Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

сообщение по теме: "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии". «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли,а не памятью!» Л. Н. Толстой

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Кнехт Марина Дмитриевна

учитель МКОУ Львовская СОШ

Способы активизации познавательной деятельности

учащихся на уроках технологии.

«Знание только тогда знание, когда

приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью!»  

Л. Н. Толстой

Добрый день, уважаемые коллеги.

Давайте представим себе механизм, например, часовой. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он начал работать? Завести его ключом.

Подобным «мотивационным ключом» являются методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.

Типология уроков в нестандартной форме в соответствии с типологией урока по ФГОС

Типы уроков по ФГОС

Нетрадиционные типы уроков

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Урок – мировое кафе

Урок – эврика

Урок открытых мыслей

Урок – сказка

Урок – игра

Урок – лекция

Урок – диалог

Урок рефлексии

Урок – турнир

Урок – спектакль

Урок – семинар

Урок – лаборатория

Урок – волшебный конверт

Урок – игра

Урок – сказка

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Урок – диспут

Урок – зачет

Урок творчества

Урок – спектакль

Комбинированные уроки

Урок – фантазия

Урок – соревнование

Урок – конкурс

Урок – конференция

Урок – игра

Урок - суд

Урок развивающего контроля .

Урок взаимного обучения

Урок КВН

Урок – путешествие

Урок – аукцион знаний

Урок – конкурс

Урок - конференция

Использование таких методов способствует реализации системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС, который обеспечивает, в частности, активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Какие методы активизации познавательной деятельности можно использовать на уроках технологии? Предлагаю вашему вниманию лишь некоторые из них, которые применяю я в своей работе.

  • Использование нетрадиционных форм урока.

1.Игры и игровые приемы.Русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: “В игре формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце и его воля … сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и не его будущую судьбу”.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

В последнее время многие учителя используют на уроках кроссворды.

Решение кроссвордов - это своеобразная гимнастика ума. Они развивают и тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6 – 8 определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно.

Очень хороший результат дает задание учащимся составить кроссворд самим во внеурочное время. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные учащимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как дети могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным.

Один из таких уроков – урок – путешествие или мировое кафе. Учащиеся были разделены на группы – столики кафе. Каждый столик – экскурсионная группа. Маршрут – экскурс в историю вышивки, посещение виртуальной вышивальной мастерской, участие в мастер-классе. В ходе этого урока решались и профориентационные задачи: знакомство с работой туристической фирмы, с профессиями дизайнер (выполнение макета изделия с вышивкой), вышивальщица (выполнение швов).

Профориентационные игровые упражнения:

1«Профессия на букву ... » Смысл данного упражнения - расширение у участ­ников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся зна­ний о профессиях.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

1.1. Общая инструкция: «Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - по­казать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной про­фессии на данную букву».

1.2. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии.

2. «Цепочка профессий»

Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных ви­дах трудовой деятельности.

2.1. Инструкция: «Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных про­фессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температура­ми, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

2.2. По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы, типа: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Примеры подобных цепочек: повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл)­ - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») - артист драм­театра - артист балета и т. д.

2. Использование «яркого пятна» - эмоционального начала урока. Как известно, одним из признаков урока по ФГОС является то, что учащиеся самостоятельно определяют его тему. Вернёмся к началу рассматриваемого мной урока. На столе стоит старый чемодан. Учащимся задан вопрос: «С чем ассоциируется у вас чемодан»? Ответ учащихся: «С путешествием». Учитель продолжает: «У нас будет необычный урок – урок-путешествие. А маршрут будет связан с вещами, находящимися в чемодане:

1. Картина В.А.Тропинина «Золотошвейка».

2. Книга Александра Осиповича Корниловича «Андрей Безыменный», которая описывает быт женщин эпохи Петра I («В то время (это занятие – вышивание) было единственным занятием женщин всех сословий. Во дворе, во всяком дворянском доме приёмные, гостиные, спальни, девичьи были уставлены пяльцами, за ними посиживали по целым дня и царица, и самая бедная дворянка, и старуха…)».

3. Нитка «мулине».

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока: «Русская вышивка».

Давайте придумаем «яркое пятно» для темы элективного курса «Основы выбора профессии» - «Моя профессиональная карьера».

Я бы предложила для этого изображение альпиниста, взбирающегося на гору.

3.Использование современных педагогических технологий.

  • Игровые технологии

  • Технологии критического мышления

  • Технологии проблемного обучения

  • Проектные технологии

  • Кейс-технологии и т.п.

Новые возможности окрывают кейс-технологии – применение учебных комплексов, в которых есть определённая проблема, информационный материал для её решения. Учащиеся должны самостоятельно найти способ решения проблемы, провести его анализ, представить результат решения. В уроке «Русская вышивка» было представлено три кейса «История вышивки», «Дизайн изделия», «Практическое выполнение швов».

Неотъемлемая часть курса технологии – выполнение творческого проекта. В своей работе мы стараемся выполнять социально-значимые творческие проекты.

4.Экскурсии. В целях формирования интереса к предмету технологии, а также для решения профориентационных задач нами проводятся различные экскурсии: в школьную столовую (знакомство с профессиями «повар», «кондитер», с технологией общественного питания).

5.Творческие экспедиции. Это исследовательская работа по определённой теме, помогающая обогатить учебный материал дополнительной информацией, имеющей значимый для учащихся характер.

  • Интервью с родителями, близкими, интересными людьми.

  • Краеведческий материал.

  • Межпредметные связи (литература, музыка, кино)

  • Собственное отношение.

Давайте вместе разработаем творческую экспедицию в мир профессий.

  • Интервью «Профессии моих родителей»

  • Обзор «Самые востребованные профессии Кимовска, Тулы», «Где можно работать летом»

  • Стихи, пословицы о труде, профессии, песни о людях труда, профессии на киноэкране.

  • Какая профессия мне нравится.

6.Рефлексия, которая может быть как эмоциональная (какие чувства вызвал урок, ваше настроение), так и выражающая оценку усвоения материала (что узнал, что было трудным и т.д.).

Предлагаю вас оценить значимость сегодняшний информации по методу «Мусорка (ничего не буду использовать в своей работе), мясорубка (переработаю полученную информацию), чемодан (пополню информацией свой багаж знаний, буду использовать в своей работе)».

Таким образом, используя методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии, решаются задачи формирования как предметных компетенций, так и становление личностных характеристик выпускника основной школы, на которые ориентирован ФГОС:

- любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; …

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;…

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Закончить своё выступление хочу мыслью российского математика-педагога, академика Российской академии образования Колягина Юрия Михайловича: педагогческая деятельность – это булочка. Её не надо каждый раз печь по-новому, достаточно добавлять новый изюм в булочку. Надеюсь, что моё выступление поможет вам добавить новые методические изюминки в свои педагогические булочки. Успехов вам в вашей работе.

  • Применение ИКТ на уроках технологии.

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя технологии.

Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

-углубления знаний учеников;

-развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей

В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

-детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки из учебника, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с сайтов.

На начальном этапе работы информационные технологии вводила на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количеств наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся) и при этом использовала в основном презентации. При составлении презентаций больше внимание уделяла иллюстративному материалу.

Для проверки и закрепления знаний применяю тестирование. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. В своей практике я использую напечатанные в M.S. WORDE тесты.

  • Решение технологических задач.

В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.

Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.

В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)

б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков. Задача :Нужно приготовить яичницу-глазунью.Какими опытами можно проверить свежесть яйца?

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача. Рассмотрим образец ткани.

Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.

г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

- Какие из них кажутся наиболее вероятными?

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.

-Как это можно объяснить?

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером, перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в течение дня.

ВЫВОД: технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к технологии.

Заключение.

Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.

Спасибо за внимание!

7

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся.
0 ₽
Цель:Ознакомить с производством и классификацией текстильных материалов, расширить кругозор; учить определять направления долевой нити в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани, проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы
0 ₽
Цели урока: • Образовательная: Ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус; • Развивающая: Развивать сенсорные и моторные навыки. • Воспитательная: Воспитывать любовь к рукоделию. • Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку.
0 ₽