Сценарий проведения музыкально-литературного журнала «Моя Родина»
ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской, татарской, чувашской, мордовской народной культуры.
Воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.
ЗАДАЧИ:
СКР: Обобщить и систематизировать знания детей о России. Умение гордиться своей Родиной. Передавать через словесное, музыкально-литературное творчество.
ПР: Воспитывать в детях чувство уважения к другим национальностям.
ХЭР: Развивать творческие способности детей: учить самостоятельно украшать шаблоны национальной одежды элементами русского, татарского, чувашского, мордовского орнамента, используя ранее приготовленные заготовки.
Закреплять навык игры на музыкальных инструментах, развивать ритмический слух, умение работать в коллективе.
РР: Обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами (названия национальных блюд, народных музыкальных инструментов, элементов узоров на одежде).
ФР:побуждать детей к двигательной активности посредством танца.
Композиция о флаге на песню «Белый, синий, красный» Муз. С. Смирновой (палантины, флаги, дети одеты триколор)
Вед:Россия – самая большая страна в мире! Это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает.
1 реб. Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
2 реб. Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Вед. -Скажите, ребята, а в какой стране мы с вами живем?
-Как она называется? (ответы детей). Россия!
Да, правильно, Россия наша Родина.
1 реб. На свете много разных стран,
но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
раскинулась она!
2 реб. На свете много разных стран,
но есть одна страна
её мы Родиной зовем,
а Родина - одна!
Песня «Это Россия твоя и моя» Муз. К Губина Сл. Л.Чернышовой подготов.гр.
1.Домик над речкою, крик журавлей,
Ветер весенний, танцующий в поле,
Матери голос, зовущий детей –
Всё это с детства знакомо до боли.
Припев:Это Россия моя и твоя -
Звонкая, гордая, добрая песня.
Это Россия – родные края,
Наше с тобою крылатое детство.
2. Ты сохранила свою доброту
И пронесла сквозь века, сквозь столетия;
Не растерзали твою красоту
Зимние вьюги и северный ветер.
Припев:Это Россия моя и твоя -
Звонкая, гордая, добрая песня.
Это Россия – родные края,
Наше с тобою крылатое детство.
3. Годы летят – у земли та же стать;
Свет излучают хрустальные росы;
Век двадцать первый, но всё же опять
В моде по-прежнему русые косы.
Припев:Это Россия моя и твоя -
Звонкая, гордая, добрая песня.
Это Россия – родные края,
Наше с тобою крылатое детство.
Слайд. Презентация о России с фоном к песне.
(часть детей подготовит.группы выходят переодеваться)
на фоне мелодии, слова воспитателя о родном крае А. Прокофьев
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете друзья!
Входит старшая группа Композиция с дугами.
Песня «Край родной» подгот.гр
1. Солнечным светом залитый край родной,
Где наклонились ракиты над рекой.
Где перекатные плески так нежны,
И песни, песни, песни Родные слышны.
И песни, песни, песни Родные слышны.
2. Что нам осталось в наследство?-Красота.
Выткали руки кудесниц кружева.
Из деревенских окошек
Смотрит на нас старина,
И песня, песня, песня Родная слышна.
И песня, песня, песня Родная слышна.
3. Мы пронесем в нашем сердце сквозь года.
Верность любимой отчизне навсегда.
Станет сильнее, чем прежде
Наша родная страна
И песня, песня, будет повсюду слышна.
И песня, песня, будет повсюду слышна.
Слайд. Ульяновская область
Вед: У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Нам повезло родиться и жить в удивительном и прекрасном местечке нашей огромной страны - в Ульяновской области. На территории Ульяновской области проживают люди разных национальностей, среди них: татары, чуваши, русские, мордва.
Вед: У каждого народа своя культура, свои традиции, обычаи, обряды, народные песни, пляски, народные игры, музыкальные инструменты,
Презентация Г.Д.
Ребята прошу внимания на доску, какие инструменты вы узнаете на рисунках?
Перечисление....(Трещотки, балалайка, бубен, ложки).
Молодцы ребята.
Скажите пожалуйста, а у каких народов, каких народных мелодиях, песнях они звучат? (РУССКИХ песнях, танцах)
Кто хочет рассказать о музыкальном инструменте - ЛОЖКИ?
Ложки - русский народный музыкальный инструмент. Обычно для создания музыки берут три или больше деревянных ложек, и ударяют ими друг о друга выпуклыми поверхностями. Ложки могут быть украшены красочной росписью, хохломой или гравировкой с красивыми узорами.
Ребята, мы с вами знакомы с мордовскими песнями и мелодиями, а какие инструменты вы слышите в мордовских народных песнях?
Перечисление…..Бубенчики, дрова, свистульки, волынка.
Кто из вас хочет рассказать об инструменте - СВИСТУЛЬКА
Свистулька- народная музыкальная игрушка. В далёкие времена, на потеху детям делали игрушки-свистульки не только в образе птичек, а также всадников. Делали их из дерева или из глины и расписывали красками.
Молодец.
Ребята давайте прослушаем фрагмент народной мелодии (чувашской мелодии) а вы постарайтесь узнать, какие народные инструменты звучат.?
Перечисление…..барабаны, колотушки, ложки, свистульки. Музыку, какого народа вы узнали? (Это - Чувашская народная мелодия)
Кто нам хочет, расскажет про чувашский народный музыкальный инструмент –Колокольчик
Колокольчик - музыкальный инструмент. Изготавливают из металла, дерева и стекла. Имеет купол и язычок. Язычок ударяет о купол и извлекается звук. Раньше их прикрепляли к погремушке, к поясу. Звон колокольчика оберегал от бед.
Молодец!
Ребята, а какие татарские народные инструменты вы знаете?
Перечисление…..( курай, дэф, гармун, кашыклар).
Сегодня я хочу вас познакомить с еще одним древним татарским народным инструментомКУБЫЗ.
Кубыз - один из самых древних муз. инструментов. Кубыз представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. При игре Кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки. (Исполнение).
Для одного из вас Кубыз уже знакомый инструмент, и я попрошу его мне помочь, Мы с …… всех приглашаем всех сыграть в оркестре. Давайте исполним попурри народных песен.
Оркестр, попурри народных песен. (дети встают на оркестр)
Молодцы ребята.
Вед. У каждого народа не только свои инструменты, но и своя национальная одежда.
-Ребята, а в какие костюмы вы одеты? (ответы детей) А давайте мы с вами рассмотрим татарский костюм. Какие узоры там есть (тюльпан, листик, геометрические узоры)
-А какие цвета преобладают в узорах? (красные, зеленые, желтые)
- А теперь давайте рассмотрим русский костюм. Какие узоры там (цветы, плоды, листья, птицы, геометрические элементы)
-А какие цвета преобладают в узорах?(красный,синий)
- А теперь давайте рассмотрим чувашский костюм(геометрические элементы -ромб, кресты, линии, спирали)
-А какие цвета преобладают в узорах?( красный,белый)
- А теперь давайте рассмотрим мордовский костюм.(ромб, треугольник, углы, кресты)
-А какие цвета преобладают в узорах? (красный, желтый, зеленый, белый)
Давайте попробуем и мы стать мастерами и создать русскую, татарскую, чувашскую, мордовскую национальную одежду.
Аппликация народных костюмов. (дети выполняют задание, украшают платье, сарафаны в соответствующие своей национальности узоры, орнаменты)
Слайд о Кулатке – малой родине.
Вед. У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где родился человек, где живут его родные, друзья.
Вед. Ребята, как называется наша малая Родина?
Дети: Старая Кулатка.
Вед. В нашем Старокулаткинском районе живут в основном татары, так же есть и русские, чуваши, мордва. Все живут дружно и тесно общаются между собой.
- Ребята, какую национальность вы представляете? Мордва!
-Ребята, скажите, а как же здороваются мордва?
-Шумбрат!
- Молодцы, ребята! Вы принесли с собой мордовское национальное угощение, как оно называется? Пачат (блины) и Поза (квас)
- Ребята ,скажите , как здороваются чуваши?
-Сывлахсунатап!
-Молодцы, ребята! Вы принесли с собой чувашское национальное угощение, как оно называется? ( Хуплу)
-Ребята , вы знаете как здороваются татары?
-Исэнмесез (дети в татарских костюмах)
Молодцы, ребята! Вы принесли с собой татарское национальное угощение, как оно называется? (Чак- чак)
-Ребята ,скажите, а как же здороваются русские?
-Здравствуйте!
-Молодцы, ребята! Вы принесли с собой русское национальное угощение, как оно называется? (Каравай)
Тынычлык жыры с композицией. Муз Г. Зариповой
1. Без яшибез бергә бу матур дөньяда,
Без җырлыйбыз бергә туган телебездә.
Безнең бар хыяллар-бәхетле киләчәк!
Бирходай, син безгә тынычлык дөньяда .
Балалар көлсеннәр, олылар белсеннәр,
Без бит иң кирәкле дөньяда кешеләр.
Без яңа гасырда юк диик сугышка,
Бәхетле киләчәк без телибез җиргә!
2. Мы мечтаем о том, чтобы дети Земли
Улыбаться могли и смеяться могли.
Мы мечтаем о том, что во все времена
Нам узнать не пришлось ,что такое война!
Мы в Кулатке живем, в нашем доме родном
Здесь друзей хоровод песню мира поёт.
В наших песнях слова на родных языках,
Это наш общий дом, это наш общий край!
- Пусть татары, русские, чуваши, мордва – все народы нашей земли живут мирно и дружно. Пусть каждый любит и бережет свой родной край, свой родной язык, свою родную культуру.
Наше мероприятие подошло к концу.
Хоть говорим мы на разных наречьях,
Но позови и прозвучит ответ
Ведь мы родные, мы дружны навечно
А ничего дороже дружбы нет!