Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Сценарий беседы "Сквернословие - хорошо или плохо?"

Сценарий беседы "Сквернословие - хорошо или плохо?"

Русский язык отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Любое культурное явление продиктовано общественной жизнью. Оно может быть позитивным, несущим пользу, благо людям, а может нести негатив в общество, начинает отрицательно влиять на жизнь людей, то есть становится проблемой, которую необходимо решить. В мировом сообществе бытует мнение, что русского человека невозможно представить без мата. Сквернословят в нашей стране люди, относящиеся практически ко всем социальным слоям. Нередко матерные слова можно услышать с экранов телевизора, по радио и даже в детском саду от совсем маленького ребенка. Большинство из современного общества относятся к ненормативной лексике вполне нормально, считая ее всего лишь средством выражения своих эмоций. Однако на самом деле сквернословие несет в себе серьезную разрушительную силу, которая, по мнению ученых, может привести к вырождению целой нации. Причем этот процесс довольно сложно остановить, ведь он протекает незаметно, охватывая все больший круг русскоязычного населения планеты. Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна! Сквернословие в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Выбор темы исследования обусловлен тем, что сегодня, по-нашему мнению, сквернословие является большой проблемой, так как охватывает большое количество людей, употребляющих так называемую «нецензурную брань». Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него. Для нас эта проблема очень ощутима, так как мы знаем, что сегодня многие дети с раннего возраста и, особенно, в школьном возрасте применяют «бранные слова» в своей речи в общении со сверстниками. А значит, в 21 веке это негативное явление продолжает жить. В связи с этим возникает противоречие – с одной стороны каждый школьник знает и понимает, что сквернословие – это плохо, что оно осуждается в обществе. С другой стороны, многие ребята, несмотря на это, используют мат, «бранные слова» в своей речи. Как же избавиться от этого явления?

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска

Беседа

«Сквернословие – хорошо или плохо?»

Автор-составитель:

Долгошеева Яна Андреевна,

педагог-организатор

Орск, 2023

Пояснительная записка

"Речь – это показатель ума"

Л.А. Сенека

Русский язык отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Любое культурное явление продиктовано общественной жизнью. Оно может быть позитивным, несущим пользу, благо людям, а может нести негатив в общество, начинает отрицательно влиять на жизнь людей, то есть становится проблемой, которую необходимо решить.

В мировом сообществе бытует мнение, что русского человека невозможно представить без мата. Сквернословят в нашей стране люди, относящиеся практически ко всем социальным слоям. Нередко матерные слова можно услышать с экранов телевизора, по радио и даже в детском саду от совсем маленького ребенка. Большинство из современного общества относятся к ненормативной лексике вполне нормально, считая ее всего лишь средством выражения своих эмоций. Однако на самом деле сквернословие несет в себе серьезную разрушительную силу, которая, по мнению ученых, может привести к вырождению целой нации. Причем этот процесс довольно сложно остановить, ведь он протекает незаметно, охватывая все больший круг русскоязычного населения планеты.

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!Сквернословие в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием.

Выбор темы исследования обусловлен тем, что сегодня, по-нашему мнению, сквернословие является большой проблемой, так как охватывает большое количество людей, употребляющих так называемую «нецензурную брань».

Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него.

Для нас эта проблема очень ощутима, так как мы знаем, что сегодня многие дети с раннего возраста и, особенно, в школьном возрасте применяют «бранные слова» в своей речи в общении со сверстниками. А значит, в 21 веке это негативное явление продолжает жить.

В связи с этим возникает противоречие – с одной стороны каждый школьник знает и понимает, что сквернословие –это плохо, что оно осуждается в обществе. С другой стороны, многие ребята, несмотря на это, используют мат, «бранные слова» в своей речи. Как же избавиться от этого явления?

Сценарий беседы

«Сквернословие – хорошо или плохо?»

Цель: формирование негативного отношения к сквернословию у детей подросткового возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения сквернословия;

  • Развивать умение работать в команде;

  • Воспитывать речевую культуру в поведении у учащихся.

Ведущие:

  • Педагог

Участники: дети подросткового возраста.

Реквизит:

  • Компьютер или ноутбук;

  • Телевизор;

  • Стенды о вреде сквернословия 2шт.;

  • Карикатуры сквернословивших людей 4шт.;

  • Стулья 15 шт.;

  • Столы 2шт.;

  • Наборы цветных карандашей 15шт.;

  • Ластик 15шт.;

  • Листы бумаги формата А4 15 шт.

ХОД ПРОГРАММЫ

В зале, где проводится мероприятие, размещены стенды с информированием о вреде сквернословия. На стенах развешены карикатуры с изображением нецензурно выражающихся людей. В помещении находятся стулья для участников, столы. Звучит фоновая музыка (приложение 1). Ведущий находится в центре зала, рядом с экраном телевизора, встречает детей.

Ведущий:Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Для того, чтобы помочь вам определить тему нашего мероприятия, я бы хотела прочитать стихотворение советского поэта Михаила Львовича Матусовского.
 

Есть слова пострашнее, чем порох, 
Чем снаряд над окопными рвами 
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 


Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно: 
О любом опрометчивом слове 
Пожалеете рано иль поздно 


Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков. 
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

Ведущий:Какая же тема нашего мероприятия? (Ответы детей: мат, сквернословие) Все верно, сегодня мы проведем беседу «Сквернословие – хорошо или плохо?»(слайд 1)( Приложение 2)

Ведущий:Поставив этот вопрос, мы коснемся очень больной темы, волнующей не только нас, но и окружающее нас общество. Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат доносится с экранов телевизоров. Думаю, что среди ваших сверстников тоже есть такая проблема. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Ведущий:Одной из примет современности стало сквернословие.  Если раньше матерщина была специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все слои общества.  Матерщина свободно льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в коридорах школ и институтов, с телевизионного экрана, со страниц газет и журналов. Некоторые женщины и даже девочки тоже употребляют матерные слова. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата. Давайте разберёмся и ответим на вопрос, поставленный в заголовке нашего мероприятия.

Ведущий:Что же такое «сквернословие»? Предлагаю каждому участнику составить свой кластер. Все знают, что это? (ответы участников) Давайте я вам напомню. Кластер - это объединение каких-либо элементов в единое целое. Тема кластера: «сквернословие»(звучит спокойная музыка).

Ведущий ставит на стол листы бумаги, наборы цветных карандашей, ластик. Участники начинают выполнять работу.

Ведущий:Итак, я думаю, все успели справиться с заданием. Давайте обсудим ваши работы.

Ведущий с каждым участником обсуждает получившийся кластер.

Ведущий:Вы большие молодцы! Вижу, что все понимают значение слова. Откуда же к нам пришло такое явление? На самом деле, корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется тем, что по Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Однако, все знали, что нельзя бранить детей матом, они будут мучимы бесами. Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

         Сквернословие – порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу. «Скверное слово - гнилое слово», - писал святой апостол Павел.

Ведущий:Как вы думаете, влияет ли сквернословие на наше здоровье? (Ответы участников)На самом деле, мат разрушает не только душу человека, но и его тело. Давайте немного углубимся в науку. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды, а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее, начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от этого они могут лечить или, наоборот, отравлять организм. В 20-м веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.(слайд 2)

Ведущий: Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к выводу, одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности человека, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.  А самое страшное, что сейчас матерятся и девушки, и девочки. Ученые заметили, что в молодежных компаниях, где употребляют матерную речь, у некоторых девушек портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков.

Ведущий:Предлагаю взглянуть на экран. (слайд №3)Перед вами 2 совершенно одинаковых яблока. Одному яблоку говорили добрые, приятные слова, а другому плохие, грубые слова. После их разрезали. (слайд №4) Что вы видите? (Ответы детей: то яблоко, которому говорили грубые слова, внутри почернело.) То же происходит и с человеком: слыша грубые, обидные слова, а хуже того, мат, человек заболевает изнутри.

Ведущий:А вы знаете, что существуют пословицы о вреде сквернословия? (Ответы детей) На экране появятся пословицы, мы с вами попробуем их объяснить.

Звучит фоновая музыка. На экране появляются пословицы (слайд 5-11). После прочтения, участники обсуждают каждую.

Ведущий:Молодцы! А как вы думаете, какие пути решения данной проблемы существуют, на ваш взгляд? (Ответы детей)

Ведущий:У того, кто сквернословит, есть 2 пути. Первый путь - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. Второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Ведущий:Каждый человек вправе выбрать свой путь. Но попытайтесь хотя бы какое-то время обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Ведущий: Ребята, как вы ответите на вопрос заголовка нашего мероприятия «Сквернословие – хорошо или плохо?»? (ответы детей: сквернословие – плохо. Оно разрушает не только душу, но и тело человека.)

Ведущий(звучит спокойная музыка):Все верно.Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Надеюсь, что проведенное мероприятие принесет положительный результат и ребята, привыкшие к сквернословию, задумаются и выберут путь созидания, а не разрушения. Всем большое спасибо!

Список литературы

  1. Вальтер Х. Антипословицы русского народа / Х. Вальтер. /- СПб: Нева, 2005 г.

  2. Стернин И.А. О мате по-научному / Теоретические и прикладные

проблемы языкознания. / И. А. Стренин. /- Воронеж: Истоки, 2008 г.

  1. Химик В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный

  2. Феномен / В.В. Химик. /- СПб, 2000 г.

  3. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема В.И. Жельвис. /- Москва: Ладомир, 2001 г.

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-problema-skvernosloviya-sredi-podrostkov-875123.html

https://urok.1sept.ru/articles/653969

Приложение 1

Музыкальное оформление

  • Спокойная фоновая музыка;

  • Веселая фоновая музыка;

  • Веселая фоновая музыка;

  • Спокойная фоновая музыка.

Приложение 2

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель. Актуальность данной темы заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни детей и играют важную роль в жизни каждого малыша. Многие ли сейчас достаточно осознают роль сказки в жизни своего ребенка? Уделяют достаточно времени чтению сказок, рассказыванию? А может быть придумыванию собственных сказок? Все это способствует сближению родителей и детей. Каждый день наших детей насыщен фантазиями, которые помогают им превращаться, перевоплощаться в сказочных героев и вместе с ними постигать житейские истины, и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Именно слушая сказки, вместе с их героями, дети проходят путь познания мира и обретения жизненного опыта.
0 ₽
Сочинять люди начали давно, ещё до того, как появилась письменность. Тексты передавались из уст в уста. Потом появилась письменность, и люди начали записывать свои произведения (на бересте, на папирусе, на табличках из глины). Благодаря трудам древних писателей мы можем узнать, чем занимались и о чём думали люди в те далёкие времена. Длительное время писатели работали, не получая за свой труд никаких денег. О продаже произведений не шла даже и речь. В мире существует масса произведений, масса книг. Они погружают нас в мир прошлого и настоящего, реального и фантастического, они позволяют нам почувствовать жизнь, заглянуть за пределы нашего окружения. В прошлом веке в Великобритании некоторые писатели объединились, создали клуб писателей. Спустя некоторое время этот клуб писателей постановил ежегодно 3 марта отмечать Всемирный день писателя. Во Всемирный день писателя вручаются награды и премии особо проявившим себя писателям. В библиотеках устраивают книжные выставки, проводят литературные игры, знакомят читателей с новыми книгами разных писателей, организуют встречи с авторами.
0 ₽
Русский язык отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Любое культурное явление продиктовано общественной жизнью. Оно может быть позитивным, несущим пользу, благо людям, а может нести негатив в общество, начинает отрицательно влиять на жизнь людей, то есть становится проблемой, которую необходимо решить. В мировом сообществе бытует мнение, что русского человека невозможно представить без мата. Сквернословят в нашей стране люди, относящиеся практически ко всем социальным слоям. Нередко матерные слова можно услышать с экранов телевизора, по радио и даже в детском саду от совсем маленького ребенка. Большинство из современного общества относятся к ненормативной лексике вполне нормально, считая ее всего лишь средством выражения своих эмоций. Однако на самом деле сквернословие несет в себе серьезную разрушительную силу, которая, по мнению ученых, может привести к вырождению целой нации. Причем этот процесс довольно сложно остановить, ведь он протекает незаметно, охватывая все больший круг русскоязычного населения планеты. Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна! Сквернословие в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Выбор темы исследования обусловлен тем, что сегодня, по-нашему мнению, сквернословие является большой проблемой, так как охватывает большое количество людей, употребляющих так называемую «нецензурную брань». Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него. Для нас эта проблема очень ощутима, так как мы знаем, что сегодня многие дети с раннего возраста и, особенно, в школьном возрасте применяют «бранные слова» в своей речи в общении со сверстниками. А значит, в 21 веке это негативное явление продолжает жить. В связи с этим возникает противоречие – с одной стороны каждый школьник знает и понимает, что сквернословие – это плохо, что оно осуждается в обществе. С другой стороны, многие ребята, несмотря на это, используют мат, «бранные слова» в своей речи. Как же избавиться от этого явления?
0 ₽