Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. История
  3. Школьный музей как центр исследовательской деятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития

Школьный музей как центр исследовательской деятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития

Одной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учебники по истории перенасыщены фактическим материалом при небольшой его привлекательности. Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. А воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

История

Категория

История
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Школьный музей как центр исследовательской
деятельности учащихся в системе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития

Шакирзянова Роза Анатольевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ ООШ №7

г. Ленинск-Кузнецкий
Кемеровская область


Одной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учебники по истории перенасыщены фактическим материалом при небольшой его привлекательности. Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. А воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.

В данной ситуации роль системы дополнительного образования в расширении образовательного пространства неоценима. Поэтому школьные музеи способны помочь в решении этой непростой задачи.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности.

Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Одним из направлений развития музея – это получение нового материала. Пути его появления в фондах могут быть различны. Прежде всего, отметим поисковую деятельность, которая сама по себе является частью какого-либо исследования. Уже имеющиеся в фондах, переданные или полученные другим путем материалы также могут стать объектами изучения или стать отправной точкой создания проекта. Полученные в результате исследования данные, а также продукты проектной деятельности могут быть использованы в дальнейшем в создании экспозиции, экскурсии, различных мероприятий и программ. Все это может стать основой для решения воспитательных, образовательных и учебных задач. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.

Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

Задача руководителя – создать положительную мотивацию, дать комплекс необходимых знаний для написания творческих работ. Это может быть групповая лекция или индивидуальная консультация, на которой учащиеся знакомятся с правилами оформления работы, методами исследования, принципами работы с источниками. В ходе индивидуальных консультаций по выбранным темам руководитель помогает учащемуся составить план работы по теме, определиться с источниками, выбрать соответствующие методы исследования.
Музей МБОУ «ООШ№7» «Моя малая Родина» был создан в 2005 году, получил свидетельство. Музей по истории нашего микрорайона 10-ого участка. Активные, творческие ребята увлекающиеся историей своего города помогли в создании нашего музея. А всё начиналось с чистого листа -голые стены и ни одного музейного экспоната. В короткие сроки проделано много работы – оформительской, поисковой, исследовательской. Благодаря данным видам деятельности, упорному труду появились первые экспозиции: «Военные версты памяти» «История школы» «Время выбрало нас». Люди, покорившие забой, «История нашего микрорайона».
Ребята по крупицам собирали материал от ветеранов нашей школы, сторожилов микрорайона, работали в городском архиве, краеведческом музее. Итогом стали исследовательские работы, которые были представлены на конференциях, конкурсах. Например: «Истории великой войны в судьбах моих земляков» Олег Ширяев ученик 9 «б» класса. «Истории печальные страницы» Василий Рухлов ученик 9 «а» класса, «Истории кирпичного завода» Шайдо Ксения ученица 6 «а» класса и другие.
Музей разработал экскурсионные маршруты по нашему микрорайону. Проводятся экскурсии для обучающихся, гостей школы, учителей истории города.
В музее интересная экспозиция связана с бытом, все экспонаты собраны в ходе поисковой работе.
Великая Отечественная война «1941-1945г» - благодатная тема для исследовательской работы. «Великая победа в судьбах моих земляков» так называлась исследовательская работа, где был собран богатый материал об участниках войны нашего микрорайона. На основе поисковой работы проводились встречи с участниками военных событий.
Мы по праву гордимся что в нашей школе с 1-7 класс учился Дважды Герой Советского Союза А.П Шилин. В 2010 году на здании школы по инициативе музея была открыта мемориальная доска в память о герое. Школьное мероприятие «Связь трёх поколений», проведенное на базе нашего музея, заставило задуматься о людях, переживших войну в Чечне, солдатах и беженцах. В результате появилась работа «Опалённые войной».
В нашем шахтёрском городе много шахтёрских династий, музейщикамии собран интересный материал о шахтёрских династиях нашего микрорайона.
В современных условиях для школы поставлена новая задача – «учить ученика учиться в общении». Именно школьный музей предоставляет такую уникальную возможность, создают условия для гражданского и патриотического воспитания учащихся, формируют социальную активность, путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данное музейное занятие «Идем в музей сегодня мы» разработано согласно плану работы музея школы. Главной целью музейного занятия является не только обучение, но и развитие творческих начал. А творческие начало, в свою очередь, развиваются за счет обращения к объектам экспозиции. Проведение музейного занятия – непростое дело, требующее от педагога большой подготовительной работы, ведь в ходе занятия ему предстоит не роль рассказчика (демонстратора), а роль организатора процесса, отчасти консультанта. Нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейное занятие, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. Здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
0 ₽
Одной из главных проблем современной общеобразовательной школы является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учебники по истории перенасыщены фактическим материалом при небольшой его привлекательности. Насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края. А воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей Малой Родине.
0 ₽