АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ
СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
на уроках физической культуры
Учитель:Синицина Е.А.
Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность и характеризуется высокой моторной плотностью.
Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок строится на основе использования как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.
От качества урока в первую очередь зависит реализация требований ФГОС. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Программа по физической культуре ориентирует на учет индивидуальных особенностей детей с умственной отсталостью и ТМНР, усиление оздоровительного эффекта.
Для увеличения мотивации нужна стимуляция, нестандартные ситуации, свежие движения. И в этом мне помогают активные методы обучения. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в процессе активной практической деятельности. Активное обучение строится на игровом и творческом характере, позволяет полностью усвоить учебный материал, эффективно решать задачи урока, достигать поставленной цели.
Наиболее эффективные активные методы обучения учащихся на уроках физкультуры мне хочется представить.
- Урок–игра. На таких уроках большее время отводится подвижным и спортивным играм. Игры – это источник радостных эмоций, которые содействуют расширению сенсорной сферы ребенка, развитию мышления и самостоятельности действий, взаимовыручки, смекалки, быстроты и ловкости, стремление к победе, работе в команде и т.д. Часто на уроке применяю разнообразное игровое оборудование, которое еще больше увлекает детей игрой.
ВИДЕО
Самостоятельные игры детей провожу с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся, формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
-Урок-соревнование. Соревнования включаются на разных уровнях подготовленности обучающихся. Соревновательные моменты способствуют развитию физических качеств, развитию познавательного интереса, повышает степень эмоционального воздействия, стимулирует активность на занятии.
ФОТО, ВИДЕО
Квест-урок
Больше всего детям нравится квест-урок. Весь урок построен на командной игре. Дети переносятся в мир прекрасных и увлекательных путешествий. Они могут быть капитанами, машинистами и т.д. Самостоятельно решать те или иные задачи на уроке, помогать справится с заданием своим одноклассникам.. Смысл квеста заключается в выполнении всевозможных заданий, которые развивают не только быстроту, ловкость, но и эрудицию, сообразительность и нестандартное мышление.
Целью выполнения каждого задания является получение уникального кода, который дает право команде получить следующее задание. Конечный результат квеста, как игры, является выполнение всех заданий.
В эмоциональном плане квест-урок дарит хорошее настроение, общение между учащимися, дает возможность проявить свои индивидуальные возможности. Дети учатся сопереживать за команду, совместное стремление к победе, взаимовыручка в команде.
На занятиях адаптивной физической культуры квест-игры применяю при закреплении и совершенствовании определенных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкость, координации.
Далее я предлагаю вам видео фрагмент квест урока АФК «Путешествие в город ЗДОРОВЬЯ»
Учащимся было предложено отправиться в путешествие по городу Здоровья, используя карту. Но карта была заколдована и разорвана злодеями микробами. Чтобы собрать карту, надо выполнить задания. При правильном выполнении часть карты будет появляться.
К путешествию готовы?
В ходе квест-урока ребята учатся применять двигательные умения и навыки, использовать полученные ранее специальные физкультурные знания в нестандартных ситуациях.
Ребёнок учится совместно с педагогом проводить самоанализ своих физических возможностей качеств, умений и навыков, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата: выносливости, быстроты, силы или координации. Э
то тем более важно, потому что Квест, как универсальная игра которая создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.
В квест -игре учащиеся выполняют разнообразные упражнения с максимально возможной скоростью в условиях проведения различных игр с предметами и без.
Упражнения выполняются спокойно, без излишних напряжений.
При этом квест- игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков.
По окончании квеста «Путешествие по городу ЗДОРОВЬЯ» дети собрали все части карты, сложили ее, вспомнили, на каких улицах побывали, что делали и какую пользу для здоровья получили, побывав на каждой улице города. И в конце решили подарить карту города ЗДОРОВЬЯ следующим ученикам, чтобы они тоже побывали в этом городе.
При прохождении игровых квестов видно, что у обучающихся стало больше мотивации к выполнению упражнений, что говорит о целесообразности применения подобных активных методов на занятиях физической культуры у обучающихся с ТМНР.
Таким образом, интерес к урокам физической культуры значимо повышается, когда педагог и ученик добиваются сдвигов в обучении благодаря двигательным действиям и развитию двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учеников.
Использование активных методов обучения на уроках физкультуры помогает добиться более высоких результатов образовательного процесса, увеличивая мотивацию обучения и интерес детей к урокам , актуализируя личность ребёнка, сохраняя показатели физического и психического здоровья.