Хорова Инна Валерьевна
МБУДО «ЦДО «Радуга» г. Тайшет
Педагог дополнительного образования
1 слайд
Обучить творчеству невозможно, но «настроить» восприятие ребенка на творческое, нестандартное, образное мироощущение, дать возможность почувствовать свою непохожесть на других, оригинальность, постепенно развивая индивидуальность ребенка, - это и есть главная задача педагога.
Именно учреждения дополнительного образования формируют общую культуру детей, интерес к досугу, содержательному времяпрепровождению. Они являются основой для самоопределения обучающегося, его интеллектуального и духовного развития, удовлетворения образовательных и социально-культурных потребностей.
Педагог, начиная работу с ребенком, берет на себя не только роль преподавателя, дающего определенные знания и навыки в различных видах декоративно-прикладного творчества, но и помогает понять и принять эстетические ценности и искусства в непринужденной творческой атмосфере. На таких занятиях педагог дает возможность раскрыться каждому ребенку, не мешая его творческой индивидуальности.
2 слайд
Именно поэтому очень важно правильно и грамотно организовать творческую деятельность на занятиях, которая должна предусмотреть:
- подготовку к целевой установке;
- осознание путей решения задачи;
- вдохновение (возбуждение эстетической потребности);
- проверку верности найденного решения;
- обобщение всей проделанной работы.
Идеально если каждая изученная тема закончится выставкой – обсуждением. Согласно Психолого-педагогическому словарю В.А. Межерикова: «Выставки детского творчества - показ достижений творческой самодеятельности школьников», а для коллектива, занимающегося декоративно-прикладным творчеством, выставка - это подведение итогов работы за определенный срок, связь теории и практики, форма контроля.
Сегодня трудно переоценить важность и необходимость организации выставок. Практика показывает, что творческий успех детей зависит от их участия в выставочно-конкурсных мероприятиях различного уровня.
3 слайд
Задачи, которые ставятся организаторами, бывают разными, но неизменными остаются главные:
- познакомить с результатами труда как можно большее число зрителей;
- способствовать формированию художественного вкуса;
- развитию творческих способностей, тем самым, содействуя широкой пропаганде декоративно-прикладного искусства.
Значимость выставки зависит, прежде всего, от глубины и актуальности выбранной идеи, масштабности, художественного уровня представляемых изделий.
4 слайд
Работы должны:
- отражать способности воспитанника, отвечать самым высоким критериям отбора;
-содержать новизну;
- быть оригинальными в художественной изобразительности,
-высококачественными по технике исполнения.
5 слайд
Что дает выставка обучающимся?
Возможность показать свои достижения и сравнить их с достижениями других
стимулирует креативную деятельность обучающихся
активизирует их творческую мысль. На рабочих выставках обучающиеся проникаются творческими идеями друг друга, обогащая собственный багаж знаний.
активное участие детей в подготовке к выставке учит ребят, не обижаясь, выслушивать критику, сочувственно относится к неудачам других и спокойно относится к своим успехам.
Кроме того, участие в выставках – это не только реклама и самореклама. Это, прежде всего, подъём авторитета учреждения и конкретно участников выставки, активизация интереса сообщества к коллективному и персональному творчеству, выявление успехов, поддержка одарённых детей, демонстрация возможностей педагогов, привлечение внимания общественности и родителей к проблемам художественного творчества и детского творчества в частности.
6-7слайд
Какие выставки организовываются для обучающихсяобъединения?
1 год обучения:
для детей, записавшихся в творческие объединения изобразительной деятельности, организуется выставка работ педагога и детей уже занимающихся в объединении. Такие выставки способствуют формированию познавательного интереса к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.
Так же для обучающихся первого года обучения в конце первого полугодия традиционно организуется «Мои первые работы», где происходит первая демонстрация обучающимися своих работ.
Итоговая выставка организуется в конце каждого года обучения, что дает ребятам возможность не только продемонстрировать и даже прорекламировать результаты своего творчества, показать то, чему они научились, но и способствует самореализации, самоутверждению, повышению уверенности в себе, повышению уровня мастерства, устойчивой мотивации к саморазвитию, формированию эстетического вкуса.
В процессе обучения педагоги организуют детские тематические выставки в кабинете. Для даннойтематической экспозиции отбираются рисунки только по определенной теме. Это могут быть персональные выставки: одна может показывать развитие ребенка от первых шагов к первым успехам; другая может раскрыть мир увлечений ребенка, когда работы объединены одной темой; можно также поощрить ребенка персональной выставкой за активную работу, если у него накопилось большое количество учебных и творческих работ. Могут быть организованы выставки двух-трех учащихся, работы которых объединены одной техникой выполнения или одним направлением декоративно-прикладного искусства.
8 слайд
На протяжении всего курса обучения практически каждый ребенок объединений принимает участие в выставках:
- «Мои первые работы»;
-«Новогодние чудеса»;
-«Город мастеров»;
-«Итоговая выставка» и другие
Любая, даже мини-выставка используется как метод текущего контроля, который позволяет демонстрировать знания, умения и навыки обучающихся, а также личные достижения ребенка, полученные в результате освоения программы.
Кроме того, обучающиеся объединений «Радужная палитра», «Домовёнок» принимают активное участие в выставках-конкурсах разного уровня (как очного так и заочного).
Муниципальный конкурс – выставка «Урожай – 2021», «Моя мама рукодельница», конкурс рисунков «Наука, технологии или экология в моей будущей профессии», «СТУПЕНЬ К УСПЕХУ», «Новогодние чудеса», выставка творческих работ в рамках Всемирного дня рукоделия, «Фантазия. Искусство. Мастерство!» Муниципальный конкурс Детского рисунка по охране труда «Безопасный труд глазами детей»,
Региональный – «Сибирь моя - душа моя..»; «Сибирь земля моя без края», «Творчество без границ», «Хоровод ремесел на земле Иркутской».
Международный конкурс искусства и творчества «Горизонты».
ТалантOnline.ru – Всероссийский проект по поддержке юных талантов и развитию творчества.
выставки Центра – «Мои первые работы», «Новогодние фантазии», «Символ года», «Профессии моей мамы», «Профессии будущего», «Пасхальный перезвон», «Творчество мастеровых».
Это позволяет обучающимся не только сравнивать свои и чужие достижения, но и получать адекватную оценку собственного творческого роста.
9 слайд
Подводя итоги, хочется отметить, что выставка - одно из самых интересных коммуникативных средств, которая способствует:
- формированию художественного вкуса;
- раскрытию и развитию творческих способностей;
- пробуждению интереса к созданию оригинальных творческих работ;
- формированию ответственности и самостоятельности
- отслеживать успехи ребенка, корректировать и направлять.
Каждый представленный на выставке экспонат несёт в себе частицу души, любовь и трепет, с которыми его изготавливали. Именно на этих выставках ребенок может оценить себя в сравнении с другими, со стороны. И тут имеет место радость, иногда и разочарование. Но все вместе дисциплинирует, дает возможность самооценки, стимулирует активность и творческие способности. А заслуженно полученная грамота вселяет уверенность и побуждает к совершенствованию. Опыт выставочной деятельности учит не огорчаться при неудачах, а продолжать трудиться, наслаждаться творчеством, которое по душе.