тема: «Современные воспитательные технологии, используемые педагогами в практической профессиональной деятельности.»
1.Вступление, обоснование темы, порядок работы педсовета
Воспитывающее обучение: тесная связь обучения и воспитания
Основной целью работы любой современной школы является: развитие креативной компетентности личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Предназначение педагога помогать, поддерживать, сопровождать самодвижение, саморазвитие воспитанника. Именно неудачи, унижения, несправедливость, отсутствие веры в ребенка старших рождают в нем обиды, страх, чувство вины, которые деформируют чистую, доверчивую, открытую людям детскую душу, поселяют в ней злобу и агрессию. При таком понимании природы ребенка цели воспитания не могут не совпадать с целями саморазвития и жизни ребенка. Совпадение целей наставника и собственных целей развития и жизни ребенка и есть гуманизм в воспитании.
Воспитание, как педагогический процесс стоит на «трех китах»:
1)деятельности, 2) общении, 3) переживании (эмоциях) воспитанника.
Это три сферы бытия человека, это всего лишь содержание деятельности педагога. Воспитание – это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, взрослому осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.
Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа.
СЛАЙД 6 Темой моего выступления является: « Современные воспитательные технологии, используемые педагогами в практической профессиональной деятельности.»
Для того чтобы личность нашего учащегося развивалась должно быть одно важное условие – мотивация. В зависимости от нее и будет определяться направление развития.
СЛАЙД 7
У всякого человека бывает два воспитания:
одно, которое ему дают другие,
и другое, более важное, которое он дает себе сам.
Э. Гиббон
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
Нам с вами приходится искать инструменты для решения этой проблемы на уроках технологии.
( СЛАЙД №8) Технология –искусство, мастерство, умения. Это совокупность приемов, применяемых в каком –либо деле, мастерстве, искусстве.
И сегодняшнее выступление, может быть поможет нам, найти эти инструменты, как выровнять ситуацию, чтобы хотя бы был бы единый процесс воспитания, и чтобы воспитание было бы нашей ведущей задачей наравне с обучением.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела
(СЛАЙД 9) Педагогические технологии–это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания.
Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о технологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение :. воспитательная технология – это……………………..
(обсуждение в группах)
II . Теоретическая часть
СЛАЙД 10 Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
(Слайд 11)Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
• Диагностирование
• Целеполагание
• Проектирование
• Конструирование
• Организационно – деятельностный компонент
• Контрольно – управленческий компонент
• Содержательный компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной.
Воспитательные технологии
как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
СЛАЙД 12 Принципы осуществления воспитательной технологии
Учет уровня воспитанности (знание особенностей ученика и уровня воспитанности на данный момент жизни) Принцип меры («не переиграть», мера доли эмоционального и рационального в воспитательном воздействии) Принцип оригинальности и новизны воздействия (профессиональный рост, мастерство педагога, использование новых форм)
СЛАЙД 13 В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Технологическая цепочка любого воспитательного дела включает: Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов) Психологический настрой (приветствие, вступительное слово) Содержательная (предметная) деятельность Завершение Проекция на будущее.
СЛАЙД 14 Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха
СЛАЙД 15 Традиционные воспитательные технологии
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
ценностей;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели;
СЛАЙД16 Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
идеал воспитания – самовоспитание;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
СЛАЙД17 Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей;
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
СЛАЙД17 Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:
в воспитании нет главного и второстепенного;
воспитание – это прежде всего человековедение;
эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.
СЛАЙД 18Современные воспитательные технологии
Современные воспитательные технологии
•технология проектного обучения;
•личностно-ориентированная технология;
•технология здоровьесберегающая;
•технология учебной деловой игры;
•технология развития критического мышления;
•технология КТД И. П. Иванова;
•технология проведения учебных дискуссий;
•Тьюторство – технология педагогической поддержки;
•технология создания ситуации успеха;
•шоу-технологии;
•ситуативные технологии.
В своей работе как классный руководитель использую почти все эти технологии
Слайд Пожелания педагогам
Пусть изменчивый характер носит методика воспитания, но неизменным остается Ваша преданность детям и делу
Пусть температура воспитания ваших учеников будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове
Пусть светит в вашем классе радуга открытий
Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой
Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
Слайд 16 Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект
8