Развитие творческой активности у обучающихся с легкой умственной отсталостью в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Рисуем вместе»
МБУ ДО «Дом детского творчества»
педагог дополнительного образования Тунева Е.Н.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получают прилив сил и удовольствия, уходят проблемы и стресс. Рисование и другие виды детского творчества помогает детям развиваться и жить.
Итак, что же важно для развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью?
Очень важным условием является создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность.
Также у ребёнка должна быть свобода в выборе деятельности. Если ребёнок может выбрать, чем ему заниматься, то это позволит избежать усталости, переутомления, позволит долго сохранять интерес к творчеству. Роль взрослого в творческом процессе – помощь, подсказка, которая не вредит процессу творчества. В процессе развития творческих способностей ребёнка важна доброжелательная, комфортная обстановка, умение понять и принять даже самые необычные идеи ребёнка и помочь ему воплотить их в своих работах.
Цель творческой деятельности – это развитие творческих способностей и личностного потенциала детей с умственной отсталостью.
Поэтому тематика мероприятий должна составляться по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривая уровень уже имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе.
Формы проведения мероприятий разнообразны: экскурсии, путешествия, игры, беседы, практические занятия, творческие мастерские, тематические конкурсы рисунков, выставки работ.
Применение вовремя занятия игр, сюрпризных моментов, загадок, сказок, стихотворений, пословиц способствует психологической разгрузке, будит фантазию, положительно влияет на развитие интеллектуальных способностей.
Для организации мероприятий, необходимо руководствоваться следующими методами:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.
наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальное выполнение заданий.
Формы работы:
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Виды работ :
Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве.
Торцевание – достаточно новая и интересная техника, она привлекает детей своей красочностью воздушностью. Техника выполнения не очень сложная вполне доступна для детей с умственной отсталостью.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей : это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.
Пейп-арт работает с дешёвым, бросовым материалом, тем самым даёт вторую жизнь уже отжившим предметам.
Работа в данной технике влияет на проявление фантазии, творческих способностей, развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук; формирует самостоятельность, ответственность, аккуратность.
Лепка из глины развивает мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Глина благодатный материал, маленькие комочки творят чудеса, рука становиться тверже, движения точнее.
Пластилинография – способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.
Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.
Изображение природы в рисунках также способствует проявлению детьми творческих способностей. Работа здесь строится по следующему плану: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих наблюдений уточняющими беседами; просмотр картин и иллюстраций; знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.
Мягкая игрушка развивает вкус, фантазию, способствует творческому выражению индивидуальности.
Развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирует инициативность, самостоятельность, учит жить по законам красоты, способствует успешной социализации и является одним из важнейших компонентом воспитания в интересах, человека, общества, государства.
Литература
1. Аппликация и бумагопластика. – М. : АРТ, 2008. - 164с., ил.
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М. :
3. Новая Москва, 1925.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб. : СОЮЗ, 1997.
5. Горичева В. С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
6. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петер Петербург, 2000.
7. В. Ф. Мачихина, под редакцией В. П. Провоторова «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». Москва «Просвещение», 1978.
8. Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская «Артпедагогика и арттерапия в спецобразовании». Издательский центр «Академия», 2001.