Справка по результатам изучения
адаптационного периода обучающихся 1 «А» класса.
Цель: определение уровня адаптации первоклассников к обучению в школе.
Методики:
1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (О. А. Ореховой)
Дата проведения: 20.10.2021г.
Участие в тестировании приняло 23 человека.
Анализ полученных данных
Методика «Домики» помогает исследовать эмоциональное отношение к школе и вычислить способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Задание 1. Вегетативный коэффициент.
Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Хроническое переутомление (ХП), истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребёнка. Выявлен у 1 обучающегося из 23, что составило 4%.
Компенсируемое состояние усталости (КСУ). Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Выявлен у 6 обучающихся из 23, что составило 26%.
Оптимальная работоспособность (ОП). Ребёнок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребёнку восстанавливать затраченную энергию. Выявлен у 16 обучающихся из 23, что составило 70%.
Перевозбуждение (П). Чаще является результатом работы ребёнка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки. Этот показатель среди обучающихся ни у кого не выявлен.
Устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребёнка.
Преобладание отрицательных эмоций. У ребёнка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребёнок не может решить самостоятельно. Выявлен у 3 обучающихся из 23, что составило 9%.
Эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет. Выявлен у 17 обучающихся из 23, что составило 74%.
Преобладание положительных эмоций. ребёнок весел, счастлив, настроен оптимистично. Выявлен у 3 обучающихся из 23, что составило 17%.
Задание 2. Сфера социальных эмоций.
Следует обратить внимание на детей, которые позитивные чувства раскрашивают негативными цветами (коричным и черным). У одного обучающегося чувство доброты закрашено коричневым цветом. Это говорит о потенциальной агрессии. Также у 1 обучающегося чувство дружбы закрашено черным цвета. Это говорит о проблемах во взаимодействии с окружающими людьми. У 3 обучающихся чувство справедливости закрашено черным цветом. Это говорит о деформации в блоке личностного роста.
Задание 3.Сфера деятельностных отношений.
По результатам задания №3 можно выделить две группы детей:
С положительным отношением к школе – 21 обучающихся (92%)
С негативным отношением – 2 обучающихся (8 %)
Так же можно определить сферы, в которых у обучающихся возникают проблемы.
В сфере школьной деятельности: у 3 обучающихся – чтение, у 4 – математика, у 7 – письмо, у 7 – когда делаешь уроки дома.
Рекомендации учителю по адаптации учащихся
к обучению в первом классе
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья, т.е.:
а) обеспечить своевременную смену видов деятельности;
б) не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
в) отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
2.Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
3.Используйте игровые приёмы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6-7 лет игра всё ещё остаётся ведущим видом деятельности.
4. Отмечайте терпение, старание и малейшие успехи обучающихся.
5. Обращайте внимание на собственную интонацию, эмоциональную окраску высказывания, обращённого к ученику.
6. Давая негативную оценку действиям учащегося, не говорите: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребёнок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
7. Не позволяйте, чтобы негативная оценка деятельности ученика распространялась на его личность, т.е. ребёнка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребёнка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку.
8. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ученика. Старайтесь не сравнивать обучающихся друг с другом. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать любого обучающегося на собственное совершенствование.
9. В отношениях с ребёнком недопустим резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.
10. Обратите внимание на обучающихся с низким уровнем адаптации, подбадривайте, хвалите их даже за малейшие успехи, дайте им какое-нибудь поручение в классе.
Педагог – психолог: Печавина А.А.