Современные образовательные технологии и методики на уроке фортепиано в ДШИ.
Выступление на заседании пед. совета
преподавателя фортепиано Потеряевой Ю.В.
Методы развивающего обучения на уроках фортепиано.
Сегодня основными задачами музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
Для реализации развивающего обучения необходимо менять формы обучения; включать в содержание образования разделы, направленные на развитие музыкального мышления ученика: чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент, транспонирование, импровизация. Педагогу необходимо осваивать новые пути музыкального воспитания, среди которых главное место должны занимать развивающие методы обучения.
Методы практического освоения музыкальной информации.
Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.
Ритмические карточки.
Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки можно сделать из отдельных ритмических единиц. Например, можно использовать карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, триолей из восьмых и всех необходимых пауз. Ритмическое лото может иметь много вариантов. Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром.
Можно рассматривать все ритмические схемы, проговаривать их на ритмические слоги, прохлопывать. Можно найти немало детских пьес, которые легко превратятся в ансамбли. В этих ансамблях ученик играет несколько звуков или интервалов в заданном ритме, а педагог играет все остальное.
Обучение с помощью ритмических карточек может проходить в различных формах. Желательно, чтобы работа по ритмическим карточкам шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу. Нужно подкреплять все ритмические формулы движениями - прохлопывать, проговаривать, шагать, рисовать вертикальные палочки.
Карточки для освоения нотной грамоты.
Одной из увлекательных форм освоения нотной грамоты может стать игра в мозаику. Известная ребёнку мелодия делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу, с которой ученик уже познакомился раньше.
Большой интерес вызывает у детей игра "Сыщик" (поиск ритмических ошибок в записи).
Редакторская обработка нотного текста.
Вариантом редактирования является дополнение текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки, вписать недостающие ноты, паузы, звуки, размер.
Возможны десятки вариантов подобных упражнений.
Методы развития творческих способностей.
К ним может относиться и сочинение подголосков, и варьирование напева, и сочинение мелодии на понравившийся текст; и сочинение сопровождения к данной мелодии, досочинение музыки, досочинение ритмического рисунка т.д.
Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причем зачастую не с одним учеником, а с целой группой. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.
Также, в современном ритме жизни от педагогов в любой области образования, (в том числе и в дополнительном образовании) требуются знания и применение инновационных, интерактивных форм и методов обучения, которые должны быть направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Сегодня компьютер – это доступная, открытая учебно-развивающая среда для творчества и самообразования. Одним из методов интерактивного обучения является
Компьютерная презентация.
Например, классный час-концерт на тему: «Рождение фортепиано»
Форма мероприятия: комбинированная: медиа, беседа, концерт, домашнее задание.
Цель: познакомить учащихся с историей рождения фортепиано.
Используемое оборудование:
- ноутбук;
- экран;
- диапроектор;
- CD-диск носитель.
Используемые методы:
- наглядно-зрительный (показ слайдов);
- наглядно-слуховой (исполнение музыкальных произведений );
- словесный (беседа, анализ прочитанного, увиденного, услышанного).
Домашнее задание, после просмотра презентации:
- ответить на некоторые вопросы:
1.Родина органа?
2. Кто первым изобрел молоточковое пианино?
3. В чем отличие клавесина от клавикорда?
И др..
Подобные формы проведения классных и школьных мероприятий, предполагают вдохновенно готовиться к выступлению, творчески работая над исполнением выученных произведений.