Родительское собрание
Подготовительная группа
«Седьмой год жизни»
Словарь
Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый класс встречаются дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
В словаре детей уже имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, которыми дети пользуются уже осмысленно, соотнося слово-название числа с количеством предметов; пользуются 6-7-летние дети и разными глагольными формами, появляются и сложные предлоги из-за, из-под… Закрепляем и классифицируем обобщающие понятия (времена года, продукты питания, фрукты, овощи, ягоды, деревья, одежда, обувь, мебель, посуда, инструменты и т. д.).
Грамматический строй речи
Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий – низкий, длинный – короткий), состояния предметов (горячий – холодный), чувства человека (грустный – веселый), свойства характера (добрый – злой).
Начинают шестилетние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (время ползет, потерять голову), не воспринимать их буквально, как было на ранних этапах развития речи.
Обогащение лексико – грамматической стороны речи связано с овладением пересказом: дети усваивают фразы и обороты из тех текстов, которые воспринимают, а затем воспроизводят, так что здесь очень велика роль речевого образца. Это нужно учитывать при подборе текстов для чтения детям: не обязательно выбирать рассказы и сказки с упрощенным синтаксисом, пусть ваши дети слышат и достаточно сложные по конструкции фразы, они им пригодятся позже.
Конечно же, главным источником прекрасных речевых образцов является художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь.
Звукопроизношение
К шести годам звукопроизношение у детей должно быть вполне нормализовано. А важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому у детей тренируем основные движения языка, губ, нижней челюсти. Делаем зарядку для язычка, для губ.
Также развитие пальчиковой моторики рук благотворно сказывается на речевом развитии ребенка.
Собирание пазлов, разрезных картинок, состоящих из частей; лепка из пластилина, рисование, раскрашивание, штриховка, обведение трафаретов.
Рекомендуем родителям не забывать о чтении книг: стихи, сказки, рассказы; пение песен из любимых произведений.
Формирование навыков звукового анализа
На данном этапе следует запомнить и знать такие научные термины: звук, буква, слово, предложение. На первых порах очень трудно развести понятие звукибуква.
Главным этапом является развитие навыков звукового анализа слова, т.е. разбор слова, а это:
- выделение звука из слова;
- определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова);
- полный звуковой анализ (т.е. рассказать о каждом звуке в слове: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой).
Звуки:
А также, умение поделить слово на слоги, методом хлопанья в ладоши, постукиванием подбородка по тыльной стороне ладони.
Деление слов на слоги (хлопаем в ладоши)
Ка - ша, ма - ма, (2 слога), сок (1 слог), ра - бо - та (3 слога)
Разбор предложения (сосчитать слова в предложении, составить схему предложения)
Светит солнце (2 слова)
Катя пошла домой (3 слова)
Синица сидит на дереве (4 слова). Предлог – это маленькое, короткое слово.
Учите с детьми:
ФИО родителей, место работы, кем работают, домашний адрес.
Следите за речью ребенка!