Сценарий развлечения «Казачьему роду - нет на Руси переводу» с элементами театрализованной деятельности.
Цель:воспитание у детей чувства патриотизма и любви к Родине, создание атмосферы веселья, доброжелательности.
Задачи:
- знакомить детей с историей родного края, его традициями, культурой;
- развивать социальные, нравственные, интеллектуальные, физические качества;
- воспитывать любовь к родному краю, Родине через казачий фольклор;
Оборудование: музыкальный центр, костюмы казаков и казачек, бусы, фартуки, платки, муляжи овощей и фруктов, костюмы для инсценировки сказки.
Дети заходят в зал и поют казачью песню «Шашку бери, бери»
Вед: Ребята нам спели песню про казаков и наше мероприятие мы посвятим кубанским казакам. Больше двух столетий прошло с тех пор, когда первые казаки пришли на Кубанскую землю. Императрица Екатерина вторая подарила казакам эту землю. А сделала она этот подарок, так как они были самыми лучшими войсками в русской армии- самые быстрые, смелые, ловкие, бесстрашные, преданные нашей Родине. С тех времен они были храбрыми защитниками России у южных границ.
И сейчас нам ребята нам расскажут, кто ж такие казаки.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Всех обычаев не счесть:
Казаку превыше честь,
Сабля – гордость казака,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки.
Вед: Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по южным границам России и защищали ее от врагов. А какая у казаков одежда была, какое оружие было вы ребята знаете? (Дети: Да). Тогда послушайте загадки.
Загадки
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. (шашка, сабля)
Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… (кинжал)
Он в разведке и в дозоре,
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет –
наготове… (пистолет)
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… (конь)
Вед: У казаков особое отношение к коню, потому что он его верный спутник, друг и помощник. Часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою, он как верный товарищ мог вынести раненого казака из боя, спасая от неминуемой гибели. Уже с 3-5 лет казачат приучали к верховой езде. В народе говорят: «Казак без коня не казак». Давайте вспомним какие еще пословицы и поговорки вы знаете про коня и казака.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак с конем и ночью и днем.
Казак сам не поест, а коня накормит.
Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.
Терпи казак – атаманом будешь.
Казаком быть – Родину любить!
Кто пули боится, тот в казаки … не годится.
Вед: Казаки были не только смелыми воинами, ходили в походы, охраняли наши границы, но казаки любили собираться на казачьи гуляния, турниры, праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались. Сейчас для наших маленьких казачат будет первое состязание на ловкость.
Игра «Кто быстрее сядет на коня»
(Под казачью песню мальчики скачут по кругу, по кругу стоят стульчики. Музыка заканчивается, «всадники» занимают свои места. Кому не хватило, выходят из игры).
Вед: Ну и здорово вы соревновались – любо-дорого глядеть. Пока казаки строили дома, защищали границу от врагов, женщины – налаживали быт, следили за домашним очагом, растили и воспитывали детей. Сейчас посмотрим, как наши казачки умеют варить кубанский борщ!
Игра: «Кубанский борщ».
Вед: Девочки наши настоящие казачки, все знают, как борщ варить.
А не сыграть ли нам еще в игры – забавушки. Озорные да распотешенные?
Игра: «Наряди казачку».
Выходят 2 мальчика и 2 девочки. На середине зала стоят 2 стульчика, на которых висят по 2 пары: бусы, фартук, платок и т.д. По сигналу мальчики наряжают казачку, соревнуются кто быстрее.
Вед: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет.
Вед: Вы и пели для нас,
И плясали для нас.
И на конях скакали
И в игры-забавушки играли.
А теперь ребята нам покажут казачью народную сказку «Как лиса обманула казака»
Дети одевают костюмы.
Сказка «Как лиса обманула казака»
Рассказчица: Не скоро дело делается, да скоро сказка сказывается.
Вы сейчас, друзья, не в зале, в сказку вы опять попали.
Расскажу вам, казачата, про лису, про Казака,
Про житье-бытьё казачье, да про казачьи дела
Занавес открывается, сказка начинается.
Любит Казак поработать, любит песни поиграть,
Любит и с казачками поплясать.
Под казачью песню выходит и танцует казак. По окончании песни рассматривает свой сапог на ноге.
Казак: Вот беда, сапог износился.
Рассказчица: Да, плох конь, коль не скачет,
Плох Казак, коли плачет.
А наш Казак – удалец! И певец, и жнец,
И на дуде игрец, и в бою молодец!
Сядет, инструмент возьмет, и беда отойдет.
Казак садится на скамейку, снимает сапог, берет шило, дратву, «ремонтирует» сапог. Во двор в это время выходят петух, курочка, уточка и ходят под казачью песню. Казак заканчивает работу надевает сапог, встает со скамейки и прутиком загоняет «живность» во двор, заходит в курень.
Рассказчица: Тут как раз Лиса бежала, нос по ветру держала, себе поживу искала.
Под музыку выбегает Лиса.
Рассказчица: По степи лиса пробегала, все лапки истоптала.
Стрекотанье сорок услыхала.
А сороки-тараторки тараторили на горке.
Под музыку вылетают сороки
Сорока: Здравствуй, лисонька-кума! Ты откуда и куда?
Расскажи нам поскорей, свой секрет ты нам доверь.
Лиса: По секрету вам скажу, что в станицу я спешу,
Баз казачий посетить петушка себе добыть.
Сорока: Ну, прощай, кума-лиса, нам в гнездо уже пора.
Сороки улетают.
Рассказчица: От кургана к кургану лиса пробежала,
Всю шкурку об терны обтрепала.
Зайцев быстроногих повстречала.
А зайчата весело скакали,
В лапках ложечки держали.
Выскакивают зайчики и играют на ложках под казачью народную песню.
Заяц: Здорово дневала, кумушка? Хорошо ли спала, голубушка?
Лиса: Всю ночь я звезды считала, о петушке лишь мечтала!
А ты, заяц, с дороги уходи, мне дорогу поскорей освободи.
Заяц убегает. Лиса подбегает к пенечку, садится.
Лиса: Сяду на пенек, отдохну.
Рассказчица: Отдохнула, дальше поспешила.
У двора Казака бег остановила.
Увидала баз богатый, хвостом закрутила,
Завиляла, захромала, с Казаком заговорила.
Лиса: Бог в помощь, добрый человек!
Казак: Спасибо! Куда лиса путь держишь?
Лиса: Я иду издалека, да заблудилась.
Обходить далеко, а я уморилась.
Ты воротца отвори, к околице пропусти.
Рассказчица: Казак – добрый человек, пожалел плутовку.
Отворил ей ворота, пропустил воровку.
Казак: Проходи, да не спеши, птицу не всполоши!
Лиса заходит во двор.
Лиса: (Берёт «Петушка» за руку),
Спасибо, Казак за петушка!
Забегу ещё, готовь курочку!
(Лиса убегает с петушком со двора).
Рассказчица: А Казак очнулся, как от сна встрепенулся!
Казак: Дело валится из рук, знай, тебе поможет друг!
Дружок, Дружок, поспеши, ты Лису догони!
Выбегает пёс.
Пёс: Не уйти тебе лиса, верни на баз петуха!
На чужой кусок не разевай роток! Гав! Гав!
Лиса бросает петуха и убегает. Пёс приводит петушка к Казаку. Выходит, вся птица во двор.
Пёс: Ты не верь Казак лисе она всегда хитрит, везде!
Казак: Казак без друзей, что дуб без корней!
Спасибо, Дружок за службу.
Рассказчица: Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!