Справка по результатам изучения
адаптационного периода обучающихся 5 «А» класса
Цель: определение уровня адаптации пятиклассников к обучению в школе.
Методики:
Методика изучения мотивации учебной деятельности Н.Ф. Талызиной
Методика «Шкала тревожности Кондаша»
Дата проведения: 19.10.2022г.
Участие в тестировании приняло 24 человека.
Анализ полученных данных
Методика изучения мотивации учебной деятельности Н.Ф. Талызиной
Методика Н. Ф. Талызиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере обучающихся.
По ответам обучающихся и их выбору определился следующий круг мотивов:
Мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.д. у 2 обучающихся, что составило 8%
Познавательные мотивы - непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ученика увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 3 человек, что составило 12%.
Мотивы самоопределения и самосовершенствования- связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым и культурным. Этот мотив ни у кого не выявлен.
Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 16 человек, что составило 67%.
Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 7 человек, что составило 29%.
Мотивация избегания неудачи - дети избегают недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, телефон и т.д.). Она сопровождается тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придаёт учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Этот мотив преобладал у 9 человек, что составило 37%.
Из диаграммы видно, что у большинства обучающихся преобладает мотив благополучия.
Насторожённость вызывает тот факт, что у 9 (37%) обучающихся среди мотивов учебной деятельности выражен мотив избегания неудач, который характеризует направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения. Является противоположностью мотива достижения успеха, который характеризует направленность личности на решение поставленных задач.
Какие «минусы» в себе содержит мотив избегания неудач:
Стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;
Боязнь начать новое дело, что ведёт к упущенным возможностям;
Постепенно стиль мышления «от плохого» может стать привычкой – это означает заниженную самооценку, отсутствие веры в себя, отсутствие радости жизни и так далее.
Методика «Шкала тревожности Кондаша»
Общая школьная тревожность у большинства обучающихся в норме – 71% детей, повышена у 21%. Это говорит о том, что общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами их включения в жизнь школы у большинства детей нормальное.
Следует также обратить внимание на обучающихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто ещё не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Провести беседу с родителями, выяснить обстановку в семье, возможные причины повышенной тревожности детей.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Кроме того, для обучающихся с высокой и повышенной тревожностью будут полезны следующие правила, используемые учителем:
Мягкое, тактичное, чуткое, внимательное отношение.
Поддержка бодрого, оптимистичного настроения, внушение уверенности в себе.
Ободрение при неудачах. Предпочтение воздействия похвалой. Снижение ответственности в стрессовых условиях, на соревнованиях.
Педагог-психолог: Печавина А.А.