« Рельеф »
Врамкахобразовательнойпрограммыпоскульптуре
Методическая разработка
Преподавателя изобразительных дисциплин
Шалашовой
Марии Николаевны
Задачами данной методической разработки является обучение учащихся художественногоотделенияшколылепкерельефаврамкахобразовательной
программыучебногопредмета«Скульптура».
Учебный предмет «Скульптура» занимает важное место в комплексе предметовпредпрофессиональныхпрограммИзобразительногоискусства.
«Рельеф» является значительной частью программы «Скульптура» и тесно связан с программами по рисунку и станковой композиции. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», восприятию объёма, а в программе «Скульптура» ставятся задачи композиционного решения, правильного построения предметов, пропорций изображаемого, так как предполагает работу с натуры и по представлению.
Данная программа составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашеговремени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Программа позволяет создать условия для самореализацииличности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Учащийся должен быть сформирован как развитая, творческая личность и подготовлен к самостоятельной деятельности. В этой связи необходимо отметить, что составляющей частью интеллекта является пространственное мышление, сформированность которого служит непременным условием успешности любого вида деятельности, в том числе изобразительной.
Темызаданийпродуманыисходяизвозрастныхвозможностейучащихся и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий выстраивается по принципу нарастания сложностипоставленныхзадач.Гибкоесоединениеэлементовзаданий
позволяет чередовать задания, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
– проанализировать, дополнить программу по скульптуре, учитывая особенности, выявленные в ходе работы, ориентируясь на учащихся; поделиться с преподавателями опытом работы с детьми в изучении и исполнения цикла работ в рельефе.
–развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти).
–воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
–приобретение детьми знаний, умений и навыков в технологии выполнения работ по рельефу.
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем продолжать углубленное изучение данной темы.
В скульптуре рельефом называется изображение объемов –сокращенных или полных, расположенных на плоскости таким образом, чтоони составляют с этой плоскостью единое целое.
На начальной стадии обучения детей рисунку, живописи и вособенности скульптуре доминирует в большей степени репродуктивныйметод. Получая знания в готовом виде и механически копируя натурные объекты, учащиеся формируют репродуктивное (воспроизводящее) мышлениеи ремесленнические навыки. Как правило, это ведет к снижению уровня владения ими художественно-пластическими умениями, что в дальнейшем можетнегативносказатьсянасформированноститворческихспособностей
учащихся. В этой связи следует отметить следующие обозначившиеся противоречия:
- между необходимостью обеспечения развития творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе на занятиях по рисунку, живописи и скульптуре и доминированием в преподавании данных дисциплин до настоящего времени репродуктивно-ремесленного подхода;
-между объективной необходимостью развития художественно- пластических способностей учащихся и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ и методических средств для достижения этой цели.
С рельефом дети начинают знакомство уже в первый год обучения, на занятиях по предмету – Лепка. Они выполняют ряд заданий, с постепенным усложнением, от «пластилиновой живописи» к первым попыткам настоящего рельефа. В четвертом классе перед обучающимися ставятся более серьезные требования к выполнению поставленных задач. Но всегда учитывается основной принцип – от простого к сложному. Также индивидуальный подход к обучению каждого ребёнка приветствуется, особенно в данном курсе. Необходимо учитывать ограничение часовой нагрузки на предмет "Скульптура". Очень важным является сочетание работы, как с натуры, так и выполнение композиционных заданий.
Основной поставленной задачей, считаю - способствовать формированию навыков в технике лепки и создании художественного образа в пластическом материале.
Задания по рельефу чередуются с темами круглой скульптурой на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учащимся выражаться в тойтеме, какая им более близка. Я считаю не правильно, например полгода заниматьсякруглойскульптурой,азатемрельефом.Первое,происходит
«зацикливание», обучающие быстро подзабывают знания и технические навыки, а во вторых, как было уже упомянуто, кому легче даётся круглая скульптура, а кому-то наоборот рельеф.
Готовых рецептов, как создавать художественные произведения, нет и бытьне может. Художник должен обладать творческой фантазией, которая и помогает создавать нечто новое. При этом необходимо помнить, что всякая композиция строится по некоторым внутренним законам. Задумывая композиционную связь фигур, помимо учета степени сокращения объемов, отрываотфона иигры светотени,необходимо найтиобщийритмвсех объектов и гармоническое соотношение объемов и свободных пространств фона. Надо всячески избегать случайного повторения одинаковых очертаний. Однако параллельность частей, логически оправданная, вытекающая из содержания, может быть вполне уместна.
Такжепроговоримособенностикомпозицииврельефе.
В рельефе композицией называется расположение на плоскости сокращенных или полных объемов, гармонически связанных и образно выражающих определенное содержание или служащих определенным орнаментально-декоративным целям. Рельеф значительнорасширяетсюжетные возможности скульптуры, в отличие от круглой скульптуры, где изображение ограничивается одним моментом действия, происходящего на сравнительно ограниченной поверхности постамента. Рельеф, наиболее приближающийся в своем композиционном построении к картине.
Технология – занятия рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (от 4 до 10 человек), они подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Совершенствование навыков в выполнении рельефа, уметь выбирать необходимый вид рельефа для воплощения замысла в композиции. Приобретение навыков в создании декоративного рельефа по законам композиции: ритм и симметрия, контрасты, композиционный центр, пропорциональность, равновесие. Свободное использование знаний о рельефе при создании самостоятельной композиции.Суммированиеполученных знаний инавыковпоразмещениюобъемоввпространстве,наполненностимасс,
соотношению больших частей, взаимосвязи фигур, образное мышление при создании самостоятельной композиции.
На формирование творческих способностей учащихся огромное влияние оказывает уровень развития их художественно-пластических способностей.
Определяется, что ведущими свойствами способностей к изобразительной деятельности является образное мышление и такой его компонент, как воображение.
Трехмерное изображение объёмных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуется большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают учащимся хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.
Развитие художественно-пластических способностей учащихся на занятиях по скульптуре происходит в условиях специально организованного обучения, которое обеспечивает творческий процесс в изобразительной деятельности с одновременным осознанием его значимости. Осуществление процесса развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе обучения не может проводиться без создания на занятиях атмосферы художественного творческого поиска и решения проблемных задач.