«Развитие творческого потенциала у одаренных детей на уроках литературного чтения»
ГБОУ СОШ 691 с УИИЯ Невского района Санкт-Петербурга «Невская школа»
Учитель начальных классов высшей категории
Землянова Людмила Юрьевна
Поддержка талантливых детей является одним из ключевых направлений образования в рамках реализации Национального проекта «Образование» национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
За многие годы работы в школе я пришла к тому, что работа с одаренными детьми должна проводиться в определённой системе. Такая деятельность присутствовала всегда, но носила стихийный, непостоянный характер.
К группе одаренных детей относятся обучающиеся, которые
* имеют высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления,
* имеют активную познавательную потребность.
В системе выделяются три основных этапа работы:
1. выявление одаренных детей (диагностика),
2. поиск сферы творческой деятельности,
3. применение результатов совместного сотрудничества.
Наше время – время перемен. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни.
Важно формировать творческое воображение в учебной деятельности младших школьников. Ведь именно оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности.
Надо заметить, что традиционное обучение чтению предполагает использование творческих видов деятельности в процессе работы над произведением. Рекомендуют обычно такие приёмы, как чтение по ролям, словесное рисование, творческий пересказ, постановка живых картин, драматизация. Однако, методика рассматривает эти виды работы как желательные, но не строго обязательные. Это и приводит к тому, что в школьной практике творческие виды работ проводятся очень редко.
Любое творчество – деятельность, результатом которой является создание чего-то нового, необычного. Работая на уроках литературы творчески, ребёнок создаёт своё, новое.
Творчество обязательно должно пройти несколько этапов, и это очень важно для малыша: если он понял, что и как нужно выполнить, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть (услышать, прочитать) как можно большее число людей. Оценивая детское творчество, и, высказывая своё суждение о нём, взрослый должен быть предельно деликатным, бережно относиться к восприятию мира маленькими авторами, не подменяя непосредственный детский взгляд на окружающее своим пониманием тех или иных явлений.
Традиционные формы, методы, приемы развития творческих способностей младших школьников.
Для реализации путей развития творческих способностей учащихся мы должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературных произведений, чтобы младшие школьники постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературного чтения наиболее ярко через метод творческого прочтения произведения, при котором ребята постоянно находятся в ситуации решения творческих задач, будь то иллюстрирование произведения, его досказывание, домысливание, а также инсценирование произведения или его эпизода.
Среди видов деятельности учащихся при реализации приёмов творческого чтения выделяется выразительное чтение (в идеале художественное), слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые пересказы, художественное рассказывание, инсценировки, составление сценариев, рассматривание иллюстраций и оценка их, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям.Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».
Пересказвсегда носит творческий характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования.
Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.
Нетрадиционные формы развития литературно творческих способностей.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 4 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:
1. Словесное развертывание образов произведения.
2. Театральная творческая деятельность.
3. Изобразительная творческая деятельность.
4. Музыкальная творческая деятельность.
1. Словесное развертывание образов произведения.
Литературное произведение - это искусство слова, поэтому с первого класса используем такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «осень» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.
2. Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения.
Игра-драматизация.
Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:
- анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;
- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
- чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;
- постановка «живых картин» к произведению;
- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;
- драматические импровизации;
- развернутые драматические представления.
На урок литературного чтения мы стараемся увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываем ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.
Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции.ПримерныеЗадания:
1). Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».
2). Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».
3). Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.
4). Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.
Более сложная форма драматизации - чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно использовать такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей.
3. Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения.
Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность, нешаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою (Федотка Нытиков, Петя Ленивцев, Витя Командиров), изобразить несуществующее животное, дать ему имя (Волкобык, Динозверь, Котозавр, Короводракон,
Показ рисунков учащихся….к произведениям…..
Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: - рисование эпизода, который больше понравился;
- рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
- изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
- составление рисованного диафильма;
- аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
- составление картинного плана.
4. Музыкальная творческая деятельность на уроках литературного чтения.
Музыкальная творческая деятельность использует приемы: прослушивание и обсуждение музыкальных иллюстраций, сочинение мелодии к стихотворению (песня, вокал-настроение), музыкальная характеристика персонажей, создание музыкальных реплик и диалогов, подбор музыкальных отрывков к образу героя.
Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно, работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами.
Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, способствует развитию творческих способностей, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.
Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете.
Прием «Ассоциативные загадки»: Отгадайте загадку, а по отгадке вспомните и название рассказа Н. Носова.
1. Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон. «Телефон»)
5. Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. «Заплатка»).
Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.
Виды творческих работ с пословицей:
Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Например, анализируем басню Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», выявляя ее смысл, затем сопоставляем текст с пословицей, а потом по ней составляется свой поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого-нибудь в своей правоте с помощью примера. Так при помощи пословицы «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» необходимо убедить слушателей в том, что если браться за несколько дел, то ни одного как следует, не сделаешь.
Выбрать сказку, к которой подходит пословица «Какова работа, такова и награда».
П. Ершов «Конек-горбунок»,С. Аксаков «Аленький цветочек», М. Михайлов «Два мороза», Крылов И. «Стрекоза и муравей».
С первых уроков чтения можно применять стихотворный материал: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки.
Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».
1. Выделять опорные слова из сказки
- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.
- Коллективное выделение опорных слов из сказки.
- Самостоятельный подбор опорных слов.
На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.
- Сочинение сказки по опорным словам.
2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:
По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.
4. «Выворачивание сказки наизнанку»
Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.
Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:
1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.
Сочинение – свобода для творчества.
Заключение:
Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический характер.
6