№ п/п | Наименованиеразделовитемкурса внеурочной деятельности | Количествочасов | Программноесодержание | Форма работы / характеристика деятельности обучающихся |
Раздел1.«Человек,семья,общество…» | ||||
1.1 | Как и для чего создаетсясемья? | 1 | Семьявразличныеисторическиеэпохи– от древности до современности: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно-нравственные ценности. Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролеймужчины,женщиныидетейвсемье. Семьяибраквсовременномобществе | Беседанаосновепрезентации«Семья в различные исторические эпохи». Анализ репродукций картин известных художников,посвященныхсемьевразные исторические эпохи. Созданиеплаката«Современнаясемья». Дискуссиянатему«Выборспутникажизни» |
1.2 | Семьякакценность для ребенка | 1 | Крепкаясемья,основаннаяналюбви, как основа для формирования у ребенка чувствабезопасностииощущениясчастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки состороныродителей.Семьякаксреда формированияличностиребенка,его | Беседаисозданиесхемы«Значениесемьи в жизни человека». Анализпредложенныхситуаций, показывающихвлияниесемьинажизньподростка |
духовно-нравственного становления, интеллектуального роста, профессионального и социального самоопределения | ||||
1 | Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное взаимопонимание между родителямиидетьми,сочувствиеипринятие ребенка в семье | Сопоставление иллюстраций, отражающих психологические отношения родителей и подростка (взаимное доверие/недоверие; рациональная оценка/недооценка; поддержка и сочувствие/равнодушие; адекватные требования/неадекватные требования) для создания правил выстраивания отношений между детьми иродителями. Начало создания коллективной электронной энциклопедии «Семья – наша ценность» | ||
1.3 | Семьяиеероль в обществе | 1 | Семьякакпервичнаяячейкаобщества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблемсовременной России.Расширенная (многопоколенная)семьякакисторический | Беседа «Семья и ее основные функции». Анализ примеров семей по страницам художественной литературы, кинематографа |
феномен.Социализирующаяфункциясемьи и важность повышения ее воспитательной роли в современном обществе | ||||
Итогопоразделу | 4 | |||
Раздел2.«Моиродственники–похожиеиразные» | ||||
2.1 | Историясемьи | 1 | Родословная моей семьи. Семейное (родовое)генеалогическоедревоиправила егореконструкции(описания) | Составлениеродословных наосновепредложенныхучителем и/или обучающимися макетов |
1 | Важность сохранения исторической памятио поколениях рода (семьи). Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примернаямодельпоискаиобработки информации по истории семьи (рода) | Беседа на основе презентации «Способы сохраненияисторическойпамятиосемье». Составление схемы «Как в моей семье сохраняется память о поколениях». Знакомствосэлектроннымиресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи, иразработкаалгоритмадействий |
1 | Преданияитрадициимоейсемьи.Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды,семейныеспектакли,семейные | Проектная деятельность «Предания и традиции моей семьи». Практикум«Семейныетрадиции» |
путешествия,семейноечтениеит.п. Достойные примеры для подражанияи сохранения семейных традиций. Известныемногодетныесемьи | ||||
2.2 | Родители | 1 | Особаярольиответственностьродителей в современной семье. Роль мужчины всемье.Отцовство.Рольженщинывсемье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой,а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация,кино,литератураидр.) | Обсуждение отрывков из художественной литературы, кинофильмов, мультипликационныхфильмов огармоничныхотношенияхвсемье. Созданиеоблакасловнатему«Ценности семьи» |
1 | Особенностивыстраивания взаимоотношений между родителями идетьмивзависимостиотихвозраста и изменений в социальном статусе. Уважительноевзаимодействиеродителей и детей | Анализкейсовнатему«Стиливоспитания». Игра«Продолжипредложение»:«Еслибыя оказался на месте своих родителей, то...» | ||
2.3 | Братьяи сестры | 1 | Конструктивноевзаимодействиедетей сбратьями,сестрами.Общениесбратьями | Обсуждениетемы«Взаимоотношения сбратьями,сестрами»вгруппах:«Хорошо |
и сестрами в семье – необходимый опыт длясозданиявбудущемсобственнойсемьи. Отношениябратьевисестер вхудожественныхпроизведениях (мультипликация,кино,литература). Проблемапсихологическогонеприятия иконкуренциимеждуразновозрастными исводнымидетьмивсемьеипутиеепреодоления | либытьединственнымребенкомвсемье», «Насвсемьедвое/трое»,«Уменямного братьев и сестер». Составление правил конструктивного взаимодействиясбратьямиисестрами. Обсуждениекейсовоконструктивном взаимодействиидетейсбратьямиисестрами | |||
2.4 | Чемценныотношениявнуков с бабушками идедушками? | 1 | Бабушкиидедушкивсемье.Доверительное, эмоционально теплое общение внуков сбабушкамиидедушками.Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими поколениями жизненногоопытаидуховно-нравственных ценностей.Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, ибесконфликтныестратегииихвосприятия. | Анализиллюстрацийнатему «Межпоколенноеобщение». Анализ ситуаций, отражающих конструктивное взаимодействие внуков сбабушкамиидедушками,длявыработки бесконфликтной стратегии поведения. Практикум«Уважениекстаршимипомощь в семье» |
Доверительноеобщениевнуков сбабушкамии дедушками | ||||
2.5 | Мои близкие и дальние родственники | 1 | Многообразиеродственныхотношений. Важностьподдержаниядобрых и уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей исемейныхтрадиций | Игра «Самое главное качество моего родственника» на основе родословной. Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» |
Итогопоразделу | 8 | |||
Раздел3.«Осемейномуютеинетолько…» | ||||
3.1 | Чтомыназываем своим «домом»? | 1 | Место проживания семьи и важность его восприятиядлясупруговидетейкаксвоего «дома».Дом–этоместозащищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенностииспособыобустройства семейного хозяйства в больших и малых городах,впригородахисельскойместности | Составлениеоблакаслов«Дом»наоснове ассоциаций. Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты» |
3.2 | Ведениедомашнего хозяйства | 1 | Основныесоставляющиедомашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно- экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнегохозяйстваусемейсдетьми испособыихрешения.Плюсыиминусы | Беседа на основе презентации «Семейное хозяйствовразныеисторическиепериоды развития России». Разработка правил рачительного ведения домашнего хозяйства |
совместногопроживаниямолодойсемьи сдетьмивместесосвоимиродителями или родственниками | ||||
3.3 | Семейныйбюджет | 1 | Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета.Возможности использования семьямиуслугфинансовыхорганизаций– вклады,кредиты,инвестиции | Анализ схемы «Семейный бюджет». Решение практических задач, направленных на планирование и учет семейных доходов и расходов |
1 | Способыэкономиисемейногобюджета истатьи,накоторыхнеследуетэкономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления ицелиихиспользования | Решение практических задач, направленных на выявление рациональных способов расходования карманных денег | ||
3.4 | Семейныйбыт | 1 | Красота,комфортиуютвдоме.Важность совместных усилий родителей и детей врешениипроблемопределения | Игра«Красотаикомфортвдоме»наоснове предложенных карточек (иллюстрации, предметы интерьера). |
оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решенийидругогодляобустройствадома. Проектобустройствадома–отидеи довоплощения | Составлениеоблакасловпотеме«Уют в доме» |
1 | Важностьдостижениядоговоренностей враспределенииролеймеждуродителями и детьми для поддержания чистоты ипорядкавдоме.Традицииобустройства дома в разных регионах России | Обсуждение презентации «Традиции обустройства дома (семейного хозяйства)в разных регионах России». Проектнаядеятельностьпотеме«Мойвклад в чистоту и порядок в доме». Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» | ||
Итогопоразделу | 6 | |||
Раздел4.«Важнейвсего–погодавдоме…» | ||||
4.1 | Как создатьблагоприятную семейнуюатмосферу? | 1 | Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное довериеи открытость, взаимопомощь и поддержка какважныесоставляющиесупружеских идетско-родительскихотношений. Важность | Обсуждение пословиц, отрывков из художественных произведений, видеосюжетовосемейнойатмосфере. Обсуждение модели благоприятной психологическойатмосферыв семье. Проектная деятельность в рамках темы«Многодетностькакважный |
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в семье иэмоциональногосостояниясупругов. Многодетностькакважный компонентблагоприятной семейной атмосферы | компонент благоприятной семейной атмосферы» | |||
4.2 | Начемдержитсясемья? | 1 | Нравственныеосновывзаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность.Мужественностьи женственность. Умение слушать ислышатьдругдруга,допущениеразных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать ипрощатьнедостаткидругдругу,навыки оказаниядругдругузнаковвниманиякак факторы, укрепляющие семью. Недопустимость эгоистического, высокомерного, равнодушного инеуважительногоотношениякчленам своей семьи. Конструктивное взаимодействиечленовсемьи | Беседапотеме«Нравственныеосновы взаимоотношений в семье». Анализучебныхкейсовоконструктивном взаимодействии членов семьи. Беседаомужественностии женственности |
4.3 | Какизбегать конфликтоввсемье? | 1 | Общениесупруговдругсдругом,атакже родителейсдетьми,старшихдетей | Обсуждениетемыобщениявсемье наосновепрезентации. |
с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшееправило гармоничной семейной жизни. Важностьрефлексиикаждымчленомсемьи своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье иотношениякродственникам | Заполнение таблицы «Мое поведениев семье» | |||
1 | Умения прощать и просить прощения как важныесоставляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Путивыходаизвозникшегоконфликта | Решение учебных кейсов, направленных на поиск компромисса при зарождении конфликта в семье |
1 | Рост самостоятельности ребенка какнормадлявзрослеющейличности и важность правильного отношения родителейкэтойтенденции.Умение родителей договариваться сдетьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важностьуваженияродителямивыбора ребенка. Конструктивная поддержка состороныродителейвситуациипоиска | Анализ кейсов, показывающих конструктивную поддержку со стороны родителейвситуациипоискаподростком «правильного» варианта решения жизненной проблемы. Обсуждениеполученныхрезультатов |
ребенкомвариантарешенияжизненной проблемы | ||||
4.4 | Чтопомогаетсемьеобъединиться? | 1 | Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающихпозитивное и (или) негативное воспитательноеиэмоциональноевлияниенадетей | Составление перечня совместных семейных дел на основе личного опыта и анализа информации, предложенной учителем (ввидеиллюстраций,видеосюжетов) |
1 | Важностьсемейныхпраздников для эмоционально-психологического сближениявзрослыхидетей.Игрыкак важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы.Проектирование семейного праздничного мероприятия (деньрождения,окончаниеучебногогода, спортивныедостижениядетейидр.) | Конкурспроектов«Моялюбимаясемейная игра». Обсуждение результатов проектов. Составление алгоритма проектирования семейного праздника | ||
1 | Роль семейных прогулок, туристических походовипутешествийвсплочениисемьи иличностномразвитииеечленов. | Обсуждениеинтересныхмаршрутов длясемьина основеинтерактивной карты. Проект «Семейное путешествие/турпоход» |
Проектирование семейного выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных турпоходовипутешествий(напримере своегорегиона) | ||||
4.5 | Здоровыйобразжизни в семье | 1 | Здоровьечленовсемьииегороль в полноценной семейной жизни. Здоровыйобразжизнииегоключевые составляющие: здоровое питание, здоровыйсон,гигиена,физическая активность. Современныйстильпитания, пищевыепривычкивзрослыхидетей (фастфуд,полуфабрикаты,еданаходу, заказ готовой еды на дом и др.) исвязанныеснимпроблемыфизического и психического здоровья. Варианты домашнегоменюкакпримерыздорового питания | Обсуждение важности здорового образа жизни на основе презентации учителя иличногосоциальногоопыта. Составлениедомашнегоменю |
1 | Режимздоровогоснадлявзрослых идетей.Личнаягигиенаиеевлияние на образ жизни семьи. Способы | Обсуждение возможностей участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях натерриторииРоссиинаосновепрезентации. |
преодолениявредныхпривычеквсемье. Важность физической активности дляздоровьячеловека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игрыит.п.)итехнологии(фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях иакцияхРоссииирегиона(ГТО,«Здоровье длявсейсемьи») | Обменмнениямипотеме«Здоровьевмоейсемье». Продолжение разработки коллективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» | |||
Итогопоразделу | 10 | |||
Раздел5.«Современнаясемьяиправо» | ||||
5.1 | Вступлениевбрак | 1 | ПорядокрегистрациибракавРоссийской Федерации. Брачный возраст. Порядок иусловиязаключениябракавсовременной России.Брачныйдоговор | Работа с фрагментами Конституции РоссийскойФедерациииСемейногокодекса Российской Федерации. Обсуждениеважностивступлениявбрак |
5.2 | Поддержка государством семей с детьми | 1 | Мерысоциальнойподдержкисемей сдетьми.Социальныегарантиидлясемей. Материнский капитал и ипотека | Обсуждение понятий «социальная поддержка», «социальные гарантии», «финансовыеорганизации», |
для молодых семей. Меры государственной поддержкимногодетныхсемейвРоссийской Федерации. Звание «Мать-героиня» | «материнскийкапитал». Решениепрактическихзадачдляпонимания возможностейиспользованиясемьямиуслуг финансовыхорганизаций | |||
1 | Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая. Семейные психологи испециалистывсфереобразования поработессемьей | Обсуждение деятельности социальных служб по поддержке семьи на основе презентации. Знакомствошкольниковсэлектронными ресурсами социальных служб | ||
5.3 | Праваиобязанностиродителей и детей | 1 | Личныеправаиобязанностисупругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследствоинаследники,дарениеидругие сделки с семейным имуществом. Праваиобязанностиродителей вотношенииродныхдетейидетей,взятых под опеку. | Работасфрагментамиправовыхисточников. Игра «Права и обязанности родителей» |
Опекунствоиусыновление(удочерение)как способы включения в семейные отношения детей, оставшихся без родителей | ||||
1 | Праваиобязанностиребенкавсемье.Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность | Работасфрагментамиправовыхисточников. Игра «Права и обязанности детей» | ||
1 | Обязанностисовершеннолетнихдетей (с18лет)поотношениюксвоимродителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации поправамребенка | Работасфрагментамиправовыхисточников. АнализсайтаУполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Завершениесозданияколлективной электроннойэнциклопедии«Семья–наша ценность» |
Итогопоразделу | 6 | |||
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 34 |
1