Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»
Цель мастер-класса: представление инновационных методических приемов, педагогических действий, направленных на создание ситуации успеха ученика на уроке.
Задачи мастер-класса:
- информирование педагогов о сущности технологии обучения в сотрудничестве, как о способе достижения успеха учащимися;
- инициирование профессиональной активности педагогов;
- развитие навыков сотрудничества.
Ожидаемые результаты: педагоги в ходе активной деятельности:
- познакомятся с технологией обучения в сотрудничестве;
- освоят приём «Индивидуально – групповой деятельности»;
В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у детей навыки общения в группе и коллективе, а так же со взрослыми.
И поэтому наш мастер-класс звучит так:
«Сотрудничество – путь к успеху»( слайд 1)
Уважаемые коллеги,- как вы понимаете термин «Сотрудничество»? (ответы)
Да, вы правы. Сотрудничество -это…(слайд 2)
Дружба
Равенство
Партнерство
Взаимодействие
Коммуникация
Контакт
Взаимопомощь
Общение
Симпатия
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Между какими субъектами может быть выстроено взаимодействие на уроке?
(учитель-ученик, ученик-ученик, я-я)
Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми.
Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:
Игра «Пчелы и бабочки»( слайд3)
1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы.
2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – бабочки.
3. Вам необходимо выбрать своего короля.
4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать, я вас позову.
5. Задача командам - спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а бабочки прячут цветок.
(Приглашаем королей)
6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед (картинка с изображением банки мёда), а король бабочек-цветок (картинка с изображением цветка).
7. А вы Пчёлы и Бабочки должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж (или издавая звук ммммммммм), бабочки хлопать в ладоши. Чем ближе король бабочек приближается к цветку, тем громче должны хлопать в ладоши.
8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.
Вопросы:
- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (бабочек)?
- Ваши группы хорошо вам помогали?
- Вы остались довольны вашими подданными?
- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Бабочки, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?
Из нашей игры вытекает -
1 правило: Определить конкретную цель (задание) (т. е., что нужно было искать конкретно).(слайд 4)
Следующее упражнение называется
"Неожиданные картинки"( слайд 5)
1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.
2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните.
3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок.
4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
5. Снова обменяемся рисунками.
(Закончить рисование по определенному сигналу, например: звук колокольчика)
Вопросы:
- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
- А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях?
В ходе этой игры определилось следующее правило:
Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.(слайд 6)
Уважаемые коллеги, я хочу предложить вам игру:
«Рисунок в два этапа»(слайд 7)
1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.
2. Положите между собой лист формата А3 и поставьте фломастер в центр листа,закройте глаза, и не отрывая руку, будем рисовать.
3. Пока не прозвучит наш колокольчик, вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги.
4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге.
5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.
6.Как только колокольчик прозвонит, открываете глаза и дорисовываете свой рисунок.
7. Завершив рисунок, решите, как Вы его назовете.
Вопросы:
- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
- Каким образом, Вы находили общий язык со своим партнером?
- Насколько Вы довольны своим рисунком?
- Вам, сложно было придумать название вашей картины?
Итак:
Правило 3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.(слайд 7)
В основе технологии сотрудничества лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.(слайд 8)
-Предлагаю вам следующий игровой прием..(слайд 10)
«Чашки»
Мне нужно 2 педагога
Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.
Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.
Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимных моментах.
Технология обучения навыкам сотрудничества со сверстником используется чаще всего в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:(слайд 11)
1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»
Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, взрослый объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»
2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и взрослого с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное.
3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, взрослый может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале.
4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.
Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.
Второй этап технологии обучения детей сотрудничеству основывается на совместно - последовательной деятельности.(слайд12)
Совместно – последовательная деятельность в НОД представляет собой два основных этапа:
1. индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего изделия, продукта деятельности;
2. последовательная работа, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.
Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.
Итак, делаем общий вывод. В ходе нашего мастер-класса мы выделили
3 ключевых правила.
Используете ли вы эти правила на практике?
А для того, чтобы подвести итог нашей работы, я предлагаю вновь поработать в парах. Вам необходимо составить общее мнение о нашем мастер-классе начиная со слов «Мы хотим сказать…»
А я надеюсь, что правила которые мы определили, будут полезны.
Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!
Список литературы:
1.http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/pedagogika
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
2. http://fantazeri12.ucoz.ru/dokument/masterklass/nikolaeva_i.v-master-klass.pdf
Мастер-класс. «Технология сотрудничества как средство формирования учебной мотивации в рамках системно-деятельностного подхода в обучении». Николаева Ирина Вячеславовна.
3.https://videouroki.net/razrabotki/mastier-klass-tiekhnologhiia-obuchieniia-v-sotrudnichiestvie-uchimsia-vmiestie-l.html
Мастер-класс «Технология обучения в сотрудничестве “Учимся вместе” (“Learning together”) как условие развития иноязычной коммуникативной компетентности учащихся». Ларина Татьяна Юрьевна, МАОУ «СОШ №4», Краснокамск.