«Речевое развитие детей 5-6 лет»
Речь- это одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.
ЗАДАЧИ
1.Обогощение словаря.
Обогащать словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о мире,
Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные
Знакомить детей с синонимами,
Продолжать знакомство с антонимами.
2. формирование грамматического строя речи.
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов.
Упражнять детей в образованиимножественного числа (один предмет- много предметов. парные картинки лист-листья)
Упражнять детей в образовании родит падежа мн. числа в р.п
Упражнять в употреблении сложных предлогов
Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.
3 .Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений.
Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.
Упражнять детей в умении дифференцировать звуки( Ш.с) ,(ж-з) (р-л) и др.
Развивать фонетический слух
4.Развитие связной речи
Развивать Диалогическую речь.
Обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
Положительных результатов в работе по развитию речи детей возможно достичь тогда, когда педагоги:
- знают возрастную норму развития речи детей 5 лет
- знают индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы
-умеют соотносить индивидуальные и возрастные особенности развития речи ребенка
-отслеживают динамику речевого развития ребенка в сравнении с предыдущим годом
Педагог проводит мониторинг состояния речи по следующим разделам:
Оценивая словарь ребенка, педагог изучает:
Предметный словарь ,он включает в себя– части предмета используют такие задания , как предметные картинки ( например картинка машина – ребенок должен рассказать что есть у машины колеса, руль, зеркала, бензобак и т.д)и слова –обобщения (группы картинок нужно обозначить одним словом. Например. дрель, молоток, пила – это инструменты)
Словарь глаголов можно использовать тоже предметные картинки на словосочетания: самолет летит, лошадь скачет, дятел долбит, мальчик рисует, мальчик умывается,
Словарь признаков
1.Относительныеприлагательныеиспользуют задания с картинками, детям сначала педагог обьясняет из чего сделан предмет ваза из стекала. А потом ребенок по картинке должен сказать какой предмет, ваза- стеклянная, сумка из кожи –кожаная, коробка из картона –картонная.
2.Антонимы,обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки(картинки пары с противоположным значением)
Следующий раздел:
Грамматический строй речи
Проводя мониторинг грам. словаря речи ребенка, педагог проверяет умеет ли он:
1.Образовывать существит. мн. числа .Педагог использует карточки с парной картинкой: один предмет – много предметов ( лист – листья)окно- окна
2.Образовывать существительные родит падежа мн. числа в р.п используются карточки и педагог задает вопрос чего нет, листьев, окон
3. употреблении сложных предлогов предлагаем ребенку рассмотреть сюжетную картину Ребенок описывает картинку. Педагог задает вопрос по картинке
4. согласование числительных с существительными. предлагаются карточки на котором изображены карточки в разном количестве. Педагог просит назвать предмет и его количество (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
Звуковая культура речи
ЗвукопроизношениеК пяти годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно. Обследование проводится только с теми детьми у которых есть проблемы. Используются картинки.
Фонематический звукУровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, то есть выделять звук, или складывать звуки в слова, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период.Можно использовать такие дидактические игры, как«Поймай звук» «Назови первый звук» « Какой звук есть во всех словах?» “Что слышно?” Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам. « Поговорим шепотом» «Сколько звуков в слове …?» «Придумай слова на звук…»
Связная речь.
Мониторинг связной речи включает в себя изучение:
Диалогической речиДля развития диалогической формы речи необходимо:
- приобщать к элементарным правиламведения диалога (умение слушать и понимать собеседника;
-формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным)
-закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);(умение задавать вопросы, слушать собеседника, умение отвечать на вопрос развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми;
-работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ);
-отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми; закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета.
Монологической речи.
Ведется работа по изучению особенностей повествовательных и описательных высказыванийОбучать основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа).
При построении высказываний описательного типа, развивать умения выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов (определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях).
При построении высказываний повествовательного типа развивать умения восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия); давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок); выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка; воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований; учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов); составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания; осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
Письмо – сложный навык, в полном обьеме он не доступен ребенку-дошкольнику. Поэтому проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму.
С целью подготовки ребёнка к освоению техники письма педагоги практикуют: применение ритмических рисунков и их воспроизведение в движениях и действиях;
--рисование бордюров в сетках (по образцам, самостоятельно придуманным детьми);
-упражнение в штриховке (редкая штриховка карандашом одного цвета, двумя карандашами разного цвета; частая штриховка карандашом одного цвета); -упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и пр.); -формирование навыков ориентировки в своём теле (точное знание правой (левой) стороны туловища и головы: правая (левая) рука, нога, глаз, ухо, щека, коленка, локоть, пятка и пр.; -ориентировка от себя (над головой — верх, под ногами — низ, за спиной — сзади, перед лицом (носом, глазами) — спереди); -формирование навыков ориентировки на листе бумаги: -аналитико-синтетическая деятельность («Графические рисунки»), элементарные графические умения.
Результативность проводимой работы зависят от многих условий к которым относится:
-Создание развивающей среды в группе
-Использование разнообразных форм и методов работы с детьми
-Влияние других видов деятельности на речевое развитие детей
-Организация взаимодействия с семьями воспитанников
Рассмотрим некоторые условия:
РППС
В старшей группе сохраняется речевой уголок, созданный в предыдущей возрастной группе. Здесь хранится все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры, разнообразные пособия, и материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму.
В группе сохраняется образ чуда-дерева, который используется для мотивации речевой деятельности.
Продолжаетсяработа с копилкой слов – своеобразны накопителем наглядного материала. Картинки используются для решения большого круга речевых задач: знакомства с лексическим значением слов, группировки отбора картинок на заданные звуки ,Картинки с изображением предметов и обьектов, сюжетные картинки.
Универсальныебумажные шапочки, к шапочкам делается набор плоскостных фигур
(зверей, птиц, предметов, цветов и т.д). Дети надевают шапочки на голову и выполняют задания по разным направлениям речевого развития. Например игра «что я делаю?» цель:закрепить и расширить глагольный словарь…
Дидактическое пособие «Ловись –ловись»
В речевом уголке хранится дидактические речевые игры Пособия и демонстрационные картины, дидактические речевые игры.
В заключении хочу сказать, что лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе.