Справка по результатам изучения
адаптационного периода обучающихся 10 класса.
Цель: определение уровня адаптации старшеклассников к обучению в школе.
Методики:
1. Экспресс – методика М.В. Матюхиной
2. Методика диагностики уровня тревожности (Р.Кондаш)
Дата проведения: 28.10.2022г.
Участие в тестировании приняло 22 человека.
Анализ полученных данных
Экспресс – методика М.В. Матюхиной
Методика М. В. Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере обучающихся.
По ответам обучающихся и их выбору определился следующий круг мотивов:
Мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.д. у 3 обучающихся из 22, что составило 13%
Познавательные мотивы - непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ученика увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 10 человек из 22, что составило 45%.
Мотивы самоопределения и самосовершенствования- связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым и культурным. Этот мотив преобладал у 15 человек из 22, что составило 68%.
Мотивация благополучия, состояла в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, их признание, получить одобрение, заслужить похвалу учителя или родителей и достойное вознаграждение за свой труд. Этот мотив преобладал у 8 человек из 22, что составило 36%.
Престижная мотивация побуждала ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым или занять достойное место среди товарищей. Таким ученикам характерен индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Этот мотив преобладал у 1 человека из 22, что составило 4%.
Мотивация избегания неудачи - дети старались избежать недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Она сопровождалась тревожностью, страхом в оценочных ситуациях и придавала их учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Этот мотив преобладал у 3 человек из 22, что составило 14%.
Из диаграммы видно, что у большинства обучающихся преобладает мотив самоопределения и самосовершенствования.
Насторожённость вызывает тот факт, что у 3 (14%) обучающихся среди мотивов учебной деятельности выражен мотив избегания неудач, который характеризует направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения. Является противоположностью мотива достижения успеха, который характеризует направленность личности на решение поставленных задач.
Какие «минусы» в себе содержит мотив избегания неудач:
Стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;
Боязнь начать новое дело, что ведёт к упущенным возможностям;
Постепенно стиль мышления «от плохого» может стать привычкой – это означает заниженную самооценку, отсутствие веры в себя, отсутствие радости жизни и так далее.
Методика диагностики уровня тревожности (Р. Кондаш)
По результатам анализа полученных данных можно констатировать следующее:
У 4 (18%) обучающихся выявлен очень высокий уровень тревожности, у 2 (8%) высокий уровень, повышенный уровень общей тревожности у 4 (18%), у 5 (24%) обучающихся уровень общей тревожности в норме и у 7 (32%) обучающихся наблюдается чрезмерное спокойствие.
При анализе структуры тревожности можно отметить, что у 4 (18%) обучающихся выявлен очень высокий уровень школьной тревожности, так же ещё у 2 (8%) обучающегося выявлен высокий уровень школьной тревожности. Повышенный уровень школьной тревожности выявлен у 2 (8%) обучающихся.
Высокий уровень самооценочной тревожности выявлен у 3 (14%) обучающихся, повышенный уровень у 3 (14%) обучающихся. Очень высокий уровень самооценочной тревожности у 4 (18%) обучающихся.
Очень высокий уровень межличностной тревожности выявлен у 2 (8%) обучающихся. Повышенный уровень межличностной тревожности выявлен у 4 (18%) обучающихся. Высокий уровень межличностной тревожности выявлен у 2 (8%) обучающихся.
Обучающиеся с высокой и повышенной тревожностью требуют особого внимания. Тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.
Следует также обратить внимание на обучающихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Рекомендации.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха, ободрение при неудачах. Снижение ответственности в стрессовых условиях, на соревнованиях.
Построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
Консультативная и просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями юношеского возраста, тактикой общения и помощи детям.
Продолжить работу по формированию классного коллектива с учётом данных психологической диагностики.
Способствовать принятию позиции ученик-старшеклассник, принятию требований учителей - предметников.
Педагог-психолог: Печавина А.А.