Тема: Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС
начальных классов
Само это название деятельностный метод говорит о том. Что в деятельности должны на уроке участвовать все дети.
В сравнении с традиционным уроком, урок, построенный по данной технологии дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности учащихся.
На уроках открытия нового я использую проблемно-диалогические методы обучения.
Почему я использую побуждающий диалог? Потому что он создает ситуацию, при которой дети вынуждены о чем-то догадаться, выдвинуть гипотезу, сделать обобщение, а это формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.
Когда ученик затрудняется, кроме побуждающего, использую ещё и подводящий диалог. Тогда системой посильных вопросов и заданий, например; сравни, сопоставь, вспомни, я подвожу детей к самостоятельному открытию нового знания. . Урок открытия нового знания невозможно представить без предположений учащихся, без коллективного обсуждения проблемы. Для меня актуальность использования данной технологии обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:
- учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;
- дети общительны, а речь развита плохо.
Данная технология помогает мне сделать так, чтобы дети не сидели, сложа руки, не были пассивными слушателями, а сами включались в работу. Развивались бы очень важные качества: речь, умение слушать других и высказывать своё мнение, версию, формулирование темы урока, проговаривание алгоритма действий, уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений. При помощи диалога, исследовательской деятельности выдвижении гипотез, предположений, можно открыть новые знания (урок обучения грамоте смотрим, этап открытия нового). В процессе диалога дети исследовали звук и сделали вывод. На уроке русского языка при помощи проблемно - диалогических методов мы вывели алгоритм. А на Уроке окружающего мира в 1 классе на этапе открытия нового мы использовали исследовательскую деятельность, дети выдвигали свои гипотезы, а потом они проверялись в процессе опытов.
Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так, до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.
Рекомендации:
Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы
Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.
Бывает и такое, когда невозможно провести исследование, трудно подобрать вопросы для побуждающего и подводящего диалога, например при изучения темы «Глагол» в таком случае на помощь придет учебник.
В заключении: В результате использования этих методов у детей на уроках рождается искреннее стремление докопаться до истины, найти ответ на вопрос, решить учебную задачу.
Создаются условия для самовыражения учащихся. Совершенно очевидно, что такие уроки имеют еще и очень мощный воспитательный, нравственный потенциал: учат умению принимать чужую точку зрения; грамотно дискутировать; добиваться общего результата.