Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Административная работа
  3. Тематическое планирование "Семьеведение"

Тематическое планирование "Семьеведение"

Формирование личности семьянина – человека, для которого ценность семьи является одной из первостепенных, наиболее значимых, должно начинаться в раннем возрасте, для которого ценность семьи является одной из первостепенных, наиболее значимых.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Административная работа

Категория

Административная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

Shape1

п/п

Наименованиеразделовитемкурса внеурочной

деятельности

Количествочасов

Программноесодержание

Форма работы / характеристика деятельности обучающихся

Раздел1.«Человек,семья,общество…»

1.1

Как и для чего создаетсясемья?

1

Семьявразличныеисторическиеэпохи– от древности до современности: мотивы создания семьи и вступления в брак.

Семья и духовно-нравственные ценности. Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролеймужчины,женщиныидетейвсемье.

Семьяибраквсовременномобществе

Беседанаосновепрезентации«Семья в различные исторические эпохи».

Анализ репродукций картин известных художников,посвященныхсемьевразные исторические эпохи.

Созданиеплаката«Современнаясемья».

Дискуссиянатему«Выборспутникажизни»

1.2

Семьякакценность для ребенка

1

Крепкаясемья,основаннаяналюбви,

как основа для формирования у ребенка чувствабезопасностииощущениясчастья.

Важность для ребенка материальной и психологической поддержки

состороныродителей.Семьякаксреда

формированияличностиребенка,его

Беседаисозданиесхемы«Значениесемьи в жизни человека».

Анализпредложенныхситуаций,

показывающихвлияниесемьинажизньподростка

духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального

самоопределения

1

Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной

самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителямиидетьми,сочувствиеипринятие ребенка в семье

Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей

и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми

иродителями.

Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность»

1.3

Семьяиеероль в обществе

1

Семьякакпервичнаяячейкаобщества,

ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблемсовременной России.Расширенная

(многопоколенная)семьякакисторический

Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа

феномен.Социализирующаяфункциясемьи

и важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе

Итогопоразделу

4

Раздел2.«Моиродственники–похожиеиразные»

2.1

Историясемьи

1

Родословная моей семьи. Семейное (родовое)генеалогическоедревоиправила

егореконструкции(описания)

Составлениеродословных

наосновепредложенныхучителем и/или обучающимися макетов

1

Важность сохранения исторической памятио поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений

и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары.

Примернаямодельпоискаиобработки информации по истории семьи (рода)

Беседа на основе презентации «Способы сохраненияисторическойпамятиосемье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях».

Знакомствосэлектроннымиресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи,

иразработкаалгоритмадействий

1

Преданияитрадициимоейсемьи.Ценности семьи, передающиеся из поколения

в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные

обеды,семейныеспектакли,семейные

Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи».

Практикум«Семейныетрадиции»

путешествия,семейноечтениеит.п. Достойные примеры для подражанияи сохранения семейных традиций.

Известныемногодетныесемьи

2.2

Родители

1

Особаярольиответственностьродителей в современной семье. Роль мужчины

всемье.Отцовство.Рольженщинывсемье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности

взаимоотношений супругов между собой,а также родителей и детей. Образ семьи

в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века

(мультипликация,кино,литератураидр.)

Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов,

мультипликационныхфильмов

огармоничныхотношенияхвсемье.

Созданиеоблакасловнатему«Ценности семьи»

1

Особенностивыстраивания

взаимоотношений между родителями идетьмивзависимостиотихвозраста и изменений в социальном статусе.

Уважительноевзаимодействиеродителей

и детей

Анализкейсовнатему«Стиливоспитания». Игра«Продолжипредложение»:«Еслибыя оказался на месте своих родителей, то...»

2.3

Братьяи сестры

1

Конструктивноевзаимодействиедетей

сбратьями,сестрами.Общениесбратьями

Обсуждениетемы«Взаимоотношения

сбратьями,сестрами»вгруппах:«Хорошо

и сестрами в семье – необходимый опыт длясозданиявбудущемсобственнойсемьи.

Отношениябратьевисестер

вхудожественныхпроизведениях

(мультипликация,кино,литература).

Проблемапсихологическогонеприятия

иконкуренциимеждуразновозрастными

исводнымидетьмивсемьеипутиеепреодоления

либытьединственнымребенкомвсемье»,

«Насвсемьедвое/трое»,«Уменямного братьев и сестер».

Составление правил конструктивного взаимодействиясбратьямиисестрами.

Обсуждениекейсовоконструктивном

взаимодействиидетейсбратьямиисестрами

2.4

Чемценныотношениявнуков с бабушками

идедушками?

1

Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное, эмоционально теплое общение внуков

сбабушкамиидедушками.Уважительное отношение к старшим членам семьи.

Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненногоопытаидуховно-нравственных ценностей.Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам,

ибесконфликтныестратегииихвосприятия.

Анализиллюстрацийнатему

«Межпоколенноеобщение».

Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков

сбабушкамиидедушками,длявыработки бесконфликтной стратегии поведения.

Практикум«Уважениекстаршимипомощь в семье»

Доверительноеобщениевнуков

сбабушкамии дедушками

2.5

Мои близкие и дальние родственники

1

Многообразиеродственныхотношений.

Важностьподдержаниядобрых

и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей

исемейныхтрадиций

Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша

ценность»

Итогопоразделу

8

Раздел3.«Осемейномуютеинетолько…»

3.1

Чтомыназываем своим «домом»?

1

Место проживания семьи и важность его восприятиядлясупруговидетейкаксвоего

«дома».Дом–этоместозащищенности, уюта и эмоциональной теплоты.

Особенностииспособыобустройства

семейного хозяйства в больших и малых городах,впригородахисельскойместности

Составлениеоблакаслов«Дом»наоснове ассоциаций.

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты»

3.2

Ведениедомашнего хозяйства

1

Основныесоставляющиедомашнего

(семейного) хозяйства. Хозяйственно- экономическая функция семьи.

Типичные проблемы обустройства домашнегохозяйстваусемейсдетьми

испособыихрешения.Плюсыиминусы

Беседа на основе презентации «Семейное хозяйствовразныеисторическиепериоды развития России».

Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства

совместногопроживаниямолодойсемьи

сдетьмивместесосвоимиродителями или родственниками

3.3

Семейныйбюджет

1

Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет

и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета.Возможности использования

семьямиуслугфинансовыхорганизаций

вклады,кредиты,инвестиции

Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов

1

Способыэкономиисемейногобюджета

истатьи,накоторыхнеследуетэкономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления

ицелиихиспользования

Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег

3.4

Семейныйбыт

1

Красота,комфортиуютвдоме.Важность совместных усилий родителей и детей

врешениипроблемопределения

Игра«Красотаикомфортвдоме»наоснове

предложенных карточек (иллюстрации, предметы интерьера).

оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решенийидругогодляобустройствадома.

Проектобустройствадома–отидеи

довоплощения

Составлениеоблакасловпотеме«Уют в доме»

1

Важностьдостижениядоговоренностей

враспределенииролеймеждуродителями и детьми для поддержания чистоты

ипорядкавдоме.Традицииобустройства дома в разных регионах России

Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства)в разных регионах России».

Проектнаядеятельностьпотеме«Мойвклад в чистоту и порядок в доме».

Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша

ценность»

Итогопоразделу

6

Раздел4.«Важнейвсего–погодавдоме…»

4.1

Как создатьблагоприятную семейнуюатмосферу?

1

Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное довериеи открытость, взаимопомощь и поддержка

какважныесоставляющиесупружеских

идетско-родительскихотношений. Важность

Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений,

видеосюжетовосемейнойатмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологическойатмосферыв семье. Проектная деятельность в рамках

темы«Многодетностькакважный

благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье

иэмоциональногосостояниясупругов.

Многодетностькакважный компонентблагоприятной семейной атмосферы

компонент благоприятной семейной атмосферы»

4.2

Начемдержитсясемья?

1

Нравственныеосновывзаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность.Мужественностьи женственность. Умение слушать

ислышатьдругдруга,допущениеразных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать

ипрощатьнедостаткидругдругу,навыки оказаниядругдругузнаковвниманиякак факторы, укрепляющие семью.

Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного

инеуважительногоотношениякчленам своей семьи. Конструктивное

взаимодействиечленовсемьи

Беседапотеме«Нравственныеосновы взаимоотношений в семье».

Анализучебныхкейсовоконструктивном взаимодействии членов семьи.

Беседаомужественностии женственности

4.3

Какизбегать

конфликтоввсемье?

1

Общениесупруговдругсдругом,атакже

родителейсдетьми,старшихдетей

Обсуждениетемыобщениявсемье

наосновепрезентации.

с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшееправило гармоничной семейной жизни.

Важностьрефлексиикаждымчленомсемьи своего поведения и манеры общения.

Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье

иотношениякродственникам

Заполнение таблицы «Мое поведениев семье»

1

Умения прощать и просить прощения как важныесоставляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми.

Путивыходаизвозникшегоконфликта

Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье

1

Рост самостоятельности ребенка какнормадлявзрослеющейличности и важность правильного отношения родителейкэтойтенденции.Умение

родителей договариваться сдетьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важностьуваженияродителямивыбора ребенка. Конструктивная поддержка

состороныродителейвситуациипоиска

Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителейвситуациипоискаподростком

«правильного» варианта решения жизненной проблемы.

Обсуждениеполученныхрезультатов

ребенкомвариантарешенияжизненной

проблемы

4.4

Чтопомогаетсемьеобъединиться?

1

Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.

Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.),

оказывающихпозитивное

и (или) негативное воспитательноеиэмоциональноевлияниенадетей

Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем

(ввидеиллюстраций,видеосюжетов)

1

Важностьсемейныхпраздников

для эмоционально-психологического сближениявзрослыхидетей.Игрыкак важный элемент семейного досуга.

Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.Проектирование семейного праздничного мероприятия

(деньрождения,окончаниеучебногогода,

спортивныедостижениядетейидр.)

Конкурспроектов«Моялюбимаясемейная игра».

Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника

1

Роль семейных прогулок, туристических походовипутешествийвсплочениисемьи

иличностномразвитииеечленов.

Обсуждениеинтересныхмаршрутов

длясемьина основеинтерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход»

Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходовипутешествий(напримере

своегорегиона)

4.5

Здоровыйобразжизни в семье

1

Здоровьечленовсемьииегороль в полноценной семейной жизни.

Здоровыйобразжизнииегоключевые составляющие: здоровое питание,

здоровыйсон,гигиена,физическая активность.

Современныйстильпитания,

пищевыепривычкивзрослыхидетей

(фастфуд,полуфабрикаты,еданаходу, заказ готовой еды на дом и др.)

исвязанныеснимпроблемыфизического и психического здоровья. Варианты

домашнегоменюкакпримерыздорового

питания

Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя

иличногосоциальногоопыта. Составлениедомашнегоменю

1

Режимздоровогоснадлявзрослых

идетей.Личнаягигиенаиеевлияние на образ жизни семьи. Способы

Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях

натерриторииРоссиинаосновепрезентации.

преодолениявредныхпривычеквсемье.

Важность физической активности дляздоровьячеловека и способы ее поддержания в семье.

Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные

игрыит.п.)итехнологии(фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях

иакцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровье

длявсейсемьи»)

Обменмнениямипотеме«Здоровьевмоейсемье».

Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность»

Итогопоразделу

10

Раздел5.«Современнаясемьяиправо»

5.1

Вступлениевбрак

1

ПорядокрегистрациибракавРоссийской Федерации. Брачный возраст. Порядок

иусловиязаключениябракавсовременной

России.Брачныйдоговор

Работа с фрагментами Конституции РоссийскойФедерациииСемейногокодекса Российской Федерации.

Обсуждениеважностивступлениявбрак

5.2

Поддержка

государством семей с детьми

1

Мерысоциальнойподдержкисемей

сдетьми.Социальныегарантиидлясемей. Материнский капитал и ипотека

Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии»,

«финансовыеорганизации»,

для молодых семей. Меры государственной поддержкимногодетныхсемейвРоссийской Федерации. Звание «Мать-героиня»

«материнскийкапитал».

Решениепрактическихзадачдляпонимания возможностейиспользованиясемьямиуслуг

финансовыхорганизаций

1

Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи

испециалистывсфереобразования

поработессемьей

Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации.

Знакомствошкольниковсэлектронными ресурсами социальных служб

5.3

Праваиобязанностиродителей и детей

1

Личныеправаиобязанностисупругов, равенство супругов в семье.

Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследствоинаследники,дарениеидругие сделки с семейным имуществом.

Праваиобязанностиродителей

вотношенииродныхдетейидетей,взятых под опеку.

Работасфрагментамиправовыхисточников. Игра «Права и обязанности родителей»

Опекунствоиусыновление(удочерение)как

способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей

1

Праваиобязанностиребенкавсемье.Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую

деятельность

Работасфрагментамиправовыхисточников. Игра «Права и обязанности детей»

1

Обязанностисовершеннолетнихдетей

(с18лет)поотношениюксвоимродителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации

поправамребенка

Работасфрагментамиправовыхисточников.

АнализсайтаУполномоченного

при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Завершениесозданияколлективной

электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность»

Итогопоразделу

6

ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВПОПРОГРАММЕ

34

Shape2

1


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Формирование личности семьянина – человека, для которого ценность семьи является одной из первостепенных, наиболее значимых, должно начинаться в раннем возрасте, для которого ценность семьи является одной из первостепенных, наиболее значимых.
0 ₽
Общая характеристика курса Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований: – Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); – федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: – Конституция Российской Федерации; – Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; – Семейный кодекс Российской Федерации.
0 ₽
Познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными; сформировать умение находить изученную орфограмму в слове; развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; способствовать воспитанию культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
0 ₽