Использование самостоятельной работы обучающихся на уроках географии как средства
повышения осознанности знаний.
Тихонова Татьяна Анатольевна, учитель биологии, географии, истории
Высшая категория
ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»
Аннотация: Самостоятельная работа обучающихся является одним из компонентов обучения в школе. Это эффективное средство решения образовательно-воспитательных задач. Кроме того, это необходимое звено процесса усвоения знаний. Она позволяет вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся; осуществлять переход от простых знаний к более сложным; развивать мышление и творческие способности каждого ученика, помогает применять полученные знания на практике.
Школьный урок – основная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Именно на уроке осуществляются педагогические и методические цели и задачи обучения и воспитания. Одним из основных условий эффективности повышения осознанности знаний, по моему мнению, является самостоятельная работа учащихся на уроке. Учебный предмет география предоставляет большие возможности для развития у учащихся самостоятельности и выработки жизненно важных практических умений и навыков. К сожалению, система самостоятельных заданий для специальной коррекционной школы не разработана, поэтому учителю приходится самому, исходя из программного материала и обеспечения, разрабатывать подобные задания.
Целью исследования было выяснить, как система самостоятельных работ влияет на усвоение учащимися знаний по географии, и каковы оптимальные условия выполнения самостоятельных заданий. С этой целью был проведен мониторинг знаний учащихся параллельных классов в течение трех лет.
За исключением особой системы самостоятельных работ и специальной методики их проведения, что и составляло сущность эксперимента, условия, в которых работали оба класса, были одинаковыми.
Организуя работу в экспериментальной классе, я стремилась увеличить долю самостоятельных работ на уроках и обеспечить их разнообразие. Проводились самостоятельные работы на всех этапах урока, применяя различные дидактические методы. Строились самостоятельные работы по системе, предусматривающей их усложнение. И, кроме того, учитывались индивидуальные особенности учащихся.
В контрольном классе в соответствие с традиционной методикой самостоятельные работы проводились в основном на этапе закрепления материала.
Учащимся сначала объяснялись вопросы, связанные с самим выполнением работ. Затем предлагались план либо контрольные вопросы, либо тесты, либо алгоритм выполнения работы. Главное условие в выполнении самостоятельной работы – систематичность и положительное отношение к самой проделываемой работе. Кроме того, необходимо обучать учащихся последовательно выполнять те или иные задания, использовать в работе ранее усвоенные приемы при выполнении новых заданий.
Все эти условия должны неукоснительно соблюдаться в процессе работы, имея в виду, что последующие условия работы должны предваряться предыдущими.
Один из наиболее важных моментов работы – это обучение приемам последовательного выполнения самостоятельного задания. Умственно отсталые учащиеся не могут воспринимать самостоятельные задания в целом, не могут заранее представить последовательность этапов предстоящей работы, не умеют правильно оформлять результаты работы, да и просто таблицу начертить для них порой большая проблема. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили содержание задания, правильно и точно подобрали материал или географическую карту и другой учебный материал, необходимый для выполнения задания, научились работать коллективно и сумели оформить результаты задания. Как правило, перед выполнением задания необходимо провести вступительную беседу, направленную на актуализацию знаний, необходимых для выполнения задания, на приведение знаний в определенную систему. С этой целью можно попросить учащегося прочитать задание вслух и пересказать его содержание, ответив на вопрос, с чего надо начинать выполнение задания, определить, какой материал необходим при этом. Таким образом, мы выделяем этапы его выполнения. При активной помощи учителя у учащихся создавались определенные представления содержании задания в целом, они учились анализировать его, и постепенно складывалось представление о ходе его выполнения. Для работы с картой предварительно учились читать карту, выполнять различные задания, пользуясь картами разного вида, а также настенными и настольными контурными картами. Для этого и при проверке знаний, и перед изучением нового материала мы повторяли условные знаки и обозначения различных карт, предлагала учащимся задания-путешествия с описанием, характеристикой отдельных территорий, сопоставляли изображения одной и той же территории на различных видах карт. Огромную положительную роль при работе с картами оказали настенные контурные карты, которые вначале вызывали только непонимание и страх, а затем стали любимой формой работы на уроках географии и во многом помогли усвоению материала, например о климате, занятиях населения, растительном и животном мире природных зон и материков. В девятом классе карты стали помощниками в изучении промышленных комплексов и закономерностей размещения предприятий от залегания полезных ископаемых. Такая работа на уроке не только учила понимать карту, способствовала формированию определенных навыков работы с нею, но и подготавливала учащихся к восприятию нового материала. На первых этапах выполнения самостоятельных работ я давала указания к использованию определённых карт или иллюстраций в самом содержании задания. Например: «Пользуясь условными обозначениями физической карты России, определить, какие горы выше: Уральские или Кавказские (Алтайские), какое море глубже Черное или Балтийское» и т.д. «По карте природных зон России определите, в какой части страны лесная зона шире», «Пользуясь цветным рисунком в учебнике (в таблице) расскажите о природной зоне тундры» и т.д.
Очень важно умение учащихся работать над заданием коллективно, включая в работу не только сильных учащихся, но и слабых, пассивных. Здесь очень важна инструкция учителя, уровень самостоятельности учащегося, его умение использовать знания в практической деятельности. Необходимо давать инструкции, учитывая индивидуальные особенности учащихся и степень их подготовленности к выполнению самостоятельной работы. Так учащимся с высоким уровнем самостоятельности – обобщающие инструкции, со средним уровнем – поэтапная с обобщающей. По текущей инструкции выполняют работу и учащиеся с низким уровнем самостоятельности.
В ходе работы по проведению самостоятельных работ у учащихся разных классов выяснилось, что не все учащиеся готовы к коллективному труду, одни просто предпочитают отсидеться, а другие равнодушны к любому предложенному заданию. Но к середине учебного года такая картина осталась в классе, где самостоятельные работы не носили систематического характера, и, наоборот, в классе, где самостоятельные работы стали неотъемлемой частью учебного процесса, учащиеся с удовольствием брались за любую предложенную работу и хорошо ее выполняли. Так рассказ о государстве по предложенному мной плану, они научились составлять и устно, и письменно в считанные минуты. Проверяя самостоятельную работу, можно разобрать ее вместе с учителем, либо один из учащихся (или несколько) разбирают ее и делают выводы. Когда ход выполнения задания был усвоен всеми детьми, они приступали к оформлению работы (контурные карты, схемы, таблицы, опорные схемы, устный рассказ и т.п.).первые новые работы, выполнение которых требовало ранее усвоенных приемов, учащиеся делали со значительной помощью учителя, где я подробно разъясняла, показывала и даже выполняла задания вместе с детьми, а затем следила за выполнением задания каждым учеником. По мере того, как дети овладевали приемами работы, моя помощь уменьшалась. Такая организация самостоятельной работы построена на принципе постепенного перехода от действий, которые учитель показывает детям, к действиям, требующим полной самостоятельности со стороны учащихся. Итоги такого обучения положительно сказались не только на умении выполнять самостоятельные работы, но и на результатах. Учащиеся, где подобные работы проводились систематически, вскоре заметно опережали по уровню знаний и оценкам учащихся, где подобные задания проводились от случая к случаю.
По результатам контрольных работ можно говорить, что учащиеся усвоили материал и в дальнейшем смогут самостоятельно находить его в учебнике или на карте. Так учащиеся экспериментального класса очень быстро научились давать характеристику государства, работая с учебником и планом, предложенным учителем. В план включались следующие вопросы: 1. Название государства. 2. Площадь. 3. Население. 4. Столица. 5. С какими государствами граничит. 6. Поверхность. 7. Полезные ископаемые. 8. Реки. 9. Климат. 10. Природные условия. 11. Промышленность. 12. Сельское хозяйство. 13. Какие народы проживают. 14. Крупные города. 15. Достопримечательности.
Зачастую, чтобы выполнить задание, учащимся надо было, во-первых, зная условные обозначения физической карты, определить границы, найти значки полезных ископаемых и их название, найти реки, определить, что влияет на климат страны. Кроме того, исходя из того, что добывают, определить, какие отрасли промышленности могут развиваться и почему и как влияет климат и формы поверхности на развитие сельского хозяйства. Чтобы ответить на некоторые вопросы, необходимо прочитать дополнительную литературу либо внимательно послушать рассказ учителя.
Результаты контрольных работ, выполненных после проведения самостоятельных работ, свидетельствуют о том, что уровень знаний и самостоятельности намного выше в том классе, где самостоятельные работы стали традиционными (54% и 20,9% соответственно).
Учащимся предлагаются различные задания. Например: 1. Пользуясь картой природных зон России, определите, какие полуострова Северного Ледовитого и Тихого океанов расположены полностью в зоне тундры, какие – в нескольких природных зонах. 2. Пользуясь картой, сравните зону тундры и лесной зоны. Чем лесная зона отличается от тундры? 3. Дайте характеристику природы тундры, используя иллюстрации, картины и другую наглядность (коллекции и гербарии). Условия первого задания требовали знания границ различных природных зон. Условия второго задания требовали систематизации имеющихся знаний, перечисления признаков сходства и различия, умения сделать вывод. Условия третьего задания требовали умения анализировать картину (иллюстрацию) и сделать соответствующий вывод. Правильные ответы на все вопросы составили 56,2%; 43,7% ответили правильно, но неполно, и 4,1% не выполнили задания. В контрольном классе только 25% выполнили правильно, а 20,8 – неправильно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование на уроках географии продуманной системы самостоятельных работ способствует более сознательному и прочному усвоению материала. При этом необходима дифференциация задания в условиях даже одного класса. И самое главное – наличие обратной информации, которая дает возможность установить степень положительного воздействия различных приемов, применяемых на уроке.