Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

Познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове; развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок № ____ 5 класс Дата _________

ТЕМА.Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

Цели урока:

ознакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове;

развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, на­выков анализа, конструирова­ния, проектной работы по ал­горитму с пер­спективой са­модиагностики результатов.

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через вклю­чение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.

Оборудование: раздаточный материал: тесты, тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.; презентация урока.

Сценарий урока

1. Мотивационный этап.

Слово учителя.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению.

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление пробного действия.

2.1. Проверка домашнего задания.

2.2. Исследование языкового материала.

На доске слова. По какому признаку можно распределить слова в две группы? Распределите данные слова в две группы. Будьте внимательны, одно слово - лишнее (по вариантам: 1 в. - слитно, 2 в. - раздельно):

(Не) годовать, (не)уважать, (не) любить, (не)волить, (не)приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не)доумевать, (не)навидеть, (не) быть, (не)здоровится.

- Проверка выполнения задания по цепочке (со 2 варианта)

- Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами?

3. Выявление затруднения. Определение темы и задач урока.

-Почему не выписалислово НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как напишем? Почему? (версии обучающихся).

- Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет)

4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения.

Определение темы и задач урока.

- Так о чем конкретно мы будем говорить на уроке? Какая же тема нашего урока? Какие цели вы для себя ставите на уроке? Что вы должны усвоить? Что для этого нам необходимо сделать?

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.

5.Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каких еще условиях не с существительными пишется слитно, а когда раздельно».

1)Настоящие друзья познаются в несчастье.

2)Незабудки привлекают не запахом, а нежностью и красотой.

3)От недоумения он даже рот раскрыл.

- Подумайте, можно ли к слову несчастье подобрать синоним? (Да, несчастье = беда). А могут ли слова незабудки и недоумение употребляться без приставки НЕ? (Нет, не могут). Предположите, почему слово НЕ ЗАПАХОМ во втором предложении написано раздельно? (Есть союз А).

- Давайте сделаем вывод. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Как же мы напишем слово НЕПРИЯТЕЛЬ? (Слитно, так как можно заменить синонимом – враг).

Составим план наших действий - алгоритм.

- Работа в группах (пользуясь правилом в учебнике, восстановить последовательность «Алгоритма применения правила -НЕ с существительными»):

- Проверка выполнения задания (учитель на доску в определённом порядке, памятки - каждому).

1. Определи, употребляется ли существительное без -НЕ

- если не употребляется, то пиши слитно.

2. Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет

- если есть, пиши раздельно.

3. Замени существительное синонимом:

- если можно заменить, пиши слитно

- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное правило на практике.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление.

- Прочитайте слова. Которые из них относятся к существительным общего рода? Объясните их лексическое значение (невежа - невоспитанный, грубый человек; невежда- малообразованный человек; неряха - неаккуратный, неопрятный человек; недотёпа-…). -составьте 5 предложений с данными словами и запишите. Проверим (дети читают свои предложения).

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Вставьте на месте пропусков слова с «не»:

1. В работе имеются…

2. Кому не сидится на месте, называют…

3.Того, кто не доучился, называют…

4…. тот, кто позволяет себе грубость.

- В каких произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными словами? (басня И.Крылова «Свинья под дубом»)

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Работа с текстом. Учитель читает текст.

Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается (не)праздность, а доброта. Читая книги, мы плачем над (не)счастиями и (не)взгодами людей, которые страдали от (не)справедливости, (не)вежества, (не)равенства. Мы любим книги, где герои борются с (не)правдой.

- Определите тему, тип речи, стиль.

- Определите основную мысль.

- Запишите текст, раскрывая скобки.

8.Включение в систему знаний.

Цель: проверить степень освоения нового материала. Давайте проверим, как мы усвоили тему урока. Выполните задания.

Цифровой диктант: выписать № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется

1 в. - слитно

2 в. - раздельно

1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)

2. (Не) работа сушит, а забота. (2)

3. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)

4. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)

5. (Не) силой борются, а умением.(2)

6. (Не) печь кормит, а руки. (2)

7. Друзья в (не) счастье познаются. (1)

8. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)

9. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)

10. (Не) место красит человека, а человек место (2).

Ключ: 1 в. - 1,3, 4, 7,9

2 в. -2, 5, 6, 8, 10

- Самопроверка по образцу.

- Каковы основные темы данных пословиц и поговорок?

9. Домашнее задание: подготовить устное высказывание о слитном и раздельном написании не с существительными; раскрыть значение пословицы “Неправдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься” или выписать 10 пословиц, в которых есть существительные с НЕ (слитно и раздельно).

10.Рефлексия:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда …

-Чему научился?

-Как работал?

-Достиг ли цели?

-Как исправить недочеты?

- С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Формирование личности семьянина – человека, для которого ценность семьи является одной из первостепенных, наиболее значимых, должно начинаться в раннем возрасте, для которого ценность семьи является одной из первостепенных, наиболее значимых.
0 ₽
Общая характеристика курса Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований: – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); – федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: – Конституция Российской Федерации; – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; – Семейный кодекс Российской Федерации.
0 ₽
Познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове; развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
0 ₽