Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Сценарий фестиваля
(для школьников средних классов)
Составила: Веснина Марина Валентиновна
педагог-организатор
МБОУ «Новоозерская СОШ».
Ст.Озерки.2022г.
Пояснительная записка.
Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством воспитания человека: идейно - эстетического, нравственного, патриотического. Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную культуру. Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство... Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Вглядываясь в прошлое, представляя себе лица, характеры, судьбы, образ жизни и мысли давно ушедших людей, вчитываясь в строки вековой давности, мальчики и девочки наших дней приучаются к тому, что они продолжатели, продолжающее поколение. Им досталось огромное духовное наследство, и необходимо выбрать, что же в нем дороже всего и ближе, и что из него брать с собой навсегда? Проблема такого выбора, несомненно, существует и составляет, возможно, сердцевину педагогической, социальной и нравственной задачи. Ответственность педагога за такой выбор чрезвычайно высока: будущее страны зависит от культуры еѐ граждан, от зрелости их исторического сознания, от верности идеалам социальной справедливости и гуманизма. Необходимо подчеркнуть, что для России традиционно множество других направлений исторического развития фольклора. И все эти направления должны изучаться с одинаковым вниманием и обязательно во взаимосвязи - точно так, как они развивались в среде своего бытования: календарный фольклор, семейно - родовой (бытовой), театрализованный (жанровый, исполнительский, игровой), включая детский, песенный, изобразительный. Данный сценарий предназначена для учащихся средних классов, где через народное искусство учащиеся познают традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщаются к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с одной из форм коллективного народного творчества – ярмаркой;
Развивающая: расширить знания учащихся о жанрах устного народного творчества – фольклоре городских праздничных зрелищ;
Воспитательная: показать школьникам богатство народно -поэтического творчества, воспитывать у них уважение к русской старине и бережное отношение к истории своей страны и народа.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальная аппаратура,презентация “Русская ярмарка” (Приложение 1), музыка (Приложение 2), шест с разноцветными лентами, костюмы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(звучат фанфары трек № 1 приложение 2, на экране заставка «футажи» - приложение 3, на сцене появляется ведущий)
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мне очень приятно видеть вас в этом зале. 2014 год – объявлен годом Культуры. Национальная культура – нашей Великой страны очень самобытна и разнообразна. Наш народ чтит и передает традиции из поколения в поколение, и об этом пойдет наш сегодняшний разговор.
- Скажите, ребята, а какие вы знаете русские национальные ценности?
(дети отвечают: гжель, хохлома, матрешка, балалайка, самовар, русские национальные костюмы, русские праздники)
Ведущий: - Хорошо, ребята! А какие русские праздники вы знаете?
( ответы детей: Масленица ,Ивана - купало, Рождество, Ярмарка)
(Слайд 1)
-Да вы совершенно правы! Мне хочется сегодня вас пригласить на один из самых ярких и любимых праздников нашего народа – Ярмарку. А сопровождать нас на ярмарке будут скоморохи Фома (1) да Ерема (2)!
(На сцену выходят Скоморохи, говорят поочерёдно: Музыка “Скоморохи” трек №2)
(2 слайд)
Скоморох 1: - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! Благодарим за посещение!
Скоморох 2: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем.
(Слайд 3)
Скоморох 1: - В давние времена колесили по дорогам расписные балаганы, ходили по деревням и городам кукольники да шарманщики, честной народ развлекающих,
Скоморох 2: - Скуку да хандру разгоняющих,
Скоморох 1: - Острое слово любящих,
Скоморох 2: - На дудках играющих.
Скоморох 1: - Пришли мы сегодня в такое место, где испокон веков больше всего народу собиралось!
Скоморохи(вместе): - на ЯРМАРКУ! (4 слайд)
(Музыка “Скоморохи” трек 21.)
(На сцену выбегают зазывалы в ярких костюмах, выкрикивают:)
(5 слайд)
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка, огневая, ярмарка,
Зазывала 2: - Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!
( 6 слайд )
Зазывала 1: - Глянешь налево – лавки с товаром!
Зазывала 2: - Глянешь направо – веселье даром!
(7 слайд)
Зазывала 1: - Ярмарка, ярмарка! Веселись народ!
Зазывала 2: - Ну-ка, красавица, выходи вперёд! (обращается к ведущему)
( 8 слайд)
Зазывала 1: - Балалайка звонкая, тульский самовар...
Зазывала 2: - Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!
( 9 Слайд)
Исполняется танец «Русская плясовая» Трек № 3.Приложение 2.
(10 слайд)
Ведущий: - Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших календарных праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Троица).
(11 слайд)
Скоморох 1: - Ярмарка и гулянье были ярким событием, шумным всеобщим праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
(12 слайды)
Скоморох 2: - Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями.
(13-14 слайды)
Ведущий: - На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
(15 слайд)
Скоморох1: - Музыка, смех, выкрики торговцев, шутки балаганных дедов – всё завораживало и веселило.
(1 6слайд)
Скоморох 2: - Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным, “учёным” медведем ,неунывающий, остроумный русский весельчак Петрушка .
(17 слайд)
Ведущий: - Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни, частушки, звуки гармони и шарманки, смех, нарядная шумная толпа.
(18 слайд)
Скоморох 1: - Продавцы выкладывали на прилавки яркие ткани, платки, сарафаны, бусы, нитки, гребёнки, белила и румяна, обувь и перчатки, посуду и другую домашнюю утварь.
(19 слайд)
Скоморох 2: - Торговцы предлагали баранки и бублики, колбасы, сыры, мёд, недорогие лакомства, семечки и орехи.
(20 слайд)
Ведущий: - Можно было тут же съесть пирожок, выпить квасу. Между рядами среди публики ходили лоточники, предлагавшие пироги, булки, сбитень, груши, яблоки.
Ведущий: - Ребята, хотите побывать на старинной ярмарке?
(Зрители отвечают: “Да!”)
Ведущая: - Эй, зазывалы, собирайте народ!
(21 слайд)Звучит музыка трек №2) Приложение 2.
Начинается театрализованное представление.
Дед-зазывала (в серых лаптях, борода, усы, на кафтане большие заплаты) кричит:
- Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, жители провинциальные,
Ближние и дальние!
Господам купцам, молодцам,
бледнолицым современным девицам – моё почтение!
Приехал я из Америки
На зелёном венике.
Веник обтрепался,
А я здесь остался.
Скоморохи (вместе): - Народ собирается, ярмарка открывается!
Дед-зазывала:
- Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые,
женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы!
Почтенные и молодые,
Полные и худые
Мы рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем,
На ярмарку приглашаем!
Эх-ва! Для ваших карманов
Столько настроено балаганов,
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!
Веселись, веселись,
У кого деньги завелись!
( 22 Слайд )
Обращается к Ведущему:
- Подходи, душа зазнобушка! Для тебя самый лучший товар выберу!
Ведущий:- Что же у тебя там за товары? Парень ты хваткий и зазываешь без оглядки. А, может, у нас самих есть товары не хуже?
Дед-зазывала кричит: - Тары-бары-растобары, есть хорошие товары!
Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!
Скоморох 1: - Ярмарка, ярмарка! Весёлая, яркая.
Скоморох 2: - Заходи, залетай, только рот не разевай!
(Звучит мелодия русской народной песни “Коробейники” трек №4)
(С шумом выходят “продавцы” с лотками, на которых разложен товар для продажи. Театрализованное представление “Коробейники )
Зазывалы говорят поочерёдно:
Зазывала 1: - Ой, ой! Сколько пришло! Ой, сколько привалило!
Зазывала 2: - И седых, и молодых, и красивых, и рябых,
Бледных и румяных, пузатых и поджарых!
Зазывала 1: - Все сюда!
Зазывала 2: - Все сюда!
Зазывала 1: - Здесь распродажа как всегда!
Зазывала 2: - Всем, всем продаём!
Зазывала 1: - По дешёвке отдаём!
Зазывала 1: - Эй, старые, усатые, рыжие, бородатые,
Зазывала 2: - Девки - вострушки, старушки - хлопотушки,
Зазывала 1: - Свахи-сводницы и московские огородницы!
Зазывала 2: - Подваливай валом! По дешёвке продаём!
Вместе: - Чуть недаром отдаём!
Зазывала 1: - Тары- бары - растабары, есть хорошие товары!
Зазывала 2: - Тары- бары - растабары, продаются самовары!
( «Продавцы» выходят вперед, представляют свой товар)
(23 слайд)
Продавец шоколада: - Шоколад! Шоколад! Самый лучший шоколад! Вот шоколад! Купил плитку – будешь рад! Покупай шоколад! Мармелад! Шоколад! Кому надо мармелад? Кому надо шоколад? Вот он! Вот он!
Цирюльник выкрикивает: - Постричь, побрить! Побрить, поголить! Бороду поправить! Ус поставить!
Точильщиквыкрикивает: -Точить ножи, ножницы, мясорубки, бритвы править!
Продавцы семечек (лузгают семечки), выкрикивают поочерёдно:
- Есть семечки жаренные! Кому семечки?!
- Торгуем без обмана, накладываем полные карманы!
- Семечки калёны продают Алёны
- Нюркам и Шуркам! Сашкам и Пашкам! Варюшкам, Манюшкам! Наташкам, Парашкам!
- Тимкам и Мишкам! Ванёнкам, Васёнкам! Гришуткам, Мишуткам! Ганькам и Санькам!
- Всем, всем продаём! И всем сдачи даём! Стакан – гривенник цена.
- Накладываем сполна! Покупай! Не ленись! И плати, не стыдись!
Дед-зазывала кричит: -Тары-бары-растобары, Есть хорошие товары!
Все сюда! Все сюда! Здесь распродажа, господа!
Зазывалы говорят поочерёдно:
Зазывала 1: - Граждане и гражданочки, рабочие и мещаночки,
Обратите на нас внимание, на наши усиленные старания:
Привезли товару дешёвого, ценой доступного и грошового!
Зазывала 2: - Не товар, а сущий клад! Забирай нарасхват!
Зазывала 1: - Глядите, не моргайте, рты не разевайте,
Ворон не считайте! По дешёвке покупайте!
Зазывала 2: - Ну что за товар! И тот хорош, и другой хорош! Выбирай который хошь!
Зазывала 1: - Диво дивное, чудо-чудное, а не товар! Гляди не моргай, рот не разевай! Ворон не считай, товар покупай! Вот товары хороши!
Зазывала 1: - Подходи, честной народ, дед корову продаёт.
Не корова – просто клад, покупай, коли богат!
Продавщица орешков: - Орешки, орешки - вкусные, на меду!
Продавщица пирожков: - Кому пирожки? Горячие пирожки! С пылу, с жару – Гривенник за пару! Попробуйте, господа почтенные, пирожки у меня горячие, отменные! Такой редкий предмет, что ни одного таракана в них нет.
А если и попадётся иногда муха, так она не проест брюха!
Попробуйте-ка, ну-ка, всего по пятаку штука!
Скоморох 1: - Я разок бабкиного пирога поел, так чуть не околел!
Скоморох 2: - А я как два пирога отведал, так неделю на двор бегал!
Продавщица огрызается: - Полно, насмешник, мои-то пироги – одно удовольствие!
Продавец мыла: - Кому мыльце умыть рыльце! Вот оно, вот оно!
Ай, да мыло-мыльце! На лицо - серенько, а моет беленько!
Продавец кваса: - Кому квасу, холодного квасу? Вот так квас! В самый раз!
Баварский, со льдом, даром денег не берём! Пробки рвёт, дым идёт! В нос шибает, в рот икает!
Торговка фруктами: - Кому яблоки продам?! Кому дешево отдам?!
Груши! Ананас! Покупайте про запас!
Продавец селёдки: - Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка! Давай, давай, Любую выбирай! Сам ловил, сам солил, сам продавать принёс! Давай-покупай! Забирай-выбирай!
Ведущий:- Шумит, торгуется ярмарка! Всяк ярмарке рад - и стар, и млад! На ярмарке можно и удаль свою молодецкую, силу, ловкость да сноровку показать!
Заставка «футажи». Приложение 3.
Выбегает скоморох Тимошка в костюме:
Тимошка:- Здравствуйте, гости дорогие,
Малые и большие!
Лохматые и усатые,
Молодые и женатые!
У нас сегодня ярмарка - шумный базар.
Здесь найдёте на любой вкус товар!
Прежде всего, как водится,
Давайте знакомиться.
Я - потешник-скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
Я танцор и певец,
Удалец-молодец.
Ногами пою, голосом пляшу,
В общем, во как живу! (показывает большой палец).
На игру всех приглашаю!
(проводится игра с залом «Как у дяди Трифона». Все встают и повторяют движения за Тимошкой, которые он показывает: сначала правая рука, потом левая рука, затем правая нога, потом левая нога, туловище и голова, при этом повторяются слова)
Тимошка: - Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так.
Ведущий: -Воти мы с вами, ребята поиграли, косточки размяли! А теперь, гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потешек послушать?
Скоморохи разыгрывают потешки. Музыка трек № 2.
1) - Федул! Что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Зашить можно?
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
2) - Трошка! Что из леса не идешь?
- Медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Сам иди!
- Да он не пускает!
Ведущий: Вот какая шумная у нас получилась ярмарка. В разгар такой ярмарки всегда появлялся кукольник. У кукольника был целый набор сцен с Петрушкой.( 24слайд )
Петрушка - замечательная кукла русского театра - колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, и горбик за плечами, а в руке палка. Любимец публики! И сейчас мы попробуем разыграть одну из таких сцен.
(На сцене появляется ширма, представление кукольного театра)
Сценка “Тимошка и Петрушка”
Тимошка: - Вот. Привёз я всем забаву... Да где же он? Неужели сбежал!
Петрушка - Да здесь я! Здесь. Кукареку! Здорово, ребята! Чего ржёте, как жеребята?
Тимошка: - Спешите видеть ! Всего за полушку ! Неунывающего русского Петрушку!
Петрушка: - Да это я, остроумный весельчак. И это знает всяк!
Тимошка: - Раз пришёл, поздравь публику.
Петрушка: - Не вижу никакого Бублика.
Тимошка: - Петруша, надо публику приглашать.
Петрушка: - Пора бублики жевать!
Тимошка: - Да нет, кричи “Начинаем балаган!”
Петрушка: - Караул! Нападает хулиган! Спасайся кто может,
А кто не сможет – Милиция поможет.
Тимошка: - Не путай слова! Кричи: “У нас сегодня большое представленье!”
Петрушка - У нас сегодня большое преступленье...Троих избили, притом каменьями!
Разбегайся народ, а то и вам попадёт!
Тимошка: - Вот баламут! Я сам буду объявлять: «У нас сегодня весёлый балаган!»
Петрушка: - У нас сегодня осёл да баран!
Тимошка: - У кого юмор есть – пожалуйте к нам!
Петрушка: - У кого нет – марш по домам!
( 25 слайд )
Ведущий: - На ярмарке и музыку, и народные песни можно было послушать. Какая же ярмарка без частушек!
Скоморох 1: - Музыканты выходите,
Инструменты выносите
И сыграйте веселей,
Для народа, для гостей!
Скоморох 2: Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка, частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
( 26 Слайд )
(Девочки исполняют частушки. Звучит минусовка «Частушки» Трек № 5) Приложение 2.
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
А у нас во дворе
Квакали лягушки.
Я с печи босиком,
Думала - подружки.
У меня, у боевой
Ухажеров - ой-ёй-ёй!
Гриша, Миша, Сенечка
Не хватает времечка.
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
5. Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Поведу свою хорошую
Всем людям напоказ!
6. Под горой стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
7. Я работаю, работаю,
Работы не боюсь.
Если правый бок устанет,
Я на левый повернусь.
8. По деревне я шла
И Петрушу видела.
Под плетнем сидел и плакал
Курица обидела.
9. Самовар, самовар
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.
10. Мы частушки петь кончаем
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего.
(27 слайд)
(на сцене появляются Соморохи и Зазывалы)
( звучит трек № 2 «Скоморохи»)Приложение 2.
Зазывала 1:- Кто пришёл повеселиться - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Кто пришёл сюда покушать - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Если вы ученики - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Если вы родители - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Кто из вас не любит скуку - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Кто сюда пришёл поспать - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Если кто-то любит холод - хлопайте в ладоши!
Зазывала 2:- Если кто-то любит лето - хлопайте тоже!
Зазывала 1:- Кто пришёл к нам поглазеть - хлопайте в ладоши!
(На экране заставка «Футажи»,Приложение 3.
Скоморох 1: - Эх, честной народ, заводи хоровод,
Просто так не стой, а пляши да пой!
Скоморох 2:- Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.
И мы торговлю закрываем,
В Америку жениться уезжаем!
Под музыку “Тодес - народное” (трек № 6. Приложение 2.) на сцену выходят участники представления. В руках у юноши шест, на шесте - разноцветные ленты, за их концы держат девочки. Они ходят вокруг шатра из лент. Исполняется флеш-моб.
(ТАНЕЦ)
ВЕДУЩИЙ:-Ребята, вы держите в руках ленты которые символизируют сегодня на нашем празднике - любовь к Родине, родным и близким. миролюбивое отношение к окружающим, любовь к преданьям старины далекой – к русским праздникам. Сохраняйте и приумножайте семейные традиции, традиции своего народа, народное творчество и фольклор, будьте здоровы и счастливы, любите и уважайте друг друга.
-Спасибо вам за внимание! До новых встреч!
Литература.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII - начало XX века. - Л., 1988
Некрылова А.Ф.. Савушкина Н.И. Народный театр. - М., 1991
Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. — М., 2000
Хренов Н.А. Земледельческие архетипы на городской площади. Развлекательная культура России XVIII—XIX вв.: Очерки истории и теории. Сб. ст. под ред. Е.В. Дукова. — СПб., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://www.licey.net/lit/istok/teatr
http://ec-dejavu.ru/b/Balagan.html
http://preobrazhenie2007.ru/russkie_prazdniki/russkaya-yarmarka