РАБОЧАЯПРОГРАММАКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕМЬЕВЕДЕНИЕ
(ОСНОВНОЕОБЩЕЕОБРАЗОВАНИЕ)
МОСКВА 2024
Пояснительнаязаписка3
Планируемыерезультатыосвоениякурсавнеурочнойдеятельности
«Семьеведение»8
Личностныерезультаты8
Метапредметныерезультаты10
Предметныерезультаты13
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение»15
Тематическоепланирование22
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
Федеральногогосударственного образовательногостандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
федеральнойрабочейпрограммывоспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
КонституцияРоссийскойФедерации;
УказПрезидентаРоссийскойФедерацииот09.11.2022г.№809
«ОбутвержденииОсновгосударственнойполитикипосохранениюи укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
СемейныйкодексРоссийскойФедерации.
Актуальностькурсавнеурочнойдеятельности«Семьеведение»всовременныхусловияхобусловленанеобходимостьюразработкиспециальных программобученияивоспитания,способствующихформированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождениеивоспитаниедетей,передачадуховно-нравственного,социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционнаясемейнаякультурануждаетсявподдержкегосударства,втомчислепосредствомобразования.Образованиестановитсясредством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивнойидеологии.Вэтойсвязиформированиевсознанииобучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
Созданиепрограммыкурса«Семьеведение»дляобучающихся5–9классовпродиктовановажностьюцеленаправленнойпросветительскойи воспитательной деятельности, которая предполагает:
осознаниесемьиитрадиционныхсемейныхотношенийкакценности в жизни современного человека;
приобщение к системе традиционных духовно-нравственныхценностей;
формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям;
приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения имежличностныхотношенийвсемье,соответствующихпринятымвроссийском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетноевниманиевпрограммепридаетсясовременнымнаучно-
педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизнапредлагаемогокурсавнеурочной деятельности заключается втом, что его содержание предполагает:
освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смысловогои эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейныхотношений.
Цельюкурсаявляетсявведениемолодыхлюдейвтрадиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучениекурсанаправленонаформирование:
четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;
ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению,кроссийскимтрадиционнымдуховно-нравственнымценностям,
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.
Врамкахрешенияосновныхзадачпрограммыдолжнобытьобеспечено:
ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
осознаниеобучающимисясистемыроссийскихсемейныхценностейи принятие их для построения собственной семьи в будущем;
содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;
обеспечениеосознанияобучающимисясвоейгражданскойисоциальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
ознакомлениеобучающихсясосредствамирешениясемейныхпроблем;
обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.
Программа«Семьеведение»рассчитананареализациювтечение 34 учебных часов в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору.
Программаявляетсясодержательнымиметодическимориентиромдля составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержанияивидыдеятельностиобучающихсядолжныбытьконкретизированы с учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержанияивидовдеятельностисвязаносвозможностьювыборапедагогом
различныхвариантовучебно-методическогообеспечениякурса,атакже с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное время в следующих вариантах:
длямладшихподростков(5–7классы);
длястаршихподростков(8–9классы).
Всодержаниикурсакурсивомвыделеныпозиции,которыецелесообразно изучать только в 8–9 классах. Включение этих элементов в содержание программы курса внеурочной деятельности не ведет к нарушению его содержательного единства и ориентирует педагогов на необходимость учитывать особенности его преподавания в 8–9 классах.
Программапредусматриваетвыделениепроблем,которыемогутстатькак предметомдискуссии,такиосновойдляпроектнойдеятельностиобучающихся. Темы проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные элементы программы позволяют организовать на их основе практическуюипоисково-исследовательскуюдеятельность,результатыкоторой могут быть использованы при реализации обучающимися индивидуальныхпроектов.
Особенностьпрограммывнеурочнойдеятельностисостоитвтом,чтовней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические,нравственные),позволяющиеобучающимсяознакомиться с основами семьеведения.
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
гражданскоевоспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
пониманиеролисемьикаксоциальногоинститутавжизничеловека;
обретениеположительногообразасемьи,родительства(отцовстваи материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном коллективе;
пониманиеролисемьикаксоциальногоинститутавжизничеловека;
патриотическоевоспитание:
осознаниероссийскойидентичностивполикультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
духовно-нравственноевоспитание:
ориентациянаморальныеценностиинормывситуацияхнравственного выборавсемейныхотношениях,готовностьоцениватьсвоеповедение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик созданию крепкой, гармоничной семьи;
эстетическоевоспитание:
восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяи эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведенияв интернет-среде;
трудовоевоспитание:
установканаактивное участиеврешениипрактическихзадач(врамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
ценностинаучногопознания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;
адаптацииобучающегосякизменяющимсяусловиямсоциальнойи природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
Базовыелогическиедействия:
выявлятьихарактеризоватьсущественныепризнакисоциальныхявлений и процессов;
выявлятьдефицитинформации,данных,необходимыхдлярешения поставленной задачи;
делатьвыводысиспользованиемдедуктивныхииндуктивныхумозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовыеисследовательскиедействия:
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оцениватьнаприменимостьидостоверностьинформацию,полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;
прогнозироватьвозможноедальнейшееразвитиепроцессов,событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работасинформацией:
применятьразличныеметоды,инструментыизапросыприпоиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
эффективнозапоминатьисистематизироватьинформацию.
восприниматьиформулироватьсуждения,выражатьэмоциив соответствии с целями и условиями общения;
выражатьсебя(своюточкузрения)вустныхиписьменныхтекстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знатьираспознаватьпредпосылкиконфликтныхситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
пониматьнамерениядругих,проявлятьуважительноеотношениек собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойтемыивысказыватьидеи,нацеленныенарешениезадачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Самоорганизация:
выявлятьпроблемыдлярешениявжизненныхиучебныхситуациях;
ориентироватьсявразличныхподходахпринятиярешений(индивидуальное, принятие решений в группе);
составлятьпландействий(планреализациинамеченногоалгоритмарешения);
делатьвыборибратьответственностьзарешение.
Самоконтроль,эмоциональныйинтеллект:
владетьспособамисамоконтроля,самомотивацииирефлексии;
даватьадекватнуюоценкуситуацииипредлагатьпланееизменения;
учитыватьконтекстипредвидетьтрудности,которыемогутвозникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,даватьоценкуприобретенномуопыту,уметьнаходитьпозитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оцениватьсоответствиерезультатацелииусловиям;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулироватьспособвыраженияэмоций.
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметьобобщатьмнениянесколькихлюдей;
планировать организацию совместной работы, определять своюроль(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределятьзадачимеждучленамикоманды, участвоватьв групповыхформах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнятьсвоючастьработы,достигатькачественногорезультатапо своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена командывдостижениерезультатов,разделятьсферуответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержанииизначениисоциальныхнорм,регулирующихсемейныеотношения, включая правовые нормы;
осознаниезначимостикрепкойсемьи,бракакакценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;
формированиепониманияролисемьивосвоениинормморали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
умениехарактеризоватьособенностисемейныхотношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;
умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
умениевыстраиватьбесконфликтноеобщениесродственниками,в том числе со старшими членами семьи;
умение осмысливатьличныйсоциальныйопытжизнив семье,общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальнимиродственниками;
умениерешатьврамкахизученногоматериалапознавательные и практические задачи;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
умениеанализировать,обобщать,систематизировать,конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить еессобственнымизнаниямиоморальномиправовомрегулированииповедения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
умениеоцениватьсобственныепоступкииповедениедругихлюдейсточкизренияихсоответствияморальным,правовымиинымвидамсоциальных норм,включаявопросы,связанныесличнымиисемейнымифинансами, в том числе при планировании семейного бюджета.
СОДЕРЖАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗДЕЛ1.«ЧЕЛОВЕК,СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений.Изменениеролеймужчины,женщиныидетейвсемье1.Семьяибрак в современном обществе.
Крепкаясемья,основаннаяналюбви,какосновадляформирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социальногосамоопределения.
Семьякаксреда,ориентированнаянасозданиеуникальныхусловий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.
Семьякакпервичнаяячейкаобщества,ееважностьвсамосохранениии развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значениев решении демографических проблем современной России. Расширенная(многопоколенная)семьякакисторическийфеномен.
1В содержании курса курсивом выделены позиции, которые целесообразно изучать тольков 8–9 классах.
Социализирующая функция семьииважностьповышения ее воспитательной роли в современном обществе.
Родословнаямоейсемьи.Семейное(родовое)генеалогическоедревои правила его реконструкции (описания).
Важностьсохраненияисторическойпамятиопоколенияхрода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары.Примерная модель поиска и обработки информации по истории семьи (рода).
Преданияитрадициимоейсемьи.Ценностисемьи,передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных традиций. Известные многодетные семьи.
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супруговмеждусобой,атакжеродителейидетей.Образсемьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенностивыстраиваниявзаимоотношениймеждуродителямиидетьми взависимостиотих возрастаиизмененийвсоциальномстатусе.Уважительное взаимодействие родителей и детей.
Конструктивноевзаимодействиедетейсбратьями,сестрами.Общениес братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота опожилыхчленах семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшимипоколениямижизненногоопытаидуховно-нравственныхценностей.
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрыхи уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций.
Местопроживаниясемьииважностьеговосприятиядлясупруговидетей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности.
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическаяфункциясемьи.Типичныепроблемы
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсыиминусысовместногопроживаниямолодойсемьисдетьмивместе со своими родителями или родственниками.
Важностьпланированияиучета семейныхдоходовирасходов.Семейный бюджетифинансовая«подушкабезопасности».Равноправиемужаижены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходови способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющиесупружескихидетско-родительскихотношений.Важность
благоприятногосемейногопсихологическогоклиматадляразвитияребенкав семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы.
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность.Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу,навыкиоказаниядругдругузнаковвнимания какфакторы, укрепляющие семью.Недопустимостьэгоистического,высокомерного,равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи.
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детейсмладшимипоповодувозникающихразногласийкакважнейшееправило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей договариваться с детьмикак основа гармоничныхвзаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержкасостороныродителейвситуациипоискаребенкомвариантарешенияжизненнойпроблемы.
Совместнаядосуговаядеятельностькакважныйфактор сплочения семьи.Разнообразиеформсовместныхсемейныхдел(уборкаиремонт
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивноеи(или)негативноевоспитательноеиэмоциональноевлияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.Проектирование семейногопраздничногомероприятия(деньрождения,окончаниеучебногогода, спортивные достижения детей и др.).
Рольсемейныхпрогулок,туристическихпоходовипутешествийвсплочениисемьииличностномразвитииеечленов.Проектированиесемейного выездногомероприятия.Определениенаиболееинтересныхмаршрутов для семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказготовойедынадомидр.)исвязанныеснимипроблемыфизическогои психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здоровогопитания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участиячленовсемьивоздоровительныхмероприятияхиакцияхРоссиии региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. ПорядокиусловиязаключениябракавсовременнойРоссии.Брачныйдоговор.
Мерысоциальнойподдержкисемейсдетьми.Социальныегарантиидля семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.Семейныепсихологииспециалистывсфереобразования по работе с семьей.
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарениеидругиесделкиссемейнымимуществом.Праваиобязанностиродителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунствоиусыновление(удочерение)какспособывключениявсемейные отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей навладение,пользованиеираспоряжениеимуществом,финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей(с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
№ п/п | Наименованиеразделовитемкурсавнеурочной деятельности | Количествочасов | Программноесодержание | Форма работы / характеристика деятельности обучающихся |
Раздел1.«Человек,семья,общество…» | ||||
1.1 | Как и для чегосоздаетсясемья? | 1 | Семьявразличныеисторическиеэпохи– от древности до современности: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно-нравственные ценности. Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролеймужчины,женщиныидетейвсемье. Семьяибраквсовременномобществе | Беседанаосновепрезентации«Семья в различные исторические эпохи». Анализ репродукций картин известных художников,посвященныхсемьевразные исторические эпохи. Созданиеплаката«Современнаясемья». Дискуссиянатему«Выборспутникажизни» |
1.2 | Семьякакценность для ребенка | 1 | Крепкаясемья,основаннаяналюбви, как основа для формирования у ребенка чувствабезопасностииощущениясчастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки состороныродителей.Семьякаксреда формированияличностиребенка,его | Беседаисозданиесхемы«Значениесемьи в жизни человека». Анализпредложенныхситуаций, показывающихвлияниесемьинажизньподростка |
духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения | ||||
1 | Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителямиидетьми,сочувствиеипринятие ребенка в семье | Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми иродителями. Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | ||
1.3 | Семьяиеероль в обществе | 1 | Семьякакпервичнаяячейкаобщества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблемсовременной России.Расширенная (многопоколенная)семьякакисторический | Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа |
феномен.Социализирующаяфункциясемьи и важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе | ||||
Итогопоразделу | 4 | |||
Раздел2.«Моиродственники–похожиеиразные» | ||||
2.1 | Историясемьи | 1 | Родословная моей семьи. Семейное (родовое)генеалогическоедревоиправила егореконструкции(описания) | Составлениеродословных наосновепредложенныхучителем и/или обучающимися макетов |
1 | Важность сохранения исторической памятио поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примернаямодельпоискаиобработки информации по истории семьи (рода) | Беседа на основе презентации «Способы сохраненияисторическойпамятиосемье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях». Знакомствосэлектроннымиресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи, иразработкаалгоритмадействий | ||
1 | Преданияитрадициимоейсемьи.Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды,семейныеспектакли,семейные | Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи». Практикум«Семейныетрадиции» |
путешествия,семейноечтениеит.п. Достойные примеры для подражанияи сохранения семейных традиций. Известныемногодетныесемьи | ||||
2.2 | Родители | 1 | Особаярольиответственностьродителей в современной семье. Роль мужчины всемье.Отцовство.Рольженщинывсемье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой,а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация,кино,литератураидр.) | Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов, мультипликационныхфильмов огармоничныхотношенияхвсемье. Созданиеоблакасловнатему«Ценности семьи» |
1 | Особенностивыстраивания взаимоотношений между родителями идетьмивзависимостиотихвозраста и изменений в социальном статусе. Уважительноевзаимодействиеродителей и детей | Анализкейсовнатему«Стиливоспитания». Игра«Продолжипредложение»:«Еслибыя оказался на месте своих родителей, то...» | ||
2.3 | Братьяи сестры | 1 | Конструктивноевзаимодействиедетей сбратьями,сестрами.Общениесбратьями | Обсуждениетемы«Взаимоотношения сбратьями,сестрами»вгруппах:«Хорошо |
и сестрами в семье – необходимый опыт длясозданиявбудущемсобственнойсемьи. Отношениябратьевисестер вхудожественныхпроизведениях (мультипликация,кино,литература). Проблемапсихологическогонеприятия иконкуренциимеждуразновозрастными исводнымидетьмивсемьеипутиеепреодоления | либытьединственнымребенкомвсемье», «Насвсемьедвое/трое»,«Уменямного братьев и сестер». Составление правил конструктивного взаимодействиясбратьямиисестрами. Обсуждениекейсовоконструктивном взаимодействиидетейсбратьямиисестрами | |||
2.4 | Чемценныотношениявнуков с бабушками идедушками? | 1 | Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное, эмоционально теплое общение внуков сбабушкамиидедушками.Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненногоопытаидуховно-нравственных ценностей.Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, ибесконфликтныестратегииихвосприятия. | Анализиллюстрацийнатему «Межпоколенноеобщение». Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков сбабушкамиидедушками,длявыработки бесконфликтной стратегии поведения. Практикум«Уважениекстаршимипомощь в семье» |
Доверительноеобщениевнуков сбабушкамии дедушками | ||||
2.5 | Мои близкие и дальние родственники | 1 | Многообразиеродственныхотношений. Важностьподдержаниядобрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей исемейныхтрадиций | Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» |
Итогопоразделу | 8 | |||
Раздел3.«Осемейномуютеинетолько…» | ||||
3.1 | Чтомыназываем своим «домом»? | 1 | Место проживания семьи и важность его восприятиядлясупруговидетейкаксвоего «дома».Дом–этоместозащищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенностииспособыобустройства семейного хозяйства в больших и малых городах,впригородахисельскойместности | Составлениеоблакаслов«Дом»наоснове ассоциаций. Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты» |
3.2 | Ведениедомашнего хозяйства | 1 | Основныесоставляющиедомашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно- экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнегохозяйстваусемейсдетьми испособыихрешения.Плюсыиминусы | Беседа на основе презентации «Семейное хозяйствовразныеисторическиепериоды развития России». Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства |
совместногопроживаниямолодойсемьи сдетьмивместесосвоимиродителями или родственниками | ||||
3.3 | Семейныйбюджет | 1 | Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета.Возможности использования семьямиуслугфинансовыхорганизаций– вклады,кредиты,инвестиции | Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов |
1 | Способыэкономиисемейногобюджета истатьи,накоторыхнеследуетэкономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления ицелиихиспользования | Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег | ||
3.4 | Семейныйбыт | 1 | Красота,комфортиуютвдоме.Важность совместных усилий родителей и детей врешениипроблемопределения | Игра«Красотаикомфортвдоме»наоснове предложенных карточек (иллюстрации, предметы интерьера). |
оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решенийидругогодляобустройствадома. Проектобустройствадома–отидеи довоплощения | Составлениеоблакасловпотеме«Уют в доме» | |||
1 | Важностьдостижениядоговоренностей враспределенииролеймеждуродителями и детьми для поддержания чистоты ипорядкавдоме.Традицииобустройства дома в разных регионах России | Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства)в разных регионах России». Проектнаядеятельностьпотеме«Мойвклад в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» |
Итогопоразделу | 6 | |||
Раздел4.«Важнейвсего–погодавдоме…» | ||||
4.1 | Как создатьблагоприятную семейнуюатмосферу? | 1 | Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное довериеи открытость, взаимопомощь и поддержка какважныесоставляющиесупружеских идетско-родительскихотношений. Важность | Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений, видеосюжетовосемейнойатмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологическойатмосферыв семье. Проектная деятельность в рамках темы«Многодетностькакважный |
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье иэмоциональногосостояниясупругов. Многодетностькакважный компонентблагоприятной семейной атмосферы | компонент благоприятной семейной атмосферы» | |||
4.2 | Начемдержитсясемья? | 1 | Нравственныеосновывзаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность.Мужественностьи женственность. Умение слушать ислышатьдругдруга,допущениеразных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать ипрощатьнедостаткидругдругу,навыки оказаниядругдругузнаковвниманиякак факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного инеуважительногоотношениякчленам своей семьи. Конструктивное взаимодействиечленовсемьи | Беседапотеме«Нравственныеосновы взаимоотношений в семье». Анализучебныхкейсовоконструктивном взаимодействии членов семьи. Беседаомужественностии женственности |
4.3 | Какизбегать конфликтоввсемье? | 1 | Общениесупруговдругсдругом,атакже родителейсдетьми,старшихдетей | Обсуждениетемыобщениявсемье наосновепрезентации. |
с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшееправило гармоничной семейной жизни. Важностьрефлексиикаждымчленомсемьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье иотношениякродственникам | Заполнение таблицы «Мое поведениев семье» | |||
1 | Умения прощать и просить прощения как важныесоставляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Путивыходаизвозникшегоконфликта | Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье | ||
1 | Рост самостоятельности ребенка какнормадлявзрослеющейличности и важность правильного отношения родителейкэтойтенденции.Умение родителей договариваться сдетьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важностьуваженияродителямивыбора ребенка. Конструктивная поддержка состороныродителейвситуациипоиска | Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителейвситуациипоискаподростком «правильного» варианта решения жизненной проблемы. Обсуждениеполученныхрезультатов |
ребенкомвариантарешенияжизненной проблемы | ||||
4.4 | Чтопомогаетсемьеобъединиться? | 1 | Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающихпозитивное и (или) негативное воспитательноеиэмоциональноевлияниенадетей | Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем (ввидеиллюстраций,видеосюжетов) |
1 | Важностьсемейныхпраздников для эмоционально-психологического сближениявзрослыхидетей.Игрыкак важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.Проектирование семейного праздничного мероприятия (деньрождения,окончаниеучебногогода, спортивныедостижениядетейидр.) | Конкурспроектов«Моялюбимаясемейная игра». Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника | ||
1 | Роль семейных прогулок, туристических походовипутешествийвсплочениисемьи иличностномразвитииеечленов. | Обсуждениеинтересныхмаршрутов длясемьина основеинтерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход» |
Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходовипутешествий(напримере своегорегиона) | ||||
4.5 | Здоровыйобразжизни в семье | 1 | Здоровьечленовсемьииегороль в полноценной семейной жизни. Здоровыйобразжизнииегоключевые составляющие: здоровое питание, здоровыйсон,гигиена,физическая активность. Современныйстильпитания, пищевыепривычкивзрослыхидетей (фастфуд,полуфабрикаты,еданаходу, заказ готовой еды на дом и др.) исвязанныеснимпроблемыфизического и психического здоровья. Варианты домашнегоменюкакпримерыздорового питания | Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя иличногосоциальногоопыта. Составлениедомашнегоменю |
1 | Режимздоровогоснадлявзрослых идетей.Личнаягигиенаиеевлияние на образ жизни семьи. Способы | Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях натерриторииРоссиинаосновепрезентации. |
преодолениявредныхпривычеквсемье. Важность физической активности дляздоровьячеловека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игрыит.п.)итехнологии(фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях иакцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровье длявсейсемьи») | Обменмнениямипотеме«Здоровьевмоейсемье». Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» |
Итогопоразделу | 10 | |||
Раздел5.«Современнаясемьяиправо» | ||||
5.1 | Вступлениевбрак | 1 | ПорядокрегистрациибракавРоссийской Федерации. Брачный возраст. Порядок иусловиязаключениябракавсовременной России.Брачныйдоговор | Работа с фрагментами Конституции РоссийскойФедерациииСемейногокодекса Российской Федерации. Обсуждениеважностивступлениявбрак |
5.2 | Поддержка государством семей с детьми | 1 | Мерысоциальнойподдержкисемей сдетьми.Социальныегарантиидлясемей. Материнский капитал и ипотека | Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии», «финансовыеорганизации», |
для молодых семей. Меры государственной поддержкимногодетныхсемейвРоссийской Федерации. Звание «Мать-героиня» | «материнскийкапитал». Решениепрактическихзадачдляпонимания возможностейиспользованиясемьямиуслуг финансовыхорганизаций | |||
1 | Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи испециалистывсфереобразования поработессемьей | Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации. Знакомствошкольниковсэлектронными ресурсами социальных служб | ||
5.3 | Праваиобязанностиродителей и детей | 1 | Личныеправаиобязанностисупругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследствоинаследники,дарениеидругие сделки с семейным имуществом. Праваиобязанностиродителей вотношенииродныхдетейидетей,взятых под опеку. | Работасфрагментамиправовыхисточников. Игра «Права и обязанности родителей» |
Опекунствоиусыновление(удочерение)как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей | ||||
1 | Праваиобязанностиребенкавсемье.Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность | Работасфрагментамиправовыхисточников. Игра «Права и обязанности детей» | ||
1 | Обязанностисовершеннолетнихдетей (с18лет)поотношениюксвоимродителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации поправамребенка | Работасфрагментамиправовыхисточников. АнализсайтаУполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Завершениесозданияколлективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» | ||
Итогопоразделу | 6 | |||
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 34 |